litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4



( Приложение № 2 )


На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы :


1 группа - учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2 – 3 психических процессов или необходимых общеучебных умений . Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.


2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.


3 группа – высокая степень подготовки в школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий .


Следующим этапом являлась разработка стратегии взаимодействия учителя с разными группами. На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:

1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание ( т.е. отставание от уровня своих возможностей);

2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.

3. Формировать учебно-познавательную мотивацию.

4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребенка. В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность . Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия .


Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3-ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний . Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие проблемы в знаниях и облегчающие усвоение нового.


- 6 -


Много возможностей для внутренней дифференциации представляет коллективная работа. Задание дается гемогенной группе ( от 2 до 4 –х человек) , а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.


- 7 –


Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :


1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.

  1. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.





  1. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать обобщения и выводы.



Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления

разноуровневых заданий:


( Приложение № 3 )


- 8 –


Приложение № 3



Структурная единица знаний



Показатели сформирован-ности системы качеств знаний по уровням



Требования, соответствующие показателям



Задания





Состав 6.

Высокий уровень подготовки способствующей использованию имеющихся знаний в новых ситуациях

Самостоятельно воспроизвести состав 6.

  1. Положите 1

,а сколько еще

надо положить, чтобы их стало 6?

(5)

2. Положите 2а, а сколько еще надо положить чтобы их стало 6?(4)

3. Положите 3 ...



Школьник свободно запоминает состав, устанавливает связь между числами.


Убедиться и обобщить состав 6

5 и 1, 4 и 2,

3 и 3 это 6.

6

  1. 1

  1. 2

3 3




При налаживании взаимодействия зрительного слухового и двигательного анализаторов получаем занимательный состав 6.

В занимательной форме запомнить состав 6.



3

3

5

1



По такой методике изучается состав 7, 8, 9.


Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю дифференцированную работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35- минутного урока не пропала даром, чтобы « не потерять»ни самих читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Поэтому на уроках мои первоклассники работали не только с «Русской азбукой» Горецкого, но и с дополнительными карточками, содержащими слоговые таблицы, рифмовки, короткие стихи, и др. в 1 полугодии .

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаю дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса.

Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать ( не секрет, что, стремясь научить начинающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.


Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным предложить составить вопросы по изучаемой теме.


- 9 -

(Приложение № 4 )


Приложение № 4


2 ур. У - сучок .В любом лесу

Ты увидишь букву «У».


3 ур. У - улитка на дорожке

смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути !

Не мешайте дом везти!


1 ур. Как воет волк на луну ?

У – у – у …


( не читающие дети)


При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, « работающее» на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив свое задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся.

Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у « средних» и « слабых », связанного с ощущением своей «неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми. Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны , через выполнение заданий практического характера.


Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, знаков и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять:


  • закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?

  • какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения ?

  • какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь ?

  • какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера ?

Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.


- 10 –


(Приложение № 5 )


Приложение № 5




Тема : « Повторение изученного в 1 классе .» 1 уровень .

Найди и исправь ошибки в карточке.

У нас жывет кот васка.

У кота пушыстый хвост. Он часто смотрит на небо. там тучя.




Тема: «Повторение изученного в 1 классе.» 2 уровень.

Найди и исправь ошибки в карточке. Запиши текст правильно.


У нас жывет кот васка. У кота пушыстый хвост . Он чясто

смотрит на небо. там тучя .



Тема: « Повторение изученного в 1 клапссе «. 3 уровень .

Найди ошибки . Запиши текст правильно .

У нас жывет кот васка. У кота пушыстый хвост .

Он часто смотрит на небо. там тучя.





Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме:

Русский язык 1 класс.

Тема : « Правописание безударных гласных « ( первичное закрепление).


- 11-


(Приложение № 6)


Приложение № 6


____________________________________________________________________


1 уровень : выполняют № 85 с 100 ( по учебнику Л.М. Зелениной) Спиши слова. Поставь знак ударения.


Зима Весна Осень Лето


Проверяют ( устно ) .


2 уровень : выполняют № 85 с 100 ( по учебнику Л.М. Зелениной)

Спиши слова. Поставь знак ударения.

Зима Весна Осень Лето



Напиши проверочные к 1 и 2 словам


Проверяют ( устно ) .


3 уровень: : выполняют № 85 с 100 ( по учебнику Л.М. Зелениной)

Спиши слова. Поставь знак ударения.


Зима Весна Осень Лето


Напиши проверочные к 1 и 2 словам и придумай 1 слово с проверяемой безударной гласной.


Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственно контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок ( невыученное правило, не различение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок . Дифференцируя многие домашние задания, я ставила перед собой такие цели :

восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, ( в этом случае задание индивидуальное); подготовить учащихся к изучению нового учебного материала ;

оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания ( в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.


( Приложение № 7 )


-12 –



Приложение № 7.




<< предыдущая страница   следующая страница >>