litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Институт открытое общество


Проект «Творчество-основа межкультурного диалога»

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

Кафедра теории и практики управления образованием


ТЕТРАДЬ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА

СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Ставрополь 2011

Как Вы понимаете сущность творчества и креативности?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Что значит, по Вашему мнению, быть творческим человеком?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Считаете ли Вы себя творческим человеком? Если да, то почему; если нет, то почему?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Необходимо ли, на Ваш взгляд, в системе образования развивать творчество? Если да, то почему; если нет, то почему?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Владеете ли Вы приемами развития творчества и креативности? Если владеете, то укажите какими?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Укажите свои сильные стороны в использовании методов развития творчества и креативности ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Укажите свои слабые стороны в использовании методов развития творчества и креативности ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. «Творчество - деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных цен­ностей» [Психологический словарь, 2003, с. 484].

2. Т. Дауд отмечает, что из формальных определений творчества «вытекает два конструкта: акт создания или производства и акт создания чего-либо нового».

3. Г. Уоллес предлагал свою 4-фазовую мо­дель творческого процесса, состоящую из стадий: подготовки, инкубации, озарения, проверки.

4. По мнению Г. Грубера и Д. Воллэйс, для понимания творчества не­обходим учет четырех основных его сторон: новизны (продукты творчества должны быть новыми и оригинальными); ценности (они должны удовлетворять определенным внешним критериям); целесообразности (творческие продукты должны быть результатом целенаправленной активности человека); длительности (человек проявляет свою творческую активность в течение определенного времени).


1. В Большом тол­ковом психологическом словаре А. Ребера дано такое определение креативности: «Креативность — термин, используемый... для обо­значения умственных процессов, которые ведут к решениям, иде­ям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или лю­бых продуктов, которые являются уникальными и новыми» [Ребер, 2003, с. 388].

2. Дж. Перри-Смит и К. Шэлли определяют креативность следую­щим образом: «… это подход к деятельности (работе), который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений».

3. Е. Торренс приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана прежде всего с процессом решения проблем и включает в себя следующие составляющие чувствительность к проблемным ситуациям; поиск, выделение и формулирование проблемы; генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы; проверку этих гипотез; нахождение и формулирование решений; интерпретацию и популяризацию результатов.

4. «Творческость понимается как личност­ная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Чело­веческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реа­лизация индивидуальности — это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта — материального или идеального), а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности» [Яковлева, 1996, с. 29].

5. А.В. Либин рассматривает феномен креативности как особую форму самовы­ражения, связанную «с конструктивной тенденцией в развитии личности и активностью, направленной на созидание, а не разрушение» [Либин, 2004, с. 340].


Разделите эти определения на группы. Дайте название каждой из групп

__________________________________________________________________________



Р. Мэйер считает, что для полного понимания того, что же пред­ставляет собой креативность, необходимо ответить на пять основных вопросов [Мауег, 1999]: чем на самом деле является креативность: свойством личности, продукта или процесса? креативность — это социальный или личностный феномен? какой характеристикой своих носителей (людей, процессов, продуктов) она является: особенной или общей? является ли креативность общим феноменом для всех сфер жизни человека или она имеет особые виды в каждой из них? она представляет собой качественную или количественную категорию?

В силу сложности и многоаспектности понятий «творчество» и «креативность» чрезвычайно трудно дать их полные и корректные определения. Но при их психологическом исследовании совершенно необходимо включать в анализ наиболее важные факторы, определяю­щие смысл и психологическое содержание этих категорий:


  • результативность и процессуальность;

  • субъективность и объективность;

• внутриличностную и социокультурную обусловленность.

Наиболее адекватным представляется такое понимание креативности, которое позволяет рассматривать ее как феномен, объединяю­щий в себе и «результативную», и «процессуальную» стороны. Важ­но подчеркнуть, что ее изучение как способности человека создавать оригинальный продукт требует обязательного учета субъективной и объективной новизны этого продукта. В таком понимании креатив­ности, на наш взгляд, синтезированы как ее феноменологические и интраиндивидуальные, так и социокультурные стороны. Они прояв­ляются как на уровне ее детерминации, так и на уровне востребован­ности и оценки результатов творчества со стороны социокультурного окружения человека.


Классификация основных подходов к изучению творчества и креативности

Согласно О.К. Тихомирову, можно выделить:

  • ассоцианистский,

  • психоаналитический,
  • когнитивный и др. подходы [Тихомиров, 1984].


