litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 17


«Колобок»


Экологический проект на тему:

« Экологический маршрут по Черному морю»

Исследовательский проект


Составитель: Лыкова Е. А.


Анапа 2011


Пояснительная записка


Вид проекта: исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы (6 лет), педагоги, родители.

Интеграция областей знаний в ходе проекта.

Познание

Социализация

Изобразительное творчество

Физическая культура

Музыка

Коммуникация

Художественная литература

Взаимодействие педагогов: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта : 4 месяца

Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. В результате диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о Черном море, но не знают о его флоре и фауне, проблемах, нависших над черноморским бассейном. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.

Цель проекта: Формирование знаний и представлений о экологии Черного моря, его обитателях. Воспитание экологического культуры личности у старших дошкольников через создание педагогических условий в процессе реализации образовательного проекта « Экологический маршрут по Черному морю».


Задачи:

-формировать знания и представления о Черном море, как экосистеме;

-расширять представления о флоре моря;

-формировать представления о фауне моря;

-обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь;

-формировать желание изучать морские глубины, заботиться о море .


Что даст проект детям и их родителям:

-поможет больше узнать о море и его обитателях;

-изучить проблемы Черного моря на понятном для дошкольников уровне.

Предполагаемый результат:

владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

знать о взаимосвязи с другими обитателями;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Продукты детской деятельности:

1.Изготовление альбома детских рисунков «Море, солнышко и я» .


2.Создание детского коллажа (обрывная мозайка) «Глубокое, Черное море».

3.Изготовление ракушечных композиций.

4.Конкурс рисунков « роспись по камню».

5.Коллекция фотографий «Черноморские просторы».

6.Детское словотворчество « Я пишу о море».

7.Изготовление значков природы « Морские правила»

Формы и методы проекта:

Очень много внимания мы уделяем взаимодействия с родителями. Работу с ними ведем нетрадиционными методами. Главное в нашем общении с детьми- личный пример и не только нас педагогов. А в первую очередь- родителей.

Для себя мы определи основные направления работы с родителями:

Экологическую информацию родители получают на родительских собраниях, консультациях, через ДОУ в Дни открытых дверей и т.д.

Совместная деятельность с детьми:

1.Семинар- практикум «Вести из-за моря»

2.Конкурс плакатов среди родителей «Защитим наше море»

3.Развлечение «Морская прогулка»

4.Акция «Очистим берег от мусора»

5.Викторина «Черноморская кладовая»

6.Опытническая деятельность «Изучаем природные ресурсы моря»

7.Серия-занятий по ознакомлению с Черным морем и его обитателями :

А) «Сокровища Черного моря» (ознакомление с растительным миром)

Б) «Дельфин и его друзья» (ознакомление с растительным миром Черного моря»

8. Игровая деятельность «Игровое, морское путешествие»; «Рыбы из глубины, знаешь ли их ты? (словесная игра); « Морская шкатулка» (дидактическая игра).

9. Песочная терапия «Этот волшебный песок»

10.Создание творческой презентации из фотоснимков, сделанных родителями с детьми и ее показ.

11.Изготовление листков здоровья «Море дарит нам здоровье» (родителями)

12.Разработка маршрутного листа по побережью Черного моря (воспитателем)

13. Серия занятий «Экологическая информация о Черном море для детей».


А) «Кто защитит наше море?»

Б) «Море в опасности»

14.Изготовление искусственного макета экосистемы Черного моря.

15.Зарисовка карты-схемы в цвете на ватмане «Черное море и его обитатели»

16.Пленер у Черного моря «Морская картина»

17.Оформление блокнота девизы и речевки про Черное море.

18.Выпуск стенгазет природоохранного характера « Давайте, спасать Черное море!» (родители вместе с детьми).

19.Экскурсия к морю.

20. Поход в музей «Глубины Черного моря»

21.Прогулка на катере «Дмитрий Калинин»

Черное море-единственный на нашей планете внутриматериковый морской бассейн, воды которого более чем на три четверти заражены опасным химическим соединением-сероводородом. По сути все уникальное биологическое разнообразие Черного моря умещается в поверхности 150-200 метровом слое. Ниже идет зона, условия жизни в которой несовместимы ни с одним живым существом на планете, кроме «специализированных бактерий». Почему же почти вся вместительная чаша Черного моря оказалась отправленной губительным газом? Ученые на сей счет выдвигают две гипотезы-органическую и неорганическую.

