litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5 6

Параграф 2.2. «Результаты эмпирического исследования, их анализ и интерпретация».

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 195 подростков в возрасте 13-15 лет с эписиндромом, выделенные в две группы. Первая группа распределялась по длительности заболевания: до 3 лет – 27 %, от 3 до 7 лет – 43 %, более 7 лет – 30 %. Вторая группа распределялась по эпилептической активности: условная, фокальная и генерализованная форма эпилептической активности головного мозга. Контрольную группу составили 200 практически здоровых подростков.

Анализ результатов исследования. Наибольшей диагностической ценностью в опроснике Н. Шмишека, исходя из заяв­ленной нами темы исследования, обладает шкала «акцентуаций характера». Анализируя результаты, полученные по данной шкале, и опираясь на концепцию К. Леонгарда, мы обозначили четыре группы подростков в зависимости от их акцентуации: средние значения (154 подростка, что составляет 77 %), тенденция к акцентуации (56 подростков, что составляет 23 %), скрытая акцентуацияи (86 подростков, что составляет 44 %), явная акцентуация (109 подростков, что составляет 56 %). У подростков контрольной группы акцентуаций характера не выявлено.

Н
а рис. № 1 представлено процентное соотношение количества подростков, вошедших в четыре группы с различной длительностью заболевания: средние значения, тенденция, скрытая и явная акцентуация.

Рис. № 1. Результаты диагностики акцентуации личности подростков с различной длительностью заболевания, проведённое по тест-опроснику Н. Шмишека в % выражении.

Анализируя результаты, представленные на рис. № 1, можно сделать следующие выводы: у здоровых подростков скрытой и явной акцентуации не выявлено, 154 подростка что составляет (77 %) от выборки здоровых испытуемых обладают средними значениями к акцентуации. Тенденция к акцентуации характера проявляется у 56 здоровых подростков, что составляет (23 %) от всей выборки здоровых испытуемых (200). Больше всего скрытая акцентуация выявляется у 43 подростков с эписиндромом с длительностью заболевания до 3 лет, что составляет 22 %. У подростков с длительностью заболевания от 3 до 7 лет скрытая акцентуация выявляется у 31 подростка с эписиндромом, что составляет 16 % от выборки испытуемых. Менее всего скрытая акцентуация проявляется у 12 подростков с эписиндромом с длительностью заболевания более 7 лет, что составляет 6 % от общей выборки испытуемых, т.е 195 подростков. Явная акцентуация менее всего определяется у 8 подростков с эписиндромом с длительностью заболевания до 3 лет, что составляет 4 % от выборки испытуемых. Больше всего явная акцентуация определяется у 52 подростков с эписиндромом с длительностью заболевания от 3 до 7 лет, что составляет 27 %. Явная акцентуация характера проявляется у 49 подростков с эписиндромом с длительностью заболевания более 7 лет, что составляет 25 % от всей выборки испытуемых, т.е 195 подростков.


Результаты исследования черт личности по методике Р. Кеттелла, представлены в таблице № 1. Приведены значения t-критерия Стьюдента, характеризующие наличие выраженности черт личности у подростков с эписиндромом и здоровых подростков.

Таблица 1.


Результаты средних значений t-кри­терия Стьюдента, выраженности черт личности (по методике «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла») у подростков с эписиндромом с различной длительностью заболевания

Факторы

До 3 лет (52)

От 3 до 7 лет (84)

Более 7 лет (59)

A

0,542

-5,42***

-6,88***

B

0,69

-1,23

-7,43***

C

2,28 *

-1,64

-4,11***

D

-1,31

-2,28*

-2,28*

E

-0,7

1,62

2,62**

F

-2,13*

-4,58***

7,55***

G

-2,12*

-1,4

0,03


H

-0,51

-0,99

-3,28**

I

-5,86***

-6,13***

-6,67***

J

-2,07*

-0,29

0,704

O

1,83

-2,27*

-4,1***

Q2

2,88**

-0,99

-1,84

Q3

-2,88**

-3,29***

-11,5***

Q4

0,397

1,81

2,94**

* p ≤ 0,05; ** p ≤ 0,01; *** p ≤ 0,001;