Другие классификации отражают представления исследовате­лей о предмете психологии творчества, об уровнях и методах ана­лиза творческой деятельности и творческих способностей и пр. Так, Р. Стернберг и Т. Любарт выделяют семь подходов:

  • мистический,

  • психоаналитический,

  • прагматический,

  • психометрический,

  • когнитивный,

  • социально-личностный,

  • системный.

Для более подробного описания исследований креативности и творчества можно использовать уровневую классификацию под­ходов: каждый уровень определяет масштабность анализа этих пси­хологических категорий и те позиции, с которых он осуществляется. В предложенной классификации отражены не только уровни изу­чения творчества, но и конкретные предметы исследования. В со­ответствии с этими положениями нами были выделены следующие основные подходы к изучению творчества и креативности.

Психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности.

Когнитивно-эмоциональный подход, направленный на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

Личностный подход, ориентированный на исследование особенностей и черт творческой личности.

Экономико-прагматический подход, в рамках которого изучаются особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях.

Системный подход, предполагающий исследование креативности и творчества человека в единстве и взаимосвязях с его социокультурным окружением, экономической реальностью, а также проблемной областью, в рамках которой осуществляется его творческая деятельность.

Практически все подходы к изучению креативности и творческого мышления характеризуются широким использованием психометри­ческих методов. Поэтому нами будет отдельно рассмотрен психомет­рический подход, ориентированный прежде всего на оценку различ­ных параметров и характеристик творчества


Работа в группах

Основные подходы к изучению творчества и креативности

Разнообразие теоретических подходов к изучению творчества и креативности обусловило необходимость в их классификации. Чаще всего в литературе упоминается классификация подходов к изучению творчества и творческого мышления, основанная на историческом принципе. Так, согласно О.К. Тихомирову, можно выделить: ассоцианистский, психоаналитический, когнитивный и др. подходы.

Другие классификации отражают представления исследовате­лей о предмете психологии творчества, об уровнях и методах ана­лиза творческой деятельности и творческих способностей и пр. Так, Р. Стернберг и Т. Любарт выделяют семь подходов: мистический, психоаналитический, прагматический, психометрический, когнитивный, социально-личностный, системный.

Классификация, предложенная Дж. Плакером и Дж. Рензулли, включает пять подходов к изучению креа­тивности и творчества: психометрический, экспериментальный, биографический, историометрический, биометрический.

Р. Мэйер считает, что основные подходы к изучению креативнос­ти во многом обусловливаются ответами на пять (упомянутых выше) основных вопросов [Мауег, 1999]. В соответствии с возможными от­ветами на эти вопросы он выделяет шесть основных подходов к ее изучению: психометрический, экспериментальный, биографический, биологический, компьютерный контекстуальный.

Г. Гарднер дифференцирует четыре иерархических уровня анализа креативности субперсональный; персональный; экстраперсональный; мультиперсональный. Однако этот подход описывает уровни анализа креативности глав­ным образом в рамках когнитивной парадигмы.

Для более подробного описания исследований креативности и творчества мы будем использовать уровневую классификацию под­ходов: каждый уровень определяет масштабность анализа этих пси­хологических категорий и те позиции, с которых он осуществляется. В предложенной классификации отражены не только уровни изу­чения творчества, но и конкретные предметы исследования. В со­ответствии с этими положениями нами были выделены следующие основные подходы к изучению творчества и креативности.


Психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности.

Когнитивно-эмоциональный подход, направленный на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

Личностный подход, ориентированный на исследование особенностей и черт творческой личности

Экономико-прагматический подход, в рамках которого изучаются особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях.

Системный подход, предполагающий исследование креативности и творчества человека в единстве и взаимосвязях с его социокультурным окружением, экономической реальностью, а также проблемной областью, в рамках которой осуществляется его творческая деятельность

Практически все подходы к изучению креативности и творческого мышления характеризуются широким использованием психометри­ческих методов. Поэтому нами будет отдельно рассмотрен психомет­рический подход, ориентированный прежде всего на оценку различ­ных параметров и характеристик творчества.

