litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Научно-образовательный материал 6


н5.74.7.2.2.2. Раздел: Разработка учебно-методических материалов для проведения занятий по программе: Интернет в современном мире, служба World Wide Web, основные навыки общения посредством работы в интернете


Состав научно-образовательного коллектива: к.т.н., доц. Мосягин А.Б.; д.т.н., проф. Зыков В.И., к.т.н., с.н.с. Олейников В.Т., к.т.н., доц. Подгрушный А.В., к.т.н, доц. Коробков В.В., к.т.н., доц. Нечаев Д.Ю., к.т.н., Петренко А.Н., асс. Ковергина О.С.


Москва, 2011 г.


  1. Актуальность, цель и задачи исследования

Цель: разработать учебно-методические материалы для проведения занятий по программе для обучения современным информационным технологиям различных групп населения, направленных на получение навыков использования ИТ в повседневной и профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Формирование учебно-методических материалов, направленных на обучение населения города основам информационных технологий.

  • Разработка состава и содержания рабочей программы обучения различных групп населения принципам использования ИТ в повседневной и профессиональной деятельности, а так же технологий World Wide Web.

Пути решения – изучить и обобщить существующие программы обучения и выбрать основные учебные модули для разработки учебно-методических материалов.

Ожидаемые результаты – разработка рабочей программы и учебно-методических материалов по организации обучения различных групп населения основам информационных технологий.

Направления внедрения – отделы работы с населением при администрациях округов г. Москвы.


Эффект от разработки – заключается в обеспечении учебно-методическим материалом профессорско-преподавательский состав, участвующий в процессе обучения современным информационным технологиям использования ИТ в повседневной и профессиональной деятельности различных групп населения.



  1. Рабочая программа «Интернет в современном мире, служба WWW, основные навыки общения посредством работы в интернет»



Цель дисциплины – дать обучаемым базовые сведения об использовании глобальной информационной сети Интернет в современном мире, комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности повседневной и профессиональной деятельности на основе внедрения Internet- технологий и World Wide Web.

Дисциплина обусловлена необходимостью получения основных навыков общения посредством Интернет в условиях функционирования всемирной глобальной информационной сети.

Задачами изучения дисциплины являются:

  1. Ознакомить обучаемого с основами Internet-технологий, их преимуществами и ограничениями, проанализировать этапы жизненного цикла Internet-приложений, а также вопросы организации взаимодействия пользователей в сети Internet.

  2. Рассмотреть основные преимущества Internet-технологий в профессиональной деятельности, особенности использования электронных досок объявлений и служб Web. Изучить основные элементы Web–сайтов, организацию поиска в оперативном режиме;

  3. Познакомить обучаемого с этапами и средствами разработки Internet-приложений, стратегиями использования Internet-приложений, этапами настройки и подключения, технологией проектирования Web-сайта.

  4. Дать обучаемому базовые знания о структуре и организации Web служб, способах обмена информацией. Рассмотреть особенности использования портальных поисковых технологий.
  5. Развить умения и навыки при организации взаимодействия с абонентами с использованием различных Web-служб.




В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

- иметь представление:

  • об использовании Internet-приложений в повседневной и профессиональной деятельности;

  • о возможностях технических и программных средств Word Wide Web;

  • о языках HTML, DHTML, XML, VB-script, Java-script, PHP;

- знать:

  • основы архитектуры и процессов функционирования вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций; сетевые протоколы;

  • основные понятия, определения, задачи, структуру и элементы Internet-приложений;

  • преимущества и ограничения Web-технологий;

  • взаимодействие между клиентскими и серверными частями Web;

  • жизненный цикл Internet-приложений;

  • особенности взаимодействия между пользователями Интернет;

  • особенности информационных технологий, ориентированных на Internet;

  • инструментарий разработки Internet-приложений;

- уметь:

  • использовать международные и отечественные стандарты;

  • практически работать в глобальной сети Word Wide Web;

  • использовать программное обеспечение и технологии HTML, DHTML, XML, VB-script, Java-script обмена данными в сети Internet;

  • использовать типовой стандартный сайт Internet-приложения профессиональной направленности;

- владеть:

  • навыками работы в современной программно-технической среде в различных операционных системах;

  • работы с текстовыми и графическими процессорами;

  • создания, форматирования и редактирования гипертекстовых документов.

- приобрести навыки:

  • создания гипертекстовых документов;
  • установки и настройки программного обеспечения Internet-приложений.




  1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в технологии Web. Понятие протокола HTTP

Протокол HTTP. Схема HTTP-сеанса. Состав HTTP-запроса. Обеспечение безопасности передачи данных HTTP. Cookie. Cтруктура IP-адреса. Организация взаимодействия пользователей в Internet.

