litceysel.ru
добавить свой файл
1
Проект


Версия 6.1

на 10.03.2011г.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«Об аккредитации в области оценки соответствия»


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от недостоверных результатов оценки соответствия;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов оценки соответствия;

4) получение признания деятельности национального органа по аккредитации в рамках его участия в международных и региональных соглашениях о взаимном признании между органами по аккредитации;

5) устранение технических барьеров в торговле.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие при аккредитации органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров).

3. К сфере аккредитации настоящего закона относится определение компетентности:

а) органов по сертификации, выполняющих работы по оценке соответствия, и испытательных лабораторий (центров) (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии);


б) организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

в) экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти и национальным органом по аккредитации при осуществлении отдельных полномочий.

г) органов по сертификации персонала, систем менеджмента, услуг;

д) испытательных, исследовательских, аналитических, измерительных, калибровочных лабораторий (центров) для целей оценки соответствия.


Статья 2. Термины и определения


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и определения:

аккредитация – признание национальным органом по аккредитации соответствия органа по оценке соответствия или испытательной лаборатории (центра) установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его(её) компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия;

аттестат аккредитации – официальный документ или комплект документов, подтверждающий аккредитацию в определенной области;

апелляция – запрос субъекта аккредитации о пересмотре неблагоприятного решения, принятого органом по аккредитации в отношении желаемого статуса аккредитации;

жалоба – неудовлетворенность, выраженная лицом или организацией в адрес органа по аккредитации, имеющая отношение у деятельности этого органа или аккредитованного органа по оценке соответствия или испытательной лаборатории (центра) и требующая ответа;

заявитель аккредитации - юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию органа по оценке соответствия или испытательной лаборатории, являющегося его структурным подразделением;

критерии аккредитации – совокупность требований технических регламентов, международных, региональных и национальных стандартов, включенных в федеральный фонд документов по стандартизации и других нормативных документов для определенной области аккредитации;


национальный орган по аккредитации – федеральный орган исполнительной власти или некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, осуществляющая аккредитацию, получившая соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации;

область аккредитации – конкретные услуги (перечень работ) по оценке соответствия, испытаниям, измерениям для которых аккредитация запрошена или уже выдана;

орган по оценке соответствия – юридическое лицо, подразделение юридического лица, действующее по его доверенности, оказывающее услуги по оценке соответствия;

аккредитация в дополнительной области - процедура расширения области аккредитации;

сокращение области аккредитации - процесс исключения из области аккредитации отдельных ее частей;

приостановка действия аккредитации - процесс временного признания аккредитации недействительной для всей или части области аккредитации;

отмена действия аккредитации - процесс полной отмены аккредитации;

субъекты аккредитации – термин определяет статья 9 настоящего закона;


оценка соответствия (оценка) – доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу, выполнены;

ведущий эксперт по аккредитации – полномочный сотрудник национального органа по аккредитации, назначенный для оценки субъекта аккредитации без посторонней помощи или как руководитель экспертной группы;

эксперт по аккредитации – лицо, назначенное органом по аккредитации для оценки субъекта аккредитации;

экспертная организация по аккредитации – юридическое лицо, привлекаемое национальным органом по аккредитации к проведению работ по оценке субъекта аккредитации;

технический эксперт – лицо, назначенное органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний или для экспертиз в области аккредитации, подвергаемой оценке;


логотип органа по аккредитации – эмблема, используемая органом по аккредитации для собственной идентификации;

знак Российского национального органа по аккредитации – символ, присваиваемый национальным органом по аккредитации, для применения аккредитованным органом по оценке соответствия или испытательной лабораторией (центром) в целях демонстрации своего аккредитованного статуса;

инспекционная проверка (контроль) – набор видов деятельности, кроме повторной оценки, по контролю непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия или испытательной лабораторией (центром) требований по аккредитации.


