litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Программа «Школа деятельной личности» определяет концепцию системного развития школы и основные направления деятельности по её реализации

Программа разработана на следующих научно-методических основаниях:

- системное развитие школы. (В.С. Лазарев);

- система развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

- поэтапное формирование умственных действий (Гальперин);

- теория возрастной периодизации (Д.Б.Эльконин).

Программа разработана педагогическим коллективом СОШ № 66 в составе:

зам. директора по УМР Немцевой О.Б.,

зам. директора по УВР Озарничук М.В.,

зам. директора по СМОР Штукатуровой Е.В.,

зам. директора по УВР Предвечной Ж.В.

учителя начальной школы, Яланской Т.Г.

учителя математики, Поповой Л.Э.

под руководством директора школы Федорец Л.Б..

Программа подготовлена при консультативной поддержке специалистов центра ККЦНО.

Предлагаемый срок реализации программы с 2006 по 2016 год (10 лет).

Работа над программой началась в 2005 году и продолжается в данный период.

Программа обсуждалась на педагогическом совете СОШ № 66 в августе 2006 года.


ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.

Школа №66 была открыта в 1911 году как средняя общеобразовательная школа. 2005-2006 учебном году мы отметили нашей школе 95-летний юбилей.

В 2003-2004 учебном году МОУ СОШ № 66 прошла аттестацию.

В школе обучается 956 человек (дети 24 национальностей обучаются в ней).

Школа работает в 2 смены (в 1-ой смене: 570 человек; во 2-й смене: 386 человек).

В школе насчитывается 35 классов-комплектов. Из них:

общеобразовательных - 31 класс (сотрудничающие с ККЦНО – 4 класса (2а, 3б, 45, 7в)).

коррекционных - 4 класса (5г, 6г, 8г, 9а)


В 2006-2007 уч.году в школе открылся казачий класс (1 класс)


Программно-методическое обеспечение начальной школы и среднего звена:

- Бунеева-Петерсона (Школа 2100)

- Виноградова (Школа 21 века)

- Традиционная программа в общеобразовательных классах;

- Классы повышенного содержания образования, в которых научно-методическое обеспечение осуществляет ККЦНО (2а, 3б, 5а, 7в);


С 2003-2004 учебного года наша школа работает в экспериментальном режиме по введению предпрофильного и профильного обучения. Были открыты:

в 2004-2005 уч. году – гуманитарный класс

в 2005 – 2006 уч. году – социально-гуманитарный класс.

Учебный план для общеобразовательных классов создан на основе федерального базисного учебного плана, а в учебном плане профильных классов перераспределены часы между базовыми общеобразовательными и профильными общеобразовательными предметами, а также введены элективные курсы:

* Информационные технологии

* Практикум по орфографии и пунктуации

* Практическая стилистика русского языка

* Основы православной культуры

* Зарубежная литература

* Деловой русский язык

* Социология

* Экономика

* Техника перевода

* Исследовательская и экспериментальная деятельность.

Введение в образовательный процесс этих классов данных элективных курсов дало возможность:

- развивать содержания одного из базовых учебных предметов, что позволило поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

-дополнить изучение профильного учебного предмета;

- удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В 2007-2008 учебном году школа заключила договор о сотрудничестве с Торговым институтом, что позволит осуществлять преподавание элективных курсов на более профессиональном уровне.


Школа укомплектована кадрами полностью.

Общее число педагогов - 59 чел.

Высшей категории - 47 чел.

I категории - 5 чел.

II категории - 7 чел.

В школе существует система по повышению квалификации педагогов. Ежегодно проходят курсы повышения пед. мастерства до 20 человек.

В школе работают учителя, имеющие почётные звания:

1. Заслуженный учитель РФ – 1 человек

2. Заслуженный учитель Кубани - 1 человек;

3. Отличник народного просвещения – 6 человек

4. Почётная грамота МО РФ - 2 человека

5. Кандидат педагогических наук - 1 человек

5. Ветеран труда - 5 человек

В школе имеется:

- большой и малый спортивные залы – по 1

- актовый зал - 1

- столовая на 250 мест - 1

- количество классных комнат (включая кабинеты и лаборантские) – 45

- кабинет информатики - 1

- стоматологический кабинет – 1

- медицинский кабинет - 1

- кабинет психолога - 1

- кабинет логопеда -1

- кабинет корригирующей гимнастики –1

- 4 кабинета-музея:

Истории школы -1

Истории посёлка Калинино - 1

Пушкинский музей – 1

Музей кубанской литературы - 1

- библиотека (с 21042 книгами, в том числе 6285 учебников).