Психофизиологический подход

Психофизиологический (биометрической) подход основывается на выявлении и изучении биологических и психофизиологических оснований творческих процессов, черт творческой личности, креа­тивности и пр. В рамках этого подхода анализируются взаимосвязи между функционированием мозга человека и различными когни­тивными (познавательными) функциями, а также особыми эмоцио­нальными состояниями, сопровождающими его творческую актив­ность. По утверждению К. Мартиндэйла, «...творческое вдохновение появляется в... особом состоянии, когда внимание рассредоточено, мышление ассоциативно, и одновременно активизируется большое число ментальных репрезентаций. Такое состояние может возник­нуть в трех случаях: при низких уровнях активации коры головного мозга, более высокой активности правого полушария по сравнению с левым и низких уровнях активации лобных долей головного моз­га».


Исследования психофизиологических особенностей творческих людей выявили то, что среди них довольно много левшей. Из это­го был сделан вывод о том, что левши более креативны по сравне­нию с правшами. Особенно много левшей было выявлено среди деятелей искусства, архитектуры и музыки. Отмечается, что леворукие люди более склонны к редким болезням и патологическим состояниям. Взаимосвязь между креативностью и психическими отклонениями и болезнями являлась особой темой на протяжении практически всей истории изучения творчества и креативности человека. Согласно результатам исследований Г. Айзенка, люди, обладающие высоким уровнем креативности, имеют более высокие показатели по шкалам психотизма. По его мнению, высокую креативность и склонность к шизофре­нии определяет один и тот же наследственный фактор.

Когнитивно-эмоциональный подход

Когнитивный аспект

Когнитивный аспект в изучении творчества и креативности ориен­тирован прежде всего на поиск ментальных (умственных) презентаций и процессов, обусловливающих творческий процесс. Исследования в этой области представлены работами как по изучению познаватель­ных способностей человека, так и по построению компьютерных мо­делей творческого мышления.

Развитие ког­нитивного подхода к исследованию творчества и креативности человека во многом определяется результатами исследований его познавательных процессов. Наиболее важным из них является мыш­ление. Во многих работах представителей когнитивного подхода проблематика творческого мышления исследуется в рамках изу­чения активности субъекта на мета-познавательном уровне, когда человек сознательно и произвольно определяет и направляет ход своего мыслительного процесса.

Креативность также связывается со способностью человека мыслить диалектиче­ски, рассматривая объект или проблемную ситуацию с разных сто­рон с учетом их внутренних противоречий и конфликтов.

Многие исследователи полагают, что креативность главным обра­зом включает в себя обычные когнитивные процессы, которые при­водят к рождению необычных продуктов. В современной научной литературе используется термин «рождение знаний».


В своей творческой активности человек, используя эти процессы, обращается к уже накопленным им знани­ям. Проблематика влияния прошлого опыта и памяти на творчество субъекта — еще одна из наиболее дискуссионных проблем в психологии творчества. Предполагается, что это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер.

Некоторые исследователи считают, что наиболее важными харак­теристиками креативности являются способность человека отыски­вать новые проблемные области. По мнению Дж. Гилфорда, психологам необходимо изучать «способность видеть проблему; общую чувствительность к проблемам».

Отдельным вопросом в области исследования когнитивных сто­рон творчества является проблема соотношения креативности и ин­теллекта. Наиболее популярной до последнего времени в этой связи являлась «теория порога»: что до определенного уровня развития ин­теллекта креативность и интеллект являются одним фактором, а при значениях выше IQ 115—120 они становятся независимыми фактора­ми. Однако в настоящее время правильность «пороговой теории» все чаще и чаще подвергается сомнению. Некоторыми авторами были осуществлены экспериментальные исследования общих механизмов, стоящих за интеллектом и креативностью: процессов корковой акти­вации, скорости переработки инфор­мации и пр.

Некоторые авторы связывают творчество с процессами внима­ния. В соответствии с концепцией Г. Мендельсона, для творческих людей характерно расширенное поле внимания (расфокусированное внимание). А расфокусированное внимание соответствует такому со­стоянию сознания, когда в нем активируется лишь небольшое чис­ло представлений.

Построение компьютерных моделей творческого мышления. Основное внима­ние уделяется поиску путей и способов моделирования творческого мышления для того, чтобы компьютерная модель могла генерировать такие же творческие и оригинальные идеи, как и человек. Основные успехи в компьютерном моделировании творческой дея­тельности связаны с процессом решения уже поставленных задач. Однако в настоящее время возрастает важность разработки методов, позволяющих моделировать также и процессы корректной постанов­ки и формулирования самих этих задач.