Статья 3. Принципы аккредитации


Единая национальная система аккредитации формируется на основе принципов:

а) осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации;

б) компетентность и независимость единого национального органа Российской Федерации по аккредитации;

в) добровольность и беспристрастность в осуществлении аккредитации;

г) открытость и доступность правил аккредитации;

д) недопустимость совмещения полномочий единого национального органа Российской Федерации по аккредитации и полномочий учредителя;

е) недопустимость совмещения единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия;

ж) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

з) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

и) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;


к) недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации;

л) создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами – основными торговыми партнёрами Российской Федерации.


Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере аккредитации


1. Отношения в сфере аккредитации в области оценки соответствия установленным требованиям регулируются настоящим Федеральным Законом, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечения единства измерений, другими федеральными законами, регулирующими отношения в области оценки соответствия, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.


Глава 2 Национальная система аккредитации


Статья 5. Состав национальной системы аккредитации

В национальную систему аккредитации входят:

1) Правительство Российской Федерации;

2) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области аккредитации;

3) национальный орган по аккредитации;

4) субъекты аккредитации;

5) экспертные организации по аккредитации;

6) эксперты по аккредитации;


7) нормативные документы по аккредитации.


Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации в сфере аккредитации в области оценки соответствия


К компетенции Правительства Российской Федерации в сфере аккредитации в области оценки соответствия относятся:

определение основных направлений государственной политики в сфере аккредитации;


определение национального органа по аккредитации;

установления порядка публикации информация о деятельности национального органа по аккредитации.



  1. Статья 7. Компетенция уполномоченного органа федеральной исполнительной власти




  1. К компетенции уполномоченного органа федеральной исполнительной власти в области аккредитации относятся:

  1. реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере аккредитации;

  2. внесение в Правительство Российской Федерации предложений по определению национального органа по аккредитации;

  3. осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об аккредитации в области оценки соответствия.




  1. установление принципов ценообразования для работ по аккредитации.

  2. установление по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти дополнительных требований к органам по оценке соответствия, выполняющим работы по оценке соответствия в обязательной сфере.




  1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ни коим образом не может влиять на результат решения принимаемого национальным органом по аккредитации субъекта аккредитации.

  2. Для обеспечения беспристрастности, а также для разработки предложений по вопросам политики системы аккредитации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти создает общественный Совет по аккредитации, который является консультативным органом и предоставляет возможность эффективного участия всех заинтересованных сторон в сфере аккредитации.
  3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает в Совете по аккредитации сбалансированное участие всех заинтересованных сторон в процессе аккредитации. Независимыми членами Совета по аккредитации могут являться полномочные представители:


федеральных органов исполнительной власти;

союзов и ассоциаций производителей продукции и услуг;

союзов и ассоциаций потребителей;

союзов и ассоциаций органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров);

научных и общественных организаций.

4. К компетенции Совета по аккредитации относится: разработка предложений по вопросам государственной политики в области аккредитации, одобрение стандартов и правил профессиональной деятельности участников системы аккредитации, внесение предложений по их изменению, одобрение принципов оплаты за аккредитацию и инспекционный контроль.


Статья 8. Национальный орган по аккредитации


  1. Национальный орган по аккредитации осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), организаций, экспертных организаций, названных в статье 1, пункте 3 настоящего Закона.

  2. Национальным органом по аккредитации является федеральный орган исполнительной власти, назначенный Президентом Российской Федерации или некоммерческая организация, не менее 51% доли в уставном капитале которой, находятся в государственной собственности. Национальный орган по аккредитации создается для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных настоящим Законом и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании полномочий в сфере аккредитации в области оценки соответствия.

  3. Правительство Российской Федерации признает национальный орган по аккредитации в качестве единственного органа по аккредитации органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров) в законодательно регулируемой сфере технического регулирования.

