litceysel.ru
добавить свой файл
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ


В практике принимают участие студенты 4 курса очного отделения (специальность «педагогика и психология», студенты 5 курса дневного отделения (специальность «педагогика и психология», дополнительная квалификация «социальная педагогика»), студенты 5 курса заочного отделения.


Руководители педагогической практики



Зав. каф., д.п.н., профессор Клемантович И.П.



Доцент кафедры, к.п.н., Фарниева М.Г.



К.п.н., профессор Голованов В.П.




К.п.н., доцент Шубина И.В.


ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА И КАФЕДРЫ


Цели и задачи практики

В целях подготовки специалистов, сочетающих высокую профессиональную компетентность, психолого-педагогическое мастерство, социальную зрелость, владеющих современными психолого-педагогическими технологиями и адаптированных к профессиональной среде, программа педагогической практики в колледже направлена на решение следующих задач:


  • научить студентов в процессе непосредственной работы с обучающимися колледжа применять теоретические знания по специальности, полученной в вузе, закрепляя и углубляя их;

  • научить их самостоятельно планировать учебно-воспитательный процесс на научно-педагогической основе;
  • научить творчески подходить к решению основных задач воспитания и образования, дать навыки разработки системы занятий по теме, проведения различных типов занятий с применением разнообразных методов обучения;


  • вооружить студентов умениями наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводимую студентами –практикантами и преподавателями колледжа, самостоятельно делать выводы на основе анализа;

  • воспитывать у студентов стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, к поиску наиболее эффективных методов, активизирующих познавательную деятельность студентов колледжа;

  • научить студентов планировать и выполнять обязанности руководителя студенческой группы (куратора), внеклассную работу с коллективом группы, курса и с отдельными студентами;

  • воспитывать стремление к более глубокому изучению психологических дисциплин, совершенствованию своих педагогических способностей;

  • научить в процессе взаимодействия со студентами и преподавателями колледжа устанавливать положительные контакты, а также налаживать межличностные отношения на основе знаний, полученных в ходе обучения в вузе.

Требования к уровню освоения профессиональных знаний, умений и навыков в ходе педагогической практики

Знать содержание, специфику, основные направления, формы будущей профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Уметь осуществлять психологическое обеспечение образовательного процесса; способствовать формированию общей и психологической культуры личности обучающегося; разрабатывать коррекционные и развивающие программы образовательной и воспитательной деятельности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных несовершеннолетних обучающихся; конструировать любой вид психолого-педагогической деятельности.

Владеть умениями и навыками проведения исследовательской работы, анализа психолого-педагогических явлений, способами межличностного общения, формами психолого-педагогической профилактической работы и просвещения.

В процессе практики студенты овладевают следующими умениями и навыками:


  • умение планировать учебно-воспитательную работу в группе с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних обучающихся;

  • умение применять разные методы психодиагностического исследования, выявлять причины психологических проблем и трудностей в обучении и воспитании обучающихся;

  • умение находить способы решения воспитательных, психодиагностических и психокоррекционных задач;

  • разрабатывать психокоррекционные рекомендации по результатам психодиагностического исследования;

  • проводить обработку, анализировать, интерпретировать полученные данные психодиагностического исследования;

  • опытом психолого-педагогической работы в образовательном учреждении.

Критерии оценки

Оценка «отлично» выставляется студенту:

- полностью выполнившему программу практики и все предусмотренные в индивидуальном плане виды деятельности;

-умело решающему учебно-воспитательные задачи по всем направлениям работы педагога-психолога и помощника руководителя студенческой группы колледжа (куратора);

- продемонстрировавшему творческое отношение и адекватные методы и приемы профессиональной деятельности;

- ответственно относящемуся к выполнению функций педагога-психолога и помощника руководителя студенческой группы колледжа (куратора);

- своевременно и качественно сдавшему отчетную документацию по педагогической практике.

Оценку «хорошо» заслуживает студент:

- полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений в диагностической, коррекционной, профилактической, учебно-воспитательной работе, использующий необходимые методические приемы; - ответственно относящийся к выполнению функций педагога-психолога; - умеющий устанавливать необходимые отношения;


- своевременно и качественно сдавший отчетную документацию по педагогической практике.

Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент:

- полностью выполнивший программу практики, но не проявивший творчества в решении диагностико-коррекционных и учебно-воспитательных задач;

- использующий ограниченный перечень методических приемов; - испытывающий трудности в установлении контакта с учащимися; - допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей;

- своевременно сдавший отчетную документацию по педагогической практике.


Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту:

- не полностью и некачественно выполнивший программу практики; - допускающий существенные недостатки в решении задач по основным направлениям деятельности педагога-психолога, в решении учебно-воспитательных задач;

- не продемонстрировавший умения и навыки взаимодействия с учащимися и педагогическим коллективом;

- не своевременно сдавший отчетную документацию по педагогической практике.

Оценка по практике учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику повторно в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или получившие оценку «неудовлетворительно» могут быть отчислены из вуза как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.


Обязанности руководителя практики в колледже:


  • проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

  • совместно с групповым руководителем практики педагогического факультета помогает составить индивидуальный план работы студента-практиканта на период практики;
  • проводит для студентов открытые мероприятия;


  • знакомит со спецификой учреждения, учебными студенческими группами, аудиториями;

  • осуществляет текущий анализ деятельности студентов и контроль выполнения студентом индивидуального плана практики;

  • составляет отзыв о работе студента в период практики, заверенный директором колледжа или его заместителем;

  • участвует в итоговой аттестации студентов-практикантов.

    Обязанности студента-практиканта:

  • присутствует на установочном совещании по организации и проведению практики;

  • составляет индивидуальный план практики под руководством группового руководителя педагогического факультета и руководителя практики колледжа;

  • выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, тщательно готовится к проведению каждого вида психолого-педагогической деятельности, предусмотренного программой практики, к выполнению функций педагога-психолога учебного заведения и помощника руководителя студенческой группы (куратора);

  • практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка колледжа, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики;

  • осуществляет подготовку ко всем видам деятельности, разрабатывает конспекты, программы и протоколы диагностических исследований, необходимые учебные материалы, консультируется у руководителей практики;

  • посещает и анализирует занятия и мероприятия преподавателей, педагогов-психологов образовательного учреждения, а также, студентов-практикантов;

  • изучает опыт работы педагогов-психологов, преподавателей и специалистов колледжа;

  • осуществляет помощь в учебно-исследовательской работе студентов колледжа в соответствии с темой курсовой (дипломной) работы;
  • участвует в методических объединениях преподавателей педагогики, психологии, педагогов-психологов, совещаниях педагогических коллективов, педсоветах;


  • ведет дневник практиканта, записывает и анализирует результаты наблюдений, конспекты учебных занятий, все виды психолого-педагогической деятельности в период практики;

  • по завершении практики в 2-х недельный срок (до начала итоговой конференции) сдает групповым руководителям практики все отчетные материалы (руководителю практики в колледже для согласования, затем руководителю практики педагогического факультета для утверждения, затем факультетскому руководителю практики).

  • студенту, не прошедшему практику, назначается повторное прохождение практики по решению деканата без отрыва от учебных занятий в университете.