litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
Тренинг родительской компетентности «Как общаться с ребенком».


Введение.


Тренинговая программа разработана для родителей, имеющих детей любого возраста. Программа занятий соединяет в себе элементы лекции (получение необходимых знаний), тренинга умений (использование полученных знаний), тренинга личностно роста (повышение интернальности, развитие рефлексии). Совокупность данных элементов, по нашему мнению, обеспечивает всестороннее обучение и развитие родителей.

Программа тренинга разработана с учетом достижений в области гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Сатир, Т. Гордон), отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин и др.), использованы труды неофрейдиста Э. Эриксона, а также необихевиористов.

Причины, побудившие к созданию тренинга – многочисленные обращения родителей по проблемам, связанным с недостаточным знанием психологии ребенка (возрастных особенностей, потребностей, типичных форм поведения). Консультация не дает нам возможности дать всю необходимую информацию родителю, повысить степень принятия ребенка, обучить навыкам взаимодействия с ним.

Оптимальной формой, по нашему мнению, является цикл занятий в форме тренинга, направленных на устранение подобных недостатков.

Основные задачи тренинга:

  1. Повышение психологической культуры родителей (получение знаний о возрастных особенностях, нормативных кризисах);

  2. Развитие способности к принятию ребенка таким, какой он есть, к самопринятию;

  3. Повышение толерантности и стабильности личности родителя;

  4. Развития навыков взаимодействия с ребенком и другими членами семьи;

  5. Развитие рефлексии – осознание своих переживаний, чувств, поступков;

  6. Развитие интернальности – принятие ответственности за свои действия.

Программа состоит из десяти занятий. Темы занятий охватывают наиболее общие проблемы взаимодействия родителей и детей: Возрасты жизни, Игра в развитии ребенка, Свободное время в кругу семьи, Общение ребенка с другими детьми, Агрессия, Как защитить ребенка от преступления, Поощрение и наказание, Домашние задания, Отношение между супругами и другими взрослыми в семье, Развод и другие потери. Материал излагается в доступной для родителей форме, без использования специальной терминологии. Для закрепления полученной информации родителям предлагаются упражнения в ходе тренинга, обсуждение в конце занятия, домашние задания к каждому занятию (кроме первого и десятого). В целях развития рефлексии и интернальности родители ведут дневник наблюдения.


Каждое занятие имеет следующую структуру:


      1. Приветствие

      2. Рефлексия переживаний, диагностика

      3. Теоретический блок.

      4. Обсуждение

      5. Домашнее задание.

      6. Ритуал прощания.


Программа занятий построена по принципу от простого к сложному: увеличивается объем информации, происходит усложнение домашних заданий. В тренинге используется принцип преемственности информации – то, о чем мы говорили на прошлых занятиях, раскрывается в большей мере на следующих.

Членов группы обучают самонаблюдению. В начале каждого занятия родители рефлексируют свои переживания за период, прошедший между встречами. Психолог подводит родителей к осознанию ответственности за свои переживания. Кроме того, участники тренинга анализируют поступки и переживания своих детей за истекший период. Родители сами выбирают способ рефлексии – устный или ведение дневника с последующим обсуждением в группе. Предпочтителен последний вариант, бланки для ведения дневника представлены в приложении 1.

Методы: лекция, групповые дискуссии, мозговой штурм, работа в диаде, арттехники, аутотренинг.

Дидактические материалы: памятки для родителей (приложение 2), схемы (приложение 3).

Материалы для работы в группе: белая и цветная бумага, пластилин, ножницы.


С целью отслеживания динамики развития интернальности, изменения воспитательной позиции, целесообразно провести обследование родителей с помощью опросников УСК, АСВ перед началом, в конце занятий и спустя шесть месяцев. Кроме того, необходимо провести обследование в контрольной группе по тем же методикам и сопоставить полученные результаты.



следующая страница >>