litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Оглавление



1. Введение

2. Программа элективного курса «Житие: эволюция жанра»

3. Деятельностно-ценностные задачи

3.1. Задача по «Повести о Горе-Злочастии»

3.2. Задача по творчеству Епифания Премудрого. Стиль «плетения словес»

3.3.Задача «Княгиня Ольга – «предвозвестница христианской земле»

4. Сценарии занятий

4.1.Сценарий занятия «Решение деятельностно-ценностной задачи»

4.2.Сценарий занятия с применением элементов технологии

развития критического мышления через чтение и письмо

по теме «Княгиня Ольга – предвозвестница земли Русской»

5. Заключение


1. Введение

Ситуация, в которой, на мой взгляд, оказывается иной раз современный выпускник, похожа на ситуацию, в которой оказался герой романа И.А. Гончарова «Обломов»: «Странно подействовало учение на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда… понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем».

Знания, умения, навыки, которые ученик получает в процессе обучения, пока еще часто оказываются несопоставленными с реальными жизненными ситуациями, напоминают ту самую «библиотеку» в голове у Ильи Ильича, «состоящую из одних разрозненных томов», «сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других истин, задач положений и т.п.»

Это противоречие выдвигает специфические требования к содержанию обучения вообще, и по литературе и русскому языку в частности: формировать не только прочные знания по этим предметам, но и гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях.


Для решения этой педагогической задачи на уроках литературы и русского языка я успешно применяю компетентностный подход. Стараюсь создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.

Приоритетной областью моего педагогического интереса уже давно стала организация исследовательской деятельности школьника. Потребность в познании считается базовой для человека. Но, как иронично замечено неким Фростом, «пытливый мальчишеский ум начинает работать, едва мальчишка проснется, и работает до тех пор, пока не начнется первый урок». Так вот моя педагогическая задача – не только пробудить «мальчишеское» любопытство, но и сделать его осознанным, актуализировать исследовательскую жилку в ученике, вовлечь его в поиск и обеспечить условия для реализации познавательной потребности. Для этого использую активные методы обучения, прежде всего проблемный, и элементы различных современных образовательных технологий («Критическое мышление для чтения и письма», «Дебаты», проектно-исследовательские технологии, ролевые игры). Главными для меня стали два принципа: приоритетность исследовательской мотивации и личностно-ориентированное взаимодействие с учеником.

Открытие, как известно, начинается с удивления. У большинства учащихся это любопытство иногда «долго спит», и его нужно уметь пробудить. Это трудная, но благодарная работа. Чаще всего достаточно лишь один раз разбудить это любопытство, и дальше оно само будет развиваться, захватывая новые и новые области.

В рамках предпрофильной подготовки мною разработан элективный курс для 9-х классов «Житие: эволюция жанра» (опубликован в сборнике «Размышляя о вечном… Духовно-нравственное развитие личности учащихся на уроках литературы. Опыт учителей словесности. Выпуск 5, Томск-2008) Цели курса – формирование общекультурных компетенций (научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения), ценностно-смысловых компетенций, коммуникативных и исследовательских.


Занятия курса разнообразны по формам и методикам проведения. Это - вводные лекции, семинарские занятия, уроки комментированного чтения и углубленного анализа текста, уроки анализа эпизода, дискуссии и др.

Школьники в ходе подготовки к занятиям обращаются к исследовательским методам работы, РЕШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫХ (проблемных) ЗАДАЧ, что способствует формированию навыков самостоятельной работы как с текстами жития, так и другой, в том числе и учебной литературой.

Курс «Житие: эволюция жанра» ведется с 2005-2006 уч.г. (до этого времени – спецкурс «Древнерусская литература»); ДЦЗ стала применять с 2006-2007 уч.г. Из приведенных ниже данных видно, как менялся характер мотивации учащихся, посещавших занятия по элективу. На вопрос «Почему тебе интересен этот предмет?» ответы распределились следующим образом:

- в 2004-2005 в основном это были ответы: Интересно: узнавать о новых фактах, удивительных событиях; выяснять причины событий; узнавать о жизни людей и их деятельности; слушать объяснения учителя по этому предмету; 

- 2005 – 2006уч.г. – те же ответы;

- 2006 - 2008 уч.г. ответы кардинально меняют свой характер: Интересно: на уроках и дома решать задачи, заполнять таблицы, составлять схемы; самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом; находить объяснение явлению, разрешать проблему, проводить исследование.

