litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Отдел образования администрации

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Районный ресурсный центр школьного дополнительного образования


Информационно-методический сборник

Выпуск № 1


Районный ресурсный центр

школьного дополнительного образования открыт!


Санкт-Петербург

2008


Составители: Кузнецов А.В., руководитель РЦ ШДО

Вакуленко Л.М., методист РЦ ШДО

Редактор Леоненко Н.А., методист РЦ ШДО


Компьютерная

верстка Жестяникова И.З., методист РЦ ШДО


Сборник предназначен для педагогов дополнительного образования и руководителей структурных подразделений образовательных учреждений — отделений дополнительного образования детей и носит рекомендательный характер.


Содержание


Раздел I. Из материалов районной научно-практической
конференции «Инновационное учреждение: открытое
образовательное пространство для развития ребенка»
(секция педагогов дополнительного образования) 4


Ситник Л.Р. Дополнительное образование как открытое
образовательное пространство 5

Леоненко Н.А. Реализация задач построения открытой
образовательной среды в ГОУ ЦДЮТТ «ОХТА» 8

Галко А.В. Роль педагога дополнительного образования
в создании образовательной среды. Из опыта работы
педагога декоративно-прикладного творчества 10

Кузнецов А.В. Потенциальные возможности
районного ресурсного центра ШДО
для адаптации педагогов дополнительного
образования в открытой образовательной среде 12

Никифорова М.А. Ученическое научное общество как
важнейший элемент открытой образовательной среды лицея 15

Трошина О.Д. Адаптация дошкольника к условиям

образовательной среды школы 17

Имамеева Р.А. Информационные компьютерные технологии
и межпредметная интеграция в комплексной
образовательной программе детской хоровой студии «Искра» 18

Раздел II. Районный ресурсный центр школьного
дополнительного образования открыт! 21


Кузнецов А.В. Районный ресурсный центр школьного
дополнительного образования открыт! 22

Программа развития системы дополнительного
образования Красногвардейского района
Санкт-Петербурга на период 2008—2012 годов 24

Положение о ресурсном центре по системному
управлению качеством образования в ОДОД на базе
ГСК ОУ кола-интернат №6
Красногвардейского района Санкт-Петербурга 34


Раздел I


Из материалов районной

научно-практической конференции

«Инновационное учреждение:

открытое образовательное пространство

для развития ребенка»


(секция педагогов дополнительного образования)


К 90-летию системы

дополнительного образования детей

Дополнительное образование

как открытое образовательное пространство


Ситник Л.Р.,

заведующая сектором Городского центра развития
дополнительного образования ГОУ СПбГДТЮ, к.п.н


История формирования образовательной системы показывает, что в XXI веке расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий, пересмотра некоторых принципов образования, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к обучающимся. Образование должно стать ориентированным на развитие личности и индивидуальности обучающихся, на реализацию заложенных в них возможностей. В этой связи усиливается роль дополнительного образования, которое в силу своей специфики, в большей мере способствует развитию личности ребенка.


Что представляет собой система дополнительного образования детей в год своего 90-летия? Система дополнительного образования — это сложившаяся система с богатой историей и накопленным за время своего существования позитивным практическим опытом. В начале ХХI века система дополнительного образования детей находится на новом витке своего развития. Процесс модернизации образования ставит перед дополнительным образованием новые задачи, важнейшими из которых являются обеспечение доступного качественного образования, повышение эффективности инновационного движения в области дополнительного образования. Несмотря на используемый термин «дополнительное», этот тип образования детей является в такой же мере самостоятельным, как и «основное», общее образование. По данным правительства Санкт-Петербурга, по состоянию на текущий год система дополнительного образования детей в нашем городе включает 102 учреждения, на базе которых открыто более 16 тысяч различных объединений на 240750 мест. Такое количество удовлетворяет потребность в услугах дополнительного образования на 75 %. Одним из факторов обеспечения доступности услуг дополнительного образования является расширение границ системы путем создания отделений дополнительного образования детей (ОДОД) на базе общеобразовательных учреждений и лицензирования реализуемых ими программ дополнительного образования. В настоящее время в Санкт-Петербурге работают 138 отделений дополнительного образования детей на 8047 детских объединений, в которых занимаются 106602 воспитанников. С 1 сентября 2008 года планируется открытие еще 30 отделений дополнительного образования детей, рассчитанных на 13000 обучающихся.

