litceysel.ru 1 2 3 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коткишевская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район



Утверждаю:

Директор МБОУ Коткишевская ООШ / А.С.Кожанов/


Программа элективного курса

Питание и здоровье учеников”

(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль, 18 часов)


Автор программы:

Орлова Ольга Поликарповна,

учитель биологии и химии МОУ Коткишевская ООШ, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ город Нея и Нейский район


Нея - 2012

Пояснительная записка


Проблема питания всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Питание должно быть рациональным, соответствовать не только основным положениям науки о питании, но и учитывать огромную информационную нагрузку на человека в 21 веке. С одной стороны, современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т.д., поступающей с экранов телевизора, страниц газет и журналов, прилавков магазинов. С другой стороны ребенок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимает ее предназначение.

Правильная организация питания требует знания, хотя бы в самом общем виде, химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах. Актуальность и социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса «питание и здоровье учеников». Этот курс направлен на расширение представлений школьников о пище с точки зрения биологии и химии, научно обоснованных правилах и нормах питания, формирование основ здорового образа жизни.


Элективный курс “Питание и здоровье учеников” предназначен также для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к изучению предметов естественнонаучного цикла. Позволяет помочь им в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии. Материал элективного курса доступен учащимся 9-х классов, знакомит их со спецификой таких профессий как технолог пищевого производства, лаборант, химик, биолог, эколог и т.д.

В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Материал курса, основанный на современных научных данных, будет интересен всем, кто дорожит своим здоровьем, хочет повысить работоспособность и продлить активную жизнь

Курс рекомендуется проводить в первом полугодии 9 класса, т.к. к этому времени изучен курс анатомии и физиологии человека и заложены основы химических знаний.

Содержание данного элективного курса рассчитано на изучение в течение 18 часов по (1 часу в неделю) и включает лекции, семинары, практические и лабораторные работы и экскурсии.

Программа курса состоит из трех тем. В первой теме рассмотрены основные химические компоненты пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества), описаны свойства и их превращения, приводятся сведения об основных пищевых добавках и вредных веществах.

Вторая тема посвящена химическому составу пищевых продуктов. Учитывая современный уровень развития пищевой химии, в ней обобщены сведения о химических процессах, происходящих при производстве продуктов. В научно-популярной форме систематизированы знания о химических процессах при получении основных продуктах питания: хлеба, кондитерских изделий, жиров и масел, сахара, мясных, молочных и рыбных продуктов, напитков. Кратко описаны основы домашнего приготовления пищи и химические процессы, которые при этом протекают.


В третьей теме программы рассмотрены вопросы питания человека. Сформулированы основные положения рационального питания, приведены таблицы химического состава пищевых продуктов, описаны их свойства, представлены химические формулы важнейших соединений, превращения и наиболее важные реакции. Конечно, в реальной жизни никто из нас не рассчитывает с точностью до граммов или миллиграммов с помощью таблиц количество пищевых веществ, потребляемых нами. Мы не определяем состав блюд, которые мы едим, но эти сведения дают общее представление о составе пищи, помогают выявить закономерности, обосновать практические рекомендации, сделать их более убедительными, применить полученные сведения в повседневной практике, на научной основе организовать свое питание и сохранить здоровье.

Цель курса: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Основные задачи курса.

- обобщить и систематизировать сведения о химических процессах, происходящих при производстве продуктов питания, а также о процессах переваривания пищи

- научить школьников объяснять и применять практические рекомендации рационального питания в повседневной жизни с целью сохранения здоровья

- прививать навыки формирования здорового образа жизни и бережного отношения к собственному организму

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями

- дать представление о пищевых добавках и их влиянии на организм человека

- показать важность химического состава продуктов питания в жизнедеятельности человека

- развивать учебно-коммуникативные умения школьников

- совершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса учащихся к изучению химии и биологии, ориентирует их на выбор профессий, связанных с изучением данных предметов.


Требования к усвоению учебного материала

Учащиеся должны знать:

- стандарты качества пищевых продуктов и их пищевую ценность;

- основные виды пищевых добавок и их влияние на организм человека;

- химический состав продуктов питания и его значение для организма

- правила рационального питания и энергетическую ценность продуктов питания

- физиологическую природу питания, процессов пищеварения и основные способы профилактики пищевых отравлений.