Когнитивно-эмоциональный подход

Эмоциональный аспект

Отношение к роли эмоций в творческом процессе в различные исторические эпохи во многом определялось его видом. Наиболее часто выделяют два основных вида творчества: научное и художест­венное. Основой научного творчества является мыслительный про­цесс. В течение довольно длительного времени популярным было мнение о том, что в познавательном и мыслительном процессе эмо­ции играют негативную роль. Считалось, что под их влиянием про­исходят искажения процесса восприятия и отражения реальности.

В настоящее время такое отношение к роли эмоций в научном творчестве во многом преодолено. Современная тенденция в реше­нии вопроса о соотнесении интеллектуальных и эмоциональных со­ставляющих в творческом процессе проявилась в выделении особого вида интеллекта—«эмоционального интеллекта». Его основной функцией является регуляция эмоционального состояния человека. По мнению Дж. Мэйера и П. Саловея, «эмоциональный интеллект есть способность контролировать чувства и эмоции, свои собственные и других людей, способность различать их и способность использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями».

Большинство ученых и мыслителей практически единодуш­ны в признании положительного стимулирующего влияния эмоций на процесс художественного творчества. Именно поэтому исследованию эмоциональной составляющей этого вида творческой деятельности по сравнению с научным испокон веков уделялось значительно больше внимания. Считалось, что эмоциональное запускание и аутостимули-рование (самовозбуждение) творческого процесса зачастую приводит к появлению у человека состояния приятного возбуждения, радос­ти и воодушевления, а также поглощения творческой активностью, растворению в ней. Такое состояние, когда человеком с невыразимой полнотой переживаются интегральное единство его «Я» и слияние с окружающим миром, М. Чиксентмихайи назвал состоянием «потока». Возможные перцептивные (связанные с вос­приятием реальности) искажения у деятеля искусства в таком состоя­нии считаются скорее преимуществом, чем недостатком.


Еще одной особенностью художественного творчества является важность эмоции как его продукта. Результатом творческой актив­ности деятеля искусства зачастую является тот эмоциональный эф­фект, который возникает у «потребителя» художественной продукции. Речь идет о воздействии произведения искусства на эмоциональную сферу другого человека и вызывания у него определенных эмоций. Этот эффект стал предметом многих научных исследований. В не­которых из них эмоции в искусстве выделяются не только как фак­тор, участвующий в создании художественного произведения, но и как наиболее важный результат творческого процесса. В этом случае можно говорить о «художественных эмоциях».

Различия между научным и художественным творчеством, про­являющиеся как в процессуальных, так и в целевых аспектах функ­ционирования этих феноменов человеческой деятельности, опре­делили и (во многом различные) подходы к их изучению. В научной литературе ощущается некоторый недостаток таких работ, которые охватывали бы феномен творчества целиком, в единстве наиболее существенных его черт, а не акцентировали бы один из его видов изолированно от других. Однако в последние годы наблюдается тен­денция к интеграции исследований в области креативности и твор­ческого мышления в целях выделения универсальных характеристик творческой деятельности человека. Все большее внимание в иссле­дованиях психологов отводится изучению «творчества в построении своей собственной жизни». Объектом такой творческой деятельности становится не внешняя проблема или задача, а сам человек. Резуль­татом же такого творчества может оказаться его собственная насы­щенная, полноценная и счастливая жизнь.

Как эффективное управление своей жизнью, так и решение раз­личных творческих задач невозможно без использования одной из наименее изученных форм творческой активности человека, в кото­рой наиболее ярко выражена эмоциональная составляющая, — интуиции. Интуитивное мышление динамично, ибо оно основано на несколько размытом и неявном восприятии и представлении о проб­леме.


Особую роль эмоциональная составляющая приобретает в контек­сте одаренности. Исследования одаренных детей обнаружили неод­нозначность этой проблематики. Так, многие авторы считают важным свойством одаренности эмоциональную чувствительность ребенка. С другой стороны, у одаренных детей часто наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. По результатам исследований Ф. Хоровитца и О. Байера, одаренные дети очень часто испытывают серьезные проблемы в эмоциональной области и сфере взаимоотношений со сверстниками Диссинхрония (нарушение баланса) интеллектуального и эмоционального развития может ока­зывать негативное влияние на личность не только одаренного ребенка, но и взрослого человека. Многие творческие люди являются не­вротиками: им свойственны эмоциональные нарушения, вследствие которых у этих людей искажается «нормальное» видение мира, что позволяет им быть оригинальными и продуцировать нестандартные идеи, решения и образы.

