litceysel.ru
добавить свой файл
1
Проект программы для учащихся 8-11 классов «Формула правильного питания»



АННОТАЦИЯ


     В основу программы положены принципы расширения и систематизации знаний, прикладной направленности курса, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Усвоение материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, лабораторных работ, экскурсий.

      Данная программа может быть адресована тем учащимся, которые заинтересованы изучением биологии.

Части курса:


  • Чем питался первобытный человек – 1 ч.

  • Изучение традиций потребления пищи –1 ч.

  • Пути проникновения вредных веществ в пищу  - 1 ч.

  • Пищевые добавки-1 ч.

  • ГМ - продукты, что это такое? – 1 ч.

  • «Модное увлечение или психология похудения»-1ч

  • Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения - 1ч

Общее количество часов - 7 ч.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    

     Проект программы для учащихся 8-11 классов «Формула правильного питания»

направлена на расширение знаний о здоровом образе жизни, способствует самоопределению школьников относительно профиля. Кроме прикладного значения – профориентации учащихся на медицинские специальности - полученные знания имеют и общеобразовательную ценность. Они не только помогут сохранить и укрепить здоровье, но и будут полезны учащимся, как будущим родителям.

     Другим объективным фактором выступает одно из проявлений кризиса личности – утрата ценностного отношения к здоровью. Отсюда важность заблаговременной ориентации подростков в школе и семье. Направлений управления индивидуальным здоровьем две. Первая – активная, профилактическая, вторая – борьба с болезнями. Первое направление опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности. Исследовательская деятельность как один из методов развивающего обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, что поможет не только лучше понять «что такое правильное питание» но, и дает возможность тренировки логического мышления. Именно данный курс позволяет вызвать заинтересованное отношение к биологии, способствует развитию культуры здорового образа жизни. 


      ЦЕЛЬ КУРСА: содействовать формированию у учащихся знаний о здоровом питании, поскольку он затрагивает социальные проблемы нашего общества, и способствовать приобщению к здоровому образу жизни. Формирование  профессиональной самоориентации учащихся и разносторонне развитой личности,  способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·   Расширить знания о биологии человека.

·   Осуществить интеграцию смежных дисциплин.

·   Формировать навыки самообразования, коммуникативной компетентности.

·   Формирование мотивации, т.е. создание условий для появления внешних и внутренних побуждений к учению, саморазвитию, самовоспитанию.


Планирование курса




Темы занятий

Количество

часов


Форма проведения занятий

Формы контроля




Модуль 1. Творческие проекты

1

Оформление НИР



1

Лекция







Модуль 2. Понятие о правильном питании

2

Чем питался первобытный человек

1


Погружение в проблему




3

Изучение традиций потребления пищи

1

Изучение литературы




4

Пути проникновения вредных веществ в пищу 

1

Изучение литературы




5

Пищевые добавки

1

Практич. работа в группах




6

ГМ - продукты, что это такое?

1

Работа с Интернет, СМИ, литературой




7

«Модное увлечение или психология похудения»


1

Работа с Интернет, СМИ,

литературой

Творческий проект

8

Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения

1

Лекция

Демонстрация опытов, презентаций


Создание компьютерной презентации Power Point

9

Индивидуальная защита проектов

1

Урок-конференция

Защита творческих проектов




Итого

9









СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

МОДУЛЬ 1 – творческие проекты -1 ч.


ЦЕЛИ МОДУЛЯ: а) Развивать исследовательские навыки

ЗАДАЧИ МОДУЛЯ:

1.     Формировать умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из СМИ, занятий по спецкурсу, уроков;

2. Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение и защищать его, а также способствовать процессу самообразования

3. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за общую работу, развивать умение работать в группах.


УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЯ:

У.Э. 1.1. Оформление НИР

Логика научно-исследовательской деятельности осуществляется через 4 этапа.

1 этап. Подготовительный.

- «мозговая атака» с целью выяснения проблем. Из множества выбирается одна проблема и определяется цель исследования. Необходимо четко определить, что школьники хотят достичь (изменить, улучшить, повлиять, предотвратить, очистить, проинформировать, привлечь внимание, сохранить). После выбора темы исследования и формулирования его цели учащиеся собирают предварительные данные об объекте исследования, изучают литературу, подбирают методики работы, необходимое оборудование, устанавливают последовательность работ, составляют план, т.е. создают все необходимые условия для достижения поставленной цели, заводят дневники.