Для любой системы, находящейся в состоянии развития, характерно наличие проблемных вопросов, позитивное решение которых позволяет развивающейся системе перейти на качественно новый уровень своего функционирования. Система дополнительного образования детей, несмотря на свою 90-летнюю историю существования, является системой развивающейся. На современном этапе ее развития основными проблемами являются:


— доступность дополнительного образования детей и качество предоставляемых образовательных услуг;

— система оценки качества дополнительного образования детей;

— организация инновационной и экспериментально-исследовательской работы в учреждениях дополнительного образования детей;

— совершенствование содержания дополнительного образования;

— профессиональная подготовка специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей.

Обозначенные выше проблемы являются характерными не только для Санкт-Петербурга, но и в целом для российской системы дополнительного образования детей. Об этом свидетельствуют тематика и программы Всероссийских круглых столов, состоявшихся в Москве весной 2008 года («Роль и место дополнительного образования детей в современной системе российского образования» и «Научно-методическое обеспечение реализации Межведомственной программы развития дополнительного образования детей до 2010 года»). С информационным письмом о проведении круглых столов можно ознакомиться в Бюллетене программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (2008, № 3).

Вместе с тем, следует отметить огромный развивающий и воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Достаточно вспомнить о том, что особая значимость дополнительного образования изначально определялась и определяется ныне его направленностью на создание таких условий, которые благоприятны для получения ребенком теоретического и практического опыта по актуальным для него направлениям.

Педагогические коллективы учреждений дополнительного образования детей осваивают новое и достаточно перспективное направление деятельности — инновационную деятельность. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга по состоянию на 1 июля 2008 года инновационную деятельность осуществляют 427 образовательных учреждений. Из них только 22 учреждения относятся к системе дополнительного образования детей:


  • МУК — 11,

  • ДДТ — 8,

  • ППМСЦ — 2,

  • ЦИК — 1.

Как показывают данные, всего 8 (36 %) от общего количества составляют учреждения дополнительного образования детей. Направления реализации инновационной деятельности среди обозначенных выше учреждений системы дополнительного образования детей распределяются следующим образом:

— Модели профильного обучения — 8,

— Развитие воспитательного потенциала образовательной среды — 4,

— Управление — 3,

— Содержание образования — 2,

— Психолого-педагогическое сопровождение — 2,

— Информатизация — 2,

— Оценка достижений — 1.

В отличие от общеобразовательных учреждений, учреждения системы дополнительного образования детей не осуществляют инновационную деятельность по направлениям «здоровьесбережение» и «технологии обучения». Данный факт с одной стороны дает повод для размышления педагогам дополнительного образования и методическим службам УДОД, а с другой стороны предоставляет возможность выбора направления деятельности для учреждений, работающих над программой развития.

На 2008 год для учреждений, реализующих инновационную деятельность на уровне города, приоритетными являются следующие направления.

Для экспериментальных площадок:

— разработка и апробация новых образовательных технологий;

— разработка и апробация технологий предшкольного образования.

Для ресурсных центров:

— инновации в системе оценки качества образования;

— международное сотрудничество как ресурс развития образовательного учреждения;

— психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

— воспитательный потенциал образовательной среды;

— сетевое взаимодействие;

— государственно-общественное управление;

— инновации в управлении.

Кроме того, усиливаются возможности дополнительного образования как открытого образовательного пространства. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» приоритеты отдаются такому образованию, в котором происходит развитие самопознания, самодеятельности и саморегуляции ребенка. Это в полной мере соответствует ведущей идее дополнительного образования, поскольку оно основывается на приоритетных идеях ценности развития и свободы личности ребенка. Реализация заложенных в основу дополнительного образования детей принципов личностно-ориентированного и развивающего обучения, позволяет компетентному педагогу грамотно выстроить учебно-воспитательный процесс, в ходе которого создаются условия для выявления, развития и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка с опорой на его опыт познания мира.