В результате анализа данных, представленных в таблице № 1 опросника Р. Кеттелла, и их статистической обработки сделаны следующие выводы: самые высокие статистически значимые различия на основании расчетов t-кри­терия Стьюдента, проведенного для выявления личностных особенностей и различий по результатам тестиро­вания, зафиксированы у подростков с эписиндромом с длительностью заболевания более 7 лет, а также у подростков с длительностью заболевания от 3 до 7 лет. Статистически значимые различия при p ≤ 0,001 между результатами группы здоровых подростков и группы подростков с эпинозологией более 7 лет обнаружено по шкалам: A; B; С; F; I; O; Q3, что свидетельствует о шизотимии, низком интеллекте, эмоциональной лабильности, беспечности, суровости, гипотимии (склонность к чувству вины), импульсивности. На уровне значимости p ≤ 0,05 у представителей группы подростков с длительностью заболевания более 7 лет проявляются различия в невротичности и эмоциональной лабильности, свидетельствующие о большей эмоциональной устойчивости подростков контрольной группы.


При рассмотрении результатов расчета t-критерия Стьюдента внутри эпинозологических групп для установления статистически значи­мых личностных различий по шкалам опросника Р. Кеттелла мы пришли к выводу, что эти различия прояв­ляются как в коммуникативных, так и эмоциональных характеристиках. У подростков с эпинозологией выраженность личностных особенностей усиливается с длительностью заболевания по сравнению с контрольной группой. Данные приведены на уровне значимости p ≤ 0,05.

Таблица 2.

Результаты средних значений t-кри­терия Стьюдента, выраженности черт личности (по методике «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла») у подростков с эписиндромом с условной, фокальной, генерализованной эпилептической активностью головного мозга по данным ЭЭГ-исследования и здоровых подростков

Факторы

ЭЭГ с условно выраженной эпилептической активностью (72)

ЭЭГ с фокальной эпилептической активностью (70)

ЭЭГ с генерализованной эпилептической активностью (53)

A

0,78

-3,75**

-7,85***

B

0,59

1,23

-3,37***

C

0,79

0,81

-4,41***

D

-1,2

-2,27*

-8,37**

E


0,39

1,75

-4,5***

F

-2,3*

-2,75**

-9,8***

G

0,62

0,98

-1,7

H

-1,17

1,29

-3,7***

I

-2,48*

-3,17**

-6,3

J

0,93

0,52

0,78

O

0,87

-2,46*

-3,9***

Q2

1,3

0,93

0,9

Q3

-2,91**

-3,25**

-5,48***

Q4

-1,8

0,93

7,3***

*p ≤ 0,05; ** p ≤ 0,01; *** p ≤ 0,001;

В результате анализа данных, представленных в таблице № 2 опросника Р. Кеттелла, и их статистической обработки сделаны следующие выводы: самые высокие статистически значимые различия на основании расчетов t-кри­терия Стьюдента, проведенного для выявления личностных особенностей и различий по результатам тестиро­вания, зафиксированы у подростков с явно выраженной эпилептической активностью, а также у подростков со средневыраженной эпилептической активностью. Статистически значимые различия при p ≤ 0,001 между результатами группы подростков с условно-выраженной эпилептической активностью и группы подростков с явно выраженной эпилептической активностью по шкалам: A; B; C; E; F; H; O; Q3; Q4, что свидетельствует о шизотимии, сниженном интеллекте, эмоциональной лабильности, неуверенности, озабоченности, озлобленности, гипотимии, импульсивности, фруструированности. Представителей группы подростков с явно выраженной эпилептической активностью на уровне значимости p ≤ 0,05 проявляются различия в невротичности и эмоциональной лабильности, свидетельствующие о большей эмоциональной устойчивости подростков контрольной группы.


При рассмотрении результатов расчета t-критерия Стьюдента внутри эпинозологических групп для установления статистически значи­мых личностных различий по шкалам опросника Р. Кеттелла, мы пришли к выводу, что эти различия прояв­ляются как в коммуникативных, так и эмоциональных характеристиках. У подростков с эпинозологией выраженность личностных особенностей усиливается с выраженностью эпилептической активности по сравнению с контрольной группой. Данные приведены на уровне значимости p ≤ 0,05.

