litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова»

Экономико-технологический колледж


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «Строительные материалы и изделия»


для специальности

270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»


Москва

2012


Содержание





  1. Пояснительная записка 2

  2. Тематический план 3

  3. Содержание дисциплины 3

  4. Перечень отчетных работ 12

  5. Критерии оценки выполнения студентом отчетных работ 14

  6. Контрольные вопросы 15

  7. Перечень литературы 18



1. Пояснительная записка



Рабочая программа дисциплины «Строительные материалы и изделия» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденных Министерством образования России 23 апреля 2002г №20-2902-Б.

Рабочая программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащих обязательному усвоению студентом.


При составлении рабочей программы за основу была принята примерная программа дисциплины «Строительные материалы и изделия» для специальности 2902 Государственного учреждения Инновационный образовательный центр «Новый город», утвержденной Управлением Государственной службы, кадров и учебных заведений 27 января 2003г

Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

--- дисциплина изучается в течение 111 и 1V семестров,

--- объем обязательной нагрузки с учетом выделения часов из резерва составляет 100 часов (52 часа теоретических, 32 часа лабораторных и 16 часов практических занятий),

--- максимальная нагрузка на студента устанавливается в объеме 124 часов, включая 24 часа на самостоятельную работу,


--- в 1V семестре предусмотрена обязательная контрольная работа,

--- промежуточная аттестация установлена в форме экзамена в конце 111 семестра и дифференцированного зачета по завершении курса в 1V семестре.


Рабочая программа предусматривает две формы организации самостоятельной работы студентов:

--- самостоятельной аудиторной работы в виде выполнения заданий на лабораторно-практических занятиях,

--- самостоятельной внеаудиторной работы в виде завершения заданий, выполняемых студентами на лабораторно-практических занятиях, т е завершению самостоятельной аудиторной работы.


Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме проведения и приемки (защиты) лабораторно-практических работ, устного и письменного опроса (потемного тестирования, проверочных и контрольных работ).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

О строении строительных материалов,

Знать:

Основные свойства и области применения строительных материалов и изделий,

Правила их приемки и складирования, требования к экономному расходованию,

Уметь:

Определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий.


-3-

2. Тематический план.



№ темы



Разделы и темы

Количество часов для очной формы обучения

Часы на самостоятельную работу студента

Максимальная учебная нагрузка студента, час

Всего


Лабораторные занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7




Введение.

1

1










1

Основные свойства строительных материалов.

10,5

9

6




1,5

2

Древесные материалы.

7

6

4




1

3

Природные каменные материалы.

4,5

4




2

0,5

4

Керамические и стеклянные материалы.

14

10

2

2

4

5

Металлические материалы и изделия.

7,5


6

2




1,5

6

Минеральные вяжущие вещества.

11,5

10

6




1,5

7

Органические вяжущие вещества.

6,5

6

2




0,5

8

Заполнители для бетонов и растворов.

5

4

2




1

9

Бетоны.

15

12

4

2

3

10

Железобетон (сборный и монолитный).

6

4







2

11

Строительные растворы

5

4

2




1

12

Искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих.


5

4

2




1

13

Строительные пластмассы

5,5

4




2

1,5

14

Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы.

7

6




4

1

15

Теплоизоляционные и акустические материалы.

9

7




4

2

16

Лакокрасочные материалы.

4

3







1




Итого

124

100

32

16

24


3. Содержание дисциплины


1. Введение.

Строительные материалы - материальная основа строительства. Роль строительных материалов в народном хозяйстве России. Взаимосвязь и взаимное влияние материалов и архитектуры в историческом аспекте.

Классификация строительных материалов по назначению, составу, структуре и методам изготовления.


Понятие о стандартизации строительных материалов. Роль материалов в снижении трудоемкости

и стоимости строительства, повышении качества, долговечности и энергоснабжении в строительстве.

Строительные материалы и экология.

Тема 2. Основные свойства строительных материалов.

Работа материала в сооружении; факторы, влияющие на материал в процессе его работы. Зависимость свойств материалов от его состава (материалы органические и неорганические) и структуры.

Структурные характеристики материала и параметры состояния. Микроструктура и макроструктура. Аморфные и кристаллические вещества. Гомогенные и гетерогенные материалы. Анизотропия. Истинная и средняя плотность, методы их определения. Пористость. Насыпная плотность и межзерновая пустотность. Влажность материала. Тонкость размола и удельная поверхность.

Свойства по отношению к воде: водопоглощение. Гигроскопичность. Морозостойкость и методы ее определения. Водопроницаемость и паропроницаемость. водостойкость.