  4. Национальный орган по аккредитации:

а) осуществляет аккредитацию субъектов аккредитации;

б) принимает решения об аккредитации, отказе в аккредитации, аккредитации в дополнительной области, сокращении или расширении области аккредитации, приостановки аккредитации, прекращает действие выданных им аттестатов аккредитации;


в) осуществляет инспекционную проверку соблюдения установленных требований в отношении аккредитованных органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров);

г) ведет реестр аккредитованных органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров), реестр экспертов по аккредитации;

д) осуществляет аттестацию экспертов по аккредитации и участвует в подготовке образовательных программ образовательных учреждений,

осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области аккредитации;

е) участвует в международных организациях по вопросам аккредитации;

ж) взаимодействует с национальными органами по аккредитации иностранных государств;

з) обеспечивает заявителям предоставление информации о порядке и правилах проведения аккредитации;

и) определяет порядок рассмотрения жалоб (претензий) на действия (бездействие) органов по оценке соответствия и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

к) заключает договора (контракты) на проведение работ по аккредитации и инспекционной проверке субъектов аккредитации;

л) получает оплату за проведение указанных работ и может использовать получаемый доход для реализации прав и обязанностей, установленных настоящим Законом;

м) привлекает экспертов по аккредитации, технических экспертов в области оценки соответствия, единства измерений к участию в работах по аккредитации;

н)

н) привлекает по субподряду экспертные организации, экспертов по аккредитации для:

- оценки соответствия субъектов аккредитации в качестве органа по оценке соответствия, испытательной лаборатории (центра);

- оценки соответствия субъектов аккредитации в целях подтверждения компетентности в области проведения калибровки средств измерений для целей оценки соответствия;

- межлабораторных сравнительных испытаний одноименных видов продукции среди аккредитованных испытательных лабораторий (центров),


- круговых сличений между аккредитованными калибровочными лабораториями в области проведения калибровки средств измерений для целей оценки соответствия;

- инспекционной проверки (контроля) за аккредитованными органами по оценке соответствия, испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными калибровочными лабораториями на право проведения калибровки средств измерений;

о) определяет общие критерии аккредитации органов по оценке соответствия, исходя из требований международных и национальных стандартов, на виды продукции или деятельности в области оценки соответствия;

п) определяет специальные критерии аккредитации органов по оценке соответствия исходя из требований технических регламентов и документов по стандартизации в заявленной области оценки соответствия.

6. Национальный орган по аккредитации должен:

обеспечить объективность и беспристрастность при проведении работ по аккредитации органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров);

не брать на себя обязательства, из которых прямо или косвенно следовала бы неизбежность аккредитации;

обеспечить равные условия заявителям, претендующим на получение аккредитации, вне зависимости от количества ранее аккредитованных органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров);

обеспечивать конфиденциальность информации, полученной от органа по оценке соответствия или испытательной лаборатории (центра) в процессе проведения их аккредитации, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется открытие такой информации;

проводить работы по аккредитации только на основе официальной заявки, содержащей полное описание органа по оценки соответствия, испытательной лаборатории (центра) и области предполагаемой аккредитации;

обеспечивать свободный доступ к информации об аккредитованных им органах по оценки соответствия и испытательных лабораториях (центрах);


информировать аккредитованные им органы по оценке соответствия и испытательные лаборатории (центры) об изменении критериев или правил аккредитации.

7. Национальный орган по аккредитации не должен предлагать или осуществлять какие-либо другие виды деятельности или оказывать услуги предоставляемые органами по оценке соответствия, а также не вправе предоставлять платные консалтинговые услуги в области аккредитации и оценки соответствия.

8. Контроль за соблюдением национальным органом по аккредитации требований, установленных частями 6 и 7 настоящей статьи, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.


Статья 9. Субъекты аккредитации.


  1. Субъектами аккредитации являются:

  1. заявители аккредитации, подавшие заявление на аккредитацию и заключившие договор (контракт) на проведение необходимых процедур аккредитации с национальным органом по аккредитации;

  2. аккредитованные органы по оценке соответствия и испытательные лаборатории (центры), имеющие действующий аттестат аккредитации и заключившие с национальным органом по аккредитации договор (контракт) на проведение инспекционных проверок (контроля).