Реализация задач построения

открытой образовательной среды в гоу дод цдютт «ОХТА»


Леоненко Н.А.,

заведующий массово-методическим отделом

ЦДЮТТ «Охта»


1. Реализация задачи развития мотивации к обучению в учреждении дополнительного образования осуществляется следующим образом. Прежде всего путем предоставления возможностей для:

· реализации способностей учащихся как при создании творческого продукта, так и при участии в массовых мероприятиях по предлагаемым направлениям творчества;

· получения учащимися желаемых знаний и умений;

· развития качеств личности;

· практического применения полученных знаний и умений;

· социальной адаптации детей;

· развития умений учащихся в области самостоятельной организации досуга;

· совершенствования достижений учащихся;

· свободного выбора направления творческой деятельности;

· построения индивидуального образовательного маршрута;

· продолжения обучения;

· создания базиса для получения профессионального образования.

2. Решение задачи практического освоения и применения знаний путем:

· выстраивания структуры учебного занятия с преобладанием практической деятельности учащихся (около 70 % учебного времени);

· обязательной отработки на каждом занятии практических умений при создании творческого продукта;

· вплетения в канву учебного занятия применительно к теме опосредованной подачи теоретического материала.

3. Задача обеспечения доступности сложного содержания современной науки решается в нашем учреждении следующим образом:

· обучение детей азам конструирования и моделирования технических и прочих объектов начинается с младшего школьного возраста (что можно рассматривать на примере секции начального технического моделирования). Освоив базовую подготовку, учащиеся могут перейти в научно-технические и спортивно-технические направления, что позволит им освоить построение и испытание моделей кораблей, летательных аппаратов, автомобилей и прочих объектов;


· учащиеся овладевают информационными технологиями;

· педагоги знакомят воспитанников с современным производством, а также с высокими технологиями и их прикладным применением.

4. Решение задачи создания основы для самостоятельной деятельности педагоги нашего Центра осуществляют за счет:

· личностно-ориентированного подхода;

· вариативности обучения;

· постоянного пополнения дидактического фонда, широкого спектра предложений творческого продукта;

· создания простора для проявления творческой инициативы.

5. Задача обеспечения содержательной внеурочной деятельности учащихся решается в ЦДЮТТ «Охта» следующим образом:

· реализуются 38 дополнительных образовательных программ научно-технической спортивно-технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, художественно-эстетической и культурологической направленностей;

· разрабатываются, организуются и проводятся массовые мероприятия, среди которых:

— комплексные мероприятия, рассчитанные на несколько сотен учащихся разного возраста. Такие мероприятия проводятся на нескольких площадках одновременно по разным направлениям («Полюстровская регата», «Учиться надо весело!», «Осенние каникулы на Охте», ВС КТС);

— традиционные праздники («Улыбки мамы», «Новогодние приключения», «Масленица»), праздник для учащихся 1-го года обучения «Посвящение в Умельцы», показы спектаклей;

— игровые программы («Калейдоскоп игр», «Путешествие в сказку», «Грамотный пешеход»);

— соревнования по техническим видам спорта, военно-прикладные, туристские, по тематике правил дорожного движения;

— тематические конкурсы, конкурсы творческих работ, конкурсы мастерства «Юный моделист», «Оригами — творчество и мастерство», «Путешествие в страну вязания»;

— выставки детского технического и прикладного творчества;

— конференции по информатике, по туризму;


— летняя оздоровительная кампания (учебно-туристический лагерь, категорийные походы, «Ладожская регата» и др.).

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что в учреждениях дополнительного образования существуют все условия для формирования открытой образовательной среды, в которой ребенок может получить полноценное и гармоничное развитие.

Роль педагога дополнительного образования в создании образовательной среды.

Из опыта работы педагога декоративно-прикладного творчества


Галко А.В.,

методист декоративно-прикладного отдел

ДДЮ «На Ленской»


3—6 октября 2007 в павильоне 57 ВВЦ прошел Всероссийский форум «Образовательная среда — 2007», обозначивший современные тенденции развития отечественной системы образования и представивший инновационные решения для обеспечения качества обучения российских граждан.

