litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


Программа развития
государственного
образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева на 2009 – 2012 годы


Обсуждено: педагогическим советом школы.

Обсуждено: научно-методическим советом.

Утверждено: Советом школы,

Протокол №2 от 27.12.2008г.

Содержание программы

Введение.

Раздел 1. Анализ работы школы.


  • краткие сведения о школе;

  • история формирования и организационная структура школы;

  • социальные особенности школы;

  • конкуренция на рынке образовательных услуг: оценка ситуации и возможностей школы.

Раздел 2. Программная стратегия развития школы.

Раздел 3. Целевые программы.

  • «Самостоятельный ученик»

  • «Информатизация»

  • «Здоровый ученик»

«Раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного, патриотичного и здорового человека, готового к жизни в высокотехнологичном мире».

Введение.

Программа развития школы разработана на основании Закона «Об образовании», определяется стратегическими направлениями развития отечественного образования, охарактеризованными в Национальном проекте «Качественное образование», национальном проекте «Наша новая школа», а также перспективными направлениями развития региональной системы образования Москвы - программе «Столичное образование – 5».

Проектируемые существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования. В связи с этим программа развития школы разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования школьников.


XXI век, характеризующейся ускорением темпов развития общества поставило перед школой ряд вопросов, которые невозможно решить в рамках традиционных подходов.

Ориентация работы школы на усвоение обучающимися только определенной суммы знаний неэффективна. Сегодня школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Общество и государство поставили перед школой новые задачи.

Главным стало развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, формирование человека, который:


  • может работать в команде;

  • может принимать самостоятельные решения;

  • может проявлять инициативу;

  • умеет делать ответственный выбор;

  • умеет вести переговоры;

  • готов к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой;

  • оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

Раздел 1. Анализ работы школы.

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева является неотъемлемой частью образовательной системы. В своей деятельности школа руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Деятельность школы осуществляется исходя из принципа неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Образовательное учреждение стремиться к максимальному учету потребностей и склонностей учащихся. Интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников.

Краткие сведения о школе. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности №289920 от 26 марта 2008 года, Свидетельство об аккредитации образовательного учреждения № 008509 от 21 марта 2008 года.


К январю 2009 года в школе обучается 516 учеников. Персонал (педагогические, административные и технические работники) насчитывают 72 человека.

Педагогический коллектив отличается профессионализмом:

высшую квалификационную категорию имеют – 13 педагогов;

первую квалификационную категорию – 10 педагогов;

вторую квалификационную категорию – 9 педагогов.

В школе работают сотрудники, удостоенные знака «Отличник народного просвещения», имеющие знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», лауреат премии Президента.

Качественные характеристики педагогического коллектива постоянно улучшались:


  • увеличилось количество педагогов, работающих на постоянной основе;

  • выросла доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, в том числе первую и высшую;

  • многие сотрудники продолжают обучение в высших учебных заведениях.

В целом педагогический коллектив среднего возраста – средний возраст педагогов 42 года, пенсионеров 5 человек, 4 молодых специалиста.

История формирования и организационная структура школы.

Школа была построена и начала свою работу в 1967 году. Здание школы построено по типовому проекту. В мае 2006 года Распоряжением Мэра г. Москвы присвоено почетное наименование ГОУ СОШ № 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева.

В школе три подразделения: начальное, основное и среднее.

Школа расположена в 4 микрорайоне. Выгоды данного положения:

  • близость транспортных коммуникаций, ведущих в (из) другие микрорайоны округа и районы Московской области;

Позитивное значение указанных характеристик:

  • возможность привлечения учащихся. Проживающих в ближайшем Подмосковье;

На конец 2008 года географическое распределение мест проживания учащихся школы характеризуется следующим образом:


  • проживают в ближайших домах – 77%

  • проживают в других микрорайонах – 15%

  • проживают в близлежащих районах Подмосковья – 8%

Социальные особенности школы.

За последние три года увеличилось количество учащихся из многодетных и социально незащищенных семей, которые были поставлены на учет и обеспечены бесплатным двухразовым питанием. Это стало возможным в связи с увеличившейся суммой бюджетных средств на питание школьников.




2005/2006 уч.год

2006/2007 уч.год

2007/2008 уч.год

Многодетные семьи

30 ч.

28 ч.

48 ч.

Социально незащищенные

семьи

63 ч.

74 ч.

181 ч.

Малообеспеченные

семьи

52 ч.

41 ч.

69 ч.

Итого

145 ч.

143 ч.

298 ч.

Контингент учащихся многонациональный. В структуре контингента учащихся школы первое место занимают дети, представляющие семьи рабочих.

Конкуренция на рынке образовательных услуг: оценка ситуации и возможностей школы.


Вблизи школы находятся два образовательных учреждения, которые могут составить конкуренцию. Это ГОУ СОШ № 618 и ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1353.

Перспективы начальной школы можно считать устойчивыми, т.к. на протяжении ряда лет школа стабильно набирает два первых класса.