  1. Аккредитованный орган по оценке соответствия или испытательная лаборатория (центр) обязаны:

ссылаться на факт аккредитации только применительно к деятельности, включённой в область аккредитации и только в период действия аттестата аккредитации;

соблюдать критерии аккредитации в течение всего срока действия аттестата аккредитации;

представлять в национальный орган по аккредитации информацию о своей деятельности, об изменениях в структуре, о составе персонала и его компетентности, технической оснащенности и других событиях, влияющих на его соответствие критериям аккредитации;

создавать необходимые условия для осуществления инспекционной проверки (контроля) за своей деятельностью со стороны национального органа по аккредитации, включая уплату установленных платежей;


признавать решения национального органа по аккредитации по всем претензиям к результатам деятельности органов по оценки соответствия и испытательных лабораторий (центров) в области аккредитации.



  1. Аккредитованный орган по оценке соответствия должен иметь не менее 80% штатных экспертов по оценке соответствия, в соответствии с заявленной области аккредитации, собственную аккредитованную испытательную лабораторию (центр) или наличие договоров на проведение испытаний продукции с аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в заявленной области аккредитации.

  2. Аккредитованная испытательная лаборатория должна иметь не менее 80% собственного испытательного оборудования, и не более 20% арендуемого оборудования, компетентный аттестованный персонал со стажем работы в области проведения испытаний в соответствии с областью аккредитации не менее 3-х лет

  3. Аккредитованный орган по оценке соответствия и испытательная лаборатория (центр) вправе:

применять в установленном порядке «Знак Российского национального органа по аккредитации»;

прекратить свою деятельность в качестве аккредитованного органа, уведомив об этом национальный орган по аккредитации;

обращаться в специализированные подразделения национального органа по аккредитации по вопросам, входящим в их компетенцию.

ссылаться на факт аккредитации.

  1. Действия и (или) решения национального органа по аккредитации, нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя на аккредитацию, могут быть обжалованы в комиссии по апелляциям национального органа по аккредитации.


Статья 10. Экспертные организации по оценке для целей аккредитации


  1. Экспертной организацией для целей аккредитации признается юридическое лицо, имеющее в своем составе экспертов по аккредитации по видам деятельности и (или) продукции и привлекаемое национальным органом по аккредитации к проведению работ по оценке субъектов аккредитации и (или) проведению инспекционного контроля.


  2. Экспертной организацией признается также организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации о саморегулирующих организациях и объединяющая физических лиц – экспертов по аккредитации по видам деятельности или видам продукции.



  1. Национальный орган по аккредитации устанавливает требования к экспертным организациям.

  2. Экспертный организация определяется на конкурсной основе при условии соответствия установленным требованиям.




  1. Экспертные организации должны быть аккредитованы национальным органом по аккредитации.

  2. Экспертные организации по аккредитации выполняют работы по оценке субъектов аккредитации на основании договора (субподряда) с национальным органом по аккредитации.



Статья 11. Эксперт по аккредитации


  1. Национальный орган по аккредитации должен иметь достаточное число компетентного персонала имеющего высшее образование, подготовку, технические знания, навыки и опыт, необходимые для выполнения работ по оценке в области аккредитации.

  2. Национальный орган по аккредитации имеет право заключать договора с экспертами по аккредитации, включая ведущих и технических экспертов, чтобы охватить все сферы своей деятельности по аккредитации.

  3. Национальный орган по аккредитации устанавливает процедуры отбора, обучения, переподготовки и проводит аттестацию экспертов с целью оценки их компетентности, опыта, квалификации, специализации в необходимой сфере деятельности по аккредитации.

  4. Национальный орган по аккредитации ведет и публикует реестр экспертов по аккредитации и технических экспертов, привлекаемых к оценке соответствия субъектов аккредитации, с указанием их компетентности для специальных задач по оценке.