2 этап. Экспериментальный.

В процессе исследований учащиеся проводят системные наблюдения, собирают информацию, делают их описание, регистрируют ход эксперимента и результаты наблюдений в дневнике. Здесь очень важно фиксировать ход и результаты работы, анализируя полученные данные (статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков, диаграмм, схем и т. д. выводы).

После завершения экспериментального этапа все наблюдения и выводы необходимо обработать.

3 этап. Аналитический.

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, отношений, составляются рекомендации и предложения.

4 этап. Отчетный.

Составляется отчет об исследовательской работе, который включает 5 основных частей.


  1. Введение (даётся постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значительность и актуальность, указываются цель и задачи исследования, его новизна, даётся литературный обзор)

  2. Экспериментальная часть (описание объекта, методов сбора материалов, характеристика используемого оборудования, точное и подробное описание методики эксперимента, краткая характеристика условий наблюдения, описание особенностей, здесь можно поместить фотографии, комментарии чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий).

  3. Выводы и рекомендации (подводятся итоги, даётся обобщенный вывод по теме исследования и рекомендации).

Оформление НИР следует проводить с учетом ряда требований:

    • нельзя напрямую переписывать текст дневника или протокол опытов;

    • иллюстрации в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм, фотографий, следует размещать в соответствующих местах текста по ходу изложения материала;

    • если в работе применялись математические методы обработки результатов, то следует указать какие;

необходимо делать ссылки на литературные источники, особенно при сравнении известного, с полученными результатами.


МОДУЛЬ 2. Понятие о правильном питании - 8 ч.

ЦЕЛИ МОДУЛЯ: а) развить познавательный интерес к проблеме правильного питания;

                                   б) воспитание соблюдения этических норм при проведении биологических исследований.

ЗАДАЧИ МОДУЛЯ: 

1. Познакомить учащихся с важнейшими особенностями питания

2.  Научить осуществлять самостоятельный поиск научной информации в различных  источниках (справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета).


УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЯ:

У.Э.2.1. Чем питался первобытный человек [1]

Какое питание является естественным?

Из истории развития живой природы следует, что когда человек сформировался как биологический вид, он питался плодами растений (орехами, семенами, зернами, корнеплодами)

К этому была приспособлена его пищеварительная система, резко отличающаяся от таковой у хищников и жвачных животных. Потом оледенение и голод заставили человека освоить способ питания хищников. Постепенно нужда в этом отпала, но привычка осталась.

Чем питался первобытный человек?

После долгих обсуждений большинство ученых сошлись на образе предка, в меню которого входила как мясная, так и растительная пища.

Реконструкцию такого рациона осуществили английские ученые. При и этом предполагается, что человек потреблял 3300 кКал энергии в сутки. Это меньше по сравнению с современными нормами для тех, кто занят особенно тяжелым физическим трудом (4300 кКал для мужчины 18-29 лет) . Следует принять во внимание , что предок был меньше ростом и легче, чем мы с вами.

Судя по всему, человек каменного века потреблял очень много белка – по нашим меркам, такое количество даже опасно для здоровья.

Такое обилие белка вряд ли способствовало долголетию и профилактике болезней старческого возраста, зато помогало быстрому физическому развитию и половому созреванию человека - ведь к 26 годам ему необходимо было иметь достаточное число потомков. Кроме того, избыток белка в рационе обуславливал достаточно агрессивное поведение человека. Рацион древнего человека содержал меньше, чем наш рацион жира


( ведь в мясе диких животных его мало) и меньше углеводов. Наши предки не знали сахара; зато растительные волокна, столь важные для профилактики атеросклероза и других болезней, они получали в достатке. Научившись приручать диких животных и выращивать хлеб, человек стал потреблять непривычную пищу. И здесь эволюционный процесс сопровождался находками и потерями.