В целом по результатам опросника Р. Кеттелла можно сделать выводы:


  1. Личностные особенности у подростков с эписиндромом с длительностью заболевания до 3 лет проявляются в виде настойчивости, озабоченности, безответственности, беспринципности, демонстративности, импульсивности; при возрастании длительности заболевания до 7 лет названные отклонения личностных черт усиливаются, кроме того, подростки становятся флегматичными и более озабоченными. Если заболевание длится более 7 лет, то помимо возрастания степени выраженности уже упомянутых черт личности снижается способность усваивать новую информацию, появляется эмоциональная лабильность, озлобленность и фрустрированность.

  2. У подростков с эписиндромом и условно выраженной эпилептической активностью головного мозга личностные черты проявляются в виде озабоченности, пессимистичности, тревожности, импульсивности, снижения самоконтроля поведения; с фокальной (средневыраженной) эпилептической активностью, названные личностные черты усиливаются, возникает флегматичность, появляются признаки шизотимии. Подросткам с генерализованной (ярко выраженной) эпилептической активностью присуще заострение упомянутых личностных черт, возникает скрытность, подозрительность, ригидность, конфликтность, фрустрированность.

Результаты корреляционного анализа по методике ДДО Е.А. Климова и авторского теста Дж. Голланда, представлены в таблице № 3. Приведены значения r-критерия Пирсона, характеризующие профессиональные предпочтения у подростков с эписиндромом.


Таблица 3.

Результаты средних значений коэффициентов корреляции r Пирсона (по ДДО Е.А. Климова и авторскому тесту Дж. Голланда) у подростков с эписиндромом.

Корреляционная матрица (ГОЛЛАНД-ДДО)

Ч - П (ДДО)

Ч - Т (ДДО)

Ч - Ч (ДДО)

Ч - З (ДДО)

Ч - Х (ДДО)

Реалистичный

0,12

0,22**

0,16*

0,22**

0,1

Интеллектуальный

0,07

0,16*

0,11

0,24**

0,15*

Социальный

0,08

0,08

0,15*

0,13

0,1

Артистичный

0,14*

0,08

0,09

0,07

0,19**

Предприимчивый

0,15*

0,13

0,17*

0,15*

0,19**

Конвенциональный


0,11

0,1

0,09

0,07

0,13

* r ≤ 0,05 ; ** r ≤0,01

Анализируя результаты, представленные в таблице № 3, можно сделать следующие выводы: подростки с реалистическими склонностями отметили высокую корреляцию при r ≤ 0,01, по шкале ДДО Е.А. Климова «человек–техника» и «человек–знаковая система», а также умеренную при r ≤ 0,05 по шкале «человек–человек». Можно предположить, что у данной группы подростков поведение определяется окружением, в котором подросток проявляет свою активность, предполагает решение конкретных задач. Структура деятельности, возможно, связана с приемом и переработкой информации.

Подростки с интеллектуальным типом высоко коррелированны при r ≤ 0,01, со шкалой ДДО Е.А. Климова «человек–знаковая система», а также умеренно коррелированны при r ≤ 0,05, со шкалами «человек–техника» и «человек–человек». Можно полагать, что группа подростков данной группы отличается рационализмом, оригинальностью, математическими способностями, склонностью к решению логических задач. Структура деятельности связана с научно - исследовательским направлением.

Подростки с социальным типом по Дж. Голланду достаточно коррелированны при r < 0,05, по шкале ДДО Е.А. Климова «человек–человек». Возможно, представители данной группы обладают хорошими вербальными способностями, им не доставляет труда входить в контакт с малознакомыми людьми, нуждаются в общении. Структура деятельности связана с взаимодействием с другими людьми.

Наибольшее количество умеренной корреляций при r ≤ 0,05, у представителей группы подростков с предприимчивым типом по шкале ДДО Е.А. Климова, «человек–природа», «человек–человек» и «человек–знаковая система», а также высокая корреляция при r ≤ 0,01, по шкале ДДО Е.А.Климова «человек–художественный образ». Можно предположить, что подростки данной группы практичны, быстро адаптируются в сложных ситуациях, самостоятельно принимают сложные решения. Структура деятельности связана с организаторскими способностями в разных областях деятельности.