«Наше образование является индикатором развития общества, тех позитивных изменений, которые в нем происходят сейчас, — подчеркнул присутствовавший на церемонии открытия Заместитель руководителя Федерального агентства по образованию А.В. Рождественский: — В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» проводится поддержка талантливой молодежи, инновационных школ и вузов, информатизация учебных заведений. И здесь, на Форуме, мы можем увидеть результаты нашего общего с Вами труда».

Форум включил в себя три специализированные выставки «Современная образовательная среда», «Материально-техническое оснащение образовательных учреждений», «Учебная и развивающая литература XXI века».

Побывавший на форуме заместитель министра образования и науки РФ И.И. Калина подчеркнул, что «еще лет 7—8 назад представители педагогического сообщества ходили на аналогичную выставку, как в музей, прекрасно зная, что вряд ли новые технологические средства обучения придут в аудиторию или учебный класс. Теперь они на форуме разговаривают со стендистами с видом покупателя, который подбирает то, что ему нужно».



Образовательная среда


По аналогии с окружающей средой, средой обитания человека, позволяющей выжить, сохранить свою жизнеспособность, продолжать свое существование как биологический вид, образовательная среда — совокупность условий, необходимых ребенку для комфортного, безопасного, успешного, и развивающего образования.

В качестве модели «Пирамиды сред» автор демонстрирует детскую пирамидку из колец, где основание пирамиды — планета Земля; следующее кольцо — Евразия; затем кольцо — страна Россия; далее кольцо — город Санкт-Петербург; следующее кольцо — Дом творчества; затем — отделение; далее — учебная группа. Вершина пирамиды — ребенок, а стержнем пирамиды является педагог.

Город Санкт-Петербург имеет огромный культурный потенциал, не использовать который — преступление. Экскурсии в музеи города, культпоходы в театры, на выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества — все это должен использовать педагог в своей работе.


Стержень — личность педагога


Педагог, в зависимости от своего образования, опыта работы, личностного опыта, выстраивает следующие условия жизнедеятельности воспитанника:

· образовательная программа, по которой ребенок будет заниматься;

· кабинет, в котором ребенок проводит достаточно много времени;

· педагогические технологии, которыми владеет педагог, которые применяет для обучения и воспитания.


Педагогические технологии


Примеры использования информационных компьютерных технологий: создание слайд-фильмов, презентаций, тестирование с помощью персонального компьютера.

Предлагаемое виртуальное занятие «Новогодний сувенир» создан с целью дистанционного обучения через Интернет. Дает возможность самостоятельно создать небольшой сувенир к Новому году тем детям, кто в силу обстоятельств, не может посещать занятия в кружке.

Кроме того, на обычном занятии, запустив аналогичный фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения.


Образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций жизни общества:

— нравственного разложения;

— криминализации общественных отношений;

— распространения насилия через СМИ и его безнаказанности;

— увеличения численности и расширение спектра социально незащищенных слоев населения (малоимущие, учащаяся молодежь, мигранты и др.), социально девиантного контингента и «групп риска» (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители, бомжи и др.).

Педагог в силах выстроить локальную среду своего коллектива, где будут царить доброжелательные, дружеские, творческие отношения между всеми его участниками. Сотрудничество, сотворчество, согласие — в такой атмосфере ребенок будет чувствовать себя комфортно, и любая сложная тема усвоится легче и надежнее.

Согласно современной концепции гуманизации образованияи связанным с этим тенденциям, диктующим смену парадигмы образования от «преподаватель — программа — учащийся» к парадигме — «учащийся — программа — преподаватель», образовательная среда не может оставаться неизменной. Это живой «организм» («биосфера»), который живет и развивается в зависимости от того, какие усилия тратит педагог, какие воспитанники приходят к нему в коллектив, какие процессы происходят в нашем обществе.

Таким образом, роль педагога в выстраивании образовательной среды коллектива/кружка — стержневая, основополагающая. Педагог несет ответственность за создание условий для комфортного и успешного развития воспитанника в коллективе.