В школе работают 8 кружков и 5 спортивных секций

На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: для старшеклассников – ученический совет, для среднего звена – ДЮО «Родник», а для младших школьников – «Родничок».

Основные направления воспитательной работы: нравственно-этическое, патриотическое, краеведение.

На протяжении многих лет школа стремится работать без второгодников. Их число с каждым годом становится меньше (в этом учебном году 1 учащийся был оставлен на повторное обучение).


Количество отличников составляет 4 % от общего числа учащихся, а число учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» стабильно сохраняется на уровне 25 %.

Качество знаний, показываемых выпускниками на экзаменах, в том числе в форме ЕГЭ, составляет от 30 до 37 % .

82 % выпускников после 11 класса продолжают обучение в высших учебных заведениях.

За последние пять лет 22 выпускника школы получили золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении».

Качество образования учащихся позволяет в течение многих лет иметь призёров окружных, городских, краевых олимпиад. А последние два года ученица нашей школы является участницей и Всероссийской олимпиады по русскому языку. (В 2005-2006 уч.году она заняла II место на Всероссийской олимпиаде по русскому языку в г. Воронеже).

На базе школы проходят семинары окружного, городского и краевого уровней, на которых наши учителя делятся опытом работы.

В 2006 году учитель нашей школы, Тананко Надежда Викторовна, заняла I место на краевом конкурсе «Учитель года Кубани» в номинации «Основы православной культуры».


ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.

В предыдущие годы с точки зрения традиционных целей образования школа достигла определённых результатов по обучению и воспитанию учащихся. Но современное общество предъявляет к выпускнику совершенно новые требования, поэтому и школа должна ставить перед собой иные цели.

Цели общего образования на современном этапе определяются образовательными стандартами и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Они указывают на необходимость

ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и создание полноценных условий для развития личности учащихся как активных и творческих субъектов своей жизнедеятельности.

Покидая школу, юноша или девушка должны будут начать строить новую жизнедеятельность и нужно, чтобы они были способны делать это осмысленно, оказываясь в ситуации самоопределения относительно своего будущего, им предстоит решить трудную задачупостроить реалистичный жизненный план на перспективу, соответствующий их интересам и возможностям, а также условиям социальной действительности. Чтобы найти своё место в современном обществе, от юношей и девушек требуется быть не просто активными, а вести поиск с пониманием себя, окружающего мира, принимать решения, опираясь не только на интуицию, чувства или знаменитый «авось», а логически взвешивая «за» и «против», уметь вступать в эффективные коммуникации с другими людьми. Задача осложняется ещё и тем, что делать выбор своего пути в условиях быстро изменяющейся действительности, нужно ориентируясь не столько на сегодняшний день, сколько на завтрашний, а для этого нужно предвидеть потребности и возможности в социально-экономической ситуации будущего.


Таким образом, чтобы удовлетворять запросам времени, образовательная модель нашей школы должна существенно измениться.

Этот вопрос для обсуждения был вынесен на педсовет, в результате которого было принято решение о смене целевых установок и разработке новых целей школы. Было решено, что школа достигнет требуемых результатов (целей), если у её выпускников:

-сформирована картина мира (физического, органического, социального, духовного), в котором им предстоит действовать;

- сформирована система ценностных ориентиров, в центре которой находятся ценности личностного саморазвития и самореализации;

- сформирован образ себя (образ Я);

- построен реалистичный жизненный план на перспективу и произошло обоснованное самоопределение в отношении различных сфер и видов деятельности;

- сформированы обобщённые ориентировочные основы реализации основных функций субъекта деятельности: постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, соорганизации, контроля и оценки (измерения), коммуникации, рефлексии, выработки решений проблем.

- сформирована учебная деятельность (потребность и умение самостоятельно учиться).

Оценивая условия и возможности школы, были также определены и приоритетные направления развития учащихся как субъектов жизнедеятельности:

1) формирование у выпускников школы качеств, необходимых им как субъектам саморазвития, включая:

*Ценностное отношение к своему развитию.

*Осознанность своих ценностных ориентаций и предпочтений.

*Адекватность оценки своих способностей в различных сферах.

*Осознание своих недостатков.

* Конкретность и обоснованность планов своего развития.


2) развитие у выпускников школы качества субъекта учебной деятельности включая:

*Интерес к освоению нового.


*Понимание необходимости учения на протяжении всей жизни.

*Умение выявлять проблемы своего образования.

*Умение формулировать образовательные цели.

*Умение планировать решение учебных задач любого уровня

сложности.

*Владение способами выполнения всех типов учебных действий.

*Умение работать с учебной и научной литературой.

*Опыт разработки и реализации планов саморазвития.


