litceysel.ru
добавить свой файл
1
Пояснительная записка


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они ни в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

« Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и, обязанностях, вытекающих из этих отношений». – П.Гольдбах. Таким образом, целью данной программы по нравственному воспитанию является: Воспитание нравственной личности, духовно богатой, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.



Задачи:

-
воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим.

- стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

-формировать представление о различении хороших и плохих поступков.

- формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

- воспитывать стремление поступать нравственно; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

Программа рассчитана на возраст детей 8-10 лет.

Программа реализуется за три года – 2, 3, 4 классы. Занятия проходят 1 раз в неделю в городской детской библиотеке им.П.П. Бажова либо в школьной библиотеке. Это способствует созданию комфортной обстановки для сотрудничества в процессе обсуждения произведений, развитию интереса младших школьников к чтению книг и журналов. Один раз в год планируется проведение литературного вечера с приглашением родителей.

Ценностные ориентиры курса:

-программа ориентирована на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, неспособных к аморальным поступкам, живущих достойно и счастливо.

- воспитание личности ребёнка должно опираться на произведения мировой и русской литературы, поднимающие вопросы нравственности.

- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного развития младших школьников.

Планируемые результаты

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;


- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные:

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Предметные:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование понятий о добре и зле, дружбе, честности;

-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения;


Учебно – тематический план

2 класс




Тема занятия

Количество часов

Литературный материал

Формы организации детей во внеурочной деятельности

1-2

«Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно» Сенека

2

В. Сухомлинский «Самое важное – это заставить себя чувствовать»

«Каждый человек должен»

Беседа о прочитан-

ном

3-4

«Словом можно убить, словом можно спасти…» В.Шефнер

2

В.Сухомлинский «Одни и те же слова». «Честное пионерское»

Диспут

5-6

«Любите книгу - источник знаний». А.М. Горький

2

Ю. Ермолаев «Два пирожных»,

М.Островский «Читатели – глотатели».

Беседа

7-8

«Совесть – это наш внутренний судья» П.Гольбах.

2

В. Сухомлинский «Котлета как камень» В.Астафьев «Почему плачет синичка»

Обсуждение героев

9-10

«Трусость – мать жестокости» Мишель де Монтень.

2

Л.Н. Толстой «Котёнок»

В.Сухомлинский «Как белочка дятла спасла»

Беседа

11-12

«Смелость, с умом сочетаясь, бывает нам очень полезна она; но без ума только вред людям приносит она». Эвен Паросский


2

В.Сухомлинский Несмелый мальчик», «Воробьиха»

Беседа

13-14

«Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты». Л.В. Бетховен.

2

В.Сутеев «Мешок яблок»

А. Барто «Как Вовка стал взрослым»

Беседа

15-16

«Бесчестный человек омерзителен для всех добродеятельных людей Л.Бешерель

2

М.Зощенко «Калоши и мороженое»,

«Не надо врать»

Беседа

17-18

«Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью» Аристотель

2

С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Н.Хмелик «Будущий олимпиец»

Диспут

19-20

Благородной душе противна лесть» Еврипид

2

И.А. Крылов «Ворона и лисица»,

«Кукушка и петух»

Беседа

21-22

«Украшение дома – друзья, его посещающие»

2

А.Барто «Требуется друг»,

О.Уальд «Преданный друг»

Беседа

23-24

«Равнодушие для сердца- то же, что зимняя стужа для земли» М.Дезульер.

2

В.Сухомлинский «Кукла под дождём», «Пришли навестить больную»


Беседа

25-26

«Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности» Шопенгауэр.

2

В.Сухомлинский «Лепесток и цветок»,

«Река и дождик»

Беседа

27-28

«…Что есть красота

почему её обожествляют люди?..» .Н.Заболоцкий

2

Ю.Яковлев «Игра в красавицу»,

Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Беседа

29-30

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» Сент-Экзюпери.

2

Р.Погодин «Шутка», «Март»

Беседа

31-32

«Счастье без ума, что дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь» Русская пословица.

2

В.Сухомлинский «Кто съел пирожок»?

А.Волков «Волшебник изумрудного города»

Диспут

33-34

«Нет в мире яда алчности страшней, и нет порока скупости гнусней» Джами.

2

В.Осеева «Синие листья»,

П.Бровка « Будь щедрым»

Тренинг, беседа


Учебно – тематический план

3класс




Тема занятия

Количество часов

Литературный материал

Формы организации детей во внеурочной деятельности

1-2

«Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно» Сенека

2

Ю.Нагибин «Эхо»,

Э. Кундышева «У меня к тебе одна просьба»

Беседа о прочитан-

ном

3-4

«Словом можно убить, словом можно спасти…» В.Шефнер

2

В.Сухомлинский Мексиканская сказка «Вежливый кролик»,

В.Осеева Волшебное слово»

Диспут

5-6

«Любите книгу - источник знаний». А.М. Горький

2

А.Дорохов «Это должен знать каждый»,

Ильин «Две книжки»

Беседа

7-8

«Совесть – это наш внутренний судья» П.Гольбах.

2

А.Погорельский «Чёрная курица» В.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

Обсуждение героев

9-10

«Трусость – мать жестокости» Мишель де Монтень.

2

Я.Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная»,

С.Алексеев «Медаль».