Сторонники первой предполагают, что вся масса черноморского сероводорода образовалась вследствие биохимических процессов–разложения остановок отмерших организмов и выносимых реками органических веществ. Так же из ученные, что исповедуют альтернативную гипотезу, считают, что одних лишь биохимических процессов явно недостаточно для образования столь внушительных запасов растворенного яд ,и основная масса сероводорода поступает напрямую из земных недр через дно Черного моря. Вот это кардинальное расхождение в оценках природы черноморского сероводород и служит камнем преткновения в спорах о реальности взрыва всего Черноморского бассейна. Ученные ,разрабатывающие возможные сценарии подобной катастрофы , описывают следующую модель взрыва: в атмосферу в короткий промежуток времени будут выброшены огромные массы газов, пепла и твердого вещества недр Земли –все это чем-то сродни обычному извержению вулкана, но в куда более грандиозных масштабах. Понятно, что описывают такой взрыв в купе с обязательным извержением в атмосферу огромных масс сероводорода. Именно о таких катаклизмах, но в миниатюрных масштабах, рассказывается в увлекательной книге «Катастрофы в Черном море»

Ведущий научный сотрудник отделения морской геологии АН Украины, доктор геолого-минералогических наук Алиса Дроздовская – ярый приверженец гипотезы о возможном взрыве Черного моря. К тому же, уже на глубине 6 метров – нет ничего живого!

Ежегодно, в нашем море вылавливается сотни рапанов, мидиев, моллюсков, морских коньков для сувенирных целей. В потребительских целях вылавливают крабов, ершей, морских ежей, из которых изготавливают замысловатые композиции с приветом из Анапы. На черноморском побережье можно увидеть горы мусора, отходов, это награда гостей отдыха нашего города. Сколько можно терпеть этот беспредел???? Неужели взрослые люди не имеют вообще никаких представлений об экологическом равновесии черноморского бассейна? Неужели экологическим дефицитом порабощен наш мозг? Что мы оставить нашим детям – грязную морскую лужу???

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.


Важным показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

На одной из прогулок по побережью Черного моря, я обратила внимание детей на то, что вокруг много мусора, что взрослые и дети ходят с сачками, банками, вылавливают обитателей морских глубин. По дороге расположились сувенирные лавки с засушенными морскими коньками, крабами, рапанами. А море по –цветет, как никогда. Не слышны курлыкания чаек, как раньше…..Не видно дельфинов, которые исполняли в морской воде танцы и виражи…..Что происходит с морем…с нашим, с нашим Черным морем????

По дороге в детский сад мы разговаривали все о море. Ребята жалобно перечисляли всех увиденных погибших обитателей морских глубин, осуждали тех людей, которые оставили мусор на песочном бережке. Спрашивали – ну почему нет дельфинов, где они прячутся? И куда улетели чайки и альбатросы?


Решили исследовать эту проблему: Почему море не радуется нашему приходу?

Так возник эколого-воспитательный проект на тему: « Экологический маршрут по Черному морю»


Этапы работы по экологическому проекту

Подготовительный этап: На этом этапе идет первоначальный сбор и оформление материалов сбор материалов для занятий, игр.

Составление сценария для развлечения.

Встреча с родителями об объявлении проекта « Экологический маршрут по Черному морю».

Основной этап: внедрение всех активных форм и методов проекта

Заключительный этап: Подведение итогов .Диагностика знаний детей.

Наш город –курорт Анапа располагается на берегу Черного моря. Что бы сохранить Чёрное море - жемчужину юга, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Чёрного моря. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный эколого-воспитательный проект «Экологический маршрут по Черному морю с детьми старшего дошкольного возраста».

