litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3

В норме у человека в покое 16 – 20 дыханий в минуту. У тренированных спортсменов ЧДД в покое может быть ниже – до 12 дыханий в минуту.

Во время нагрузки, при волнении ЧДД увеличивается.

 


Методика проведения пробы Штанге

Проба Штанге – измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот закрыт, нос зажат пальцами. Здоровые взрослые задерживают дыхание на 40 – 50 сек, спортсмены – до 5 минут, спортсменки – от 1,5 мин, до 2,5 мин.

 

Методика проведения пробы Генчи

Проба Генчи – после неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. При этом рот закрыт, нос зажат пальцами. У здоровых взрослых людей время задержки дыхания составляет 25 – 30 сек. Спортсмены способны задержать дыхание на 60 – 90 сек.


Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи


 

Мужчины

Женщины

 

Мужчины

Женщины

Возраст

Штанге

Генчи

Штанге

Генчи

Возраст

Штанге

Генчи

Штанге

Генчи

5

24


12

22

12

11

51

24

44

20

6

30

14

26

14

12

60

22

48

22

7

36

14

30

15

13

61

24

50

19

8

40

18

36

17

14

64

25

54

24

9

44

19

40

18

15

68

27


60

26

10

50

22

50

21

16

71

29

64

28

Оценка общего состояния обследуемого по параметру пробы Штанге

 Оценка состояния испытуемого

Время задержки вдоха (с)

Отличное

Хорошее

Среднее

Плохое

больше 60

40 — 60

30 — 40

меньше 30



4.Исследование функций нервной системы.


Методика выполнения пробы Ромберга

Пробу Ромберга выполнить не сложно, она позволяет выявить нарушение равновесия в положении стоя. Проба проводится в виде 4 тестов:

Первый тест. Необходимо встать прямо, ноги вместе, руки вытянуть вперед, пальцы развести в стороны, глаза закрыть.

Оценка теста: тест считается выполненным «очень хорошо», если тебе удалось сохранить равновесие в течение 15 сек, при этом не было пошатывания тела, рук и век. «Удовлетворительно» - если тебе удалось сохранить равновесие в течение 15 сек, но при этом было дрожание или пошатывание тела, рук и век. Тест не пройден, оценка «неудовлетворительно» - если в течение 15 сек. Равновесие было нарушено.


Если тебе удалось хорошо пройти данное испытание, т.е. выполнить пробу Ромберга в первом тесте, можно перейти к испытаниям в усложненных вариантах.

Второй тест. Встать прямо, ноги расположить на одной линии (т.е. пятку одной ноги приставить к носку другой ноги), руки вытянуть вперед, пальцы развести, глаза закрыть. Необходимо также удержать данную позу в течение 15 сек. Оценка теста проводится, как описано выше.

Если тебе удалось хорошо пройти данный тест, то можно перейти к следующему испытанию.

Третий тест. Встать на одну ногу, вторую согнуть в коленном и тазобедренном суставе и  поднять, руки вытянуть вперед, пальцы развести, глаза закрыть. Необходимо удержать данную позу в течение 15 сек. Оценка теста проводится, как описано выше.

Если тебе удалось хорошо пройти и данный тест, то можно перейти к последнему испытанию на определение равновесия:

Четвертый тест. Встать в позу «ласточки» с закрытыми глазами и попытаться удержать равновесие в течение 15 сек. Оценка пробы проводится так же, как в первом испытании.

В норме здоровый человек должен выполнить первый тест пробы Ромберга на оценку «Очень хорошо». Второй, третий и четвертый тесты хорошо выполняют спортсмены, занимающиеся акробатикой, спортивной гимнастикой, прыжками на батуте, фигурным катанием и др.


Методика выполнения пальценосовой пробы.

Данная проба очень проста и применяемся для определения координации движений.

Для ее выполнения необходимо стать прямо, закрыть глаза, руки вытянуть вперед и дотронуться указательным пальцем до кончика носа с закрытыми глазами сначала одной, потом другой рукой. В норме должно быть точное опадание пальцем в кончик носа без промахивания и лишних движений.

Если данную пробу не удается выполнить без нарушений, необходимо обратиться к врачу, что бы вовремя пройти обследование.

Методика проведения теппинг-теста


Теппинг-тест (от англ. Tap – постукивать), - одна из распространенных проб, направленная на исследование работоспособности, измерение скоростных характеристик. При выполнении теппинг-теста от испытуемого требуется выполнять постукивание в максимально возможном или удобном для него темпе.

Необходимо:

1.          Заранее на бумаге начертить 6 квадратов – два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров.

