litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

Кафедра «Информационных систем в экономике»


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАГАЗИНА «БЕНЕФИСТ»

(курсовая работа)


Выполнила студентка

3 курса, 283 группы

Кривилева А.А.


_________________________

(подпись)


Научный руководитель,

доц.

Воложанина В.Ю.


_________________________

(подпись)


Работа защищена

___________________2011 г.


Оценка __________________


Барнаул 2011

СОДЕРЖАНИЕ


2

ВВЕДЕНИЕ 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 34

ВВЕДЕНИЕ



Работа современного магазина самообслуживания или супермаркета невозможна без отлаженной и эффективной системы автоматизации розничной торговли.

В розничной торговле связано в единую систему огромное количество разнообразных ресурсов: люди, деньги, товары, торговые площади, специализированное технологическое оборудование, программное обеспечение. Именно при реализации товаров обрабатывается огромный поток информации. Здесь события разворачиваются с молниеносной быстротой, требуя почти мгновенной реакции.

Реализация - основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

Актуальность написания курсовой работы заключается в том, что в век новых технологий автоматизация и компьютеризация являются главными составляющими эффективного функционирования торгового предприятия и повышения производительности труда.


Цель работы заключается в автоматизации процесса учета в розничной торговле строительного магазина «Бенефист» с помощью средств MS Office Access 2003, а также изучение средств разработки.

Объект исследования: строительный магазин самообслуживания «Бенефист»

Предмет исследования: учет реализации товаров в строительном магазине.

Задачи работы:


  1. Исследование существующей информационной системы обработки информации.

  2. Выбор средств разработки программного приложения.

  3. Разработка структуры системы и модели базы данных системы.

  4. Проектирование пользовательского интерфейса.



1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО МАГАЗИНА

1.1 Учёт реализации товаров в розничной торговле

Строительный магазин ООО «Бенефист» организован с целью получения прибыли. Основной вид деятельности – розничная продажа строительных и отделочных материалов, лакокрасочной продукции, инструментов, комплектующих.

Магазин – стационарный пункт розничной торговли, занимает отдельное помещение и имеет торговый зал для покупателей. В функции склада входят создание необходимого ассортимента для выполнения заказов покупателей. Накопление и сохранение позволяет осуществлять непрерывное возобновление и поставку на базе созданных товарных запасов. Склад используется как промежуточное звено в цепочке производитель-покупатель.

Рассмотрение процесса реализации товара и его декомпозиция позволит получить общее представление о функционировании отдела продаж, а также выявить те работы, которые требуют автоматизации, для увеличения скорости и качества их выполнения. В итоге это увеличит производительность труда, и как следствие, прибыль организации.

На основании информации, полученной в результате анализа предметной области можно построить модель процессов, протекающих в данной предметной области (Рисунок 1.1).


Деятельность строительного магазина основывается на трех бизнес-процессах:


  • Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия. Сюда входит: закупка, хранение и продажа товаров.

  • Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес-процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации. Обеспечение работы магазина в соответствии с правилами техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда. К ним относятся: обеспечение работы магазина, информационно-техническое обеспечение и бухгалтерский учет.

  • Бизнес-процессы управления – это бизнес-процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне текущих действий и бизнес-системы в целом. Состоит из отделов: маркетинга, оперативного управления, управления финансами и персоналом.



Рисунок 1.1 – Диаграмма дерева узлов (Node Tree Diagram)

Основной частью проектирования базы данных является построение концептуальной модели данных. Данная модель строится на основании информации, полученной в результате анализа предметной области.

Адекватными инструментальными средствами, поддерживающими структурный подход к созданию информационных систем, являются так называемые CASE-системы автоматизации проектирования. CASE-технологии и инструментальные CASE-средства позволяют максимально систематизировать и автоматизировать все этапы разработки систем.

Вся работа состоит из трех диаграмм: контекстная, диаграмма потоков данных (DFD) и диаграмма IDEF3 (предназначена для описания логики взаимодействия информационных потоков).

Контекстная диаграмма отражает интерфейс системы с внешним миром, а именно, информационные потоки между системой и внешними сущностями, с которыми она должна быть связана. Она идентифицирует эти внешние сущности, а также, единственный процесс, отражающий главную цель или природу системы насколько это возможно (Рисунок 1.2).




Рисунок 1.2 – Контекстная диаграмма строительного магазина

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания (Таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Связь с внешней средой


Внешняя среда (со стороны входа):

Внешняя среда (со стороны выхода):

1

2

  • Соискатели работы

  • Поставщики (магазины, базы)

  • Покупатели

  • Налоговая инспекция

  • Учебное заведение

  • Политические факторы

  • Экономические факторы

  • Вышестоящая организация

  • Законы

  • Страховые компании

  • Коммерческие банки

  • Государственные органы




  • Покупатели

  • Налоговые органы

  • Органы социальной защиты

  • Коммунальные службы

  • Биржи труда и кадровые агентства

  • Пожарная служба

  • СМИ

  • Государственные органы

  • Коммерческие банки (кредиты)

  • Вышестоящие органы




Продолжение таблицы 1.1 – Связь с внешней средой

1


2

  • Рынок спроса продукции

  • Заказчики

  • Рынок товаров

  • Прибыль

  • Инвесторы





Для извлечения максимальной прибыли строительная компания придерживается определенной политики бизнес-процессов.

Бизнес-процесс должен быть:

  • описанным;

  • оптимальным;

  • действительно выполняться согласно описанию.

Именно от этого зависят результаты работы компании, в том числе и финансовые.

Бизнес-процессы имеют следующие важные черты:

  • Имеют внутренних и внешних пользователей.