Личностный подход

Личностный подход в исследованиях креативности и творческого мышления ориентирован на изучение особенностей и черт творчес­кой личности, ее мотивации и жизненного пути. В зависимости от глубины анализа, а также метода исследования в этом подходе были выделены три основных направления: психоаналитическое, диффе­ренциальное и биографическое.

Психоаналитическое направление является одним из первых подхо­дов в психологии, изучающих творчество человека с позиций анализа его личности. Основатель психоанализа 3. Фрейд предположил, что творчество есть результат смещения (сублимации) полового влече­ния на другую (социально одобряемую) сферу деятельности. Довольно известным в этой области является его исследование жизни и деятельности Леонардо да Винчи. «Мучительная борьба с творением, конечное бегство от него и равнодушие к его дальней­шей судьбе, видимо, повторяется у многих художников; но, несом­ненно, Леонардо демонстрирует такое поведение в крайней степени».

З. Фрейд считал, что истоки творческой активности человека находятся в его раннем детстве. И сам он по мере своего развития практически не в состоянии каким-либо обра­зом влиять как на свои творческие способности, так и на содержание и стилистику их проявлений.


Такой строгий детерминизм во взглядах на природу и сущность как всей личности человека, так и его творчества и творческих спо­собностей, вызывал критику в адрес 3. Фрейда не только со стороны противников психоанализа, но и со стороны его учеников и после­дователей.

По мнению А. Адлера, творчество — это особый способ компенсации комплекса неполноценности. Возникно­вение этого комплекса связано во многом с первичным отчуждением человека от мира. К. Юнг видит в творческом акте реализацию принципов коллек­тивного бессознательного в форме архетипов, заполненных в неко­торой степени индивидуальным содержанием, вытекающем из опы­та творца и наличной ситуации. Он называет творческий продукт в стадии своего возникновения «творческим автономным комплек­сом», проводя этим определенную аналогию между творчеством и болезненными душевными явлениями:«.. .художественное творение рождается в условиях, сходных с условиями возникновения невро­за».

Многие авторы связывают творчество с вторжением в сознание человека неконтролируемых мыслей. Эти неконтролируемые мысли могут проявляться в процессе его активной деятельности. Но чаще они появляются во время сна, наркотической интоксикации, в про­цессе фантазирования и пр.

В целом, несмотря на стройность теоретических построений, пси­хоаналитический подход так и не стал центральным в исследованиях креативности. Причиной этого является его жесткая детерминистская ориентация на прошлое человека и недооценка важности его созна­тельной активности по реализации своего творческого потенциала.

Дифференциальное направление. Другим направлением внутри лич­ностного подхода к изучению креативности стало исследование ин­дивидуальности, личностных черт и мотивационных особенностей творческой личности. Эти исследования показали, что творческих людей отличают: независимость суждений, самоуверенность, влечение к новизне, сложным задачам и риску, способность к дивергентному мышлению, открытость внутреннему опыту, системность мышления, личностная энергия, высокая чувствительность, толерантность к неопределенности, безусловное принятие себя, других людей и природы, непосредственность, центрированность на проблеме, потребность в уединении, независимость от культуры и от окружения, пиковые или мистические переживания, глубокие межличностные отношения, способность разграничивать средства и цели, наличие чувства юмора и пр.


В традициях ориентации на личностные факторы прослеживает­ся связь между креативностью и самоактуализацией личности, про­являющейся в стремлении к максимальной реализации своего твор­ческого и личностного потенциала.

Многие авторы указывают на важность в творческой деятель­ности внутренней мотивации, описывая креативность как сочета­ние внутренней мотивации и соответствующих знаний, способнос­тей и умений. Однако результаты ряда экспериментальных исследова­ний свидетельствуют о том, что в творчестве существенную роль иг­рает не только внутренняя мотивация, но и внешняя.

Важной характеристикой творческого человека, по мнению М. Чиксентмихайи, является его способность воспринимать идеи и мысли других людей и использовать их как стимул для собственной твор­ческой деятельности

Такая способность позволяет человеку эффективно обмениваться результатами своего творчества. Однако в некоторых случаях личностные особенности участников общения осложняют и затрудняют взаимодействие между ними. Так, у творческих людей зачастую наблюдаются не только со­циально одобряемые личностные характеристики, но и те, которые осуждаются обществом, а в некоторых случаях являются проявления­ми дезадаптации и даже патологии. Как известно, креативность до­вольно часто связывают с психическими болезнями (Леонгард, Ломброзо). Некоторые авторы указывают на то, что у творческих людей, в особенности у тех, кто занимается художественным творче­ством, часто проявляются алкоголизм, наркозависимость, склонность к суициду и психические болезни. Зачастую в биографии творческих людей оказывается многое из того, что удивляет и даже шокирует окружающих. Поэтому в анализе творческой личности могут быть использованы также методы биографического исследования, поз­воляющие составить более полный ее образ.