У подростков с конвенциональным типом корреляции со шкалой ДДО Е.А. Климова не выявлено. По всей видимости, у современных подростков коммуникативные и организаторские способности наиболее развиты, чем у сверстников 80-х годов ХХ столетия.

Параграф 2.3. «Практические рекомендации по повышению эффективности профориентационной работы с подростками, страдающими эписиндромом»


На основе полученных результатов разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы для улучшения профориентационной работы специалистами служб занятости по более эффективному использованию трудового потенциала изучаемой категории старшеклассников. Также предлагаемые практические рекомендации могут быть использованы психологами и врачами с целью профилактики аддиктивных (зависимых) форм поведения среди подростков с эписиндромом, проходящих курс психокоррекционного и медикаментозного лечения как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.

Рекомендуется использовать комплекс психодиагностических методик, а также методику ЭЭГ. Рекомендованный ниже набор психодиагностических средств позволяет определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность и другие индивидуальные особенности личности.

Эти методики сгруппированы в следующие блоки:

  1. Направленность личности;

  2. Свойства личности.

Блок «Направленность личности» включает следующие методики:

  1. Собеседование. Цель: собрать анамнез жизни и анамнез заболеваний;

  2. Ориентировочная анкета для профессионального самоопределения подростков. Цель: изучение личной, коллективной, деловой направленности личности подростков с эписиндромом. Анкета предназначена для учащихся 7–10-х классов и людей более старшего возраста. Результаты тестирования отображают степень направленности испытуемого на себя.
  3. Дифференциально-диагностический опросник на 20 вопросов. Цель: определение склонности человека к работе в различных типах деятельности. Автор Е.А. Климов. Рекомендуется для учащихся 7–9-х классов. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек–природа», «человек–техника», «человек–человек», «человек–знаковая система», «человек–художественный образ». По окончании тестирования выводятся результаты, которые отображаются в виде гистограммы. На гистограмме наглядно отображена степень склонности испытуемого к различным профессиональным сферам.


  4. Авторский тест Дж. Голланда. Цель: выявление типа профессиональной направленности и профессионального развития личности. Рекомендуется применять с 13 лет. В основу методики положена оценка профессионального личностного типа. Дж. Голланд выделял 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный. Результаты тестирования представлены в виде гистограммы, отображающей преобладание типов профессиональной направленности и профессионального развития личности.

Психологический и физиологический отбор представляет собой составную часть профессионального отбора, заключается в проведении комплексных и последовательных мероприятий, позволяющих выявить подростков, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям к обучению в установленные сроки и успешной профессиональной деятельности. Для определения психологического и физиологического «портрета» подростка с эписиндромом проводится:

Блок «Свойства личности», в который входят следующие методики:

  1. Тест-опросник Н. Шмишека (подростковый вариант), в основу опросника положена концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Цель: определение выраженности отдельных патологических черт характера. Тест содержит 88 вопросов, определяет 10 типов акцентуации личности: экзальтированная, дистимичная, возбудимая, демонстративная, циклотимическая, тревожная, педантичная, эмотивная, застревающая, гипертимическая. По окончании тестирования выводится результат в виде гистограммы, на которой наглядно отображена степень выраженности (от 0 до 20 баллов) у испытуемых различных типов акцентуации личности.
  2. Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант). Цель: предназначен для измерения степени выраженности черт личности. Тест содержит 14 шкал, которые реализованы в виде перечня из 142 вопросов, предполагающих один из трех вариантов ответов: «а», «б» и «в», нацелен на отношения, проблемы, интересы, ценности, характерные для подросткового возраста.


Методика ЭЭГ (электроэнцефалографического) исследования разработанная H. Джаспером.

