litceysel.ru 1 2 3 4





Введение

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Приобщение к всестороннему познанию родного края должно начинаться с детства. Именно в эти годы ребята учатся трепетно относиться к его прошлому и настоящему, строить планы на будущее. Знакомство с историей возникновения и развития родного края – интересное и увлекательное дело, расширяет кругозор, обогащает духовный мир, воспитывает уважение к историческому прошлому, людям старшего поколения, учит сохранять культурные традиции, природу. Полученные знания помогут детям при обучении в школе, могут послужить основой для дальнейшего выбора профессии.

Пояснительная записка.

Уважение к культурному наследию своего народа – одна из форм проявления внутренней культуры человека. Поэтому работа объединения нацелена на приобщение ребят к национальной культуре, ее традициям через изучение истории родного края, краеведческой деятельности. Объектом краеведения являются культурные и бытовые особенности края, а также происхождение, изменение и развитие этих особенностей. Изучаются поселения, их внешний облик и внутренние различия, жилища и различные постройки, зодчество, нравы, обычаи и обряды, народное творчество. Юные краеведы ведут непосредственное наблюдение, беседуют с жителями, изучают документальный материал. Большое место отводится изучению своей родословной, составлению генеалогического древа.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл программы «Краеведение».

Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей среднего и старшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа(1 год обучения – 144 часа), 2, 3 и 4 год обучения 3 раза в неделю по два академических часа (216 часов).

Обращение к славным страницам истории родного края, его традициям и обычаям, исконному образу жизни села, его культурному наследию открывает огромные возможности для проведения воспитательной работы с детьми, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности.


Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями. Важную роль играют посещение библиотек, встречи с ветеранами и коренными жителями поселений.

На занятиях применяется демонстрация фотографий, видеофильмов, других наглядных материалов.

Цели:

  • совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;

  • активное приобщение к исследовательской деятельности по изучению родного края;

  • сохранение исторической памяти, лучших традиций народа.



Задачи:


    1. Ознакомление детей с историей «малой родины», с основами современной генеалогии.

    2. Приобщение к обычаям и традициям русского народа, формирование активной жизненной позиции.
    3. воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края





следующая страница >>