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;

-обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента;

- проводить исследования качества продуктов питания;

- наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи с экологическим содержанием, творческие и исследовательские работы.

Требования к умениям и навыкам.

В ходе осуществления познавательной деятельности учащихся при реализации программы курса предполагается формирование интегрированных представлений о принципах рационального питания как одной из составляющих здорового образа жизни.


В ходе осуществления исследовательской и проектной деятельности каждый из учащихся создаёт свой образовательный продукт – мультимедийная презентация под общей тематикой «Рациональное питание».

Контроль деятельности каждого из учащихся осуществляется на протяжении всего курса в ходе подведения итогов отдельного занятия (промежуточный контроль достижений), так и при подведении итогов курса, при защите проекта (итоговый контроль достижений).

Оценка итоговых достижений складывается из оценки самих учащихся, оценки учителя и оценки независимого эксперта (по пятибалльной системе).


Учебно-тематический план.




Темы занятий

Форма организации занятий

  • цели занятий;




Количество часов

Теоретические

практические

1.

Эдоровье – это здорово! Выбираем здоровое питание.(2 часа)

1. Проблемно-поисковая деятельность в группах.

2. Творческая мастерская. Мини – проект «Правильное питание и здоровье».

1

1

2.

Продукты разные нужны, продукты разные важны.

Химический аспект рационального питания (4часа)

1.Основные химические компоненты продуктов питания

2.Групповая работа: «Белки, жиры и углеводы – основные питательные вещества». Занятие1 .Белки как важнейшие питательные вещества. Практическая работа №1 Определение белка в составе пище. Практическая работа №2 Определение в предложенных пищевых продуктах наличия белков с помощью характерных реакций Занятие 2. Липиды простые и сложные Практическая работа №3 Обнаружение жира в животных и растительных тканях. Практическая работа №4 Исследование пищевых продуктов.


Занятие 3. Углеводы, их роль в питании.

Практическая работа №5 Обнаружение крахмала в растительных продуктах.




1


1



1


1



3

Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. Минеральные вещества» (2часа)


1.Групповая работа. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Минеральные элементы. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов

Практическая работа№6. Определение содержания зольных элементов в растительных продуктах питания.

Практическая работа№7. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других элементов. Содержание нитратов и нитритов.

Практическая работа№8 Определение общего содержания воды в биологических объектах

1

1



4.

«Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании»

( 4часа)


Семинар: «Кирпичики жизни» – многообразие и роль витаминов и минеральных веществ в организме чело Занятие 1. Качественные реакции на основные витамины.

Практическая работа №9 Определение содержания витаминов в различных продуктах питания.

Практическая работа№10 Определение наличия ферментов в пищевых продуктах. Занятие 2. Витамины, их роль в питании

Защита проекта: «Сколько в яблоке витамина С?»

1


1





1


1

5.


Физиологический аспект рационального питания(3часа)

2.Практическая работа№11 «Расчёт калорийности рациона питания»

3.Занятие 1«Режим питания»

Занятие 2. Рациональное питание и здоровье человека Групповая работа по таблицам.

1


1





1

6.

Загадочная буква Е (2часа)

1.Проблемная беседа: «Какова роль пищевых добавок в жизни человека?»

2.Практическая работа (совместная): «Создание информационного бюллетеня: «Что скрывается за буквой Е?»

1

1

7

Что нужно знать о пищеварении.

(1час)

Семинарское занятие №2. Круглый стол. Защита рефератов учащихся. Обсуждение основных вопросов по данной тематике. Диагностическое анкетирование «Изучение питания и здоровья одноклассников»

1










Итого:




18

Содержание учебной программы курса «Питание и здоровье ученика»

Тема I  Здоровье это здорово

   Задачи:

   • Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

   • Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

   • Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.


   • Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

   Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание.

   Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение; мини-проект.

   Ход занятия.


   Здоровье — одно из важнейших условий полноценной жизни человека. В настоящее время существует более 300 различных определений здоровья. Так, к примеру, в словаре Даля здоровье определяется как «состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни». В словаре Ожегова — «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма». Современные трактовки здоровья носят комплексный характер, так, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

   От чего зависит здоровье человека? Считается, что на 25% оно определяется наследственностью (наследственность — свойство организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки), на 25% — уровнем развития системы здравоохранения и влияния окружающей среды. И 50% составляет вклад самого человека — его образа жизни. Если до середины прошлого столетия основной причиной смертности были   Поэтому воспитание основ здорового образа жизни, формирование в обществе своего рода «моды на здоровье» — одна из важнейших социальных задач.