Беседа

11-12

«Смелость, с умом сочетаясь, бывает нам очень полезна она; но без ума только вред людям приносит она». Эвен Паросский


2

М.Зощенко «Смелый да не очень»,

Ю.Нагибин «Эхо»

Беседа

13-14

«Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты». Л.В. Бетховен.

2

Андерсен «Девочка, наступившая на хлеб», В.Астафьев «Белогрудка»

Беседа

15-16

«Бесчестный человек омерзителен для всех добродеятельных людей Л.Бешерель

2

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,

Ф.Кривин «Почему наша улица не сосем прямая?»

Беседа

17-18

«Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью» Аристотель

2

Сент - Экзюпери «Маленький принц»,

В.Осеева «Рассказы»

Диспут

19-20

Благородной душе противна лесть» Еврипид

2

И.А. Крылов Басни.

Беседа

21-22

«Украшение дома – друзья, его посещающие»

2

С.Косов «Терешка»,

О.Высоцкая «Ёжик»

Беседа

23-24

«Равнодушие для сердца- то же, что зимняя стужа для земли» М.Дезульер.

2

В.Сухомлинский «Почему купался инвалид», «Глухая девочка»


Беседа

25-26

«Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности» Шопенгауэр.

2

Ф.Бёрнет «Маленькая принцесса»

Беседа,

диспут

27-28

«…Что есть красота

почему её обожествляют люди?..». Н.Заболоцкий

2

А.Куприн «Синяя звезда»,

Р.Киплинг «Если»

Беседа

29-30

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» Сент-Экзюпери.

2

М.Зощенко «Любимое занятие»,

«Кто ваши родители».

Беседа

31-32

«Счастье без ума, что дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь» Русская пословица.

2

А.Гайдар «Сказка о военной тайне…», индийская сказка «О купце и попугае»

Диспут

33-34

«Нет в мире яда алчности страшней, и нет порока скупости гнусней» Джами.

2

С.Писахов «Как поп работницу нанимал», А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Тренинг, беседа


Учебно – тематический план

4класс




Тема занятия

Количество часов

Литературный материал

Формы организации детей во внеурочной деятельности

1-2

«Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно» Сенека

2

А.Гайдар «Тимур и его команда»

Беседа о прочитан-

ном

3-4

«Словом можно убить, словом можно спасти…» В.Шефнер

2

В.Масс, М. Червинский «…Друзья, вот вам на всякий случай…»,

Ф.Бёрнет «Маленькая принцесса»

Диспут

5-6

Источник всех действий человека есть его воля» В. Соловьёв.

2

В.Сухомлинский «По одному глотку самым слабым»,

«Вода во фляге»

Беседа

7-8

«Совесть – это наш внутренний судья» П.Гольбах.

2

Заходер «Помидор»,

В.Железняков «Голубая Катька»

Обсуждение героев

9-10

«Вера есть лекарство для души, поражённой болезнями общества»

2

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Беседа

11-12

«Смелость, с умом сочетаясь, бывает нам очень полезна она; но без ума только вред людям приносит она». Эвен Паросский


2

В.Сухомлинский «Безродный дятел», А.Алексин «Позавчера и послезавтра»

Беседа

13-14

«Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты». Л.В. Бетховен.

2

Л.Николаенко «Доброта»,, Скребцова «Юноша и морские звёзды»

Беседа

15-16

«Бесчестный человек омерзителен для всех добродеятельных людей Л.Бешерель

2

В.Драгунский «Тайное становится явным», О.Уальд»Мальчик – звезда»

Беседа

17-18

«Надежда есть стремление убедить себя, что желания сбудутся». Декарт.

2

В.Крапивин «Та сторона, где ветер», В.Сухомлинский «Вода во Фляге».

Диспут

19-20

«Мир грязен, завистью живя одною…»Ц.Юань.

2

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Г.Юдин «Зависть»

Беседа, тематический вечер с родителями

21-22

«Украшение дома – друзья, его посещающие»

2

Е. Пермяк «Самое страшное»,

«Бумажный змей»

Беседа

23-24

«Равнодушие для сердца- то же, что зимняя стужа для земли» М.Дезульер.

2


Л.Чарская «Лишний рот»,

Беседа

25-26

«Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности» Шопенгауэр.

2

А.Лиханов «Никто»,

А.Алексин «Безумная Евдокия»

Беседа

27-28

«…Что есть красота

почему её обожествляют люди?..» .Н.Заболоцкий

2

Р.ПогодинАлфред»

Беседа

29-30

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» Сент-Экзюпери.

2

А.Горбунов «Чагора»,

М.Пришвин «Кладовая солнца»

Беседа

31-32

«Ты о людских пороках не кричи…», Саади.

2

Б.Заходер «Очень вежливый индюк»

И.Крылов «Зеркало и обезьяна»

Диспут

33-34

«Кто родителей почитает, тот век горя не знает».

2

В.Сухомлинский «Материнское счастье», А.Лиханов «Лабиринт»

Беседа


Содержание изучаемого курса представлено в учебно – тематическом планировании.


Учебно – методическое обеспечение курса внеурочной деятельности




Учителя

Ученика

Учебно – методические компоненты комплекса

О.А.Тестина программа по нравственному воспитанию детей посредством литературных произведений




Информационное обеспечение

Тексты художественных произведений.

Тексты художественных произведений.


Список литературы

1.Журнал «Школьная библиотека» 2006г №3

2.Дузовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников в 2 частях. Методические рекомендации под редакцией А.Я. Данилюка Москва «Просвещение» 2011 год