Природоохранные акции стали традицией в своем проведении с детьми дошкольного возраста и интересной формой работы. Акция- это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых определенных нравственных качеств, решения познавательных задач. Так, например, в экологических акциях это формирование экологической культуры, экологического сознания и экологического мировоззрения. Многие акции рождаются как реакция на что-то. Например акция «Берегиня»- на нерациональное использование воды детьми и взрослыми. Акция включает в себя как работу с детьми, так и с родителями. Составляется план ее проведения. Все акции проводятся по схеме: серия занятия с детьми, проведения с ними экскурсий , игр, опытов, чтение художественных произведений. Для родителей оформляется тематические ширмы ,пишется объявление о начале и целях акции. Родители привлекаются к проведению экскурсий. Изготовлению дома с детьми плакатов, рисунков, поделок. Все это выставляется в фойе групп и детского сада. Таким образом, активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива и семьи последовательно передается детям..»


Мы педагоги вместе с родителями стремимся воспитать своих детей «экологически» и тогда мы воспитаем психически здоровое, уравновешенное, эмоциональное открытое поколение, которому предстоит жить в XXI веке».

Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ (РАЗВЕРНУТОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТЯМ

1.Семинар- практикум «Вести из-за моря»

Цель: Донести информацию родительской общественности по реализации эколого-воспитательного проекта «Экологический маршрут по Черному морю с детьми старшего дошкольного возраста» в связи с актуальностью проблемы по формированию экологической культуры.

Объявить цели и задачи, сроки проекта, порядок действий различных форм, методов, мероприятий.

2.Конкурс плакатов среди родителей «Защитим наше море»

Утвердить положение о конкурсе с администрацией учреждения.

Для оценивания плакатов необходимо сделать опору на след критерии:

А). Плакат обозначает проблему;

Б).Плакат нарисован (гуашью, акварелью, карандашами, и др. изобразительными материалами на выбор участников проекта)

В)Изображения на плакате яркие, красочные, написанные как в теплхы, так и холодных тонах.

Г). Изображение подчеркивает гуманистическую направленность (здесь нет места агрессии, смерти и т.д.)

Д).Композиционное расположение.

Оценивание плакатов происходит с учетом перечисленных критерий. Выдаются грамоты.

3.Развлечение «Морская прогулка»

Цель: Продолжать формировать знания о морских глубинах (обитателях, растениях) Активизировать словарный запас: молюски, крабы, рапаны, донный рыбы, медузы.


Ход:

Воспитатель:

Море синее смеётся

Белой чайкой над волной,

И заманивает солнце

По дороге золотой!

-Ребята, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по морю, быстрее за мной на кораблик.

Под музыку («Море-море»).

Воспитатель:

Ты знаешь, как любить умеет Море?

Прости ему цунами и шторма,

То страсти сгусток, рвущийся на волю,

Клокочущий в глубинных закромах

Иль буйной ревности порыв, но чаще,

Любовь Его спокойна и нежна...

Взгляд бирюзовых глаз такой манящий,

Что в них ныряя, достигаешь дна,

Где тайна чувств сокрыта...Руки-волны

Расслабленное тело обоймут,

В прикосновеньях сладостных и томных,

Оно найдет спокойствия приют.

Душа в блаженстве чайкою взметнется

И, с громким криком, бросится в прибой,

Любовь волной поднимется до Солнца,

И в бездну счастья унесет с собой.

-Ой, ребята, смотрите, кто это плывет рядом с нами? (Идет фото показ «Дельфины»)

Дети (ответы)

Воспитатель: Да, ребята это дельфины. Дельфины поистине самые необыкновенные существа на планете, обладающие способностями, которые недоступны ни обычному человеку, ни гениальнейшему ученому или мудрецу. Развитием дельфинов можно восхищаться, а их разуму можно только позавидовать. Вообще, надо сказать, что природа щедро наградила дельфинов не только невероятными способностями, хорошо объяснимыми с точки зрения физики и физиологии, так и способностями, которые ни один ученый в мире не может внятно объяснить. Одной из наиболее интересных особенностей дельфинов считается невероятная способность спать, получившая развитие, видимо, в период формирования организма дельфина. Также на наличие подобной способности повлияла особенность среды обитания дельфина. Нельзя забывать, что дельфин – это млекопитающее, живущее в воде и дышащее, как ни странно, легкими, то есть самым обычным воздухом. Именно поэтому, если бы мозг дельфина полностью отключался во время сна, животное просто-напросто бы погибло, захлебнувшись водой. Однако такое положение вещей не означает, что дельфины вообще не спят. Они спят, только мозг их спит очень интересно: он спит полушариями. То есть сначала отправляется на покой первое полушарие, а второе контролирует дыхание и перемещение дельфинов, а затем второе полушарие засыпает, отдавая пост первому. Именно поэтому у не знающего человека может возникнуть ощущение, будто дельфин вообще не спит, потому что дельфин постоянно находится в движении. Поехали дальше! Пока наш кораблик тихонько плывет, давайте споем песню:


Белокрылые чайки

Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов.