Биографическое направление. Содержательно очень близко к диф­ференциальному направлению в исследованиях творчества примы­кает биографическое направление, в рамках которого личность твор­ческого человека изучается в основном с использованием методов качественного анализа. Довольно часто за основу берется метод анализа отдельных случаев (биографических данных творческих людей). Теоретическим фундаментом этого под­хода служит предположение о том, что творческая деятельность в прошлом является одним из лучших показателей креативности че­ловека в настоящем.


В исследованиях креативности в рамках биографического направ­ления главным образом используются самоотчеты, несколько реже — опросники. Одним из не­достатков описываемого направления является то, что в некоторых случаях при использовании биографического метода может быть упу­щен момент развития личности, допускающий «всплеск» креативно­сти в любом возрасте, связанный как с процессом личностного рос­та, так и с социокультурными факторами, которые в определенных условиях могут довольно сильно изменить направление личностного развития человека.

Экономико-прагматический подход

В последние десятилетия достаточно интенсивно развивается эко­номико-прагматический подход к изучению креативности, который делает основной акцент на социально-экономических, прагматиче­ских, технологических и прикладных сторонах творчества. Этот под­ход может быть представлен двумя основными направлениями: пси­хоэкономическим и прикладным.

Психоэкономическое направление. Психоэкономическое направ­ление представлено теми теориями, которые исследуют социаль­но-экономические факторы и предпосылки творческой активности человека. Это направление в определенной степени можно считать мультидисциплинарным в силу того, что креативность в нем рас­сматривается в неразрывной связи внутриличностных и ситуатив­ных (в данном случае социально-экономических) факторов, обус­ловливающих максимизацию получаемого экономического эффекта от творческих решений.

Одной из наиболее известных теорий в рамках этого направления является теория инвестирования Р. Стернберга и Т. Любарта.В соответствии с ней, творческим считается тот человек, который хочет «купить» идеи дешевле и «про­дать» их дороже. «Покупка» идеи означает поиск тех решений и пред­ложений, которые были до сих пор неизвестны или непопулярны, но обладающих большим потенциалом. В соответствии с теорией ин­вестирования, креативность предполагает сочетание шести различ­ных, но внутренне связанных факторов: интеллектуальных способностей, знаний, стиля мышления, личности, мотивации, среды. Но она не является простой суммой этих составных частей; связи между ее составляющими значительно сложнее. Основным фактором, определяющим креативность, в рамках это­го подхода, считаются: способность увидеть проблему по-новому и преодолеть стереотипы обыденного сознания (синтетическая способность), способность выявлять и выделять «перспективные» для дальнейшей разработки идеи (аналитическая способность), способность убедить других в правильности, перспективности и ценности выбранной идеи (контекстуально-практическая способность). Основное отличие этой теории от остальных заключается в при­знании важности правильного использования или «продажи» новых идей.


По мнению Д. Рабенсона и М. Ранко, в рамках построенной ими психоэкономической модели, креативность представляет собой ре­зультат экономических решений относительно того, сколько эко­номических и временных ресурсов общество считает необходимым потратить на развитие своего творческого потенциала. Качество и своевременность приня­тия обществом таких решений зависит от уровня развития самого общества. В соответствии с этой теорией, креативность рассмат­ривается с позиций соотношения инвестиций, риска и получае­мой выгоды.

Прикладное направление. В соответствии с этим направлением, ориентированным преимущественно на практические применения знаний о человеческом творчестве, в первую очередь изучаются спо­собы стимулирования и развития креативности и лишь затем дела­ются попытки понять, что же она на самом деле собой представляет. Характерным примером является подход Э. Де Боно, в рамках которого выделяются два основных типа мышле­ния — латеральное и вертикальное. С творчеством он, прежде всего, связывает латеральное мышление: «...вертикальное мышление зани­мается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использованием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для появления но­вых (творчество)».