Тема 2. Разработка Web-сайтов

Функции Web-сайта; этапы создания Web-сайта; создание содержимого сайта; определение структуры сайта; визуальное оформление сайта; создание Web-витрин; Web-хостинг; разработка схемы навигации на Web-сайте; формирование профилей пользователей, использование сценариев; оценка качества Web-сайта.

Тема 3. Инструментарий использования Internet-приложений

Гипертекстовые языки HTML, DHTML, XML; понятие о языках разработки сценариев VB-script, Java-script; применение технологий ASP, CGI для функционирования Internet-приложений; особенности информационного обмена в Internet.

Тема 4. Интеграция и взаимодействие в сети Web

Web –интеграция. Подходы к веб-интеграции. Интеграция на основе XML. Web –сервисы. Сервис-ориентированная архитектура (SOA). Спецификация WSDL. Протокол SOAP. Стандарт DISCO. Спецификация UDDI. Системы взаимодействия пользователей в Internet.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) федеральные законы и нормативные документы

  1. IEEE P1003.0 «Руководство по окружению открытых систем POSIX».

  2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Процессы жизненного цикла программных средств.

б) основная литература

3. Гарнаев А.Ю., Гарнаев С.Ю. Web-программирование на Java и JavaScript. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 1040 с.

4. Котеров Д.В., Костарев А.Ф. PHP 5. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 1120 с.

5. Костин С.П. Самоучитель создания Web-сайтов. – М.: Триумф, 2008. - 176с.


6. Дейтел Х.М., Дейтел П.Дж., Нието Т.Р. Как программировать для Internet & WWW. – М.: Бином, 2010. – 1178.

7. Питер Морвиль, Луис Розенфельд. Информационная архитектура в Интернете. – М.: Символ-Плюс, 2010. – 608 с.

в) дополнительная литература

8. Хан Харли. Эффективный самоучитель работы в Internet. – СПб.: «ДиаСофт», 2002. – 448 с.

9. Акоста Н и др. Внутренний мир Word Wide Web. – СПб.: «ДиаСофт», 2003. – 544 с.

Левин Я. И др. Ответы на актуальные вопросы по Internet. – СПб.: «ДиаСофт», 2003. – 384 с.

10. Денисов А.Н., Мосягин А.Б., Нечаев Д.Ю. Разработка Internet-приложений в сфере коммерции // Уч.-мет. пособие. – М.: РГТЭУ, 2005. – 64 с.

11. Фридман. В. А., Александров А. В., Сергеев Г. Г., Костин С. П. Строительство Web-сайтов. – М.: Триумф, 2008. – 288 с.

г) программное обеспечение

12. Windows;

13. ASP.NET;

14. Java;

15. Dreamweaver;

16. Silverlight 4;

17. Perl;

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

18. http://smarty.php.net

19. http://yandex.ru/cgi/vesna

20. http://belitsoft.ru/

21. http://www.virtech.ru



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Все практические занятия проводятся в компьютерных классах со стандартным, сетевым и специальным программным обеспечением. Для проведения практических занятий по дисциплине необходимо наличие компьютерного класса, оснащенного персональными компьютерами с установленными операционной системой и пакетами прикладных программ. Персональные компьютеры должны быть объединены в локальную сеть и иметь выход в Интернет.

  1. Технические средства обучения (средства ИКТ)
  1. Персональный компьютер — рабочее место преподавателя. Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.


  2. Персональный компьютер — рабочее место обучаемого. Основные технические требования: Операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

  3. Сервер. Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства. Организацию доступа к ресурсам Интернета. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов, необходимых для реализации образовательных стандартов по дисциплине Информатика и смежным дисциплинам, а также размещения работ учащихся.

  4. Источник бесперебойного питания. Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.

  5. Комплект сетевого оборудования. Должен обеспечивать соединение компьютеров в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет.

  6. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет. Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретного ОУ.

  7. Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

  1. Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер).

  2. Внешний накопитель информации. Интерфейс USB.

  3. Мобильное устройство для хранения информации (флеш).

Расходные материалы


  1. Бумага.

  2. Дискеты.

  3. Диски для записи (CD/DVD -R , или CD/DVD -RW).



  1. Оценочные средства (ОС):

Темы и вопросы для практических занятий

1. Введение в технологии Web. Понятие протокола HTTP.