Мы с детства о море, о море мечтаем,

О дальних огнях маяков.

Припев

Летят белокрылые чайки -

Привет от родимой земли.

И ночью и днем в просторе морском

Стальные идут корабли

Манит нас в простор величавый

С могучей стихией борьба.

Написана золотом, золотом славы

На ленточках наша судьба.

Припев

И если опять над морями

Завьется сражения дым,

Мы знаем, что Родина, Родина с нами,

А с ней мы всегда победим.

Воспитатель: Ребята, кажется у нас на пути… Кто это? (идет фотопоказ «Медузы»)

Дети (ответы)

Воспитатель: В зависимости от типа медузы, их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Поверите ли Вы, что ширина самой большой медузы - кубомедузы около 183 см? Их изменяемый размер и радиально симметричное тело также являются их отличительными характеристиками. Одни виды медуз в диаметре могут быть около 2,5 см, размер других может достигать 4 м. Длина щупалец в зависимости от вида также может отличаться, у некоторых видов медуз длина щупалец может достигать 30,5 м. Внизу на куполовидном или колоколообразном теле находится рот медузы, окруженный щупальцами. Так чем же питаются медузы? Они истинные плотоядные животные, питающиеся мелкими морскими организмами, иногда другими медузами. После поглощения полезных питательных веществ, через рот выделяются отходы. Хищниками на медуз являются солнечные рыбы, морские черепахи, платаксовые и большие морские животные. Поехали дальше! Ребята, а кто из вас знает стихи о морских обитателях? (необходимо выучить заранее)

Дети:

Морская звезда.

На дне морском живёт звезда

И всем твердит упрямо,


Что будто бы она туда,

На дно, с небес упала.

С самих небес упала!


Морской ёж.


Дружить всерьёз с морским ежом

Нам нужно осторожно.

Ведь не секрет, что родом он

Из хищных иглокожих –

Коварных иглокожих!


Осьминог.


Снаружи грозный осьминог,

В душе – добрейший малый:

Он приготовил нам пирог

С начинкой из коралла –

Из нежного коралла!


Мурена.


Мурена – рыба просто жуть,

Таких мы не встречали:

Характер злой, ума чуть-чуть,

А зубы – как из стали.

Из самой прочной стали!


Дельфин.


Он самый умный из зверей

На море и на суше.

Спасает тонущих людей.

Он в этом деле лучший.

Дельфин – спасатель лучший!


Акула.


Акула – всех морей беда,

Виновница разгула.

Она сейчас не голодна:

Акула съела мула –

Огромнейшего мула!


Морской конёк.


Морской конёк, как горбунок,

Застыл немым вопросом:

Достанет ли свой гребешок

Он длинным чутким носом.

Своим длиннющим носом!


Электрический скат.


Средь рыб океанических

Стоит он как-то боком,

А назван электрическим

За то, что бьётся током –

Представьте, бьётся током!


Я слушала внимательно

О жизни в глубине –

Морские обитатели

Теперь знакомы мне!

Да-да, знакомы мне!

Воспитатель: Молодцы ребята! Поехали дальше! Кто это плывет по левому борту? (идет фотопоказ «Акулы» Да, ребята, это опасное животное моря. Ой, посмотрите акла играет со своими малышами.


АКУЛЫ УЧАТ МАЛЫШЕЙ

Плещется море волнами,

Солнце печёт, жара.

За дальними валунами,

Учёба идёт с утра.

Акулы вместе собрались,

Чтобы учить малышей.

Друг другу они улыбались,

Рты, открыв до ушей.

Сверкали зубами, смеялись.

Зубов у них – много рядов.

Малышки рядом игрались,

Но каждый к учёбе готов.

Здесь, под присмотром мамы,

Уроки берут малыши.

