litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 12 13
ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Крюкова С.В.

Слободяник Н.П.


УДИВЛЯЮСЬ,ЗЛЮСЬ, БОЮСЬ, ХВАСТАЮСЬ

И РАДУЮСЬ


Научный редактор Ольга Сафуанова

Художник Валерий Проничев

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., илл.

ISBN 5-85297-016-6

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Программы составлены психологами, имеющими большой опыт практической работы. Книга адресована психологам, воспитателям, педагогам.

ISBN 5-85297-016-6

© Издательство ЦСПА «Генезис», 1999, 2000, 2002 © Крюкова С. В., 1999

© Слободяник Н.П., 1999 © Проничев В.П., иллюстрации, 1999

Уважаемые коллеги!

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.


Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.

Представленные в этом сборнике программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе).

Тренинговые программы С.В. Крюковой могут быть использованы как единый комплекс, в то же время их можно применять и по отдельности. Основная цель первой программы — "Давайте жить дружно!" — адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. Вторая программа направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой", автором которой является Н.П.Слободяник, направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности.

Обе программы — призеры Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА "Генезис" совместно с Министерством образования РФ.

Авторская разработка Н.П.Слободяник была также включена Московским городским психолого-медико-социальным центром Комитета образования в методическое пособие для психологов учреждений образования г. Москвы в качестве образца профессионально-грамотной работы.


Программы представлены в виде подробных сценариев занятий, однако мы хорошо понимаем, что в каждой новой группе работа строится по-своему, поэтому не всегда возможно использовать сценарии в неизменном виде. Авторы специально подчеркивают, что их разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы, что предполагает обязательный элемент творчества в Вашей работе. Несомненной ценностью этих программ является четкая логика их построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете без затруднений самостоятельно составить занятие на любую тему. Иллюстрации, приводимые в книге, могут быть использованы в качестве основы для создания собственного наглядного материала. Мы надеемся, что наша книга поможет Вам в работе с детьми. Желаем Вам успехов!


Часть 1 Работа с дошкольниками

С.В, Крюкова Давайте жить дружно!

Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь

Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников. С благодарностью моим учителям

Введение

Вашему вниманию предлагаются две программы, предназначенные для работы с дошкольниками в течение года.Занятия по первой программе — "Давайте жить дружно!" — проводятся в сентябре-октябре. Основная цель этих занятий — помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Вторая программа — "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" — направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой. Работу по этой программе рекомендуется начинать с ноября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению.


Программы были апробированы в разновозрастных группах детского сада, где работа с детьми ведется на основе метода Марии Монтесори — известного педагога, врача, философа, психолога, методолога. Основной принцип работы по методу Монтессори — создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.Как только ребенок приходит в наш детский сад, он попадает в необычную обстановку. Взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимает естественные формы. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место и материалы для нее и т.д. В каждой группе — 14-16 человек в возрасте от 4 до 6 лет, поэтому при составлении программ было особенно важно подобрать упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия (30-40 минут) сохранялся интерес и у малышей, и у детей постарше.

"Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: 1) дети с проблемами; 2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в пример остальным; 3) дети с выдающимися качествами... Подобная классификация существует веками. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться какой-либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества — все исчезает, и остается просто ребенок", — так писала в своей работе "Разум ребенка" Мария Монтессори.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемые программы строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете сами составить любое развивающее занятие для детей этого возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.


Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:— элементы сказкотерапии с импровизацией;

— элементы психодрамы; — игры на развитие навыков общения;

— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; — рисование, кляксография, пуантилизм.

Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку программы предполагают работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

— упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

— мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

— двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);— чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Несколько рекомендаций ведущему, начинающему работу по программам:


— Если Вы работаете в обычном садике, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Расскажите ребятам, что ваши занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с включения спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей, например: "Наедине с природой", "Волшебные голоса природы", "Музыка для детей". Пока звучит мелодия, предложите детям аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Сесть лучше в форме круга, чтобы все могли видеть друг друга. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки.

— Если Вы не знаете имен детей, встречаетесь с ними впервые, попросите ребят сначала называть свои имена, а потом идти за стульями.

— Если дети не знают имен друг друга, Вы можете предложить им: "Давайте станем комментаторами...". И пока каждый ребенок идет за стулом и возвращается, сидящие на месте по очереди комментируют (проговаривают) вслух все его действия, называя этого ребенка по имени.

— Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно "нарисовать" на ковре с помощью цветной изоленты. Можно вырезать из коврового покрытия специальный круглый ковер, который Вы будете расстилать перед занятием. В этом случае попросите детей разместиться по краю ковра на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы не было "больших окон". И, наконец, Вы можете выложить круг на полу с помощью каната или веревки и попросить детей сесть по линии этого каната.

Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Конечно же, это зависит прежде всего от личных и профессиональных качеств ведущего, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.


Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Если Вам интересно с детьми, а им — с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

— развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

— учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

— формировать позитивное отношение к сверстникам. Программа рассчитана на детей 4-6 лет и состоит из 7 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут.

Оптимальное количество детей в группе — 10-15 человек.

Занятия по этой программе рекомендуется проводить в начале учебного года (сентябрь-октябрь), когда формируются новые группы или дети собираются вместе после летнего перерыва.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекомендуется проводить их в физкультурном или музыкальном зале. Последующие занятия можно проводить в помещении группы детского сада, рассаживая детей на стульчики, поставленные в круг.



следующая страница >>