Потенциальные возможности

районного ресурсного центра шдо

для адаптации педагогов дополнительного образования

в открытой образовательной среде


Кузнецов А.В.,

руководитель районного ресурсного центра

школьного дополнительного образования

Понятие «открытая образовательная среда», как комплекс условий, обеспечивающий качественное образование на основе современных достижений науки, технологий, педагогики относится не только к учащимся, но и к педагогам, в том числе и к педагогам дополнительного образования.


Созданный районный Ресурсный центр школьного дополнительного образования как раз и ставит перед собой одну из задач: формирование открытой образовательной среды в дополнительном образовании для успешной адаптации в ней педагогов.

В «Концепции развития дополнительного образования детей СПб на  2008—2011 годы» как раз и говорится о том, что решение основных проблем дополнительного образования и является путем, который позволит сформировать открытую образовательную среду. О каких же проблемах говорится в данной концепции? Давайте их вспомним:

1. Не обеспечена в необходимом объеме доступность дополнительного образования для всех групп детей города.

2. Недостаточно программ дополнительного образования для детей старшего возраста.

3. Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует современным требованиям.

4. Существует проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами, их стимулирования и подготовки к решению современных профессиональных задач.

В 2007—2008 учебном году методистами-кураторами, которые оказывали помощь педагогам в написании образовательных программ в отделениях дополнительного образования, были выявлены следующие проблемы:

— некомпетентность педагогов, пришедших в дополнительное образование из общеобразовательных учреждений (учителей);

— неумение педагогов написать дополнительную образовательную программу. Педагогам приходилось объяснять, что им дана уникальная возможность обобщить свой опыт и написать на базе своих наработок, умений, поставленных целей и задач программу по дополнительному образованию;

— уровень оснащения отделений дополнительного образования компьютерной техникой не соответствует современным требованиям;

— среди педагогов дополнительного образования есть много талантливых людей с опытом, очень интересными программами, большим количеством методических наработок, но нет возможности этот опыт транслировать и тиражировать для коллег.


Исходя из вышесказанного, необходимость создания Ресурсного центра школьного дополнительного образования была очевидна.

Ресурсный центр планирует работать по следующим направлениям:

· Научно-методическое обеспечение школьного дополнительного образования:

создание эффективной системы научно-методического сопровождения дополнительного образования района;

— повышение квалификации руководителей, методистов, педагогов дополнительного образования;

оказание помощи в разработке справочно-методических материалов.

· Единое информационное пространство школьного дополнительного образования района:

— создание единого информационного пространства ОДОД;

— оказание помощи в разработке информационно-методических документов;

— формирование и развитие организационной, научно-методической, программно-технической инфраструктуры системы дополнительного образования района;

— рассылка через электронную почту и обмен информационно-методическими материалами и документами;

— развитие связей со сторонними организациями для совершенствования системы дополнительного образования.

· Инновационная деятельность школьного дополнительного образования:

— разработка и создание методик, написание программ, создание банка данных передового опыта деятельности ПДО.

· Педагог школьного дополнительного образования:

— проведение обучающих семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов по профилю деятельности;

— оказание помощи в организации проведении открытых занятий;

— оказание помощи в проведении анализа открытых мероприятий педагогов дополнительного образования.

· Издательская деятельность школьного дополнительного образования:

— пропаганда достижений деятельности ОДОД района;


— тиражирование научно-методических наработок сотрудников ОДОД. Распространение инновационного опыта деятельности ОДОД района.

По данным направлениям деятельности Ресурсного центра школьного дополнительного образования написаны Целевые программы с аналогичными названиями, которые необходимы для полного раскрытия выбранных направлений.

Открытие Ресурсного центра дает возможность:

· повышения квалификации сотрудников ОДОД;

· формирования и внедрения в практику научно-методических достижений в деятельности дополнительного образования;

· создания и функционирования единого информационного пространства ОДОД Красногвардейского района;

· формирования мотивационной заинтересованности перевода информации на электронные носители в результате реализации программ в ОДОД района;

· расширения информационного образовательного пространства района;

· формирования кадровой политики стимулирующего характера, обеспечивающей конкурентоспособность педагогов дополнительного образования и технического персонала ОДОД, и сдерживающей отток квалифицированных кадров;

· для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся ОДОД, педагогов и других работников дополнительного образования района в сфере новых информационных технологий;

· расширения инновационного и опытно-экспериментального пространства района, выхода на систему локальных экспериментов, вовлечения большинства ОДОД в режим инновационной деятельности;

· выявления положительных тенденций в развитии дополнительного образования;

· современного планирования деятельности ОДОД;

· помощи сотрудникам ОДОД в издании их разработок и информации об инновационных достижениях;

· укрепление престижа деятельности ОДОД района на уровне города.