В 2008 – 2009уч.г. попробовала, используя технологию критического мышления, работу с кластерами, предложить ученикам самостоятельно сформулировать проблемную задачу (ДЦЗ) (опыт проведения таких уроков представила в зачетной работе на курсах по программе ТГУ «Инновационно образовательные технологии»; на открытом уроке для учителей гимназии; на заседании городской творческой группы «Исследовательская работа учащихся» по теме «Мотивация исследовательской работы»). На указанный выше вопрос получила, кроме уже приведенных, новый ответ: Интересно, так как учитель преподает необычно (задает условия для постановки проблемы) и этим привлекает учеников.



2. Житие: эволюция жанра

(Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки)


Пояснительная записка

Программа курса «Житие: эволюция жанра» предназначена для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, актуальна и полезна для выбора школьниками профиля обучения, получения компетентных знаний. Содержание учебного материала способствует также духовно-нравственному совершенствованию личности. Поэтому этот курс может быть рекомендован как учащимся, испытывающим трудности с определением выбора профильного обучения, учащимся разных профилей, так и тем, кто намерен в будущем связать свой выбор с гуманитарными предметами, особенно с филологией.

По мнению академика Д.С. Лихачева, «знание классических произведений, умение ценить их достоинство, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство – обязательное условие образованности». Кроме того, обращение к древнерусской литературе, к жанру жития, помогает по-новому увидеть произведения авторов так называемого «нового времени», так как в творчестве своем они, безусловно, связаны с интеллектуальными корнями своего народа. Не считаться с этим - значит противоречить природе вещей.

Развитие культуры – процесс динамический. Познать сущность явлений возможно, лишь проследив их во времени. Иными словами, мы никогда не сможем понять самих себя сегодняшних, пока не представим всего того, что составило нашу сущность. Последовательное, целостное освоение нашей письменной словесности – единственный путь в осуществлении этой сложной задачи.

Берясь за данную проблему, мы не оставляем без внимания и воспитательные задачи. Житие изначально давало образец, идеал человека, достигшего полного торжества духа, прославляло его нравственные качества. Агиограф всегда пытался определить духовные ориентиры, дающие человеку точку опоры в переломные моменты истории, найти «хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния» (Н.С.Лесков).



Цели курса


  • осуществление предпрофильной подготовки школьников;

  • формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология», «история», «культурология» и др.;

  • изучение житийной литературы с целью определения значимости ее традиций, установления взаимосвязи с темами и проблемами русской литературы «нового» времени.


Задачи курса

  • знакомство с агиографическим жанром древнерусской литературы;

  • чтение классических житийных текстов, умение сопоставлять, проводить параллели с текстами «нового времени»;

  • изучение и понимание значимости житийных традиций древнерусской литературы

  • установление взаимосвязи: время – произведение – читатель;

  • прочтение текста в контексте времени, диалог с ним;

  • духовно-нравственное «оздоровление» школьников;

  • воспитание школьника – патриота и гражданина своей страны, ее традиций.


Изучение житийной литературы – это знакомство с традициями русской классической литературы и культуры, истоками духовности русского народа.

Житие – один из самых древних жанров нашей литературы. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости; дает образцы правильной, христианской жизни; убеждает, что прожить ее может каждый человек. Героями жития становились те, кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шел по нему, поверяя все свои дела евангельским заповедям, стараясь в пути этом следовать, уподобиться Иисусу Христу.

Но цель курса не просто знакомство с жанром агиографии (дословно «святописи», жизнеописание святого), с причинами его появления, с его особенностями, а обозначение основных этапов его развития, движения от нормативных канонов к авторской индивидуальности, от прямолинейной дидактики к свободному сюжету, оставляющего читателя один на один с героями и ситуациями, от избранных героев к изображению всякого человека, могущего заслужить внимание и сочувствие автора и читателя.


Знакомя учащихся с эволюцией конкретного жанра, необходимо подчеркнуть, что этот путь постепенного расставания со сковывающими цепями литературного этикета прошла вся древнерусская литература.