Статья 12 Нормативные документы по аккредитации

  1. Нормативными документами для проведения процедур аккредитации являются:


а) международные договора, соглашения Российской Федерации касающихся вопросов оценки соответствия и аккредитации;

б) Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону в соответствии со статьёй 4 настоящего закона;

в) международные стандарты, национальные стандарты и своды правил, внесенные в федеральный фонд документов по стандартизации касающихся вопросов оценки соответствия и аккредитации;

г) нормативные документы, касающихся специальных вопросов оценки компетентности, исходя из заявки на аккредитацию субъекта аккредитации;

д) процедурные документы, касающиеся процесса аккредитации;

е) документы, устанавливающие правила назначения цены за аккредитацию и инспекционный контроль;

ж) действующие перечни нормативных документов в области аккредитации и оценки соответствия.

  1. Нормативные документы в области аккредитации открыто публикуются национальным органом по аккредитации.




  1. Документы, опубликованные национальным органом по аккредитации, не могут быть тиражированы и распространены без официального разрешения национального органа по аккредитации.

  2. Порядок опубликования нормативных документов национального органа по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.


Глава 4. Правила аккредитации


Статья 13. Правила и общие критерии аккредитации

  1. Правила и общие критерии по аккредитации органов по оценке соответствия и испытательных лабораторий (центров) устанавливаются национальным органом по аккредитации в соответствии с международными стандартами и нормативными документами по аккредитации. Дополнительные требования к органам по оценке соответствия, выполняющим работы по оценке соответствия в обязательной сфере, устанавливаются федеральным органов исполнительной власти в области аккредитации.




  2. Правила, общие критерии, дополнительные требования по аккредитации должна быть открытыми и доступны заинтересованным лицам. Официальная публикация правил аккредитации, осуществляется национальным органом по аккредитации.



3. Порядок опубликования правил национального органа по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 14 . Аттестат аккредитации



1. Аттестаты аккредитации, выданные национальным органом по аккредитации, действительны на всей территории Российской Федерации и имеют срок действия не более пяти лет. Аттестат аккредитации выдается в единственном экземпляре, передача аттестата аккредитации другим лицам запрещена.

2. Неотъемлемой частью аттестата аккредитации является область аккредитации, устанавливающая конкретные виды деятельности по оценке соответствия и (или) испытаниям.

3. Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации и включает период времени, в течение которого аттестат аккредитации был отозван.

4. Аттестат аккредитации подлежит регистрации в едином реестре национального органа по аккредитации.

5. Бланки аттестата аккредитации являются документами строгой отчетности, имеют номер и защиту.

6. Утерянные, испорченные аттестаты аккредитации, приложения к аттестатам аккредитации считаются недействительными со дня подачи субъектом аккредитации письменного заявления в национальный орган по аккредитации.

Национальный орган по аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата аттестата аккредитации, приложения к аттестату аккредитации.

Недействующие аттестаты аккредитации подлежат возврату в национальный орган по аккредитации.

7.

Аттестат аккредитации может быть переоформлен по следующим основаниям:
    1. реорганизация субъекта аккредитации;


    2. изменение юридического адреса и/или места нахождения субъекта аккредитации;

    3. изменение наименования субъекта аккредитации;

    4. заявление субъекта аккредитации об увеличении или сокращении области аккредитации.



Статья 15. Знак национального органа по аккредитации



1. Национальный орган по аккредитации имеет «Знак Российского национального органа по аккредитации».

2. Форма «Знака Российского национального органа по аккредитации» и порядок его применения устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области аккредитации.

3. Предоставленный субъекту аккредитации для использования «Знак Российского национального органа по аккредитации» должен содержать номер выданного аттестата аккредитации.

4. Порядок использования «Знака Российского национального органа по аккредитации» определяется договором на проведения инспекционного контроля между национальным органом по аккредитации и аккредитованным органом по оценке соответствия или аккредитованной испытательной лабораторией (центром).