Перспективы средней школы менее устойчивы. Школы - конкуренты имеют классы с углубленным изучением предметов, начиная с 5 класса. Это делает их более привлекательными для родителей. Настоящая программа предполагает развитие инновационных технологий, использование их возможностей в образовании, чтобы сделать обучение в школе престижным и привлекательным для учащихся и их родителей.

Старшая школа испытывает трудности в связи с тем, что половина учащихся, заканчивающих 9-й класс и желающих продолжить обучение в 10-11 классах, не имеют мотивации к обучению, часто не знают куда пойдут после окончания школы. Все это приводит к тому, что педагогическому коллективу приходится работать с каждым учащимся индивидуально, объясняя, что лучше не терять времени и обучаться в среднем специальном учебном заведении. Не всегда удается убедить учащихся, а чаще их родителей. Тем не менее школа ежегодно набирает стабильно один большой 10 класс (30-32 человека).

Преимущества нашей школы:


  • Комфортные условия обучения (позитивный микроклимат школьного коллектива, уважительное отношение между учащимися и учителями);

  • Материальная база позволяет учителям проводить уроки на современном уровне (современный компьютерный класс, хорошая библиотека, телевизоры и видеомагнитофоны в большинстве кабинетов);

  • Разнообразные кружки и спортивные секции позволяют учащимся найти себе дело во второй половине дня.

  • Стабильный коллектив педагогических работников.

  • Возможности повышения качества образования.
  • Ясные стратегические направления во внутришкольном управлении:


    1. Оптимизация организационно-педагогических условий способствующих развитию гражданской активности и сознательности учащихся;

    2. Модернизация контрольно-оценочной системы школы.

Проблемы школы:

  • Недостаточное использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся (в том числе домашней работы);

  • Недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов.

  • Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования.

  • Необходимо новое оборудование и дополнительные площади для организации проектной деятельности учащихся.

  • Необходимо создание локальной школьной сети Интернет; создание административной локальной сети.

  • Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школы.

  • Возрастной состав педагогического коллектива (26 % составляют пенсионеры)

Возможности

  • Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, в том числе дополнительного и профессионального образования.

  • Адресное повышение квалификации педагогических кадров.

  • Освоение и внедрение в практику работы образовательного учреждения новых технологий внутришкольного управления.

  • Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школа.

Риск

Школа расположена в старой части Зеленограда, где наблюдаются неблагоприятные демографические изменения, связанные с миграцией населения в черте города (переезд семей в новые районы города из-за расселения квартир и оборудования их под нежилые помещения), наблюдается снижение наполняемости в классах. Данный риск обусловлен не только миграционными процессами, но и объективными трудностями модернизации образования, связанных в частности, с увеличением объема двигательной активности подростков, что сопряжено для школы с трудностями (отсутствие второго спортивного зала). Необходимость организации проектной деятельности учащихся предъявляет дополнительные требования к внутреннему пространству школы - необходимы дополнительные помещения, рекреации для организации индивидуальной и групповой работы (типовое здание школы, не имеет дополнительных ресурсов площадей).


Реализуемые в рамках Программы проекты призваны повысить конкурентоспособность всех подразделений школы.

На основе анализа представленных характеристик существующего положения в образовательной системе и сформулированных основных целей деятельности государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева составлена настоящая Программа развития на 2009-2011 годы.

Основные направления развития школы предполагается реализовывать следующими средствами:


  • организационным оформлением;

  • обеспечение перехода общеобразовательной школы (начальной школы)

  • на новые федеральные государственные образовательные стандарты,

  • направленные на внедрение компетентностного подхода и расширение

  • спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий

  • для обучающихся;

  • включением в инновационные проекты различного уровня;

  • проектирование и внедрение механизмов реализации принципа

  • преемственности при переходе из начальной в основную школу;

  • внедрение различных моделей профильного обучения;

  • повышением качественных характеристик материально-технической базы школы и ее ресурсного обеспечения;

  • совершенствованием образовательных программ основного и дополнительного образования;

  • повышением качества содержания программ учебных курсов и их методического обеспечения в соответствии с целями и задачами школы;

  • оптимизации системы психолого-педагогического мониторинга за ходом образовательно-воспитательного процесса и условий аттестации учащихся:

  • совершенствованием воспитательной работы среди учащихся в рамках образовательного процесса и во внеурочной деятельности;
  • обеспечением развития среды. Способствующей охране и укреплению здоровья обучающихся;


  • совершенствованием принципов кадровой политики, осуществляемой в школе;

  • проведением рекламных компаний и акций.

Раздел 2. Программная стратегия развития школы.

Программа развития школы направлена на решение перечисленных в аналитическом разделе проблем и следующих объективно существующих противоречий. Анализ состояния работы школы и социально-педагогических тенденций развития российской и московской систем образования позволил выявить следующие объективно существующие противоречия:

  1. Между требованиями действующих учебных программ, связанными с усилением фундаментальности образования, объема усваиваемых учащимися знаний, и требованиями общества и времени, связанными с усилением практикоориентированности образования, его ориентации на решение реальных личностно-значимых и жизненно важных проблем.

