litceysel.ru
добавить свой файл
1

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


frame1§


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ЕН.Ф.03

«Концепции современного естествознания»

(индекс)

(наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)




080501.51

Менеджмент организации

(шифр)

(наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)




(шифр)

(наименование)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ




Управления и информационных технологий

КАФЕДРА




«Информационные технологии»




(код)

(наименование)



Автор рабочей программы Мартынов Б.В.

(подпись) (Ф.И.О.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:


  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 01.09.2002г

(дата утверждения)

  1. Типовой программы ___

(дата утверждения)

  1. Учебного плана ___30.06.2009

(дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

«Информационные технологии» Строцев А.А.

(наименование) (подпись зав. каф) (Ф.И.О.)

Протокол заседания кафедры № 2 от 10.09.2010

УМС по экономике и управлению Киянова Л.Д.

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)

Протокол УМС № 1 от 10.09.2010

1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование необходимого современному специалисту комплекса компетенций в сфере изучения и понимания универсальных методов познания и законов развития природы, общества и человека.

Задачи изучения дисциплины заключаются в приобретении студентами знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса, а именно:

– раскрыть логику и закономерности развития науки;

– показать формирование представлений об основных этапах развития науки и смене научных парадигм как качественном обновлении естественнонаучного знания;

– рассмотреть концептуальные основы и фундаментальные законы природы;

– сформировать общие представления о материальной первооснове мира;

– ознакомить с основными законами самоорганизации материи в открытых системах, диалектическими принципами развития и всеобщей связи мироздания;

2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

Знать: основные особенности и отличительные признаки научных картин мира и научных революций; универсальные законы развития и их специфику в гуманитарной и естественнонаучной сферах; сущность, принципы и основные теории формирования Вселенной.

Уметь: раскрыть панораму современного естествознания и показать тенденции его развития.

Овладеть компетенциями: по использованию основных принципов научной методологии в организационно-управленческой, проектной и профессиональной деятельности.

3АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1Лекции




Тема занятия

Краткое содержание

часы

о

з

с

1

Теоретико-методологические основы КСЕ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; принципы симметрии; законы сохранения;

2







2

Научные революции в естествознании

история естествознания, тенденции развития, корпускулярная и континуальная концепции описания природы взаимодейстие; близкодействие, дальнодействие; состояние; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности;

2







3

Современная естественнонаучная картина мира

панорама современного естествознания, порядок и беспорядок в природе; хаос; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ;


4

2

2

4

Современные концепции геологической картины мира

внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизикогеохимическая; географическая оболочка Земли;

2







5

Современные концепции биологической картины мира

особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;

ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма.

2

2

2

6

Человек как объект естественнонаучного познания

человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика

2

2

2

итого

14

6

6


3.2Практические занятия



Тема занятия

Краткое содержание

часы

о

з

с

1

наука в системе общественного знания

Понятие науки. Специфика научного познания

Основные области научного знания.

Метод и методология. Классификация методов научного познания.

Основные принципы познания в естествознании

2







2

эволюция естественнонаучной картины мира

История развития научных исследовательских программ и картин мира

Развитие представлений о материи

Развитие представлений о движении

Развитие представлений о взаимодействии

4

2

2

3

пространство, время, симметрия

Принципы симметрии

Эволюция представлений о пространстве и времени

Специальная теория относительности

Общая теория относительности

2







4

Структурные уровни и системная организация материи

Микро-, макро-, мегамиры


Системные уровни организации материи

Структуры микромира

Процессы в микромире

Химические системы

Реакционная способность веществ


2







5

Порядок и беспорядок в природе


Динамические и статистические закономерности в природе

Концепции квантовой механики

Принцип возрастания энтропии

Закономерности самоорганизации

2

2

2

6

Проблемы современной космологии


Релятивистская космология

Эволюция вселенной

Антропный принцип

Проблема внеземных цивилизаций

2







7

Эволюция и развитие живых систем



Концепции происхождения жизни

Теории эволюции

Генетика

Учение о биосфере. Ноосфера

Особенности биологического уровня организации материи

2

2

2

8

Антропогенез


Концепции антропогенеза

Культурогенез

Генезис сознания и языка

Проблемы деонтологии и биоэтики

2







итого

18

4

4



4Самостоятельная работа




Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контр.

о

з

с

1

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания

10

16

16

Тест

2

Принципы, методы и философские концепции науки

10

16

16

Тест

3

Концепции и принципы химического естествознания

10

16

16

Тест

4

Эволюционно-генетическая концепция происхождения человека

10

16

16


Тест

5

Физика элементарных частиц

18

16

16

Тест

итого

58

80

80






5ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ


Основным критерием усвоения дисциплины «Концепции современного естествознания» является выполнение исследовательского проекта по темам.