Методом сравнительного анализа, оттачивая свое умение сопоставлять, проводить параллели, учащиеся в ходе занятий должны осознать, что литература Древней Руси (в частности, жития святых) во многом определила собой русскую литературу «нового времени», что, только опираясь на лучшие достижения древней литературы, могла развиваться и совершенствоваться наша оригинальная, самобытная литература, занявшая в 19 в. первое место среди литератур мира.

Данный курс построен по хронологическому принципу, системность проводимых занятий позволит понять специфику жития как жанра, раскрыть его своеобразие и проследить путь развития.

Исходя из ограниченного количества времени, из литературы 19в. мы выбрали только одно произведение – «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Восполнить этот пробел можно на уроках литературы, отдельно рассмотрев признаки, традиции жития в повестях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. «Житиям» же лесковских «праведников» (особенно Ивана Флягина) стоит уделить особое внимание, потому что писатель сознательно создавал жизнеописания «героев своего времени», утверждая, что «все доброе и хорошее» «в русской душе» - не «одна выдумка и вздор», что «у нас не переводились, да и не переведутся праведники».

По возможности, разговор о выбранном нами жанре можно продолжить и на уроках литературы в 11 классе, рассматривая творчество А.И. Солженицына («Матренин двор»), В.М. Шукшина («Калина красная») и др.

Программа применима для различных групп (категорий) школьников. Это достигается обобщенностью включенных в нее знаний: отбором текстов в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения.

Занятия курса разнообразны по формам и методикам проведения. Это - вводные лекции, семинарские занятия, уроки комментированного чтения и углубленного анализа текста, уроки анализа эпизода, дискуссии и др.


Школьники в ходе подготовки к занятиям обратятся к исследовательским методам работы, РЕШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫХ ЗАДАЧ. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы как с текстами жития, так и другой, в том числе и учебной литературой.

При выборе методов и приемов организации урока учитывается специфика возраста и психология школьников – читателей, уровень читательских интересов. Важно одно: дойти до сердца каждого ученика, помочь освоить изучаемую житийную литературу, научить выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современностью, с русской литературой.

Связность и системность занятий достигается выбором последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, а также прослеживанием связей между частными и общими знаниями.

Отдельные темы курса «Житие: эволюция жанра» изучаются методом от общего к частному. Содержание других тем осваивается также путем подведения учащихся под эмпирические обобщения, то есть от частного к общему. Способ развертывания содержания зависит от целей и задач конкретного занятия, но в конечном результате направлен на достижение целей и решение задач всего курса.

На изучение содержания программного материала отводится 16 часов. Занятия выстроены с учетом достаточности времени для качественного изучения содержащихся в программе текстов, получения практических навыков, реализации воспитательных задач. Это достигается выше указанными эффективными методами обучения.

Эффективность программы и получение начальных знаний достигается путем нахождения наиболее «короткого» пути, последовательности, качественного изучения учебного материала (житий русских святых, текстов русской литературы и других источников).

Такой путь изучения позволяет не тратить много времени на восстановление забытых или уже утраченных знаний. Получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся материал.



Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении курса «Житие: эволюция жанра»


  • знание текстов изучаемых произведений;

  • умение формулировать связные ответы на поставленные вопросы, касающиеся изучаемого материала;

  • умение устанавливать взаимосвязь текстов традиционной житийной литературы и жития как жанра с творчеством русских писателей;

  • объяснение их значимости и роль в формировании взглядов, мировоззрения писателя;

  • умение сопоставлять изучаемые тексты и материалы житийной литературы с русской литературой;

  • на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме;

  • умение систематизировать и обобщать полученные знания, участвовать в проектно-исследовательской деятельности;

  • умение выступать с докладом, сообщением, проектно-исследовательской работой по материалу изученного курса (темы) на конференциях, заседаниях школьного научного общества, мероприятиях и конкурсах.


Содержание программы «Житие: эволюция жанра»

1. Своеобразие древнерусской литературы. Время появления, причины; соотношение с письменностью и фольклором; назначение; проблема литературного вымысла; понятие о литературном этикете; анонимность (проблема авторства); общая характеристика жанров. – Вводная лекция; 2 часа.

2. Особенности канона жанра агиографии. «Святой» - герой жития; композиционная и стилистическая структура жанра; житие и икона; агиографическая литература – важное средство религиозно-нравственного воспитания. «Житие Алексея человека божия». – Урок-лекция с элементами практической работы; 1 час.

