litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Образование высшее профессиональное


НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ, НАРКОЛОГИЯ

По специальности: 051301 – Общая медицина


Объем часов – 405


Министерство Здравоохранения Республики Казахстан


Астана

2010



Предисловие


  1. Разработана и внесена Республиканским центром инновационных технологий медицинского образования и науки Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Казахским национальным медицинским университетом им. С.Асфендиярова, АО «Медицинский университет Астана», Карагандинским государственным медицинским университетом, Государственным медицинским университетом г.Семей, Западно-Казахстанским государственным медицинским университетом им. М.Оспанова.




  1. Введена впервые




  1. Типовая учебная программа разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования 2006г. по специальности 051301 - «Общая медицина».




  1. Типовая учебная программа утверждена приказом и.о.Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2010г. №731.



Содержание


1.

Пояснительная записка………………………………………………...

4

2.

Содержание дисциплины…………………………………………... …

6

3.

Методы обучения и преподавания …………………………………...


8

4.

Оценка знаний………………………………………………………. …

8

5.

Оборудование и оснащение……………………………………………

8

6.

Распределение часов дисциплины…………………………………. …

9

7.

Рекомендуемые тематические планы занятий………………………..

9

8.

Список рекомендуемой литературы…………………………………..

14

9.

Авторы…………………………………………………………………..

16



Настоящая типовая программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства здравоохранения Республики Казахстан

1 Пояснительная записка


Введение

Неврология, психиатрия и наркология являются специальностями, имеющими общие объекты исследования, которыми являются центральная и периферическая нервная система, психические функции и особенности формирования зависимости личности.

Без понимания роли невролдогии в природе заболеваний нельзя эффективно проводить диагностику и лечение наиболее актуальных заболеваний нервной системы. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности должен стать не только больной, но и его семья.

Психиатрия является одной из важнейших и актуальных дисциплин медицины. Современная психиатрия имеет границы с социальной политикой, культурологией, поведенческими науками, биологическими науками и общей медициной. Внутри этих границ располагаются разделы современной психиатрии – охрана психического здоровья, организация психиатрической помощи, социальная психиатрия, клиническая психиатрия, в том числе геронтопсихиатрия и психиатрия детского (в т.ч. микропсихиатрия) и подросткового возраста.


Современный врач общей медицины должен уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи.


Цель дисциплины: формирование знаний и умений по общим принципам диагностики, и лечения основных неврологических, психических заболеваний и болезней зависимости, оказанию неотложной помощи при ургентных состояниях, а также вопросов профилактики и реабилитации.


Задачи дисциплины:


  • познакомить с основами организаций неврологической, психиатрической и наркологической помощи населению;

  • познакомить студентов с основами клинической диагностики неврологических заболеваний, психических и поведенческих расстройств;

  • научить студентов методике обследования нервной и психической системы здоровых и больных людей с последующей оценкой статуса;

  • познакомить с основами нейрофункциональной, лабораторной и экспериментальной психологической диагностики нервных и психических болезней.

  • познакомить с психосоматическими и соматопсихическими взаимовлияниями и психогенными расстройствами.

  • познакомить с современными принципами лечения и реабилитации неврологических, психических расстройств и болезней зависимости с позиций доказательной медицины.

  • сформировать основы профилактики неврологических заболеваний, психогигиене и психопрофилактике психических расстройств и болезней зависимости.


Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

  • основные принципы организации неврологической, психиатрической и наркологической помощи населению;
  • основные современные методы исследования, применяемые в неврологии, психиатрии и наркологии;


  • основные симптомы и синдромы неврологических, психических и наркологических расстройств;

  • основные принципы лечения и профилактики в неврологии, психиатрии и наркологии.


уметь:

  • собрать анамнез больного;

  • выявлять симптомы неврологических, психических и наркологических расстройств;

  • оценить неврологический, психический, наркологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста;

  • выбрать основные современные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования больного;

  • установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;

  • работать в команде.


владеть навыками:

  • диагностики основных неврологических, психопатологических и наркологических симптомокомплексов;

  • диагностики состояний, угрожающих жизни и оказания первой помощи при неврологических, психических, и наркологических расстройствах;

  • проведения мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни.



Пререквизиты и постреквизиты дисциплины


Пререквизиты дисциплины: основы психологии, анатомия-2, коммуникативные навыки-2, патологическая анатомия, фармакология, введение в клинику-2, основы доказательной медицины, внутренние болезни, детские болезни.

Постреквизиты дисциплины: скорая неотложная медицинская помощь, общая врачебная практика, интернатура по общей врачебной практике.


2 Содержание дисциплины*

Введение


БЛОК №1

Лекционный блок

Лекции

Содержание лекций должно отражать современные тенденции медицинской науки.