Статья 16. Инспекционная проверка (контроль)


1. Инспекционный проверка (контроль) субъекта аккредитации осуществляется с целью контроля постоянного соблюдения им критериев по аккредитации в утвержденной области аккредитации и осуществляется национальным органом по аккредитации или по его поручению (договору) экспертной организацией или экспертом по аккредитации.


    1. Инспекционный контроль деятельности субъекта аккредитации осуществляется не более чем через 12 месяцев с момента его первичной аккредитации, в последующем – 1 раз в 2 года.

    2. Затраты на проведение инспекционного контроля несет проверяемый субъект аккредитации.
    3. Если национальный орган по аккредитации устанавливает, что аккредитованный субъект аккредитации более не является компетентным для осуществления деятельности по оценке соответствия или допускает существенное нарушение своих обязательств, не реализует предписанные корректирующие действия, национальный орган по аккредитации принимает все надлежащие меры для аннулирования, приостановления действия или отзыва его аттестата об аккредитации.

Статья 17. Разрешение споров участников аккредитации



При возникновении спорных вопросов, связанных с деятельностью по аккредитации, заинтересованная сторона вправе обратиться с жалобой или апелляцией в комиссию по апелляциям национального органа по аккредитации.


Статья 18. Оплата работ по аккредитации




1. Оплата работ по аккредитации и инспекционному контролю производится субъектом аккредитации, на условиях договора с национальным органом по аккредитации, и осуществляется в соответствии с Порядком оплаты работ по аккредитации.

2. Порядок оплаты работ по аккредитации утверждается национальным органом по аккредитации в соответствии с Принципами оплаты работ по аккредитации, одобренным Советом по аккредитации.

3. Порядок оплаты работ по аккредитации открыто публикуется национальным органом по аккредитации.


Статья 19. Ответственность участников аккредитации



За нарушение установленных настоящим Законом правил и процедур аккредитации, в том числе неправомерном применении (использовании) «Знака Российского национального органа по аккредитации», нарушение положений настоящего Закона, национальный орган по аккредитации, аккредитованные органы по оценке соответствия и испытательные лаборатории, их руководители, эксперты по аккредитации, технические эксперты несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Статья 20. Страхование ответственности органов по оценке соответствия

  1. Страхование ответственности органов по оценке соответствия, осуществляющих оценку соответствия продукции в законодательно регулируемой сфере технического регулирования, является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг по оценке соответствия и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


  2. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам, в связи с осуществлением органом по оценке соответствия своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

  3. Наличие страхового полиса является обязательным условием для аккредитации органа по оценке соответствия при осуществлении им обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям в соответствии с техническими регламентами в сфере технического регулирования.



Статья 21. Информация о документах в области аккредитации


  1. Информация об осуществлении деятельности по аккредитации национальным органом по аккредитации должна быть общественно доступной.

  2. Национальный орган по аккредитации самостоятельно устанавливает способы раскрытия информации с учетом того, что раскрываемая информация должна быть доступна наибольшему числу потребителей услуг аккредитованных органов по оценке соответствия. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования в отношении раскрываемой национальным органом по аккредитации информации.

  3. Участники системы аккредитации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательными актами Российской Федерации или в соответствии с требованиями, установленными национальным органом по аккредитации.


Статья 22. Единый реестр национального органа по аккредитации


1. Единый реестр национального органа по аккредитации содержит актуализированную информацию об аккредитованных органах по оценке соответствия и испытательных лабораториях (центрах), их области аккредитации, экспертах по аккредитации, технических экспертах и нормативных документах национального органа по аккредитации.

2. Правила формирования Единого реестра национального органа по аккредитации и представления информации заинтересованным сторонам должен быть одобрен Советом по аккредитации и утверждается уполномоченным в области аккредитации федеральным органом исполнительной власти.



Статья 23. Переходные положения


  1. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

  2. Исключить из Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ: абзац 2 статьи 2; главу5.

  3. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.


Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.


Президент

Российской Федерации