Настойчивы и упрямы,

Учатся плыть от души.

Сильные эти рыбы,

В погонях – они мастера.

Малышки же, стиснув зубы

Учатся плавать с утра.

Их радости нет предела,

Восторгам их нет числа.

Плавать - приятное дело,

Но мама обед принесла.

Конечно, они подкрепились,

Ведь в этом силы залог.

И снова плавать пустились,

Для них не закончен урок.

Плывут то вправо, то влево.

То вверх, то быстрее вниз.

Всё это для них так ново

И учатся все без каприз.

Устали их мамы, уснули.

Малышки тихонько, бочком,

Сбежали от них, улизнули

И стали крутиться волчком.

Им весело в вихре кружиться,

Хохочут они от души.

Сумели они подружиться,

Ведь любят играть малыши.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы поиграем .Вот натянутая сетка с отверстиями, нужно под музыку пройти их все, как музыка остановится, и вы не успели вернуться на кораблик, значит вам еще необходимо поучиться быть ловким и проворным. Итак, начали. (звучит мелодия).

Молодцы! Следующая для вас западня. Это игра «Дельфинчики» Необходимо пройти через обручи не задев их под чтение след.строк.

ДЕЛЬФИНЧИКИ

В синем море корабли

Уплывают от земли.

Рядом плавают дельфины,

Выгибают гордо спины.

Трудно нам за ними гнаться,

Даже если постараться,

Ведь дельфины - мастера,

Плавать целый день с утра.

Но сначала заниматься,

А потом уж развлекаться.

Не простой у них урок –

Вверх прыжок и кувырок.

Встали дружно детки в ряд.

Вверх взлетают все подряд.

Каждый хочет – выше всех:

Брызги, шум, весёлый смех.

Воспитатель: Ребята, все на кораблик! Нам необходимо отдохнуть! Давайте споем песню «В море ветер, в море буря»

В море ветер, в море буря,

В море воют ураганы.

В синем море тонут лодки

И большие корабли.

Корабли на дно уходят

С якорями, с парусами.

На морской песок роняя

Золотые сундуки,

Золотые сундуки.

Корабли лежат разбиты,

Сундуки стоят раскрыты.

Изумруды и рубины осыпаются дождём.

Если хочешь быть богатым,

Если хочешь быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами -

Будешь нашим королём,

Будешь нашим королём.


Будешь сеять ветер в море,

В синем море, в белой пене,

Пусть, захлёбываясь в пене,

В море тонут корабли.

Пусть на дно они ложатся

С якорями, с парусами,

И тогда твоими станут

Золотые сундуки,

Золотые сундуки...

Корабли лежат разбиты,

Сундуки стоят раскрыты.

Изумруды и рубины осыпаются дождём.

Соглашайся быть богатым,

Соглашайся быть счастливым.

Оставайся, мальчик, с нами -

Будешь нашим королём,

Будешь нашим королём.

Воспитатель: А теперь ребята, я вам загадаю зангадки про морских обитателей :


Ловко мусор собирает,

Дно морское очищает.

(Краб)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я - … (осьминог).

Через море – океан

Плывет чудо – великан,

А ус во рту прячет.

(Кит)

Кто же в море

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

В море… (черепахи).

Как плывут они красиво –

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

Из морской воды… (дельфины).

Воспитатель: молодцы, ребята, а теперь отправляемся в группу, мы с вами сделаем зарисовки моря, ведь оно всегда разное!!!!!

Переход в изобразительную деятельность.

4.Акция «Очистим берег от мусора»

В выходной день спланировать совместную работу взрослых и детей по уборке берега.

Цель: формировать бережное отношение к морскому берегу, желание участвовать в акции по очищению берега от мусора.

5.Викторина «Черноморская кладовая» (вместе с родителями)

«Самое синее в мире – Черное море мое»

« Кто видел море

- тот сюда вернется.

Оно магнит

И - красная строка.

Оно владеет сердцем флотоводца

И сердцем рядового моряка.

Оно чарует жителя степного.

Оно пленяет гостя из лесов.

Оно всегда отзывчиво и ново.

А все секреты прячет на засов »

С. Смирнов

В общем – то планету, на которой мы с вами живем, надо было бы называть не планетой Земля, а планетой Океан – так много на ней Моря, настоящего большого Моря!