БЛОК №2 Неврология

Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностной и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения. Произвольные движения и их расстройства. Методики исследования. Центральный и пери феерический параличи. Семиотика поражения корково-мышечного пути в зависимости от уровня. Экстрапирамидная система. Кольца взаимообратной связи. Методы исследования. Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Мозжечок. Исследование координации движений и синдромы их расстройств. Черепно-мозговые нервы. Исследования функций черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения. Альтернирующие синдромы. Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Надсегментарный и сегментарный отделы ВНС. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств. Лимбические эмоциональные кольца. Лимбический синдром Клювера-Бюси.


БЛОК №3 Неврология

Дополнительные методы обследования неврологических больных. Опрос больного и разбор схемы истории. Воспалительные болезни ЦНС. Менингиты: бактериальные, вирусные и смешанные. Туберкулез (туберкулезный менингит, туберкулома). Клещевой вирусный энцефалит. Эпидемический энцефалит Экономо. Полиомиелит. Миелит. НейроСПИД. Цереброваскулярные болезни. Классификация. Факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения: транзиторные ишемические атаки и гипертонический церебральный криз.

Инфаркт мозга. Внутримозговое кровоизлияние. Субарахноидальное кровоизлияние. Артерио-венозные мальформации. Последствия цереброваскулярных болезней. Хроническая ишемия мозга. Заболевания периферической нервной системы. Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные заболевания нервной системы. Эпизодические и пароксизмальные расстройства сознания. Эпилепсия. Классификация (Киото, Нью-Дели). Клиническая картина в зависимости от вида приступа. Эпилептический статус. Расстройства вегетативной нервной системы. Мигрень.



БЛОК №4 Неврология

Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз. Острая рассеянный энцефаломиелит. Лейкоэнцефалиты (болезнь Краббе, Девика, Ван-Богарта, Шольца, Шильдера). Дегенеративные атрофии головного мозга. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственные атаксии Пьера-Мари, Фридрейха. Боковой амиотрофический склероз. Экстрапирамидные двигательные нарушения функций движения. Болезни нервно-мышечного синапса и мышц: невральные амиотрофии, миопатии, миастения. Пре- и перинатальные поражения нервной системы. Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. Новообразования. Травмы и другие последствия воздействия внешних причин. Расстройства сна. Соматоневрология: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.


БЛОК №5 Психиатрия

Предмет и задачи психиатрии. Этиология и распространенность психических и поведенческих расстройств. Принципы исследования и современные методы диагностики. Организация психиатрической помощи. Общая психопатология: расстройства восприятия, мышления, памяти, внимания, интеллекта. Общая психопатология: расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы, нарушения сознания.


БЛОК №6 Психиатрия

Классификация психических заболеваний. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Умственная отсталость. Сравнительно возрастные особенности. Шизофрения и аффективные расстройства. Сравнительно возрастные особенности.


БЛОК №7 Психиатрия

Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями. Расстройства личности. Сравнительно возрастные особенности.


БЛОК №8 Наркология

Предмет и задачи наркологии. Понятие и классификация психоактивных веществ. Этиология и распространенность наркологических заболеваний. Принципы исследования и современные методы диагностики. Организация наркологической помощи.



БЛОК №9 Наркология

Основные наркологические синдромы. Алкоголизм. Металкогольные психозы. Сравнительно возрастные особенности. Наркомании и токсикомании. Сравнительно возрастные особенности.


Примечание:

* - до 20% содержания дисциплины может быть изменено вузом.

** - рекомендуется при ротации блоков соблюдать последовательность изучения внутри дисциплины.


  1. Методы обучения и преподавания

  • Лекции: обзорные, проблемные.

  • Практические занятия: устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь.

  • Самостоятельная работа студентов (СРС): курация больных, работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, подготовка презентаций, подготовка дифференциально-диагностических карт.




  1. Оценка знаний

  • Текущий контроль: решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных.

  • Рубежный контроль: тестирование.

  • Итоговый контроль: устный экзамен, тестирование и прием практических навыков.




  1. Оборудование и оснащение

  • Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

  • Оснащение: таблицы, слайды, видеофильмы и DVD-фильмы, электронные носители информации, МРТ, КТ и рентген снимки, заключения, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач, муляжи, неврологические молоточки, циркуль Вебера, камертоны, тип-термы, симуляционный центр.
  • Клиническая база: неврологические отделения стационаров, психиатрические и наркологические диспансеры.





  1. Распределение часов дисциплины*




Общее количество часов

Аудиторные часы

СРС

Всего

Лекции

Практические занятия

Неврология

152

102

12

90

50

Психиатрия

152

102

12

90


50

Наркология

101

66

6

60

35

405

270

30

240

135



следующая страница >>