litceysel.ru
добавить свой файл
1
МО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


МУ «УСТЬ-ЯНСКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ»

МОУ «КАЗАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


«Утверждаю»__________ «Утверждаю»___________

Экспертный Совет МОУ экспертный Совет МУ

«Казачинская СОШ» «Усть-Янское улусное

управление образованием»


Программа элективного курса

« Волшебная кожа»


Составила

Слепцова Любовь Валерьевна,

учитель I категории


н. Казачье – 2009 г.

Элективный курс «Волшебная кожа»

Пояснительная записка


Кожа - уникальный природный материал, без которого трудно представить себе нашу повседневную жизнь. Мы одеваемся в кожаные одежды, предпочитаем кожаную обувь любым высокотехнологичным новшествам, украшаем предметами прикладного кожевенного мастерства себя, свой дом, и так далее… и так далее…

Попытки использования искусственных материалов в производстве всего вышеназванного безусловно весьма похвальны, но едва ли суррогаты смогут повторить теплоту и изящество натуральной кожи.

Я видела много превосходных заменителей, но иллюзия мгновенно исчезает после прикосновения к ним… Трудно представить себе, что когда-нибудь, кто-нибудь изобретет материал, обладающий такой же теплотой прикосновения и необыкновенным пряным и тонким ароматом.

Без кожи немыслима индустрия моды. Ни один подиум мира не откажет себе и своим гостям в демонстрации изысканных новинок «от кутюр». Ни одна модница не выйдет из дома не перебрав свой арсенал туфелек, поясков, браслетиков и прочих «фенечек», не родился байкер, не желающий блеснуть перед собратьями стильной курткой, крагами, седельными сумками...


Предпрофильная программа курса предназначена для обучающихся 10-11 классов.

Количество часов – 34ч.



Цель данной программы – профессиональная направленность учащихся на профессии художник – модельер, дизайнер.


Задачи курса:


  • Формирование мотивационно-психологической готовности к выбору профессии;

  • Изучение обработки и выделки кожи;

  • Духовно – эмоциональное обогащение личности;

  • Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;

  • Расширение кругозора

  • Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.


Умения, которые должны продемонстрировать учащиеся к концу курса:


  • Изготавливать из кожи различные изделия;

  • Решать художественно – творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

  • Решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием рисунка, эскиза;

  • Конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

  • Комбинировать различные виды кожи для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

  • Экономно и рационально использовать материалы.



Программа элективного курса «Волшебная кожа».


Модуль 1 . Введение. Виды кожи. Инструменты и приспособления(8ч.)

Что надо знать о коже. (1ч.)
Структура кожи. Факторы влияющие на кожу. Топографические участки кожи. Кожи разных животных.

Выделка кожи и замши. (2 ч.)

Дубильные материалы. Выделка кожи. Процесс дубления. Определение степени продубливания кожи.

Выбор и подготовка материала. (3 ч.)

Подбор кожи для изделия. Окрашивание кожи и замши. Реставрация и чистка кожи и замши.

Инструменты. (2 ч.)


Инструменты для шитья и оплетки. Инструменты для разметки. Кромкоотделочный инструмент. Шерфовальные ножи. Клеи для работы с кожей.

Модуль II. Приемы работы с кожей (10 ч.)

Конструирование и крой(2ч.)
Конструирование лекал кошелька. Приемы кроя.

Сшивание изделий (2 ч.)

Ручные швы. Машинные швы. Способы вырезки кожи. Строгание. Шерфование. Оплетка.

Отделка кожаных изделий (3 ч.)

Издавна применяемый способ отделки кожаных изделий – накладки. Северная вышивка. Обтяжка. Жмурка (драпировка). Резьба.

Аксессуары из кости и рога (3 ч.)

Изготовление колечек, пряжек.

Модуль III. Изделия из кожи (16ч.)

Аксессуары из кожи. (4 ч.)

Плетение пуговиц. Браслеты на жесткой основе. Широкий разъемный браслет. Броши. Заколка с застежкой –палочкой, серьги.

Украшения для дома (5 ч.)
Подставка для карандашей. Вазы в форме цветов. Шкатулка с подкладкой. Рамка для фотографий, декорированная «жмуркой». Декоративное панно.

Шитье перчаток и головных уборов (4 ч.)
Изготовление перчаток. Шляпка из замши. Шапочка с клиньями.

Работа над обувью (3ч.)

Изготовление обуви. Ремонт обуви, способы ремонта.


Учебный план




Наименование модулей

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Форма контроля

I

Введение. Виды кожи. Инструменты и приспособления


8

Лекции с элементами беседы

Тестирование

II

Приемы работы с кожей

10

Лекция.

Практикум.

Самостоятельная работа.


Защита творческой работы

III

Изделия из кожи

16

Лекция.

Творческая лаборатория.