3) формирование у выпускников школы качеств, необходимых им как субъектам общения, включая:

*Понимание ценности владения культурой общения.

*Умение слушать.

*Умение кратко и ясно излагать свою мысль.

*Умение аргументировать свою позицию.

*Умение выбирать и реализовывать стиль общения адекватный

Ситуации.

*Умение выступать перед аудиторией.

*Терпимость к иным взглядам и суждениям.

*Умение эффективно разрешать конфликтные ситуации.

4) развитие у выпускников школы качеств субъекта исследовательской деятельности, включая:

*Интерес к познанию мира.

*Понимания различия между научными и эмпирическими

знаниями.

*Умение планировать решение исследовательских задач.

*Умение формулировать гипотезы.

*Владение наиболее простыми способами сбора исходных данных.

*Владение способами анализа данных экспериментов.

*Умение анализировать связи между явлениями.

*Умение оценивать исследовательские проекты.

*Опыт разработки и реализации исследовательских проектов.

5) формирование у выпускников школы качеств, необходимых им как субъектам управления, включая:

*Понимание ценности владения культурными способами

выработки решений.

*Понимание связи между организованностью групповой работы и

её эффективностью.


*Умение формулировать и анализировать проблемы.

*Умение искать решения проблем.

*Умение оценивать решения и делать обоснованный выбор.

*Владение способами разработки несложных деловых проектов.

*Умение оценивать качество деловых проектов.

*Опыт разработки деловых проектов.

*Опыт организации выполнения деловых проектов.

Данные направления развития являются одновременно и приоритетными и проблемными. Проблемными потому, что на сегодняшний момент

1. 85% выпускников нашей школы не могут осознать свои недостатки и адекватно оценить свои способности в различных сферах.

2. 71% выпускников не может конкретно и обоснованно строить планы своего развития.

3. У 75% выпускников низкий уровень интереса к освоению нового и низкий уровень понимания необходимости учения на протяжении всей жизни, у 11% - средний уровень и у 14% выпускников данное качество представлено на высоком уровне.

4. 87% выпускников не умеют выявлять проблемы своего образования и формулировать образовательные цели, а у 13% выпускников это умение развито на среднем уровне.

5. У 80 % выпускников нет опыта разработки и реализации планов саморазвития.

6. 52% выпускников школы имеют низкий уровень понимания ценности владения культурой общения, 26% - имеют средний уровень, а 22% - высокий уровень.

7. 78% выпускников не умеют слушать, кратко и ясно излагать свою мысль и аргументировать свою позицию.

8. 83% выпускников нетерпимы к иным взглядам и суждениям.

9. 91% выпускников имеют низкий уровень умения эффективно решать конфликтные ситуации, а оставшиеся 9% - средний;

10. У 68% выпускников низкий уровень интереса к познанию мира и только лишь у 7% - высокий;

11. 93% выпускников имеют низкий уровень умения формулировать гипотезы, планировать и решать исследовательские задачи, 7% - средний;


12. 80 % выпускников не имеют опыта разработки и реализации исследовательских проектов.

13. У 58% выпускников низкий уровень умения формулировать и анализировать проблемы, искать их решения, у 27% - средний уровень, а 15% показали высокий уровень сформированности данного качества;

14. 63% выпускников показали низкий уровень умения оценивать решения и делать обоснованный выбор, 24% - средний и 13% - высокий уровень.

15. 80% выпускников не владеют способами разработки несложных деловых проектов.


Проанализировав причины несоответствия желаемого результата и действительного, можно сделать вывод, что они носят универсальный и комплексный характер. Школа не может достигнуть желаемых результатов образования, поскольку:

1) Содержание учебных программ не позволяет формировать данные качества субъекта (оно остаётся традиционным); часто позволяют решать проблему содержание отдельных УМК по отдельным курсам.

2) В большей степени используются традиционные методы обучения, а инновационные технологии используются учителем фрагментарно и не в системе. Учащиеся не включены ни в исследовательскую ни в проектировочную деятельность, где бы могли развиваться данные умения.

3)Традиционные способы контроля не позволяют определить уровень сформированности качеств субъекта учебной, исследовательской деятельности.


Далее рабочими группами были выявлены факторы, которые порождают недостатки учебно-воспитательного процесса:

1) большинство педагогов имеют авторитарный стиль преподавания;

2) не готовы (мотивационно, теоретически, технологически) к реализации обозначенных целей;

3) существующая материально-техническая база (компьютерное оснащение, библиотечный фонд, специализированные кабинеты химии, биологии, физики) является недостаточной ( 93 ученика на 1 компьютер, кабинеты оборудованы менее 75%)



следующая страница >>