Все вышесказанное раскрывает потенциальные возможности Ресурсного центра школьного дополнительного образования для успешной адаптации педагогов в открытой образовательной среде.


Ученическое научное общество

как важнейший элемент

открытой образовательной среды лицея


Никифорова М.А.,

заместитель директора по УВР,

педагог ОДОД лицея № 265


Одной из задач отделений дополнительного образования в условиях модернизации российского образования является интеграция с общеобразовательной школой с целью создания открытого образовательного пространства.

В лицее № 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга давно и успешно внедряется система профильного обучения старшеклассников. Одной из целей лицея является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. В связи с этим вышеуказанная задача становится особенно актуальной.

Очевидно, что на основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

В нашем лицее 10 лет существует Ученическое научное общество (УНО), а также около 4-х лет назад создано Отделение дополнительного образования детей (ОДОД). Тогда стало понятно, что исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

— гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

— наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

В этот период педагогом дополнительного образования Никифоровой М.А. была разработана программа «Основы исследовательской и проектной деятельности». Целью курса является создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей.


Обучение имеет повышенную мотивацию, т. к. курс ориентирован на создание детьми исследовательских и проектных работ по различным предметам с обязательным использованием информационно-коммуникационных технологий.

На первых занятиях в Отделении дополнительного образования ребята знакомятся с основными видами исследовательских работ, основными понятиями НИР, этапами НИР. В это же время они выбирают предмет и тему исследования или проектной работы с учителем-предметником. Собирать материалы, составлять план НИР дети учатся на занятиях объединения «Основы исследовательской и проектной деятельности». Большое внимание уделяется оформлению работы и представлению результатов деятельности.

В объединении «Основы исследовательской и проектной деятельности» каждый найдет себе занятие по душе: поставит серьезный эксперимент по физике, создаст веселую экологическую игру-мультик (этот проект получил Гран-при на городском конкурсе «Компьютерная графика и анимация» в 2007 году), подготовит важнейший проект «Молодежь против курения, наркотиков, алкоголя» (диплом 1 степени на Международном конкурсе «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития») и др.

Работу, выполненную на занятиях, ребенок защищает на методическом объединении учителей-предметников. В зависимости от уровня полученных результатов, обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами на лицейской научно-практической конференции «Дерзайте, Вы талантливы!», для широкой общественности, защищая свои работы на районных, городских и международных конкурсах. Необходимо отметить, что работы обучающихся в объединении «Основы исследовательской и проектной деятельности» ежегодно получают дипломы 1—3 степеней на Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальное Возрождение», Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», городской конференции «Алые паруса». Руководитель объединения Никифорова М.А. по итогам работы в 2007 году награждена Дипломом 1 степени Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальное Возрождение», а на районном конкурсе программ дополнительного образования стала лауреатом, как автор программы «Основы исследовательской и проектной деятельности».


Таким образом, в лицее № 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга созданы все предпосылки для дальнейшего развития открытой образовательной среды, все компоненты которой созданы и успешно развиваются в настоящее время:

— выделены специальные помещения для проведения занятий (3 компьютерных класса), 2 мультимедийных проектора, цифровой фотоаппарат и др.;

— все классы имеют доступ в Интернет, в лицее имеется обширная медиатека;

— в распоряжении обучающихся каталоги и фонд библиотеки;

— работой учащихся руководят квалифицированные педагоги Отделения дополнительно образования, консультируют учителя-предметники;

— в рамках Ученического научного общества в настоящее время работает 4 объединения ОДОД: «Основы исследовательской и проектной деятельности», «Современные методы исследовательской деятельности в физике», «Знатоки Санкт-Петербурга», «Основы издательских технологий» (предполагается выпуск сборников тезисов трудов обучающихся);

— налаживается взаимодействие с учреждениями науки и культуры. Например, регулярно организуются встречи с учеными колледжа «Человек. Земля. Вселенная».

