litceysel.ru
добавить свой файл
1
Программа элективного курса


«Химия для любознательных»

Автор: Соколовская Н. В. зам. директора по УМР,

учитель биологии и химии высшей категории

МОУ «СОШ №2».


Программа элективного курса

«Химия для любознательных»

Автор Соколовская Н. В. зам. директора по УМР,

учитель биологии и химии.


Объяснительная записка:


Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 19 часов обучения для учащихся 8 - 9 классов общеобразовательных школ.


Задачи курса:


  • Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;

  • Развитие знаний по химии, полученных во время изучения базовых курсов;

  • Формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;

  • Способствование в дальнейшем успешному освоению специальностей, связанных с химией;

  • Развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;

  • Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.


Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия веществ, зависимости их свойств от строения, практической направленности химии как науки. Курс включает разделы: «Вода и воздух – самое дешевое сырье», «Соль = основание + кислота», «Металлы основы техники», «Химия углерода», «Материалы на любой вкус», «Ценные «мелочи».

Содержание курса «Химия для любознательных» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для расширения сведений химической, физической, биологической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними. Особое внимание при изучении курса отводиться на промышленное получение изучаемых веществ, их использование в химико-технологическом производстве.



Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, работы с анализом коллекционного материала, демонстрацию опытов, анализа видеоматериалов, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.


1. Вода и воздух – самое дешевое сырье (2 часа).


Вода – вещество №1. Воздух – неисчерпаемое сырье.

Лабораторные работы. Разложение воды. Получение кислорода разложением нитрата калия, пероксида водорода.

Демонстрационные опыты. Получение диоксида углерода и опыты с ним.


2. Соли – основа многих химических производств (3часа).


Хлориды щелочных металлов – сырье для получения оснований и кислот. Основы титрования. Сера и ее соединения.

Лабораторные работы. Титрование раствора соляной кислоты. Получение соды.

Демонстрационные опыты. Получение сульфидов. Горение сероводорода.


3. Металлы основы техники (4 часа).


Металлы и их соединения. Классификация металлов. Металлы главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева. Металлы побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Получение металлов. Основные понятия электрохимии.

Лабораторные работы. Обнаружение меди в сплавах. Восстановление оксида меди.

Демонстрационные опыты. Демонстрация коллекций металлов и их сплавов.


4. Химия углерода (4 часа).


Болотный газ. Этен – ненасыщенный углеводород. Коксование угля – промышленный способ получения углеводородов. Растворители в быту и технике. Производные бензола.

Лабораторные работы. Получение болотного газа. Свойства этена.


5. Материалы на любой вкус (4 часа).

Пластмассы. Фенолформальдегидные смолы и их производные. Термопласты (полистирол, поливинилхлорид). Искусственные волокна.


Лабораторные работы. Исследование свойств различных видов пластмасс

Демонстрационные опыты. Изготовление слоистого пластика.


6. Ценные «мелочи» (2 часа).


Красители. Дезинфицирующие вещества. Салициловая кислота. Душистые вещества, косметика и моющие средства.

Лабораторные работы. Получение духов.

Демонстрационные опыты. Опыты с салициловой кислотой.


Требования к уровню подготовки обучающихся.


Знать:


  • Основные характеристики химических веществ;

  • Строение веществ и их свойства;

  • Способы получения веществ;

  • Методы анализа свойств веществ;

  • Применение в промышленном производстве и в лабораторных условиях изученных веществ

  • Правила по технике безопасности при лабораторных работах.


Уметь:


  • характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;

  • характеризовать зависимость получения и применения веществ от их внутренней структуры;

  • использовать полученные теоретические сведения при изучении химичеких реакций.

  • пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;

  • подготовить сообщение, небольшой реферат;

  • анализировать коллекционный материал.



Список литературы:


  1. Л. Аликберова. Занимательная химия. Серия «Занимательные уроки». М «АСТ – ПРЕСС», 2002.

  2. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Ленинград «Химия», 1985.

  3. В. В. Богданов. Удивительный мир резины. М «Знание», 1989.
  4. Б. Куликов. Азбука камней – самоцветов. Словарь – справочник. М «Терра», 1996.

  5. Клаус Гофман. Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов. Ленинград «химия», 1987.

  6. М. Беккерт. Железо. Факты и легенды. М «Металлургия», 1998.

  7. Г. И. Николаев. Металл века. М «Металлургия»,1987.