3. Элементы жития в «Повести временных лет» (11 в.). Легенды о первых христианах-мучениках, о княгине Ольге, о князе Владимире; сказание об убиении Бориса и Глеба – мучениках Земли Русской. – Урок комментированного чтения; 1 час.

4. «Житие Феодосия Печерского» (11 в.). Феодосий Печерский -историческое лицо и герой жития; композиция жития; мастерство Нестора-писателя. – Урок-анализ произведения; 1 час.


5. Жанр «воинского жития». «Житие Александра Невского» (13 в.). Новый герой жития – защитник своего отечества; переосмысление житийного канона; образ автора-рассказчика. – Урок сопоставительного анализа; 1 час.

6. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» (14 в.). Просветительская деятельность Стефана; новый подход к изображению отрицательного героя. Стиль «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). Сергий – подвижник пустынножительства. Традиции и новаторства в житиях Епифания. Изображение психологического состояния человека, динамики его чувств. – Практическая работа с элементами видеоурока; 2 часа.

7. Творчество протопопа Аввакума. Судьба, личность «огненного протопопа». «Житие протопопа Аввакума» (17 в.). Особенности: автобиографичность, психологизм, своеобразие языка, исповедальность. – Урок-анализ произведения; 2 часа.

8. Демократическая бытовая повесть 17 в. «Повесть о Горе-злосчастии»; поворот к новому демократическому герою; интерес к индивидуальной человеческой личности (гуманизм); психологизм; типизация. Традиции жития. – Урок сопоставительного анализа; 2 часа.

9. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» (19 в.). Иван Флягин – новый «праведник» Лескова. Использование и переосмысление традиций жития в творчестве писателя.- Урок анализа текста с элементами дискуссии; 3 часа.

10. Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности. – Урок-обобщение; 1 час.


Учебно-тематический план



Название раздела

Часы

Теория

Практика

1.


Своеобразие древнерусской литературы.

1

Время появления, причины; соотношение с письменностью и фольклором; назначение.










2

Проблема литературного вымысла; понятие о литературном этикете; анонимность (проблема авторства); общая характеристика жанров.




2

Особенности канона жанра агиографии.

3

«Святой» - герой жития; композиционная и стилистическая структура жанра; житие и икона; агиографическая литература – важное средство религиозно-нравственного воспитания. «Житие Алексея человека божия».

Практическая работа по анализу фрагментов текста

3

Элементы жития в «Повести временных лет» (11 в.).

4

Легенды о первых христианах-мучениках, о княгине Ольге, о князе Владимире; сказание об убиении Бориса и Глеба – мучениках Земли Русской.

Наблюдения по тексту. Решение деятельностно-ценностной задачи (ДЦЗ)

4

«Житие Феодосия Печерского» (11 в.).

5

Феодосий Печерский -историческое лицо и герой жития; композиция жития; мастерство Нестора-писателя.

Анализ фрагментов текста жития

5

Жанр «воинского жития».

6


Новый герой жития – защитник своего отечества; переосмысление житийного канона; образ автора-рассказчика.

Сопоставительный текстовый анализ

6

Творчество Епифания Премудрого.

7

«Житие Стефана Пермского» (14 в.). Просветительская деятельность Стефана; новый подход к изображению отрицательного героя. Стиль «плетения словес».

Наблюдения по тексту; практическая работа. Решение ДЦЗ







8

«Житие Сергия Радонежского» (14 в.). Сергий – подвижник пустынножительства. Традиции и новаторства в житиях Епифания. Изображение психологического состояния человека, динамики его чувств.

Практическая работа с элементами анализа текста; просмотр видеоматериалов

7

Творчество протопопа Аввакума.

9

Судьба, личность «огненного протопопа».

Индивидуальные сообщения учащихся







10

Особенности: автобиографичность, психологизм, своеобразие языка, исповедальность.

Наблюдения по тексту

8

Демократическая бытовая повесть 17 в.

11

«Повесть о Горе-злосчастии»; поворот к новому демократическому герою; интерес к индивидуальной человеческой личности (гуманизм); психологизм; типизация.



Решение ДЦЗ







12

Традиции жития. – Урок сопоставительного анализа

Сопоставительный анализ

9

Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» (19 в.).

13

Замысел, история создания. Судьба героя повести.

Иван Флягин – новый «праведник» Лескова.