Необходимо отметить, что педагоги Отделения дополнительного образования и учителя-предметники хорошо понимают, что главный результат исследовательской и проектной работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Адаптация дошкольника

к условиям образовательной среды школы


Трошина О.Д.,

руководитель школы раннего развития «Солнышко»

ДДЮ «На Ленской»


Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный период его жизни. Дети 6—7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 1,5 месяцев.

Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?


Во-первых, меняется социальная позиция: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был «просто ребенком», которого любили и о котором заботились взрослые, теперь он становится школьником. У него появились новые сложные обязанности: делать уроки, вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и так далее.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют. С приходом в школу они «учатся учиться», т. е. запоминать учебный материал, формировать ответ, решать задачи.

Основными психологическими различиями игровой и учебной деятельности является то, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий. Ребенок обязан делать то, что ему не хочется делать, он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке. Переход от игровой деятельности к учебной осуществляется не по воле ребенка, а как бы «навязывается» сверху, от взрослых.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации к школе выступает социальное окружение ребенка: учитель, класс, семья.

В-четвертых, одной из проблем обучения в начальной школе является сдерживание двигательной активности инициативных детей и активизация вялых и пассивных. Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активизации, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации.

В-пятых, с началом обучения в школе у 57—69 % неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы; истерические реакции, повышение слезливости, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся плохих отметок.

Как помочь успешно адаптироваться к школе и полноценно включится в учебно-воспитательный процесс?


Нужна целенаправленная работа по укреплению психики ребенка, развитию его мышления, умению контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные решения.

На примере детей школы раннего развития «Солнышко» (группа подготовки к школе) попробуем показать, как решаем эту проблему мы.

Все мы знаем, что именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а не передача ему знаний, умений, навыков.

Развитие познавательных способностей во многом определяет готовность ребенка к школьному обучению. Необходимо создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития. Дать детям в доступной форме систематизированные знания. С целью развития у дошкольников познавательных способностей необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а так же помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются:

— способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;

— самостоятельное применение найденных способов решения проблемы в практической деятельности, умения сравнивать, обобщать, группировать и т. д.;

— наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;

— умение мыслить в разных направлениях;

— умение выдвигать новую познавательную задачу;

— умение замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.

Активизация мышления детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, организации учебной деятельности. Нужно вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченного умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.


На занятиях в группе адаптации детей к школьной жизни широко используются занимательные проблемные ситуации сказочного характера, например:

· Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигур из частей.

· Большое значение для развития познавательных способностей и подготовки детей к школе оказывают игры «Что? Где? Когда?», «Умники и Умницы», «Состязание мудрецов».

При организации данной работы заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребенка.

Важным моментом в адаптации детей к школе имеет организация и материально-техническое оснащение образовательного процесса:

— помещение, где проходят занятия (столы, стулья, доска, тетради, учебники);

— продолжительность занятий (3 раза в неделю по 2 часа);

— оценочная система;

— система поощрений;

— выбор лучшего ученика (сложно, т. к. каждый считает себя лидером).

Вывод: вхождение в образовательную среду происходит более свободно, осознанно, с надеждой на успех, если ребенок прошел адаптацию в каком- либо дошкольном учреждении.

Информационные компьютерные технологии

и межпредметная интеграция

в комплексной образовательной программе

детской хоровой студии «Искра»


Имамеева Р.А.,

методист детской хоровой студии «Искра»

ДДЮ «На Ленской»


Ядром образовательного пространства детской хоровой студии «Искра» является комплексно-интегрированная образовательная программа. Комплексность означает обучение по инвариантному (обязательному) и вариативному (по выбору) циклу предметов.