Электроэнцефалографическое исследование головного мозга. Цель: выявить локализацию и эпилептическую активность головного мозга. Регистрация биопотенциалов мозга производится 8-канальным электроэнцефалографом «Bioscript» и 16-канальным аппаратом «Neirofax» фирмы «Nichon-Koden». Электроды на кожных покровах головы пациента располагались по схеме, разработанной H. Джаспером [1958], известной в клинической ЭЭГ под названием схемы «10-20». В каждом исследовании использовались два способа отведения потенциалов – биполярный и монополярный. Фильтры низких частот на приборе устанавливались в диапазоне 35 Гц, постоянная времени составляла 0,3, скорость движения бумаги – 30 мм в 1 сек., величина калибровочного сигнала – 50 мкВ. ЭЭГ регистрировали в покое, в состоянии физиологического бодрствования и при специальных функциональных нагрузках. Стандартные пробы включали в себя реакцию активации, ритмичную фотостимуляцию и гипервентиляцию.

Результаты, полученные с помощью психодиагностических методик и ЭЭГ-исследования, позволяют:

1) давать рекомендации по самоопределению подростков с эписиндромом;

2) определить способы психологической коррекции;

3) всех кандидатов поделить на 4 условные группы, исходя из длительности эписиндрома, личностных особенностей, эпилептической активности головного мозга.

К первой группе относятся здоровые подростки, а также подростки с длительностью эписиндрома до 3 лет со специфическими для эписиндрома личностными особенностями: настойчивость, озабоченность, безответственность, беспринципность, демонстративность, импульсивность, а также с условно-выраженной эпилептической активностью (по данным ЭЭГ). Подростки, входящие в эту группу могут успешно овладеть конкретной специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять предписанные обязанности. Рекомендуются профессии относящиеся к типу (по Е.А. Климову): «человек–человек», «человек–техника», «человек–природа», «человек–знаковая система», «человек–художественный образ». Противопоказаний, связанных с эписиндромом, при выборе профессии у них нет. Но есть общие ограничения – подростки не могут выполнять работы, связанные с дефицитом сна, сменным графиком, работы в ночное время и ранние утренние часы.


Перспектива профессионального трудоустройства высокая.

В качестве примера рекомендованных профессий могут быть предложены следующие:

«человек–человек» – продавец, статист, воспитатель детсада, риэлтор, судебный пристав, учитель, преподаватель, репетитор, администратор, юрист, социолог, политолог, психолог, врач и др.

«человек–техника» – швея, слесарь, автослесарь, токарь, связист, слесарь по сборке электроприборов, радиоинженер, инженер и др.

«человек–природа» – садовник, эколог, биолог, пчеловод, животновод, зоотехник, агроном, ветврач, геолог и др.

«человек–знаковая система» – чертежник, делопроизводитель, плановик, корректор, верстальщик, радист, телеграфист, оператор ЭВМ, программист, экономист и др.

«человек–художественный образ» – маляр, гравер, повар-кулинар, фотограф, художник, реставратор, актер, модельер, музыкант, архитектор, ювелир, режиссер и др.

Ко второй группе относятся подростки с длительностью эпинозологии от 3 до 7 лет, при наличии таких личностных особенностей, как озабоченность, безответственность, беспринципность, демонстративность, импульсивность, флегматичность, шизотимия, а также с фокальной формой эпилептической активности. Входящие в эту группу подростки могут допустить в процессе работы ошибки, которые могут оказать влияние на эффективность эксплуатации технических систем. Исходя из вышеизложенного, для подростков этой группы рекомендуются профессии, относящиеся к типам: «человек–человек», «человек–природа», «человек–художественный образ». Профессии относящиеся к типам «человек–знаковая система» и «человек–техника» могут быть рекомендованы лишь частично, это такие профессии, которые по другим классификационным критериям относятся к классам преобразующих и изыскательных профессий ручного труда. Имеются общие ограничения, труд должен проходить в условиях обычного (бытового) микроклимата. Подростки не могут выполнять работы, связанные с повышенным травматизмом, с дефицитом сна, сменным графиком работы, в ночное время, с ответственностью за жизнь, здоровье и безопасность детей (обслуживающий персонал домов ребенка, детских дошкольных учреждений, интернатов и др.), а также входящие в группу «человек–человек», которые могут оказать на подростка негативное психическое воздействие.


Перспектива профессионального трудоустройства для данной группы подростков является достаточно высокой.

В качестве примера рекомендованных профессий могут быть предложены следующие:

«человек–человек» – гардеробщик, вахтер, курьер, продавец, рецепшионист, секретарь, медсестра, страховой агент, официант, промоутер, рекрутер, администратор, помощник директора и др.