Индивидуальные сообщения учащихся

Работа с текстом







14

Использование и переосмысление традиций жития в творчестве писателя

Практическая групповая работа







15

Иван Флягин – праведник или грешник?

Дискуссия

10

Роль житийной литературы

16

Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности.






Список рекомендуемой литературы

1. Водовозов Н.Б. История Древней русской литературы. – М.: Просвещение, 1962. – 372с.

2. Грихин В.А. Проблема стиля древнерусской агиографии 14-15 вв. – М.: Просвещение, 1974. – 143с.

3. Горелов А.А. Лесков и русская литература. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 160с.


3. Давыдова Н.В. Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. – М.: Просвещение, 1993. – 156с.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. – М.: Просвещение, 1992. – 104с.

5. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история произведения. – Л. , 1971. – 120с.

6. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.: Наука, 1960. – 256с.

7. Лихачев Д.С., Лихачева В.Д. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971. – 245с.

8. Древнерусская литература. – М.: Олимп; АСТ, 1996. – 608с.

9. Хрестоматия по Древней русской литературе 10 – 17 вв.\ Сост. Н.К.Гудзий. – М., 1962


3. Деятельностно-ценностные задачи


В системе непрерывного образования весьма действенны методы, использующие эффект преодоления искусственно создаваемых учебных трудностей. Технология организованного таким образом многовариантного учебного процесса предполагает достаточно активное участие преподавателя, в большей мере сопровождающего и корректирующего процесс, но не ограничивающего поисковые шаги и действия. Это позволяет через активизацию личностного участия значительно понизить у обучаемого начальный порог неприятия и сомнения в ценности сообщаемых в принудительном порядке обязательных элементов знаний.

Главное требование педагогической ситуации состоит в том, что обучаемый в процессе решения учебных задач должен погрузиться в дидактические условия, обеспечивающие самостоятельность целеобразования и практического целеосуществления на каждом этапе обучения.

Как правило, наиболее удачны именно те педагогические технологии, процесс обучения в которых построен с использованием индивидуально-эвристического способа решения инициализированных преподавателем проблем. В этой схеме основной единицей работы учащегося с содержанием становится не «порция информации», а проблемная ситуация, проблемная (деятельностно-ценностная) задача.



Деятельностная задача


  • Предполагает достаточно активное участие преподавателя, в большей мере сопровождающего и корректирующего процесс, но не ограничивающего поисковые шаги и действия ученика.

  • Позволяет через активизацию личностного участия значительно понизить у обучаемого начальный порог неприятия и сомнения в ценности сообщаемых в принудительном порядке обязательных элементов знаний.

  • Погружает в дидактические условия, обеспечивающие самостоятельность целеобразования и практического целеосуществления на каждом этапе обучения

Ценностная задача

  • Формирует мировоззрения учащихся.

  • Способствует их духовному и нравственному становлению.

  • Вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанием человека, для которого моральные нормы, правила и требования выступали бы как его собственные взгляды, убеждения.

  • Дает представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.

  • Формирует нравственные качества личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, религией.

Деятельностно-ценностная задача может носить междисциплинарный характер, стимулировать процесс многоаспектного осмысления явлений и являться хорошей основой для организации междисциплинарного обучения. Задача дает возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей (история, эстетика, психология, лингвистика, религия). Проблемная задача (ДЦЗ) предполагает выдвижение гипотезы для ее разрешения или нескольких гипотез (версий), а также процесса обоснования, доказательности. На мой взгляд, важно то, что задачи не могут иметь однозначного решения, поэтому могут использоваться для обучения много раз и иметь бесконечное количество решений. В качестве организационного принципа урока по решению ДЦЗ чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения. Таким образом, элективный курс дает возможность учащимся приобрести навыки исследовательской работы в принципе.


Итогом работы может быть:


  • Письменная работа (сочинение-рассуждение по проблемному вопросу).

  • Проведение дискуссии среди учащихся на основании предложенных решений задачи.

  • Работа исследовательского типа, предполагающая более глубокое исследование текста произведения, истории его создания, критических и литературоведческих анализов.


Далее представлены три таких задачи по учебному предмету «Литература», элективный курс для 9 классов «Житие: эволюция жанра».


3.1. Задача по «Повести о Горе-Злочастии»


Предмет: Литература; элективный курс «Житие: эволюция жанра»

Класс: 9-й



следующая страница >>