Комплексно-интегрированная взаимосвязь музыкальных предметов означает приближение требований и специфики каждого из них к решению общих музыкально-эстетических задач и созданию условий для разностороннего музыкального образования. Взаимосвязь достигается применением новых методик преподавания и совершенствования технологий педагогического процесса, что позволяет навыки, приобретаемые на одном предмете, закреплять и совершенствовать на других предметах. Тем самым создается единое музыкально-образовательное пространство, основанное на тесной координации всех музыкальных предметов в студии.


Таким образом, процесс учебно-педагогической работы детской хоровой студии «Искра» является:

· комплексным — по видам деятельности;

· интегрированным — по содержанию;

· студийным (хоровые ступени) — по способу организации.

Использование информационных компьютерных технологий и межпредметную взаимосвязь я представлю на примере интерактивных тестов и презентаций по сольфеджио.

Сколько бы ни говорилось о важности и пользе занятий сольфеджио, эта дисциплина по-прежнему имеет дурную славу предмета скучного, сложного, и, главное, «непонятно зачем нужного». Причем, такое мнение распространено не только среди учащихся, но зачастую — что особенно неприятно — и среди их родителей.

Можно ли радикально исправить эту, почти тупиковую, ситуацию? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что полноценное разностороннее музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий. Музыкальное образование — это не развлечение, не игра. Музыкальное искусство — это всегда преодоление, всегда какая-то жертва. И задача педагога состоит не в том, чтобы показать ученику способ избежать встающих на его пути трудностей, а в том, чтобы научить их преодолевать. При этом стоит помнить, что детская хоровая студия, как структура образовательного учреждения, призвана воплощать принципы именно разностороннего музыкального образования.

Возвращаясь к вопросу, поставленному выше, обобщим суть всех «претензий» к сольфеджио: с одной стороны, как мы уже отмечали ранее, широко распространено сомнение в самой необходимости занятий сольфеджио, с другой стороны — определенные сложности, возникающие уже в процессе занятий.

Как бы то ни было, сольфеджио и теория — не цель музыкального образования, а всего лишь одно из средств достижения высокого профессионализма, подразумевающего разностороннее и глубокое постижение музыкального искусства. Сама дисциплина в целом, носит «прикладной» характер, являясь, по сути, методом развития музыкальных способностей. Основная цель изучения сольфеджио — создание определенной базы, как для успешных занятий специальным инструментом, хором или вокалом, так и для расширения музыкального кругозора (на уроках музыкальной литературы или при самостоятельном прослушивании музыки).


Как бы ни было интересно изучение музыкальной теории самой по себе, или развитие музыкальных способностей в целях внутреннего самосовершенствования, настоящая ценность того и другого проявляется в формах практической музыкальной деятельности.

Всю систему взаимосвязей теории и функций практических видов деятельности можно показать с помощью следующей схемы:



Таким образом, схема, отражающая внутренние взаимосвязи практической и теоретической частей, не является «закрытой», замкнутой на самой себе.

В целом, без развития полноценного «навыка восприятия» музыки и постоянного пополнения слухового музыкального багажа, становление гармонично развитой в музыкальном отношении личности видится малоперспективным. Частично компенсировать «дефицит» слухового опыта можно и на занятиях сольфеджио. Самый простой способ, не требующий дополнительных временных затрат — использование в качестве «рабочего материала» не только абстрактных «номеров и диктантов по сольфеджио», но также мелодий из произведений классиков и «хитов» мировой эстрады.

Необходимо найти более «сильный» и стабильный импульс, который «завел» бы весь «механизм» развития музыкальных способностей ребенка. В качестве одного из возможных «стимулирующих механизмов» могла бы выступать творческая инициатива, которая в той или иной степени присуща каждому ребенку школьного возраста. Именно творческая инициатива и могла бы стать основой для «механизма запуска» системы развития музыкальных способностей ученика. К сожалению, сложившаяся у нас в стране система музыкального образования, основанная на «исполнительском центризме», не позволяет выстроить схему развития музыкальных способностей на основе музыкального творчества. Тем не менее, в рамках только дисциплины сольфеджио можно организовать работу таким образом, чтобы потребность изучения музыкальной теории и убеждение в необходимости развития музыкальных способностей формировались на основе «творческого импульса».




следующая страница >>