Вопросы к теме:

  • знакомство с различными типами Internet-приложений в глобальной сети Internet;

  • разработка предложений по организации Web-приложения в повседневной и профессиональной деятельности;

  • изучение особенностей клиент-серверных Internet-приложений;

  • выявление недостатков организации Web-сайтов;

  • изучение процессов взаимодействия в сети Internet;

  • просмотр сетевых настроек, работа HTTP-протокола;

  • принципы веб-дизайна.



2. Разработка Web-сайтов.

Вопросы к теме:

  • выделить основные функции Web-сайта;

  • отредактировать содержание и структуру сайта;

  • провести визуальное оформление сайта;

  • разработать схему навигации на Web-сайте;

  • разработка предложений по организации электронного взаимодействия.



3. Инструментарий использования Internet-приложений.

Вопросы к теме:

  • с помощью языков разметки HTML, DHTML, XML создать сайт Internet-приложения повседневной и профессиональной деятельности;

  • используя приложение MS Office создать схему навигации по сайту и интерактивного взаимодействия с пользователем;

  • провести испытания программного обеспечения разработанного сайта Internet-приложения.



Вопросы для подготовки к зачету

  1. Основные модели и технологии Internet-приложений.

  2. Сущность Web-технологии.
  3. Преимущества и ограничения глобальной сети Internet.


  4. Основные службы и протоколы сети Internet.

  5. Виды взаимодействия клиент-серверных Internet-приложений.

  6. Основные преимущества Internet для профессиональной деятельности.

  7. Базовые инструменты поиска в оперативном режиме сети Internet, портальные технологии.

  8. Особенности организации электронных досок объявлений и служб в Internet.

  9. Основные элементы Web.

  10. Жизненный цикл Internet-приложений.

  11. Процесс формирования технологической инфраструктуры Internet-приложений.

  12. Этап проектирования Web-сайта.

  13. Вопросы эксплуатации и совершенствования Web-сайта.

  14. Основные функции Web-сайта в профессиональной деятельности.

  15. Этапы создания Web-сайта.

  16. Разработка содержимого сайта.

  17. Порядок определения структуры сайта.

  18. Требования к визуальному оформлению сайта.

  19. Особенности создания Web-приложений.

  20. Понятие Web-хостинга.

  21. Разработка схемы навигации на Web-сайте.

  22. Формирование профилей пользователей, использование сценариев в Internet-приложениях.

  23. Критерии оценки качества Web-сайта.

  24. Инфраструктура Web-сайта.

  25. Типы поставщиков услуг Internet.

  26. Основные виды услуг Web-хостинга.

  27. Особенности создания Internet-приложений.

  28. Функция, принцип действия, выбор и регистрация доменного имени.

  29. Понятие серверных технологий при разработке Internet-приложений.

  30. Основные модели и технологии Internet-приложений.

  31. Модели систем защиты информации, ориентированных на Internet.

  32. Использование информационных технологий разработки Internet-приложений.

  33. Понятие клиент-серверного взаимодействия в сети Internet.
  34. Особенности электронного обмена данными в сети Internet.


  35. Основные отличия HTML, DHTML, XML.

  36. Назначение и особенности использования языков программирования для Internet-приложений.

  37. Организация доступа к данным на Web-сайте.

  38. Порядок разработки Web-сайта в Internet.

  39. Роль дизайна при создании Web-сайта.

  40. Особенности применения JavaScript.

  41. Структура, состав и основные элементы Web-сайта.

  42. Основные компоненты Internet-приложений.

  43. Различия в организации Internet-приложений с использованием портальных технологий.

  44. Особенности электронного обмена данными как инструментального средства Internet-приложения.

  45. Дать сравнительную оценку различных типов Internet-приложений.

  46. Разработать предложения по организации Internet-приложения в профессиональной деятельности.

  47. Выявить недостатки организации Web-сайта.

  48. Пояснить на примере процесс взаимодействия пользователя с Internet-приложением в различных браузерах.

  49. Дать анализ работы сайта в профессиональной деятельности.

  50. Обосновать выбор типа сайта для профессиональной деятельности.

  51. Выбрать оборудование и программное обеспечение для организации Web-сайта.

  52. Разработать макет Web-сайта.

  53. Выделить основные функции Web-сайта.

  54. Отредактировать содержание и структуру Web-сайта с помощью приложений Windows.

  55. Провести визуальное оформление Web-сайта.

  56. Дать сравнительную характеристику эффективности работы Вашего Web-сайта.

  57. Предложить эффективный способ защиты информации для Вашего Internet-приложения.

  58. Выявить преимущества и недостатки интерактивного взаимодействия различных поисковых порталов.

  59. Разработать необходимые средства для проведения анализа активности посетителей Вашего Web-сайта.




2. Учебно-методические материалы




следующая страница >>