Многие из прикладных подходов отличаются своей явно коммер­ческой направленностью. Зачастую методы стимуляции креативнос­ти, разработанные на их основе, дают неплохие кратковременные эф­фекты. Однако отсутствие необходимого теоретического фундамента и развернутых эмпирических исследований в рамках этих методов не дает оснований для позитивной оценки предлагаемых разработок в долговременной перспективе.

Системный подход

Эффективность практически всех узкодисциплинарных подхо­дов к исследованию креативности оказалась весьма ограниченной, поскольку большинство из них ориентированы на выделение и ана­лиз какой-либо одной ее составляющей. В этом случае теряется весь комплекс содержащихся в ней взаимосвязей. В конечном итоге при узкодисциплинарном исследовательском подходе одна составляющая креативности оказывается вырванной из всего контекста творческой активности человека. Все это указывает на необходимость использо­вания мультидисциплинарного подхода, который подразумевает учет социальных, культурных, экономических и иных факторов, влияю­щих на творчество человека.


Одним из сторонников системного подхода к изучению творчества является Д. Саймонтон. В своих исследованиях он делает основной акцент на исследовании взаимодействия различных факторов, оп­ределяющих креативность, и на роли социального и культурного ок­ружения человека в проявлении и развитии креативности.

К числу активных сторонников мультидисциплинарного подхода относится и М. Чиксентмихайи. В своих работах он уделяет особое внимание изучению взаимодействия между человеком, предметной областью и окружением. По его мнению, основой системной модели креативности является представление о том, что окружение творца состоит из двух основных составляющих: культурной и социальной. В процессе творчества он взаимодействует с этим окружением, внося в него изменения. Предполагается также наличие некоторого сообщества людей, которые обладают сходными стилями мышления, учатся друг у друга и/или подражают друг другу. Помимо выдвижения оригинальных идей че­ловек должен найти способ убедить своих коллег в их правильности. По мнению М. Чиксентмихайи, умение убедить окружение в важнос­ти принятия и внедрения оригинальных идей и инноваций является важным аспектом реализации творческого потенциала.

М. Чиксентмихайи указывает также, что на проявление креатив­ности оказывает существенное влияние уровень экономического раз­вития общества. То, сколь много творческих сил устремляется на ту или иную область, зависит не только от числа людей, активно проявляю­щих себя в данной области, и уровня их креативности, но и от того, насколько их творческие свершения востребованы обществом. Поэто­му зачастую для повышения уровня креативности в какой-либо сфере достаточно повысить степень востребованности инноваций. Это каса­ется как стиля управления указанной сферой деятельности, так и тех­нологической структуры ее функционирования. Например, в крупной компании недостаточно лишь повышать уровень креативности отдель­ных специалистов. Необходимо также обеспечить условия, позволяю­щие выявить новые оригинальные идеи, возникающие у служащих этой компании. При этом должны существовать отработанные спосо­бы и технологии включения оригинальных идей в уже существующую систему.


Предоставляя возможность для анализа процессов взаимодействия между творческой личностью и ее окружением, системный подход позволяет выявить и изучить также и «внешние» факторы, оказывающие влияние на креативность человека. Для этого необходимы разработка и использование методов оценки такого влияния. Одним из наиболее популярных в настоящее время является психометрический метод оценки различных параметров креативности.

Психометрический подход

Современное понимание сущности креативности во многом сформировалось на основе психометрического подхода к ее изучению. В рамках этого подхода разрабатываются психометрические тесты, при создании которых используется статистический аппарат и при­нцип сравнения. С помощью психометрических методов изучаются творческие процессы, личностные особенности творческих людей, а также условия, в которых осуществляется творческая деятельность.

Создание многих тестов, предназначенных для оценки креатив­ности, опирается на идеи Дж. Гилфорда, который предложил диффе­ренцировать способности к дивергентному (вширь) и конвергентно­му (вглубь) мышлению. В значительном числе работ «креативность» и «способность к дивергентному мышле­нию» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, по мнению ряда авторов, дивергентное мышление далеко не всегда является творчес­ким (Богоявленская, 2002).

Психометрические методы интенсивно используются в изучении взаимосвязей между интеллектом и креативностью. В этой области различными исследователями были получены во многом противо­речивые данные. Так, опираясь на результаты своих исследований, М. Уоллах и Н. Коган пришли к выводу, что «корреляции между по­казателями креативности и интеллекта оказались чрезвычайно малы».