   Под здоровым образом жизни сегодня понимают способ жизнедеятельности, который направлен на развитие и укрепление как физического, так и психического и нравственного здоровья и который реализуется в различных сферах жизни человека.

   Одна из важных задач формирования здорового образа жизни связана с воспитанием у ребенка и подростка основ рационального питания. В основе «культурного» питания лежат 5 правил: регулярность, адекватность, разнообразие, безопасность, удовольствие.


   Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания — не прихоть гигиенистов и диетологов, а одна из важнейших закономерностей, связанных с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность — непременное условие эффективного функционирования столь сложной биологической системы.

   Режим питания должен обеспечить равномерную нагрузку системы пищеварения в течение дня, вот почему он должен включать в себя как минимум 3—4 приема пищи. Надо сказать, что еда «по часам» важна в любом возрасте, но значение ее особенно велико для детей и подростков, когда в организме активно происходят рост и созревание функций. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического.

   Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества — все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки — основной «строительный» материал, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении жизнедеятельности систем и органов, витамины — важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т. д. Так что, перефразируя известную строчку, можно сказать — «вещества всякие нужны, вещества всякие важны!» Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

   Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой «кругозор», так, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. В рацион питания ребенка необходимо включать все группы продуктов — мясные, молочные, рыбные, растительные, содержащие различные виды питательных веществ.

   Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые — ведь ребенок, подросток растет, в его организме происходят сложнейшие функциональные перестройки. В среднем энерготраты ребенка 12—13 лет составляют 2600—2900 ккал. Но это в среднем. В каждом конкретном случае цифра эта может меняться — в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Известно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни — от питания в обычное время, а «летний» стол от «зимнего» и т. д.


   Безопасность. Безопасность питания обеспечивают несколько условий — прежде всего, использование в пищу качественных продуктов, соблюдение правил личной гигиены, способность различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

   О том, что нужно мыть руки перед едой — известно даже самому маленькому. Но, к сожалению, это «знаемое» далеко не всегда превращается в «выполняемое». В последние годы все чаще отмечаются вспышки многих инфекционных заболеваний среди подростков. Основная причина этих болезней — несоблюдение элементарных гигиенических правил.

   Осторожное отношение должно быть сформировано к незнакомым продуктам. Но новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать аллергенами. Поэтому важно, чтобы подросток советовался со взрослыми, прежде чем пробовать новый незнакомый продукт.

   Удовольствие. Когда пишут о роли и значении питания, часто забывают о весьма важной функции еды — доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл — являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус — изначально воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги — это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, чем лучше человек способен вычленять вкусовые «полутона», тем выше и уровень защиты его организма.

   Призыв к получению удовольствия от еды — это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее здесь обратная зависимость — переедание «убивает» приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т. д. Формирование умения оценивать вкус еды, ее эстетических характеристик, определять гармоничность вкусовых сочетаний в блюде — одна из важных задач воспитания культуры питания и культуры в целом. Ведь еще А. Дюма, сам являвшийся прекрасным знатоком кулинарии, утверждал, что «нельзя считать культурным человеком того, кто не понимает толка в еде».


   Важно обратить внимание учащихся на следующее:

   • Здоровье — «фундаментальный» фактор, определяющий условия и качество жизни человека.

   • Правильное питание — важный компонент здорового образа жизни, в значительной степени зависящий от самого человека. Знания о правильном питании помогают организовать свой рацион таким образом, чтобы полностью обеспечить организм необходимыми питательными веществами и сохранить здоровье.

    Мини-проект «Правильное питание и здоровье»


   Учащимся предлагается в течение недели собрать дополнительную информацию о связи питания и здоровья.

   Выбирается творческая группа — «редколлегия»: «художник», «корреспондент», «редактор». Собранная учащимися информация передается «редколлегии», которая на основании представленных сведений готовит компьютерный вариант газеты для сайта школы. Собранная информация может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, например Дня здоровья.

Организационная форма: творческая мастерская.



следующая страница >>