litceysel.ru
добавить свой файл
1 2


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


Направление подготовки

035700 - ЛИНГВИСТИКА


Профиль подготовки

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой русского языка

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой _____________________________________



Москва

2012

Составитель: Алексеенкова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, зав.кафедрой русского языка НОУ ВПО «МПСУ».

Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 035700 «Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачету и экзамену.


Рецензент: Сухачева И.П, канд.пед.наук.



  1. Цели освоения дисциплины
  • освоение студентами базовых позиций курса;


  • выработка у обучающихся навыков сравнительного и критического анализа источников литературы по курсу;

  • подготовка студентов к самостоятельному освоению научных источников по предложенным темам;

  • формирование системы знаний по курсу, умение студентов работать с каталожной системой библиотеки.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Индекс дисциплины по ФГОС — Б3.Б.01.

Дисциплина «Основы языкознания» относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплины, с которыми соотносится данный курс: «Русский язык и культура речи», «Стилистика», «Лексикология», «История языка», «Практический курс иностранного языка».


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Настоящая программа составлена на основе компетентностного подхода и предназначена для обучения по квалификации «бакалавр».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

  • умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции (ОК-8);
  • стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);


  • понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знания основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования родного и иностранного языков, их функциональных разновидностей (ПК-1);

  • владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания — композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

  • умеет свободно выражать свои мысли, адекватно использует разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

  • владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

В результате освоения содержания модуля (дисциплины) студент должен

знать:

− основные разделы языкознания;

  • уровни лингвистического анализа;

  • языковые изменения (в историческом аспекте);

  • методы лингвистических исследований;

  • историю формирования науки о языке;

  • систему взглядов ученых разных стран на явления языкового плана (языкознание в Древнем мире, в Средние века; современное языкознание);

  • ведущие направления в лингвистике в конце 20- начале 21вв.;

  • учение о языковом знаке.

уметь:

  • ориентироваться в устных и письменных речевых ситуациях, в поиске необходимой литературы по теме исследования;
  • в необходимых случаях корректно использовать справочную литературу, комментарии, ссылки, сноски и т. д.;


  • применять методы самоконтроля для повышения культурного уровня, критической оценки своих достижений ( в рамках данной дисциплины);

  • подбирать необходимую литературу и источники для подготовки к выступлению и для оппонирования;

владеть:

  • умениями вести научную беседу, обмениваться информацией;

  • навыками грамотной устной и письменной речи ( на базе научного стиля);

  • умениями составлять (готовить) научное сообщение — доклад, реферат, резюме, эссе и др.;

  • персонально значимыми жанрами устной и письменной речи, которые необходимы для свободного общения в профессиональной сфере.




  1. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.


Очная форма обучения(срок обучения 4 года)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа


Курсовая работа

Лекции

Лаб. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Объект и основные проблемы языкознания

2

13

3

-

2

2

6

-

-




2

Уровни лингвистического анализа

2

13

3

-

2

2

6

-

-




3

Язык как знаковая система

2

13

3

-

2

2

6

-

-




4

Язык и сознание. Язык и мышление.

2

15

3

-

3


3

6

-

-




5

Язык и общество.

2

18

4

-

3

3

8

-

-







Итого:




72

16

-

12

12

32







зачет

6

Языковые изменения.

3

18

2

-

2

2

12

-

-




7

Методы лингвистических исследований.

3

18

2

-

2

2

12

-


-




8

Языкознание в Древнем мире.

3

18

2

-

2

2

12

-

-




9

Языкознание в 19 веке.

3

18

2

-

2

2

12

-

-




10

Отечественное языкознание в 20 веке

3

18

2

-

2

2

12

-

-




11

Современное языкознание

3

18

2

-

2

2

12

-

-





Итого





108

12

-

12

12

72







экзамен




Всего




180

28




24

24

104












Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО


Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаб. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Объект и основные проблемы языкознания

4

13

-

-

-

-

13










2

Уровни лингвистического анализа

4

13

1

-

-

1

11

-

-




3

Язык как знаковая система

4

13

-

-

-

-

13


-

-




4

Язык и сознание. Язык и мышление.

4

15

-

-

-

1

14

-

-




5.

Язык и общество

4

18

1

-

-

1

16










6

Языковые изменения.

4

18

-

-

-

-

18

-

-




7

Методы лингвистических исследований.

4

18

-

-

-

1


17

-

-




8

Языкознание в Древнем мире.

4

18

1

-

-

-

17

-

-




9

Языкознание в 19 веке.

4

18

-

-

-

1

17

-

-




10

Отечественное языкознание в 20 веке

4

18

-

-

-

1

17

-

-




11

Современное языкознание

4

18

1

-

-


-

17

-

-







Итого




180

4







6

170







АКР, экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа


Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаб. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Объект и основные проблемы языкознания

1

13

-

-

-

-

13










2

Уровни лингвистического анализа

1

13

1

-

-

1

11

-

-




3

Язык как знаковая система

1

13

-

-

-

-

13

-

-





4

Язык и сознание. Язык и мышление.

1

15

-

-

-

1

14

-

-




5.

Язык и общество

1

18

1

-

-

1

16










6

Языковые изменения.

1

18

-

-

-

-

18

-

-




7

Методы лингвистических исследований.

1

18

-

-

-

1

17


-

-




8

Языкознание в Древнем мире.

1

18

1

-

-

-

17

-

-




9

Языкознание в 19 веке.

1

18

-

-

-

1

17

-

-




10

Отечественное языкознание в 20 веке

1

18

-

-

-

1

17

-

-




11

Современное языкознание

1

18

1

-

-

-


17

-

-







ИТОГО




180

4







6

170







Экзамен, АКР



Содержание разделов дисциплины



следующая страница >>