Еще одна точка зрения связана с пред­ставлением, в рамках которого отношения между креативностью и интеллектом описываются с опорой на уже упомянутый выше «эф­фект порога», т.е. утверждается, что для проявления креативности че­ловеку необходим определенный минимум интеллекта. Каждая новая волна экспериментов в этой области приводит к пониманию того, что взаимосвязь между креативностью и интеллектом сложнее, чем это считалось раньше.


Противоречивость результатов исследований, которая имеет мес­то не только в вопросах соотношения интеллекта и креативности, но и в отношении других составляющих творчества, привела к острым дискуссиям относительно эффективности самих психометрических методов.

Основные критические замечания связаны с тем, что эти методы излишне ориентированы на статистические критерии в оценке креа­тивности. При этом практически упускается из рассмотрения пси­хологическая сущность самого творческого процесса. В этой связи отмечается необходимость изучения природы творчества и креатив­ности, их содержательных особенностей, причин и источников твор­ческой активности. Следствием осознания этой необходимости яв­ляется возникновение новых направлений в их изучении.

Креативность и творчество: отечественные исследования

Общая характеристика подходов к изучению креативности в России

Исследование творчества и креативности в России строится и развивается главным образом в рамках социокультурной и процессуально-деятельностной парадигм и в направлении исследования неосознаваемых факторов, влияющих на творческий процесс. Ос­новной вклад в разработку этих вопросов внесли работы Л.С. Вы­готского, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова, А.В. Брушлинского и др. Довольно интенсивно отечественными авторами разрабатывает­ся также проблематика общих и специальных способностей (Е.И. Иг­натьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, И.В. Тарасов, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Э.А. Голубева, В.Д. Небылицын, Б.М. Руса-лов, Б.М. Теплов), творчества в искусстве [Дорфман, 1997; Леонтьев, 1991,1998], генетических предпосылок индивидуальных различий в этой области (И.В. Равич-Щербо), а также одаренности и развиваю­щего обучения [Бабаева, Войскунский, 2002, 2003; Бабаева, Лейтес, Марютинаидр., 2000; Давыдов, 1996; Кудрявцев, 1998; Матюшкин, 1972,2003; Мелик-Пашаев, 1998; Теплов, 1961; Ушаков, 2000; Холод­ная, 2001,2002; Шадриков, 1991; Шумакова, 1986,1996; Щебланова, Аверина, Хелер, Перлет, 1996; Юркевич, 2002]. Ряд отечественных авторов основной акцент в своих работах делают не на исследова­тельских, а на прикладных аспектах творческой деятельности и креа­тивности человека [Альтшуллер, 1973; Кизевич, 2000]. Следствием этого является выработка методик и рекомендаций по стимуляции и развитию креативности и творческого мышления.



МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА


  1. Метод проб и ошибок

  2. Мозговой штурм.

  3. Метод синектики (у. Гордон).

  4. ТРИЗ

  5. Морфологический анализ (Ф. Цвикки).

  6. Метод фокальных объектов.

  7. Метод контрольных вопросов.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году (Альшуллер, Шапиро 1956, с. 37-49) — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Таким образом, технические реше­ния возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознатель­ного решения изобретательских задач без множества пустых проб.


Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт использования различных методик снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точ­ную науку, так как решение изобретательских задач вместо поис­ков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно работать лопатой, когда есть экскаватор, носить на себе груз, когда рядом есть автомобиль. Неразумно ждать твор­ческого «озарения», когда можно воспользоваться системным ин­струментом, способным направить мысль в нужном направлении и выполнить большую часть рутинной, малоинтересной работы.

Основные функции и области применения ТРИЗ (Альтшуллер, 2004):


  1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов (и не ожидая вдохновения).

  2. Прогнозирование развития технических систем.

  3. Развитие творческого воображения и мышления.

  4. Развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

Исходным положением тризовской концепции является принцип природосообразности обучения. Обучая, педагог должен идти от природы обучающегося.

Кроме этого, тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского о том, что обучающийся принимает программу обу­чения в той мере, в какой она становится его собственной.

Кредо тризовцев: каждый обучающийся изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эф­фекта.

ТРИЗ - это не составленная раз и навсегда система творческой педагогической работы, это постоянно развивающаяся программа.

АРПС (алгоритм решения проблемных ситуаций (или анализ решения изобретательских задач), ИФ (информационный фонд), и РТВ (развития творческого воображения) — основные части теории решения изобретательских задач — ТРИЗ



следующая страница >>