Дневной рацион человека

Состав пищи

Рацион человека позднего палеолита (реконструкция)

Рацион современного мужчины (18-29 лет) занятого очень тяжелым физическим трудом, г

Белок

251,1

118

В т.ч. животный

190,7

65

Жиры,

в т.ч. растительные

71,3

29,7


48

Углеводы

333,6

603

Растительные волокна

45,7

Не нормируются

Кальций

1,6

1.2

Витамин С

0, 392

0,108

В странах Африки и Азии, где молочное животноводство не было распространено, многие люди и сегодня не способны усваивать молочный сахар. Некоторые люди не могут усваивать глютен - белок пшеницы. Белый хлеб вызывает у них заболевание, называемое глютеновой энтеропатией. Его частота в разных регионах Европы, Азии и Африки обратно пропорциональна срокам давности возделывания пшеницы в качестве сельскохозяйственной культуры.


У многих эскимосов Гренландии отсутствуют ферменты для усвоения растительных сахаров, ведь до недавнего времени рацион гренландцев состоял почти исключительно из мяса и рыбы.

Примерные темы проектов:

- Культура питания (Составление пищевого рациона в зависимости от энергозатрат).

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

- Социологический опрос

Результаты работы:

- Рекомендации по правильному питанию.

У.Э.2.2.  Изучение традиций потребления пищи

Питание должно быть адекватным. Адекватность – значит соответствие. В данном случае, поскольку здоровье человека на 20% зависит от генетики, питание должно быть адекватным генетике. То есть питание должно соответствовать традициям, характерным для каждого этноса. Все что неадекватно, то чужеродно для организма. Сегодня 60 % всех потребляемых у нас продуктов являются именно чужеродными, не соответствующими национальным традициям, а значит генетике. Русский человек испокон веков ел каши, щи и супы, картошку с мясом - именно на такую пищу у нас эволюционно отобраны соответствующие ферменты.

Примерные темы проектов:

-Изучение традиций потребления пищи у бурят;

- Изучение особенностей приема пищи среди учащихся школы;

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

-Наблюдение за приемом пищи в столовой;

(Группа наблюдает за скоростью потребления пищи школьниками, последовательностью поедания блюд, поведением за столом (разговоры, нарушения дисциплины), использованием столовых приборов. Цель данной группы описать типичный обед в школе и предоставить слушателям возможность сравнить его на презентации проекта с обедом, описанным, в литературе или в фильме).

- Видеосъемка

- Социологический опрос


Результаты работы:

- Рекомендации по правильному приему пищи.

У.Э.1.2. Пути проникновения вредных веществ в пищу

 (Из почвы, воды, воздуха. Они могут накапливаться в растениях, животных, рыбе ит.д.)

Накопление нитратов из почвы свойственно многим съедобным растениям (картофель, капуста, морковь, томаты, и т. д.). Нитраты в организмах восстанавливаются в нитриты, которые, взаимодействуя с вторичными аминами, образуют канцерогенные нитрозамины: R 1 R1

NH + HN2 -- N –NO + H2O

R2 R2

Вторичный амин N-нитрозамин

В зависимости от природы радикалов могут образоваться различные нитрозамины, из которых более 100 канцерогены.

Нитриты используются в качестве добавок при производстве колбасных и рыбных изделий. Поэтому больше всего нитрозаминов обнаружено в:

- копченых мясных продуктах и колбасах – до 80 мкг/кг

- соленой и копченой рыбе – до 110 мкг/кг

- сырах, копченых сырах- до 10мкг/кг

- солено - маринованых изделиях – до 12 мкг/кг

- пиве – до 12 мкг/кг;

Допустимая суточная доза нитратов для человека составляет 312, 5мг.

Жиры и масла окисляются кислородом воздуха, начальные продукты окисления – разнообразные по строению пероксиды и гидропероксиды. В результате их сложных превращений образуются спирты, альдегиды, кетоны и их производные кислоты. Именно вторичные продукты окисления вызывают прогоркание жиров, могут вызывать нежелательные процессы в пищеварительном тракте, оказывать токсическое воздействие.

Окисление жиров ускоряется с повышением температуры, под воздействием света.

Необходимо применять меры по предотвращению прогоркания жиров.