Свойства по отношению к действию тепла: теплопроводность, теплоемкость, огнестойкость, огнеупорность. Физический смысл теплопроводности, ее размерности.

Механические свойства. Понятие о деформации и напряжении. Упругость. пластичность, хрупкость. Прочность материала и ее характеристики. Предел прочности. Твердость. Истираемость. Сопротивление удару.

Специальные свойства: акустические, химические, радиационные. Старение и долговечность материала. Понятие об экологических свойствах строительных материалов.

Эстетические характеристики материала (цвет. фактура. текстура).

Лабораторное занятие №1. Определение истинной, средней и насыпной плотности различных материалов.

Изучение методов определения истинной, средней и насыпной плотности материалов для образцов правильной и неправильной геометрической формы. Расчет пористости.

Лабораторное занятие №2. Определение водопоглощения и морозостойкости


материала.

На основании данных, полученных в лабораторной работе № 1 рассчитывается водопоглощение материала и оценивается его морозостойкость.

Лабораторное занятие №3. Определение предела прочности и водостойкости

материала.

Экспериментальное определение предела прочности материала при сжатии и оценка его водостойкости.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление об эстетических характеристиках материалов;

знать основные структурные характеристики (плотность, пористость) и свойства (физические, механические и др.) строительных материалов:

уметь определять плотность, влажность, водопоглощение и предел прочности образцов материалов и оценивать водостойкость материалов.

Тема 3. Древесные материалы.

Роль древесины в строительстве. Экономическая и экологическая характеристика древесины как строительного материала. Основные свойства древесины.

Строение древесины (макроструктура и микроструктура): особенности свойств целлюлозы. Положительные свойства древесины и ее недостатки. Гигроскопичность древесины.

Физические свойства древесины. Зависимость свойств от влажности: набухание-усушка. Понятие о стандартной влажности. Методы определения влажности древесины. Растрескивание, коробление древесины. Плотность, теплопроводность, теплоемкость, звукопроводность, электропроводность древесины.

Механические свойства древесины; анизотропия древесины. Прочность древесины и методы ее определения. Твердость, деформативность, ударная вязкость.

Технологические свойства древесины: способность удерживать металлические крепления, способность к гнутью, износостойкость, раскалываемость.

Пороки древесины. Сучки, трещины, пороки формы ствола. Пороки строения древесины и их влияние

на сортность пиломатериалов. Химические окраски, грибные поражения, биологические повреждения и пороки обработки.


Породы древесины, используемые в строительстве, их характеристика.

Круглые лесоматериалы, их виды. Сортамент, обмер и учет.

Виды пиломатериалов, столярные изделия. Комплексное использование древесины: клееные деревянные конструкции, шпон, фанера, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, фибролит, арболит и цементно-стружечные плиты.

Сушка и хранение древесины. Защита древесины от гниения и возгорания.

Паркетные изделия. Виды паркета: штучный паркет, мозаичный паркет, парк

етные щиты, паркетная доска, художественный паркет.

Лабораторное занятие №4. Изучение строения и состава древесины.

Изучение микро- и макроструктуры древесины; ознакомление с образцами различных пород древесины; пороки древесины.

Лабораторное занятие № 5. Изучение физико-механических свойств древесины.

Определение равновесной влажности древесины, средней плотности и прочности (при сжатии и изгибе) в малых чистых образцах.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление о роли древесины в строительстве:

знать особенности строения и свойства древесины; основные породы деловой древесины, виды материалов на основе древесины и их рациональные области применения:

уметь определять плотность, прочность и влажность древесины.

Тема 4. Природные каменные материалы.

Понятие о минералах и горных породах. Классификация горных пород по условиям образования. Характеристики главнейших горных пород, используемых в строительстве (магматических, осадочных и метаморфических); связь строения породы с ее свойствами и долговечностью.

Материалы и изделия из природного камня. Общее представление о добыче и обработке каменных материалов. Использование отходов камнеобработки. Роль природных каменных материалов в строительстве: материалы для несущих и ограждающих конструкций, облицовочные материалы, заполнители для бетонов и растворов, сырье для получения других строительных материалов.


Коррозия природного камня и меры защиты от нее. Методы повышения долговечности каменных материалов. Проблемы защиты окружающей среды.

Практическое занятие №1. Изучение природных каменных материалов.

Ознакомление с главнейшими минералами и горными породами, применяемыми в строительстве. Оценка твердости горных пород. Ознакомление с видами фактур поверхности каменных материалов (грубые и гладкие фактуры).

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление о добыче и обработке каменных материалов, методах повышения их долговечности;

знать классификацию горных пород: основные виды горных пород, применяемые в строительстве; виды изделий из камня;

уметь определять ориентировочно вид главнейших горных пород.



следующая страница >>