  2. В ориентации большинства учителей на традиционный подход к образованию - передачу ученикам значительного объема знаний и необходимостью систематической работы над развитием компетенции учащихся и реализацией компетентностного подхода в образовании.

  3. Между необходимостью обучения учащихся проектной деятельности и неготовностью определенной части педагогического коллектива к такой работе.

  4. Между необходимостью обучения учащихся образовательному выбору и недостаточной вариативностью ситуаций сделать этот выбор в рамках образовательного пространства конкретной школы.

Цели программы:

Программа развития школы направлена на повышение качества школьного образования путем создания условий:

  • совершенствование практики работы образовательного учреждения,

  • определяемой уставными целями и задачами;

  • обеспечение условий и создание предпосылок для динамического развития школы;
  • для развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности;


  • для подготовки гуманитарно-ориентированной личности гражданина, обладающего правовой культурой, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, готового к самообразованию и самосовершенствованию;

  • для развития личности умеющей отвечать за свои решения и действия, способной осознавать, что личностный успех или неуспех есть результат собственной жизнедеятельности.

Целевые индикаторы программы:

  • наличие портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;

  • переход начальной школы на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения;

  • реализация программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий;

  • создание системы работы по профориентации старшеклассников;

  • наличие в управлении школой общественной составляющей;

  • наличие в школе программы развития и ежегодно представляемого открытого публичного доклада;

  • максимальный охват учащихся физкультурно-спортивной работой.

Задачи программы:

  • Поддержка доброжелательных отношений и уважения между субъектами образовательного процесса;

  • Максимальное раскрытие профессиональных и творческих возможностей работников; а также максимальное раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося;

  • Расширение взаимодействия учреждения с социокультурной средой;

  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов;

  • Оптимизация системы управления и ресурсного обеспечения школы.

При разработке настоящей программы использовались:

  • идеи федеральной Программы развития образования;
  • положение закона Российской Федерации «Об образовании»;


  • программа «Наша новая школа»;

  • нормативы, установленные московскими законодательными актами в области образования;

  • аналитические материалы органов управления образованием;

  • материалы аналитических отчетов о работе школы;

  • заключения о степени реализации программы развития школы на 2005-2008, сформулированные научно-методическим советом школы.

Программа составлена на основе имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Программа отражает приоритеты региональной образовательной политики:

  • основополагающие принципы демократизации и гуманизации;

  • социальные потребности;

  • потребности государственных и общественных организаций;

  • социальные ожидания жителей;

  • поиск условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся.

Программа выстраивается в соответствии с направлениями образовательной политики школы, определенными как приоритетные на период до 2011 года и учитывает необходимость решения следующих задач:

  1. базируясь на учете способностей ученика, мы формулируем специфическую обучающую цель – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, а также углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и личных особенностей.

  2. развивающая цель индивидуализации – формирование и развитие логического мышления и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития. Выявление различий позволит индивидуализировать обучение исходя из уровня обученности каждого ученика.
  3. третья специфическая цель личностно-ориентированного обучения заключается в воспитании личности. Индивидуализация обучения не только создает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, но и позволяет перенести основную часть воспитательной работы на урок, т.е. от воспитания мероприятиями перейти к самовоспитанию. Выполнение учебных задач требует концентрации, усилий, воли, настойчивости в выполнении заданий. Преодолевая трудности, ученик формирует себя как личность.


  4. личностно-ориентированное обучение имеет дополнительную возможность улучшения мотивации обучения, вызывая у учащихся положительные эмоции и положительное отношение к учебе.

Реализация проектов в рамках Программы осуществляется с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Механизм реализации программной стратегии

Ведущим механизмом достижения цели и решения поставленных задач является средовой подход, предполагающих создание и дальнейшее развитие различных микросред. Микросреды создаются в результате реализации целевых программ, рассматриваемых в качестве программ совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса и предполагающих привлечение социальных партнеров школы. На период до 2011 года планируется реализация следующих целевых программ: «Информатизация», «Самостоятельный ученик», «Здоровый ученик». В совокупности эти программы представляют собой стратегическую программу повышения качества образования, понимаемую как программу, обеспечивающую:

  • достижение качественно новых результатов образования, достигаемых учащимися школы («Самостоятельный ученик»);

  • развитие образовательной среды школы, способствующей достижению качественно новых результатов образования («Информатизация»);

  • формирование здоровой личности и принципов здорового образа жизни; пропаганда спорта («Здоровый ученик»).

Каждая целевая программа реализуется группой единомышленников (методические объединения, временные творческие группы), привлекающие учащихся школы и их родителей, а также социальных партнеров школы. На каждый год составляется рабочий план реализации каждой целевой программы. Два раза в год (сентябрь, январь) происходит обсуждение хода реализации целевых программ. Подведение итогов планируется проводить ежегодно на общешкольной конференции.



следующая страница >>