  • Действуют внутри подразделений компании и между ними, а также между различными организациями.

  • Основаны на способе выполнения работ, свойственном той или иной организации.

От эффективности бизнес-процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность компании. Владельцы и менеджмент компании получают следующие выгоды от формализации и оптимизации процессов:

  • Четкое понимание того, как работает компания.

  • Стандартизацию процессов (когда они не описаны, каждый работник выполняет задачи в меру своего понимания и таланта).

  • Снижение издержек.

  • Повышение качества работы.

  • Возможность осознанно улучшать деятельность компании (оптимизировать процессы), в т.ч. оптимизировать взаимодействие подразделений.

Бизнес-процессы строительного магазина «Бенефист» можно разделить на три категории (Рисунок 1.3):

  • основные бизнес-процессы;

  • обеспечивающие бизнес-процессы;

  • бизнес-процессы управления.


Рисунок 1.3 – Декомпозиция контекстной диаграммы

К основным бизнес-процессам относят (Рисунок 1.4):


  • покупка товаров;

  • хранение;

  • продажа.

Основные бизнес-процессы решают такие задачи, как: договора с поставщиками и партнерами, формирование товарного ассортимента, заказ, оплата и прием товара, постановка товара в базу данных и перемещение в торговый зал, ценообразование, реализация и списание товара, консультации персонала. Так же оформление чеков продажи, и по окончании смены сводного отчета по фискальному регистратору, с учетом возвращенных товаров в смену; возвраты товаров от покупателей; инвентаризация товара на складе магазина; перемещение денежных средств между магазином и внутренней кассой торгового предприятия и т.д.

Основные бизнес-процессы приносят компании текущую прибыль и являются центрами прибыли.



Рисунок 1.4 – Декомпозиция основных бизнес-процессов

К обеспечивающим бизнес-процессам относят (Рисунок 1.5):

  • обеспечение работы магазина;

  • информационно-техническое обеспечение;

  • бухгалтерский учет.

В отличие от основных обеспечивающие бизнес-процессы имеют другие цели и предназначения. Если основные бизнес-процессы приносят деньги, производя продукт и удовлетворяя потребности клиента, то обеспечивающие процессы поддерживают инфраструктуру организации. Клиент за них не готов платить деньги, но эти процессы нужны для того, чтобы компания существовала. Клиентами обеспечивающих процессов являются подразделения и сотрудники организации, которых при описании процессов называют внутренними клиентами.

Обеспечивающие бизнес-процессы могут производить продукты, которые могут продаваться на внешнем рынке, но эти продукты не являются основными, они являются второстепенными или побочными. Обеспечивающие бизнес-процессы не имеют стратегического значения. По мере функционирования компании может быть принято решение сделать побочный продукт основным. В этом случае обеспечивающий бизнес-процесс превращается в основной. Компания может отдать свой обеспечивающий бизнес-процесс на аутсорсинг, в случае если во внешней среде существуют другие организации, которые могут выполнить данный бизнес-процесс более дешево, быстро и качественно в виду своей специализации и наличия больших компетенций и опыта.




Рисунок 1.5 – Декомпозиция обеспечивающих бизнес-процессов

К бизнес-процессам управления относят (рисунок 1.6):


  • Маркетинг;

  • Стратегическое управление;

  • Управление финансами;

  • Управление персоналом.

К группе управленческих относят следующие бизнес-процессы:

Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации и регулируют ее текущую деятельность.

Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Отличительными особенностями процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. Например, бизнес-процесс "Управление финансами" управляет объектом "деньги", бизнес-процесс "Управление маркетингом" управляет объектом "клиент", бизнес-процесс "управление персоналом" - объектом "Персонал" и т.д.



Рисунок 1.6 – Бизнес-процессы управления

Из всех бизнес-процессов нас интересует «Формирование ассортимента продукции». Рассмотрим его подробнее.

Известно, что полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка зависят от наличия необходимого количества товаров определенного наименования, т.е. соответствующего товарного ассортимента. Т.к. в процессе движения от изготовителя до потребителя часть товарной массы сосредотачивается на складах изготовителя продукции, в пунктах отправления и назначения, на транспортных средствах, на складах посреднических организаций, у потребителей, то необходима группировка товаров, в соответствии с определенными признаками, заключенными в понятие «ассортимент».


Ассортимент товара – определенная совокупность, перечень товаров различных видов, сортов, объединяемых по какому-либо признаку (способу производства, назначению, размеру и т.д.) Ассортимент характеризует состав товаров производственно-технического назначения и народного потребления.

Одним из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод ABC-анализа. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления.

XYZ-анализ - статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Если ABC-анализ показывает вклад товара в результат магазина, то XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильность спроса.

Совмещенный анализ позволяет в полной мере рассмотреть весь ассортимент и понять, как можно управлять теми или иными группами и категориями товаров, а так же позволяет сформировать ассортимент продукции (Рисунке 1.7). Использование совмещенного ABC- и XYZ- анализа позволит:


  • повысить эффективность управления товарными запасами и закупками товара;

  • выработать оптимальную закупочную политику в отношении каждого вида товара;

  • выявить товары - «звезды» и товары-аутсайдеры и увидеть пути развития ассортимента



Рисунок 1.7 – IDEF3 диаграмма «Формирование ассортимента продукции»

Рассмотрим движение документов при осуществлении розничной торговли (Рисунок 1.8, 1.9).

На предприятии существуют следующие виды документов:
  1. приходные накладные

  2. расходные накладные

  3. налоговая накладная

  4. договор

  5. всевозможные отчетности

  6. гарантийные талоны и др.

Рисунок 1.8 – DFD диаграмма «Розничная торговля»


следующая страница >>