«человек–природа» – почтальон, священнослужитель, микробиолог, фотограф, геодезист, картограф, техник-гидролог и др.

«человек–художественный образ» – рекламный агент, портной, стилист, хореограф, художественный редактор и др.

«человек–знаковая система» – чертежник, делопроизводитель, плановик, корректор, программист и др.

«человек–техника» – радиоинженер, инженер и др.

К третьей группе относятся подростки с эпинозологией с длительностью заболевания более 7 лет при наличии таких личностных особенностей как озабоченность, безответственность, беспринципность, демонстративность, импульсивность, флегматичность, шизотимия, т.к у них снижается способность усваивать новую информацию, появляется эмоциональная лабильность, озлобленность и фрустрированность, а также с генерализованной формой эпилептической активности. Входящие в эту группу подростки допускают в процессе работы ошибки, которые могут оказать существенное влияние на потерю здоровья, а также на эффективность эксплуатации технических средств и систем. Исходя из вышеизложенного, для подростков этой группы рекомендуются профессии, относящиеся к типам: «человек–природа», «человек–художественный образ». Для подростков этой группы, профессии относящиеся к типам «человек–человек» и «человек–техника» противопоказаны, в силу их специфических особенностей. Профессии, относящиеся к типу «человек–знаковая система», могут быть рекомендованы лишь частично, это такие профессии, которые по другим классификационным критериям относятся к классам изыскательных профессий ручного труда. Имеются общие ограничения, труд должен проходить в условиях обычного (бытового) микроклимата. Подростки не могут выполнять работы, связанные с дефицитом сна, сменным графиком работы, в ночное время, с большой интенсивностью трудовых процессов, высокой степенью эмоционального и физического напряжения, а также с ответственностью за жизнь, здоровье и безопасность детей (обслуживающий персонал домов ребенка, детских дошкольных учреждений, интернатов и др.).


Перспектива профессионального трудоустройства для данной группы подростков является достаточно низкой (ограниченно пригодные к профессиональной деятельности).

В качестве примера рекомендованных профессий могут быть предложены следующие:

«человек–природа» – почвовед, ландшафтный дизайнер, флорист и др.

«человек–художественный образ» – колорист, фотодизайнер, дизайнер, гравер и др.

«человек–знаковая система» – чертежник, делопроизводитель, плановик, корректор, программист и др.

К четвертой группе относятся подростки с длительностью заболевания более 10 лет, с такими выраженными личностными особенностями: озабоченность, безответственность, беспринципность, демонстративность, импульсивность, шизотимия, флегматичность, эмоциональная лабильность, озлобленность, фрустрированность, со сниженной способностью усваивать новую информацию, а также с генерализованной формой эпилептической активности, частыми тонико-клоническими припадками. После прохождения врачебной комиссии их признают инвалидами. Профессиональная перспектива, как показывает практика, отсутствует.

Психолог сопоставляет данные консультируемого с результатами профконсультации и психофизиологического «портрета», а также требованиями и описанием различных профессий. После анализа всей информации формируется профориентационное заключение, определяется перспективность трудоустройства, предоставляются рекомендации подростку и его родителям.

Молодым людям с эписиндромом с длительностью заболевания более 3 лет запрещены виды работ, связанные с повышенным травматизмом:


  • с производством, применением горючих материалов, работы в пожароопасных производствах, пиротехнические работы;

  • с опасностью поражения электротоком.

Недопустимо задействовать молодых людей с эписиндромом с длительностью заболевания более 3 лет в работе, способной оказать негативное воздействие на их психическое и моральное состояние:


  • в казино, ночных клубах, барах, магазинах по продаже печатной, кино-, видео-, а также иной продукции эротического содержания, включая участие в производстве такой продукции (съемки, печать и др.);

  • в психиатрических и психоневрологических больницах, интернатах, в учреждениях для детей с дефектами в умственном развитии, в отделениях реанимации и интенсивной терапии.

Практические рекомендации, разработанные на основе результатов проведённого исследования, внедрены в курс лекций и практических занятий на психолого-педагогическом факультете Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара.



<< предыдущая страница   следующая страница >>