На берегу какого моря находится наш любимый город Одесса?

Первые упоминания о Черном море встречаются в документах, относящихся к 5 веку до нашей эры. Именно по Черному морю Ясон и аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.


Древние греки называли море Аксэйнос – Негостеприимное, а потом Понтом Евксинским, что означало Гостеприимное море. В 9 веке его стали называть Русским морем, потому что никто, кроме руссов, не рисковал выходить в его бурные просторы. Турки, захватившие Причерноморье, в 15-16 веках, называли его Кара-дениз, что означало Злое или Черное море.

Черное море расположено между Европой и Малой Азией. Площадь его 422 тысячи квадратных метров. Северо-западная часть мелководна, глубина 20-30 метров, а середина – глубоководная котловина с наибольшей глубиной 2210 метров. На глубине примерно 150 метров начинаются слои воды, зараженные сероводородом и потому совершенно безжизненные.

Черное море – важный район транспортных перевозок, один из крупнейших курортных районов. Оно имеет важное стратегическое и военное значение: в Севастополе и Новороссийске базируется Черноморский флот России; в Севастополе и Новоозерном военно-морские силы Украины; в Синопе и Самсуне - военно-морской флот Турции.

В Черном море обитают около 2000 видов животных, что в пять раз меньше, чем в Средиземном море. В черноморских водах живет 260 видов водорослей, 180 видов рыб.

Черное море - источник вдохновения для художников, кинематографистов, писателей, поэтов.

Главные темы викторины:

1. Общая характеристика Черного моря.

2. Обитатели моря.

3. Интересные факты о Черном море.

4. Черное море в искусстве.

Вопросы по первой теме: «Общая характеристика Черного моря».

• Какие государства находятся на берегах Черного моря?

(Украина, Россия, Грузия, Румыния, Болгария, Турция)

• С какими другими морями связано Черное море?

(Керченским проливом с Азовским морем; проливом Босфор с Мраморным морем, проливом Дарданеллы со Средиземным морем)

• Какие реки Украины впадают в Черное море?

(Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр)


• Как можно охарактеризовать климат Черноморского бассейна?

(Зима теплая и влажная, а лето сухое и жаркое, так как значительная часть Черного моря расположена в субтропическом поясе)

• Назовите самые большие порты Украины, расположенные на Черном море?

(Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь)

• Назовите самый крупный полуостров Черного моря?

(Крымский полуостров)

• Есть ли острова в Черном море?

( Самый большой остров - Джарылгач, его площадь 62 км. Из остальных наиболее крупные Березань и Змеиный, каждый площадью менее километра)

• Есть ли полезные ископаемые в Черном море, расскажи о них.

(Среди основных полезных ископаемых, залежи которых находятся на дне моря – нефть и природный газ, прибрежные россыпи титаномагнетитовых песков)

• Расскажите о транспортном значении Черного моря.

(Существенный объем морских перевозок составляют - танкеры, которые обеспечивают перевоз нефти и продукты ее переработки. Кроме этого из России и Украины экспортируются металлы, минеральные удобрения, машины, лес, зерно.

Основной объем ввоза в Черноморские порты потребительские товары, продукты.

В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки)

• Что вы знаете о промышленном рыболовстве на Черном море?

(Промысловое значение в Черном море имеют следующие виды рыб: кефаль, хамса, скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетры, сельди. Рыбный промысел сократился из-за ухудшения экологического состояния Черного моря, браконьества.)

• Назовите крупные курортные регионы Черного моря.

(Крым, побережье Кавказа, Болгарии, Румынии. Турция курортов на побережье Черного моря не имеет, потому что южные берега очень скалисты)

• Каким вы считаете экологическое состояние Черного моря?

(Черное море является сегодня самым грязным. Основные факторы загрязнения: загрязнение моря нефтью и нефтепродуктами; загрязнение за счет впадающих в море рек; загрязнение за счет сброса неочищенных вод и массового вылова рыбы)


Вопросы по второй теме: «Обитатели Черного моря»

• Какие виды рыб обитают в Черном море?