2.          Пронумеровать квадраты, как показано на рисунке:

1

 

 

2

3

4

 

 

5

6

 

3.          При выполнении теста квадраты заполнять в порядке, пронумерованном цифрами от 1 к 6.

4.          При выполнении теста не облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

5.          На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд.

Методика выполнения теппинг-теста: сесть перед расчерченным листом бумаги. По команде учителя надо будет начать стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде «Дальше». Начинать работу (стучать) необходимо по команде «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом, по команде «Дальше!» переходить к следующему квадрату. Ваша задача поставить в квадрате как можно больше точек.

После теста подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).


Оценка работоспособности по предложенному тесту:

Для удобства оценки проведенного теста напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено.

Полученные результаты могут быть условно разделены на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности:

1. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и/или 3, а затем постепенно снижается.

2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается.

3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).

4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек.

Обработка результатов по общему количеству точек в квадратах для детей 12—15 лет

24 точки и меньше — медленный темп работы.

25-30 точек — нормальный средний темп работы.

30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.


Приложение 2.

Анкета для учащихся

«Взгляд со стороны»

Цель: Выявить отношение школьников к своему здоровью.

Поставьте соответствующий балл: 2 — да, 1 — нет.


  1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

  2. Делаешь ли утром зарядку?

  3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?

  4. Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей?

  5. Соблюдаешь ли ты режим дня?
  6. Занимаешься закаливанием организма: воздушные ванны, обливания,обтирания и т.д.?


  7. Имеешь вредные привычки?

  8. Если на столе много вкусного будешь есть пока «не лопнешь»?

  9. Ведешь активный образ жизни?

  10. Ешь много сладкого?

  11. Ложишься спать не позднее 22 часов?

  12. Занимаешься ли в какой-нибудь спортивной секции?

  13. В твоем рационе питания преобладают бутерброды, консервы, «быстрая еда»?

  14. Имеешь хронические заболевания?

Если Вы набрали от 19 до 22 баллов:

О Вас можно сказать, что вы достаточно серьезно относитесь к своему здоровью, ведете здоровый образ жизни, следите за состоянием своего организма, активно работаете над сохранением и укреплением здоровья.

Если Вы набрали от 14 до 17 баллов:

Возможно у Вас имеются проблемы со здоровьем. Вам необходимо пересмотреть свой образ жизни: побольше находиться на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек (если таковые имеются). Обратите внимание на рацион своего питание, ешься больше свежих овощей и фруктов. Соблюдайте режим дня: старайтесь вовремя ложиться спать, чередуйте работу с отдыхом – помните: усталость и переутомление ведут к болезням!


Приложение 3.

Тест «Валеологический опрос»

Внимательно прочитайте задание, выберете, по вашему мнению, правильный ответ:

1. Здоровье -  это …

А) отсутствие болезни;

Б) состояние радости;

В) состояние полного душевного, физического и социального благополучия;

Г) устойчивость к дестабилизирующим факторам.

2. Не относятся к признакам здоровья:

А) устойчивость к действиям повреждающих факторов;

Б) функционирование в пределах нормы;

В) наличие резервных возможностей организма;

Г) регулярная заболеваемость.

3. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека?


А) наследственностью;

Б) условиями внешней среды;

В) образом жизни;

Г) системой здравоохранения.

4. Здоровье человека на 50% зависит от:

А) наследственности;

Б) образа жизни;

В) медицины;

Г) внешней среды.

5. . Выберите признак нездорового образа жизни:

А) активная жизненная позиция;

Б) несбалансированное питание;

В) полноценный отдых;

Г) регулярная двигательная активность.

6. Функциональная проба – это …

А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;

Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;

В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;

Г) увеличение мышечной массы.


  1. Ожирение – это …

А) повышение отложение жировой ткани в организме;

Б) временная прибавка в весе;

В) потеря веса;

Г) косметический дефект.

  1. Плоскостопие – это…

А) нарушение осанки;

Б) нарушение обмена веществ;

В) нарушение зрения;

Г) изменение формы стопы.

9. Жизненную емкость легких измеряют с помощью …

А) секундомера;

Б) ростомера;

В) спирометра;

Г) тонометра.

10. ЧСС в покое должна составлять:

А) 60-80 уд/мин;

Б) 90-110 уд/мин;

В) 40-50 уд/мин;

Г) более 110 уд/мин.


Ключ ответов:

1-В; 2-Г; 3-В; 4- Б; 5- Б; 6- А; 7 – А; 8- Г; 9 – В; 10- А.


<< предыдущая страница