  1. Принципы познания в естествознании

- принцип причинности

- принцип наблюдаемости

- принципы отбора

- принципы симметрии

- принципы оптимальности

- принцип соответствия


2. Основные идеи и принципы квантовой механики

- квантование

- корпускулярно-волновой дуализм

- соотношение неопределённости и принцип дополнительности

- волновая функция


  1. Динамическая Вселенная

- космология

- расширяющаяся Вселенная

- горячая Вселенная

- эволюция Вселенной


4. Фундаментальные физические взаимодействия

- понятие фундаментального физического взаимодействия

- гравитация

- электромагнетизм

- слабое взаимодействие

- сильное взаимодействие


5. Классификация элементарных частиц

- характеристики субатомных частиц

- лептоны

- адроны

- частицы — переносчики взаимодействий

6. Теории элементарных частиц


- квантовая электродинамика

- теория кварков

- теория электрослабого взаимодействия. Понятия калибровочного поля и спонтанного нарушения симметрии

- квантовая хромодинамика


7. Эволюция звезд: от «рождения» до «смерти»

- понятие звездной эволюции

- звезда как динамическая саморегулирующаяся система

- поздние стадии эволюции звезды: от красного гиганта до белого карлика и далее

- вспышки сверхновых и образование нейтронных звезд


8. Синтетическая теория эволюции: синтез дарвинизма и генетики

- создание синтетической теории эволюции

- принципы и понятия синтетической теории эволюции

- микроэволюция и макроэволюция

- гомологическая структура, дивергенция и конвергенция


9. Основные уровни организации живого

- молекулярно-генетический уровень

- организменный уровень

- популяционно-видовой уровень

- биогеоценотический уровень


10. Теория самоорганизации (синергетика)

- от моделирования простых систем к моделированию сложных

- характеристики самоорганизующихся систем

- закономерности самоорганизации

- глобальный эволюционизм


11. Естествознание и будущее цивилизации

- экологический кризис и пути его разрешения

- естествознание как революционизирующая сила цивилизации

- сущность современного экологического кризиса

- основные черты современного экологического кризиса

- принципы и пути преодоления экологического кризиса


12. Биотехнологии и будущее человечества

- понятие биотехнологии

- медицинские биотехнологии

- экологические биотехнологии

- сфер применения биотехнологий


- трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире

- клонирование и его возможности


13. Биосфера, ноосфера и цивилизация

- философские подходы к естествознанию

- основные положения учения о ноосфере.

- единство биосферы и человека

- наука как основной фактор ноосферы

- переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность


14. Эволюционно-генетическая концепция происхождения этики

- этика как продукт естественного отбора

- естественный отбор на эмоции защиты старости

- групповой естественный отбор на жажду познания

- социальный отбор и порождаемые им искаженные представления об этической природе человека

- генетика преступности


15. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах

- понятие энергии

- закон сохранения и превращения энергии в механике

- внутренняя энергия

- взаимопревращения различных видов энергии


16. Принцип возрастания энтропии

- идеальный цикл Карно

- понятие энтропии

- энтропия и вероятность

- проблема тепловой смерти Вселенной


17. Основные концепции современной физиологии

- система кровообращения

- лимфатическая система

- обмен веществ и энергии

- вегетативная нервная система

- высшая нервная система


18. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- эмоции и мотивация

- творчество


19. Человек и биосфера

- концепция В.И. Вернадского о биосфере

- космические циклы

- цикличность эволюции

- человек как космическое существо



20. Естественнонаучная картина мира в древнегреческой культуре

- от Хаоса к Космосу

- категория субстанции

- мир как число

- пифагорейский союз

- математические и естественно-научные достижения пифагореизма

6УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1Основная литература


п/п

Перечень литературы



Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 335 с.



Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 540 с.



Концепции современного естествознания: под. ред. проф. С.И.Самыгина. Ростов н/Д: "Феникс", 2007. - 576 с.



Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. - 287 с.

6.2Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы



Алексеев Ю.К., Сухоруков А.П. Введение в теорию катастроф. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.



Горбунов Д.С., Рубаков В.А. Введение в теорию ранней Вселенной: Теория горячего Большого взрыва. – М.: ЛКИ, 2008.



7ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)


п/п

Перечень



http://www.kse-teoriya.ru



http://www.nature.com



http://www.sciam.ru



http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html



Материалы сервера ИУБиП