(В водах Черного моря обитает 180 видов рыб: бычки, рыбки-прилипалы, морские ерши, разные виды морских игл, морской конек, кефаль, скумбрия, ставрида, хамса и др.)

• Какие виды дельфинов обитают в водах Черного моря?

(Три вида: белобочка, афалина, азовка.

Белобочка достигает длины 2-2,5 метра и массы до 60 килограммов. От других черноморских дельфинов отличается характерным рисунком на боках тела, напоминающим цифру 8, и длинным клювом. Часто выпрыгивает из воды и любит играть перед идущим судном.

Афалина достигает длины 3-3,5 метра и массы 350-400 килограммов. Способна пускать фонтаны на высоту 1-1,5 метра.

Азовка достигает длины 1,2-1,8 метра, массы 30-40 килограммов. Единственный черноморский дельфин, который в тёплое время года совершает регулярные заходы в Азовское море.)

• Есть ли в Черном море акулы?

( Акула – катран, достигает в длину до двух метров, имеет острые зубы. Акула – катран боится людей и редко подходит к берегу. Единственную опасность для человека представляют спинные плавники, которые снабжены ядовитыми шипами.)

• Какие виды млекопитающих представлены в Черном море?

(Двумя видами: морской свиньёй и белобрюхим тюленем. Некоторые виды животных заносятся в Черное море через проливы Босфор и Дарданеллы)

• Назовите самых опасных для человека обитателей Черного моря?

(Самая опасная рыба Черного моря – это морской дракончик. Кончик колючки его спинного плавника и жаберных крышек содержит сильный яд. Опасны для человека лоскорпены и скат-хвостокол)

Вопросы по третьей теме: «Интересные факты о море»

• Почему иногда знойным летом вода у берегов Черного моря бывает ледяной?

(Это происходит в результате так называемого сгона. Ветры, дующие со стороны суши, уносят верхний слой теплой воды в открытое море, а на смену ей к берегу придонным течением подступает холодная вода из глубинных слоев моря. При сильном «сгонном» ветре за несколько часов вода может понизиться на 10 градусов.)


• Бывает ли на Черном море лёд?

(Бывает. Почти ежегодно на несколько дней замерзает Одесский залив. В холодные зимы лёд держится здесь в течение двух-трех недель, простираясь в открытое море.)

• Подходит ли к берегам Черного моря сероводород?

(Тот сероводород, который находится в черноморской воде на глубинах 110-200 метров и больше, на поверхность моря не поднимается. Но может появиться на некоторое время местный источник сероводорода в виде массы отмирающих рыб, мидий, креветок и других животных, что наблюдается во время заморов.)

• Почему при сильном ветре иногда поверхность моря бывает гладкой?

(Это происходит, когда ветер дует со стороны берега (сгонный ветер). При таком ветре волны начинаются лишь на некотором удалении от пляжа.)

• Почему Черное море светится ночью?

( Свечение моря, в темное время суток, - было одной из самых загадочных морских тайн для ученых. Оказалось, что свечение моря вызвано люменесцентными свойствами некоторых морских организмов. Так, в Черном море, таким организмом является - водоросль под названием – ночесветка.)

Вопросы по четвертой теме: «Черное море в искусстве»

• В творчестве какого известного художника основной темой было описание Черного моря?

(Черное море было источником вдохновения для русского художника Ивана Айвазовского. В Феодосии есть национальная картинная галерея Айвазовского)

• Какие известные кинокартины сняты на Одесской и Ялтинской киностудиях, с использованием пейзажа Черного моря?

•(Сняты такие кинохиты: «Алые паруса», «Человек – амфибия», «Бриллиантовая рука», «Пираты 20 века» и другие. Наиболее известная в мире кинокартина, снятая на Черном море – черно-белый фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925)

• Расскажите какое отражение нашло Черное море в творчестве писателей и поэтов?

(«Волны Черного моря» - цикл романов Валентина Катаева; «Черное море» - повесть Константина Паустовского; «Черное море» - Михаила Булгакова и множество стихов и песен)


Константин Паустовский в своей повести «Черное море» описывает море в разных его состояниях. Послушайте отрывок из повести, где писатель наблюдает «свечение» моря.

«…Море горело. Казалось, его дно состояло из хрусталя, освещенного снизу лунным огнем. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало, как бы затянутое серебряным туманом.