Практикум (коллективная работа)

Защита творческой работы

(мини – проект)



Учебно-тематический план




Наименование разделов

Название тем

Кол-во часов













I

Введение. Виды кожи. Инструменты и приспособления

1. Что надо знать о коже.

1

2. Выделка кожи и замши.

2

3. Выбор и подготовка материала

3

4. Инструменты


2

II

Приемы работы с кожей

1. Конструирование и крой

2

2. Сшивание изделий

2

3. Отделка кожаных изделий

3

4. Аксессуары из кости и рога

3

III

Изделия из кожи



1. Аксессуары из кожи

4

2. Украшения для дома

5

  1. Шитье перчаток и головных уборов


4. Работа над обувью

4


3





Контрольно-оценочная деятельность


Профиль

Специализации внутри профиля

Название курса

Форма итоговой работы

Контроль

Оценочная деятельность

Предмет-ный

Технический

Волшебная кожа

Лабораторная работа.

Письменная работа.


Составление эскиза.

Выставка.



Защита проекта.

Зачет.


Шкала оценивания:


  1. Знание ключевых понятий во время изучения темы – 3 б.

  2. Умение применять их на практике – 5 б.

  3. Применение технических навыков и умений – 4 б.

  4. Контрольный тест – 2 б.

  5. Защита проекта – 5 б.

  6. Подготовка выставки – 2 б.

  7. Активность на занятиях – 4 б.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за практические задания, выполненные работы по схеме:

    • «2» - не менее 40 % от всей суммы баллов

    • «3» - 40%-60% от общей суммы баллов

    • «4» - 60%-75% от общей суммы баллов

    • «5» - 75% - 100% от общей суммы баллов


Критерии оценок по темам курса:

Модуль 1. Введение. Виды кожи. Инструменты и приспособления.

Обязательный минимум понятий:

  1. Дубление

  2. Обезжировка

  3. Мездрение

  4. Обезволашивание

Умения:

  1. Определять виды кожи, степень продубливания кожи

  2. Уметь подбирать, окрашивать кожу и замшу.

  3. Уметь экономно и рационально использовать материалы.

4. Правильно использовать инструменты.




Группа понятий

Обязательная оценка

(форма проверки)

Кем проверяется

Условия выставления добровольной повышающей оценки

1.


1-4

Тест.

Творческая лаборатория

Учитель

Зачет



Умения:



Группа понятий

Обязательная оценка

(форма проверки)

Кем проверяется

Условия выставления добровольной повышающей оценки

1.

1-2

Практикум.

Учитель

Зачет.

2.

3.

Практикум.

Учитель

Зачет.


3.

4.

Практикум.

Учитель

Зачет.




Модуль 2. Приемы работы с кожей.

Обязательный минимум понятий:

  1. Ботан

  2. Строгание

  3. Шерфование

  4. Оплетка

  5. Жмурка

  6. Интарсия

Умения:

  1. Уметь качественно производить шерфование.

  2. Выполнять оплетку, плетение.

  3. Изготавливать накладки из текстиля.

  4. Выполнять интарсию.




Группа понятий

Обязательная оценка

(форма проверки)

Кем проверяется

Условия выставления добровольной повышающей оценки

1.

1

Практикум

Творческая лаборатория

Учитель

Зачет

2.

2-6

Творческая лаборатория

Взаимопроверка

Учитель

Защита творческой работы

Умения:



Группа понятий

Обязательная оценка

(форма проверки)

Кем проверяется

Условия выставления добровольной повышающей оценки

1.

1-2.

Практикум.

Учитель

Зачет.

2.

3-4

Практикум.

Учитель

Зачет.




Модуль 3. Изделия из кожи.

Обязательный минимум понятий:

  1. Этника

  2. Тиснение


Умения:
  1. Изготавливать из кожи различные изделия;


  2. Решать художественно – творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

  3. Комбинировать различные виды кожи для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;






Группа понятий

Обязательная оценка

(форма проверки)

Кем проверяется

Условия выставления добровольной повышающей оценки

1.

1-2

Практикум

Творческая лаборатория

Учитель

Взаимопроверка

Зачет


Умения:



Группа понятий

Обязательная оценка

(форма проверки)

Кем проверяется

Условия выставления добровольной повышающей оценки

1.

1-3.

Практикум.

Творческая лаборатория

Учитель

Зачет.

Защита проекта.



Литература:

  1. Казакевич Ф. Оценка качества по технологии. – М., 2000.

  2. Попова М.А. Саха торyт культурата.- Якутск, 1993

  3. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2000.


  4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред.В.Д. Симоненко.-М.:Вентана –Граф, 2000

  5. Федотов Г. Дарите людям красоту – М., 1995

  6. Барадулин В. Сельскому учителю о народных промыслах. -М.,1999

  7. Черкизова Е. Кожа.Техника.Приемы.Изделия: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004

  8. Скрябина А. Незабываемые узоры.- Якутск, 2004

  9. Барташевич А. Сделай сам – Минск, 1996