litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6



На правах рукописи


ФАТХУЛЛИН Максим Вагизович



ПСИХОЛОГО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА

ПОДРОСТКОВ С ЭПИСИНДРОМОМ


Специальность: 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва – 2010 г.


Работа выполнена в Государственном учреждении

«Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор Морозов Александр Владимирович

Научный консультант

доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Зараковский Георгий Михайлович







Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Глушко Алексей Николаевич




кандидат психологических наук, доцент Маршинин Борис Алексеевич







Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева» кафедра инженерной психологии и педагогики



Защита диссертации состоится 26 марта 2010 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВВЦ РФ, корп. 312.


С диссертацией можно познакомиться в библиотеке ВНИИТЭ


Автореферат разослан 24 февраля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Калиничева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в отечественной и зарубежной литературе практически не встречается работ, посвященных определению профпригодности и профориентации подростков с эписиндромом, а также их личностных особенностей. Современный этап развития теории и практики психологии труда, инженерной психологии, эргономики, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития подростков, что имеет важное научно-практическое значение.

В теоретическом аспекте проблема трудоустройства подростков - это одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса. Профессиональное становление личности, в свою очередь, является составной частью общего ее развития и проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профориентации. За последние 25 лет в исследованиях профессиональной пригодности в нашей стране можно условно выделить два основных направления.


Первое направление связано в основном с исследованием возрастных особенностей развития школьников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и другие). Эти исследования сводят данную проблему к анализу подготовки выпускников школы, к выбору профессии и самого акта выбора. С одной стороны, процесс профессионального самоопределения весьма длителен и не завершается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или об уточнении этого выбора может быть актуальным для человека в течение всей его жизни.

В рамках второго направления в отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения (Б.Г. Ананьев, В.В. Барабанова, В.А. Бодров, А.Н. Глушко, Г.М. Зараковский, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, В.М. Львов, Д.И. Фельдштейн, Л.Д. Чайнова и другие) от следующих факторов:


  • характера взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений);

  • специфики дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности);

  • характера требований, предъявляемых к работнику, особенностей сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию);

  • соответствия условий и средств предлагаемой деятельности функциональным возможностям субъекта труда.

Вместе с тем испытывается острый дефицит исследований, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профориентации на всех стадиях профессионального становления личности. Эти исследования, по существу, представляют собой системное, т.е. эргономическое изучение проблемы профориентации.

Сложившиеся под влиянием психологических, социальных, биологических факторов неблагоприятные условия жизнедеятельности существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Наиболее уязвимыми в современных условиях оказываются дети и подростки с проблемами в развитии, с задержкой психического развития, что проявляется в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, в отставании развития их познавательных процессов (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер и другие), в школьной неуспеваемости и хронической астенизации (Н.Ю. Борякова, С.А. Домишкевич, И.А. Коробейников, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова и другие).


В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, имеющим резидуальные (остаточные) состояния после перенесенных во внутриутробном развитии, или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженные органические повреждения центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, Г.Е. Сухарева).

По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы (И.Ю. Кулагина, В.Ф. Мачихина).

Исследования А.Е. Личко показали, что на фоне акцентуации могут проявляться ранняя алкоголизация, делинквентность, широкий спектр поведенческих реакций, таких как реакция эмансипации, оппозиции, группирования и т.д. Кроме того, подростковый возраст представляет собой критический этап в плане формирования психопатий, и акцентуации характера могут служить отправной точкой психопатического развития. В последнее время возрастает число подростков с эписиндромом, девиантными и аддиктивными формами поведения, развитием в последующем эпилепсии. Данная категория подростков проявляет заинтересованность в активной социальной деятельности.

Видный отечественный эпилептолог А.И. Болдырев определяет эпилепсию как болезнь, развивающуюся в стадии резидуальных (остаточных) явлений органического повреждения мозга. Эпилептический синдром в справочнике по неврологии детского возраста, определяется как синдром эпилептических припадков при текущем органическом заболевании мозга в его остром, раннем и позднем восстановительном периоде – энцефалите, черепно-мозговой травме, перинатальной энцефалопатии и др.


Несмотря на многовековую историю развития учения об эпилепсии, все его основные разделы остаются еще недостаточно совершенными, находятся в стадии разработки, либо являются дискуссионными. В то время как при других дефектах психического развития нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи, слуха и других нарушений (Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева).

Закономерен вопрос о возможном участии определенных черт личности в дебюте и прогрессировании эписиндрома, развитии эпилепсии.

Установлено, что эписиндром может возникнуть в любом возрасте, начиная с самого раннего (несколько месяцев) и кончая преклонным возрастом. Однако, наибольшая частота дебютов заболевания приходится на подростковый возраст (до 16 лет).

В связи с этим представляется актуальным изучение психолого-эргономиических и физиологических оснований определения перспектив трудоустройства подростков с эписиндромом - их профориентации и самоопределения в трудовой деятельности. Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что профориентация подростков с эписиндромом и последующее их трудоустройство, учитывая их личностные особенности на современном этапе, а также использование возможностей эргономических принципов организации трудовой деятельности субъекта труда и ее оптимизации изучены недостаточно. Многие вопросы остаются открытыми, что затрудняет не только процессы обучения, воспитания, коррекции, но и прогнозирование социальной адаптации, а также реализацию возможностей включения в трудовую деятельность.

Объект исследования: подростки в возрасте 13 -15 лет.

Предмет исследования: психолого-эргономические и физиологические основания определения перспектив трудоустройства подростков с эписиндромом.

Цель исследования: на основе системного изучения личностных особенностей и электрофизиологических проявлений активности головного мозга у подростков с эписиндромом, определить перспективы их трудоустройства и обосновать рекомендации по профессиональной ориентации.


следующая страница >>