Широкий свет медленно мерк. Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо, брошенное к нашим ногам. Мириады звезд, сотни Млечных Путей плавали над водой. Они то погружались, потухая, на самое дно, то разгорались, всплывая на поверхность воды.

Сметанина зачерпнула воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого магического света .Вода освещала ее лицо, бледное от волнения.

Мы присутствовали при одном из самых величественных явлении в мире.»

А вот описание Черного моря из повести одесского писателя Валентина Катаева «Белеет парус одинокий».

«То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Малахитовые доски прибоя, с пушечным громом разбиваются о берег. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.»

• Расскажите стихи о Черном море.

Афанасий Фет. «Буря».

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит –

То прянет то отхлынет прочь.


Все раздражительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,


Всесилен и неумолим,

Трезубцем пригрозя своим,

Готов воскликнуть: «Вот я вас!»


Владимир Домбрин.

Вы знаете, чем ночью пахнет море?

Прибойной пеной,

Травами морскими,

Дорогой лунной.

Косяками рыбы.

И темным горизонтом пахнет море.

Оно на глади неба поместило,

Заботливо покачивая, звезды.

Вот почему - такою вышиною

И глубиной ночное пахнет море.

Вы знаете, чем ночью бредит море?

Когда моя любимая проснется,

Ее волна поднимет, обнимая,

Тобой, любовь, ночное пахнет море.

Еще - штормами, стонущими где-то,

Густыми пароходными дымами

И маяками дальних побережий,

Чуть рокоча, ночное бредит море.


Андрей Канубриков «Море».

Ежедневно облик моря

На вчерашний не похож:

То на всем его просторе

Ни морщинки не найдешь;

То звенят на нем барашки,

Пляшут, буйствуют у скал,

И медузы, как ледяшки,

Шлепаются на причал;

То седым гремучим шквалом

Рвется на берег оно,

То тяжелым черным валом

Утрамбовывает дно.

Кротким, ласковым, разбойным –

Всяким море может быть…

Только с сердцем беспокойным

Я могу его сравнить.


Сергей Баруздин «Черное море».

Вот оно –

Море Черное,

Смотри, какое просторное!

Его не обнять руками,

Его не измерить шагами.

Оно – как чаша большая,

Но без конца и края.

Вот оно –

Море огромное

Бьется о скалы горные.

Около моря Черного

Люди становятся черными.

Люди на солнце жарятся,

Море прохладой веет,


Здесь старики не старятся,

Здесь малыши взрослеют.

Вот оно –

Море просторное.

В море барашки белые.

Около моря Черного

Люди становятся смелыми.

Иван Рядченко «Здесь все девчонки чуточку морячки».


Давно умолк раскат орудий тяжких,

И снова слышен моря зов упрямый.

Мальчишки здесь рождаются в тельняшках,

И с грустью на мальчишек смотрят мамы.

И видно в золотистом свете дня

Влюбленным возле вечного огня:

Купаются в солнце бульвары и здания,

И бронзовый Пушкин, и порт, и каштаны.

Анапа, Анапа к тебе на свидания

Приносят свою синеву океаны.

Прибой акаций в уличной горячке,

На площадях высокие фонтаны.

Здесь все девчонки чуточку морячки

и парни все немного капитаны.

Сквозь радость встреч и злую соль разлук

Им видится из плаваний и вьюг:

купаются в солнце бульвары, и здания,

и бронзовый Пушкин, и порт, и каштаны.

Анапа, Анапа к тебе на свидания

приносят свою синеву океаны.

Мы ходим под тугими парусами

за скумбриею на шаландах тяжких.

И смотрит море синими глазами

на мальчиков, рождавшихся в тельняшках.

В любом краю и на любой волне

летит виденье чайкою ко мне:

купаются в солнце бульвары, и здания,

и бронзовый Пушкин, и порт, и каштаны.

Анапа, Анапа, к тебе на свидания

приносят свою синеву океаны


Пушкин А.С. «К морю».

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный


Услышал я в последний раз.

Как я любил твои призывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

(Победители награждаются вымпелом «Юный эколог»).

6.Опытническая деятельность «Изучаем природные ресурсы моря»



следующая страница >>