litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Исследовательский проект по теме



« Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников ».


Выполнила учитель начальных

классов МОУСОШ № 14 г. Кимры

БЕЛОВА Ольга Владимировна.


2011г.


СОДЕРЖАНИЕ.


Введение (стр.2-3)

I. Анализ психолого-педагогической литературы посвященной дифференциации обучения . ( стр. 4.)

II. Технология внутри классной дифференцированной работы учащихся на уроке.

1. Диагностика. ( стр. 5 )

2. Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке. (стр. 6-7 )

3. Методика составления дифференцированных заданий.

(стр. 8. )

4. Дифференцированная работа на разных этапах урока:

а) подготовка к восприятию нового материала (стр. 9 .)

б) при изучении нового материала (стр. 10. )

в) закрепление изученного (стр. 11.)

г) домашнее задание (стр. 12.)

5. Дифференцированный контроль знаний. (стр. 13. )

III. Технология индивидуальной работы с учащимися. (стр. 14. )

IV. Необходимые условия реализации дифференцированного обучения. (стр.15-16)

Заключение. (стр. 17.)

Результаты. (стр. 18. )

Вывод. (стр. 19.)

Список литературы. (стр. 20. )

В настоящее время педагогика переходит на проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение, что безусловно сказывается и на определении основных проблем и задач, стоящих перед ней. На первый план теперь выдвигаются проблемы, связанные прежде всего с развитием каждой конкретной личности с выявлением ее индивидуальности, а значит необычайно остро встает проблема дифференцированного подхода к обучению.


Как нет на лугу двух одинаковых цветочков, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений и т.д. В начальной школе, а особенно в первом классе индивидуальные различия особенно заметны.

Средний темп работы выбираемый учителем на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача:

- нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий,

- усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного подхода к ученикам.

- 2 –


Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников. Используя преимущества технологии уровней дифференциации, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.


Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации .


Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :

- Изучить теоретический материал по данной проблеме;

- Определить условия эффективности внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников;

- Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации;

-Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.


База исследования : 1 класс ,школа № 14 города Кимры с 2011г.


- 3 -


Общий анализ психолого – педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории дифференциации обучения:


  1. Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
  2. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.


  3. Одной из важнейших основ дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

  4. Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

  5. Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям :

быть единой для всех групп учащихся;

_ показывать динамику перехода ученика из одной группы в

другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост

ученика и учитывать его;

- наглядно представлять возможности коллективной работы с

различными группами учащихся;

- представлять возможность выбрать систему работы с каждой

из групп учащихся.

Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы :

  1. обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика ( это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);

  2. объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы;

  3. развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, рациональное умения умственного труда .



- 4 -

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.



Для организации дифференцированной работы с первоклассниками школьным психологом было проведено исследование к обучению детей 6 -7 лет по следующим параметрам :


  • внимание

  • произвольность

  • работоспособность

  • логическое мышление

  • способность к самоконтролю

  • познавательная мотивация

  • речевое развитие

  • развитие мелкой моторики.



( Приложение № 1 , и № 2 )


- 5 –


Приложение №1

Бланк обследования




Ф.И.

Месяц,

год рождения

Пол


М/Ж

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего


Приме-

чания*

1

Вердиян Марина

04.03.05

ж

3

0

3

3


0

3

3

3

18




2

Волков Данила

04.04.04

м

3

3

3

3

3

3

3

3

24

л

3

Воробьёв Николай

12.03.04

м

2

3

3

2

2

3

0

0

15




4

Гаврилов Станслав

01.03.05

м

2

3

2

2

0

3

1

3

16

л

5

Григорян Эдгар

08.01.05

м

3

0


3

3

3

3

2

3

20




6

Давыдов Михаил

08.10.04

м

3

0

2

2

3

3

2

0

15

Л?

7

Ермацан Полина

04.07.04

ж

3

1

2

2

3

0

1

0

12




8

Кнапик Янош

24.05.01

м

1

0

0

1

0

0

0

0

2




9

Камчаткина Юлия

30.01.04

ж


1

2

3

2

0

3

1

0

12




10

Кириленко Роман

13.03.04

м

3

2

2

2

3

3

3

3

21




11

Кожаев Никита

20.02.04

м

3

2

3

2

0

2

3

0

15




12

Королёв Иван

27.10.04

м

3

3

3

3

3

3

3

3

24




13

Корчинская Яна


11.11.04

ж

3

2

2

2

0

2

0

0

11




14

Кринкин Максим

21.01.04

м

3

2

3

2

3

3

3

3

22




15

Меткин Артём

17.03.04

м

3

2

3

3

0

3

3

3

20




16

Нефёдова Виктория

03.08.04

ж

1

0

3

2

0

3

2

0

11




17

Новикова Маргарита

18.12.03

ж

3

3

3

2

0

3

3

3

20




18

Плахотина Марина

28.04.05

ж

3

3

3

2

3

3

3

3

23




19

Прилуцкая Полина

21.03.04

ж

3

2

3

2

3

3

2

3

21




20

Рябова Вика

08.07.04

ж

3

3

3

3

3

3

3


3

24




21

Стефанович Каролина

06.07.04

ж

3

2

3

2

3

3

2

0

18




22

Уткин Арсений

06.09.04

м

2

2

2

3

3

3

2

0

17




23

Чихалин Владимир

09.11.04

м

3

3

2

2

3

3

3

3

22

л

24

Шувалова Дарья

05.03. 04

Ж

2

2

1

2

0


2

3

0

12




25

Мирбаев Зафар

14.04.04

м

2

3

3

2

0

3

0

0

13




26

Купчев Семён

1.04.

03

м

2

3

2

2

2

3

3

0

17




следующая страница >>