Знаете ли вы, что необходимо хранить: растительные масла – при температуре 4-6 С; влажность = 75% в стеклянной темной таре, а животные жиры при пониженной температуре и отсутствии света.


Вещества естественного происхождения, содержащиеся в пищевом растительном сырье, также могут оказывать негативное влияние на организм человека. К их числу относятся оксалаты (соли щавелевой кислоты). Их много содержатся в бобах, какао, листьях свеклы, ревене, чае, шпинате.

Токсичными свойствами обладают и некоторые из гликоалкалоидов, например соланин и гаконин (в баклажанах, томатах, картофеле). Содержание соланина в клубнях картофеля зависит от его сорта, длительности воздействия света, длины световых волн и ряда других факторов внешней среды. Образование соланина в клубнях картофеля наблюдается при их повреждении, что происходит при механической уборке урожая.

Опыт. Обнаружение соланина в картофеле.

Реактивы: концентрат Н24 , СН 3СООН, раствор Н2О2 (30%)

На свежеприготовленный срез картофеля нанести несколько капель концентрата Н24, затем несколько капель уксусной кислоты и раствора пероксида водорода. Через несколько минут картофель на срезе окрашивается в красноватый цвет.

Примерные темы проектных работ учащихся:


  1. Анализ пригодности для питья природной воды;

  2. Продукты питания и нитраты;

У.Э.2.3.  Пищевые добавки 

Часто в наших магазинах можно увидеть продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества: она может содержать патогенную микрофлору, а также специфические наполнители всевозможные добавки, вредные для здоровья. Кроме того, поставщиков далеко не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Как же в такой ситуации обезопасить себя?

Обязательно ознакомьтесь с тем. Что написано на упаковке. Обратите внимание на букву «Е» с индексом, означающую виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несет информацию о характере воздействия входящего в продукт ингредиента на организм человека. Покупатель должен сам решить, приобретать ему данный продукт или нет. Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующую характеристику.


Коды пищевых добавок


  1. Запрещенные Е103, Е105,Е111,Е121,Е123,Е125,Е126,Е130,Е152.

  2. Опасные Е102,Е110,Е120,Е124,Е127

  3. Подозрительные Е102,Е110, Е120,Е124,Е127,Е104,Е122,Е141, Е150, Е150, Е171, Е 173, Е180, Е 241,Е477.

  4. Канцерогенные Е131, Е210-217,Е240, Е330.

  5. Вызывающие расстройства кишечника Е 221-226

  6. Вредные для кожи Е 230-232, Е 239.

  7. Вызывающие нарушение давления Е 250, Е251.

  8. Провоцирующие появление сыпи Е311, Е312.

  9. Повышающие уровень холестерина Е320-322

  10. Вызывающие расстройство желудка Е338-341, Е407, Е450, Е 461-466.

Примерные темы проектов:

- Что мы едим?

- Изучение спроса на продукты среди учащихся школы;

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

- Изучить упаковки продуктов питания, которые ежедневно потребляем. ( Работа в группах)

- Социологический опрос;

- Построение графиков и диаграмм;

Результаты работы:

  1. Диаграмма представляющая наиболее и наименее предпочитаемые продукты;

  2. Перечень наиболее и наименее предпочитаемых продуктов различных категорий

( первые блюда, вторые блюда, десерты, напитки и т.д.)

 У.Э.2.4.  ГМ продукты, что это такое?

Одна из важнейших проблем современности – повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последнее время все чаще их получают, используя генетически модифицированные организмы: бактерии, растения и животных. ГМ-культуры используются для производства как продуктов питания так и пищевых добавок. Например из сои получают соевое молоко, которое заменяет натуральное для многих грудных детей. ГМ – сырье обеспечивает большую часть потребности в растительном масле и пищевом белке. Соевый лецитин (Е322) используется как эмульгатор и стабилизатор в кондитерской промышленности, а шкурки соевых бобов – при производстве отрубей, хлопьев и закусок. Помимо этого, ГМ - соя широко применяется в пищевой промышленности и в качестве дешевого наполнителя. Она в значительном количестве входит в состав таких продуктов, как хлеб, колбаса, шоколад и др. Модифицированные картофель кукурузу используют приготовления чипсов, а также перерабатывают на крахмал, который применяется в качестве загустителей, желирующих веществ в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также при производстве многих соусов, кетчупов, майонезов.


