litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 5 6

Задачи исследования:

  1. Выявить личностные особенности подростков с эписиндромом различной выраженности и в связи с длительностью заболевания.


  2. Определить связи между личностными особенностями подростков и состоянием функций головного мозга (по электроэнцефалографическим показателям), характерными для эпинозологии, и возможностями освоения ими профессий разного типа.

  3. Проанализировать основные подходы к решению проблемы перспектив трудоустройства и профориентации подростков с нарушениями мозговой деятельности.

  4. Разработать практические рекомендации по профориентационной работе с подростками, страдающими эписиндромом.

Гипотеза исследования: трудоустройство подростков с эписиндромом, их перспективы и возможности профориентации определяются тем, что в процессе развития болезни возрастает выраженность акцентуаций характера и изменяются другие личностные свойства.


Теоретической и методологической основой исследования являются фун­даментальные разработки отечественных и зарубежных психологов. При решении задач исследования в той или иной степени использовались следующие теоретические и методологические положения:

  • системный подход к разработке проблем профориентации (Б.Г. Ананьев, В.В. Барабанова, В.А. Бодров, А.Н. Глушко, К.М. Гуревич, Е.П. Ермолаева, Г.М. Зараковский, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, В.М. Львов, Д.И. Фельдштейн, Л.Д. Чайнова и другие);

  • эргономический подход к изучению функциональных состояний человека (А.Б. Леонова, В.И. Медведев, Л.Д. Чайнова и другие);
  • концепции и принципы клинической психологии (Н.Л. Белопольская, С.П. Боткин, А.О. Бухановский, Т.А. Власова, В.В. Гульдан, О.В. Кебриков, В.В. Ковалев, Е.К. Краснушкин, И.А. Кудрявцев, Ф.С. Сафуанов, Н.Д. Лакосина, С.С. Либих, Р.А. Лурия, В.Д. Менделевич, В.Н. Мясищев, Л.Л. Рохлин, Г.К. Ушаков, Я.П. Фрумкин, Е.А. Шевалев и другие);


  • методологические основы исследования эпилепсии (А.С. Батуев, Н.П. Бехтерева, В.М. Блейхер, А.И. Болдырев, М.Я. Вайнтруб, О.Г. Газенко, Б.В. Зейгарник, М.Б. Искандер, В.А. Карлов, В.В. Ковалев, А.С. Кронфельд, А.В. Утин и другие).

Методы и методики исследования.


Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы; ме­тоды сбора данных: анамнез, интервью, беседа, опрос, наблюдение, тестирование, анкетирование; ме­тоды математико-статистической обработки данных: параметрический критерий Стьюдента - метод, позволяющий оценивать различия средних значений для двух выборок; корреляционный анализ Пирсона - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами. В соответствии с целью, задачами исследования и выдвинутыми гипотезами была составлена комплексная батарея психодиагностических методик, включающая в себя:

  1. Методику выявления акцентуаций, тест-опросник Н. Шмишека (подростковый вариант);

  2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (подростковый вариант 14PF);

  3. Дифференциально-диагностический опросник (тест-опросник ДДО Е.А. Климова);

  4. Опросник профессиональных предпочтений (авторская модификация теста Дж. Голланда);

  5. Электроэнцефалографическое исследование головного мозга. Электроды на кожных покровах головы пациента располагались по схеме, разработанной H. Джаспером [1958], известной в клинической ЭЭГ под названием схемы «10-20».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В результате исследования впервые выявлены определенные взаимосвязи между специфическими для эписиндрома изменениями личности и мозговых процессов, с одной стороны, и требованиями трудовой деятельности – с другой стороны. Это позволяет прогнозировать возможности освоения подростками разных профессий и дальнейшего трудоустройства. Установлена взаимосвязь между выраженностью эписиндрома и длительностью заболевания, а также связь между некоторыми характерологическими чертами личности и длительностью болезни, а именно:


  • Подростки с эпинозологией до 3 лет отличаются от практически здоровых подростков повышенной озабоченностью, сниженной ответственностью, беспринципностью, демонстративностью, импульсивностью;

  • У подростков с эпинозологией от 3 до 7 лет все названные личностные черты усиливаются, при этом подростки становятся более флегматичными и озабоченными;

  • У подростков с эпинозологией более 7 лет помимо возрастания степени выраженности уже упомянутых черт личности снижается способность усваивать новую информацию, появляется беспечность и фрустрированность.

Установлено, что выявленная динамика черт характера существенно зависит от степени эпилептической активности головного мозга: негативные черты становятся более выраженными в зависимости от длительности заболевания.

В целом, полученные результаты имеют теоретическую ценность, поскольку расширяют знания о связи между физиологическими механизмами мозговой деятельности и психическими процессами у подростков, страдающих эписиндромом, и между их личностными особенностями и требованиями различных профессий.



<< предыдущая страница   следующая страница >>