litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Перечень программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами,


рекомендованных Федеральным экспертным советом при Минобразования России

по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами

(составлен по материалам сборника программ

«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними» и Интернет-ресурсов)




Название программы

Авторы, выходные данные

Возрастная категория

Цель, задачи программы

Краткая аннотация

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних


1.

Полезные привычки. Программа по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми

Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. по кн.: Полезные привычки: Учеб. Пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Материалы для учителя/Под ред О.Л.Романовой .- М., 1998

учащиеся начальной школы

Цель: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:
  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.


  2. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  3. Учить детей эффективно общаться.

  4. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.




Программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.

В программе «Полезные привычки» для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом. Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два - доступной ученикам начальной школы по возрасту информации о табаке и алкоголе.

Учебные материалы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми для начальной школы "Полезные привычки" включают: (1) материалы для учителей, (2) рабочие тетради для учеников, (3) материалы для родителей и (4) плакат.

"Полезные привычки" создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практичные материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Содержание уроков в "Полезных привычках" развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе.


2.

Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников


кн.: Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация  педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников, пособие для учителей младшей школы, под ред. М.М. Безруких СПб, изд-во Образование-Культура,1999г.


учащиеся

2-3 классов

Реализация общих задач:

- формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности, соблюдать законы здорового образа жизни;

- усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию;

- развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.

Реализация специфических задач:

- формирование у детей представления о негативном воздействии одурманивания на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования одурманивающих веществ;

- развитие отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркотизма;

- освоение приемов поведения, позволяющих избежать наркотизации.

Предлагаемый курс состоит из 24 занятий (по 12 уроков для каждого класса). Антинаркогенные занятия могут проводиться в рамках уроков естествознания, ОБЖ, а могут стать частью внеклассной работы.

Для каждого занятия разработан возможный план его проведения. В описании занятия содержится  информация, необходимая педагогу для подготовки, а также сведения, которые следует сообщить детям. Информирование учащихся  может быть организовано в виде мини-лекции или как фрагмент игр. Учитель может использовать при этом любую дополнительную информацию.

Продолжительность занятия не должна превышать 25-30 минут. При этом описание большинства занятий содержит избыточный объем информации и предлагаемых форм организации. Это даст педагогу возможность самостоятельно определять содержание занятия, отбирая наиболее интересные и важные, с его точки зрения, компоненты, учитывать особенности конкретной детской аудитории.


По желанию педагога одна тема может рассматриваться в течение двух занятий.

К разработкам занятий прилагаются специальные тетради «Волшебные уроки в стране Здоровье» с заданиями для самостоятельной работы детей. Эти задания носят творческий характер, предполагающий возможность активного включения школьника в процессе антинаркогенной подготовки.


3.

Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников «Волшебная страна  Чувств»


Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления ПАВ, под науч. ред. Л.М. Шипициной –СПб, Речь, 2003г.

младший школьный возраст.

В группу набирается не более 7 детей 6-7 лет, школьников старше 8-9 лет можно объединять в группы по 9-12 человек.

Программа нацелена на решение общих задач, напрямую не затрагивающих проблем употребления ПАВ и специфических задач, напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ.


Программа предполагает проведение 14 занятий: 12 тематических и 2 диагностических. Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа. Режим работы с детьми 6-8 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут.

Проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах, на курсах повышения квалификации по направлению «Профилактика зависимого поведения».

В программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:

- сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

- арт-терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

- визуализация;


- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

- телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

- игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

- моделирование и анализ проблемных ситуаций;

- беседа.


Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем и старшем подростковом возрасте

4

Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами.


Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.

Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие дл классных руководителей под ред. Н.П.Майровой, СПб, «Образование-Культура», 2002г.

учащиеся 5-7 классов

Цель: развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Жизненно важные навыки – основа психосоциальной компетенции.

Задачи:

  • Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.

  • Обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.




Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся:

1-я часть программы включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей:

  • Навыки общения и взаимодействия;
  • Навыки самооценки и понимания партнера;


  • Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

  • Навыки принятия и исполнения решений;

  • Навыки работы с информацией;

  • Навыки творчества.

2-я часть посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.

Занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако, занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних  каникулах.

5

«Перешеек». Учебно-профилактическая программа.

Ананьев В.А., российско-германское учебное пособие Легальные и нелегальные наркотики: Практическое руководство по ведению уроков профилактики среди подростков.

учащиеся старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста, в группах по 8-10 человек

Цель: первичная профилактика наркозовисимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни.


Данное пособие является частью целостной программы «Психология здоровья в школе» и предлагает методический подход к проведению занятий по профилактике наркологических заболеваний, основанный на активных методах социально-психологического обучения.

В программе материалы собраны по принципу «кирпичиков». Это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В каждом тематическом комплексе представлены различные методы. Состоит из трех разделов:

1. Информационный раздел.

2. Раздел личностного роста.

3. Методический раздел.

Реализует программу психолог


6

«Формирование здорового жизненного стиля». Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи

Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи, методические рекомендации, Гатчина, ООО «Латона», 2002г.

учащиеся старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста

Цель: развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи; разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди подростков; разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди подростков; развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления ПАВ из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей; разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия; подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления ПАВ в регионе.

Состоит из четырех разделов:

1. Информационный раздел.

2. Когнитивное познавательное развитие.

3. Развитие личностных ресурсов.

4. Развитие стратегий и навыков высокофункционального поведения.

В процессе реализации программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также  родителями.

Предполагаемые результаты.

1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.


2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

4. Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы.

5. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.


7

«Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической зависимости

Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет, М. 2000г. – серия «Работающие программы»

учащиеся 9-12 лет.




Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели. В летних оздоровительных учреждениях допускается проведение одного урока в день.

Проводить занятия могут специалисты, имеющие базовое психологическое образование и опыт тренинговой  работы с подростками.

Основным принципом построения программы является строгий учет особенностей ребенка, а именно:

  • данный период является «пиком» эмоционального развития психики развития;

  • в этом возрастном периоде помимо когнитивных и простых коммуникативных установок, бурно развивается коммуникативная компетентность, а ближе к возрасту 13 лет начинают прослеживаться гедонистические установки.

Разработанные занятия для подростков – 33 занятия по 40-45 минут.

8

Курс профилактических занятий для подростков. Программа «Путешествие во времени»

Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени», методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков, М., 2000г. серия «Работающие программы»


группы по 10-15 человек


Ведущие цели программы:

  • помочь подросткам осознать временную перспективу жизни, осознать эмоциональную привлекательность будущего без зависимостей. Осмыслить свое настоящее через призму будущего;

  • создать условия, способствующие приобретению подростками нового положительного социального опыта для личного развития в процессе группового содержательного общения.




Работа в программе предполагает цикл из 10 групповых занятий (20 часов), объединенных общей тематикой и направленных на достижение определенных целей, значимых и принимаемых самими подростками – участниками групповых занятий.

Программа может быть использована педагогами, практическими психологами в системе образования, социальными работниками и социальными педагогами в работе с подростками и старшими школьниками.



следующая страница >>