Примерные темы проектов:

- Генетически модифицированные продукты - полезны или вредны?

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

- Социологический опрос;

- Построение графиков и диаграмм;

Результаты работы:


  1. Диаграмма представляющая наиболее и наименее предпочитаемые продукты;

У.Э. 2.5.«Модное увлечение или психология похудения»

См. документ «Модное увлечение или психология похудения»

У.Э. 2.6. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения Опыт: Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя. [2]

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90 % спирта.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся:

-Что ж происходит с клетками организма, когда в них поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ:

-Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток и органов.

Опыт: «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот и никотина.


Ход опыта: Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть никотина, образующегося при курении. Эти вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и части угля.

Вопрос учащимся:

- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?

Вывод: вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по- разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы. Бассейны, в нашей стране количество курящих пока неуклонно растет.

Примерные темы проектов:

- Как действует никотин на организм

- Вредные привычки

- Курение или здоровье - выбирайте сами!

Методы исследований


  1. Используя справочники, научно-популярные журналы, Интернет  изучить материал по теме исследования;

  2. Опрос, анкетирование.

У.Э. 2.7. Индивидуальная защита проектов.

Школьники готовят презентации по собственным сценариям. Творческое воображение проявляется при создании иллюстративных материалов по проекту.

Подростки постепенно приходят к выводу: здоровый человек это тот, кто строит свое здоровье самостоятельно.

Анкета: «Цените ли вы свое здоровье?»



Вопросы анкеты

Ответы

1.


Правильный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

А) именно такой, к тому же вы едите много овощей и фруктов

Б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

В) не придерживаетесь никакого режима;

2.

Пьете ли вы кофе?

А) очень редко;

Б) пьете, но не больше чашки в день;

В )не можете обойтись без кофе, пьет его очень много;

3.

Имеете ли вы привычку принимать лекарства?

А) нет;

Б) только при острой необходимости

В) принимаете почти каждый день

4.

Страдаете ли вы от заболеваний пищеварительной системы?

А) нет

Б) затрудняюсь ответить

В) да

5.

Занимаетесь ли вы спортом?

А) да

Б) нет

В) иногда

6

Курите ли вы?

А) нет

Б) иногда, редко

В) да, постоянно?


7.

Сидите ли вы на диетах?

А) иногда, редко

Б) нет

В) да, постоянно

8.

На обед у вас в основном лапша быстрого приготовления

А) нет

Б) иногда, редко

В) да, постоянно?

9.

Чипсы едите

А) каждый день

Б) раз в месяц

В) раз в 5-6 месяцев

10.

Долго ли вы сидите за компьютером?

А) 2-3 часа

Б) 4-5 часов

В) 6-7 часов


11

Употребляете ли вы алкогольные напитки?

А) нет

Б) иногда, редко

В) да, постоянно?


Каждый ответ «а» оценивается в 3 балла, «б» -2 балла, «в» - 0.

Ответы: 25-33 баллов. Вы цените свое здоровье.

15 -24 баллов - вы не отказываетесь от удовольствий, которая делает вашу жизнь разнообразной, но не будут ли с годами ваши привычки иметь последствия?


0 -14 баллов – вы очень легкомысленно относитесь к своему здоровью?

  Обработка итогов делается в виде диаграмм, на основании этого делается обобщение. Можно предложить ребятам написать эссе «Мое отношение к проблеме питания».

Основной показатель сформированности личностного отношения к здоровью и правильному питанию – это конкретная деятельность по реализации намеченного проекта, в ходе которого ученик принимает ответственные решения, самоопределяется, не просто приспосабливается, а осмысленно действует в различных ситуациях.

Прямое и косвенное наблюдение показало, что ребята в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения собственного здоровья. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку их надо растить и ухаживать каждый день.


Рекомендуемая литература:  

1. Чередниченко И.П. Биология: элективные курсы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2007.

2. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя.- М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.                      

3.  Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.- М.: Просвещение, 1985