litceysel.ru |
|
1
Пояснительная записка:
Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Студия изобразительного творчества», составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 / и Программы второго года обучения «Художественный образ и законы творчества» Автор Н.В.Гросул; Москва «Просвещение» 2005 год.
Цели и задачи рабочей программы направлены на формирование личности ребёнка с широким кругозором, нравственно - эстетической отзывчивостью на прекрасное в жизни искусства. Развитие способностей к творческому самовыражению в изобразительной деятельности с учетом знаний, умений и навыков, полученных на занятия изостудии;
Изменения, внесенные в рабочую программу, отсутствуют.
Количество часов в программе кружка «Волшебные узоры» отведено 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Основные формы организации учебной деятельности – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: работа с натуры и по представлению в живописи, графике и скульптуре с освоением различных техник и материалов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-15 лет.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
Обучающиеся должны знать: выразительные возможности композиции и объемных изображений; основы цветоведения; конструкции головы и ее пропорции.
Обучающиеся должны уметь: видеть конструктивную форму предмета, владеть навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; пользоваться правилами линейной перспективы;
Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней в организации школьных выставок рисунков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема 1. Выразительные возможности композиции, линии и пятна. 30 ч.
Тема 2. Основы цветоведения. 12ч.
Тема 3.Выразительные возможности скульптуры.24ч.
Тема 4. Натюрморт в живописи и графике. 24ч.
Тема 5. Пейзаж в живописи и графике. 12 ч.
Тема 6. Портрет в живописи, графике и скульптуре. 30ч.
Тема 7. Экслибрис. 12 ч.
Итого 144 часа.
календарно-тематическое планирование
№
п/п
|
Дата
|
Всего часов
|
Содержание деятельности
|
Воспитательная работа
|
Теоретические занятия
|
Практические
занятия
|
Тема 1.Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике и флористике. 30 часов.
|
|
|
|
Лекция Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике и флористике.
|
Выполнение композиции из природного материала на тему «Осенний пейзаж».
|
Формирование человечности,доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение композиции из природного материала на тему «Осенний пейзаж».
|
Формирование человечности,
доброты, гражданственности и патриотизма
|
|
|
|
|
Выполнение графической композиция на тему «Спорт».
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма
|
|
|
|
|
Выполнение графической композиция на тему «Спорт». Отработка пятен.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение графической композиция на тему «Моя деревня».
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение графической композиция на тему «Моя деревня». Отработка пятен.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
| -
|
|
|
Лекция: «Колорит — система цветных тонов, их сочетание в картине»
|
Создание композиции на тему «Ярмарка»
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
Лекция: «Передача пространства в живописи»
|
Создание цветового контраста в композиции на тему «Ярмарка»
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Создание композиции на тему «Сельская улица »
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Создание холодной цветовой гаммы композиции на тему «Сельская улица»
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Создание композиции на тему «Спорт»
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Создание композиции теплой цветовой гаммы на тему «Спорт»
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 3. Характер движения, равновесие масс, пропорции в скульптуре.
12 часа.
|
|
|
|
Лекция: «Выразительные возможности скульптуры».
|
Выполнение эскиза в скульптуре на темы «Осенний базар».
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение эскиза в скульптуре на темы «Спорт».
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 4. Натюрморт в живописи. 24 часа.
|
|
|
|
Лекция: «Соотношение черного и белого, плановость, решение пространства в натюрморте.
мат, цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка в эскизе натюрморта».
|
Эскизы натюрморта выполняются с натуры акварельными красками.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение натюрморта с натуры гуашевыми красками.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 5. Натюрморт и графика. 24 часа.
|
|
|
|
Лекция: «Соотношение черного и белого, плановость, решение пространства в натюрморте».
|
Выполнение натюрморта тушью
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение натюрморта в технике граттажа.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 6. Пейзаж в живописи и графике. 12 часа.
|
|
|
|
Лекция: «Законы линейной и воздушной перспективы. Приемы передачи пространства в живописи».
|
Выполнение сельского пейзажа с натуры акварельными красками.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение сельского пейзажа с натуры гуашевыми красками.
|
Формирование человечности,оброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение городского пейзажа по представлению гуашевыми красками.
|
Формирование человечности,доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Зарисовки сельского пейзажа с храмом и с натуры.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение сельского пейзажа в технике граттажа.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Выполнение сельского пейзажа с храмом и с натуры гуашевыми красками.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 7. Портрет в графике. 24 часа.
|
|
|
|
Лекция: «Конструкция головы и её пропорции»
|
Выполнение набросков головы человека (в разных ракурсах).
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Рисунок головы друга (с натуры).
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 8.Портрет в живописи. 12 часа.
|
|
|
|
Лекция:
«Образные возможности освещения в портрете»
|
Автопортрет (быстрый этюд).
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Портрет литературного героя (сказка, поэзия, проза). Гуашь, акварель.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Портрет «Моя мама лучше всех». Рисунок.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Портрет «Моя мама лучше всех». Живопись.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Портрет в профиль. Гуашь.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 9.Портрет в скульптуре. 30 часа.
|
|
|
|
|
Создание портрета героя литературного произведения из пластилина
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
|
|
Создание портрета героя литературного произведения из пластилина. Обработка деталей
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
Тема 10.Экслибрис. 8 часов
|
|
|
2
|
Лекция:
«История экслибриса и особенности его композиции».
|
Эскиз экслибриса.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
|
|
2
|
|
Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.
|
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике. 30 ч
Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике.
Практическая работа: выполнение графических серий на темы «Осенний пейзаж», «Спорт», «Моя деревня » в технике графики, флористики.
2.Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передана пространства в живописи. 12 ч
Колорит — система цветных тонов, их сочетание в картине
Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовых контрастов. Приемы передачи пространства в живописи.
Практическая работа: создание композиций на тему «Ярмарка», «Сельская улица», «Спорт».
3.Характер движения, равновесие масс, пропорции в скульптуре. 24 ч.
Выразительные возможности скульптуры.
Практическая работа: выполнение эскиза в скульптуре на темы: «Спорт», «Осенний базар» (композиция может быть одно-фигурной и несколько фигурной).
Материалы: глина, пластилин,
4.Натюрморт в живописи. 12 ч
Формат, цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка в эскизе натюрморта.
Практическая работа: поиски композиции натюрморта в эскизе, выполнение натюрморта с натуры.
5.Натюрморт и графика. 12 ч
Постановка натюрморта из нескольких предметов быта,
Практическая работа: выполнение натюрморта в технике граттажа
Практическая работа: выполнение эскиза натюрморта. Материалы: тушь.
6. Пейзаж в живописи и графике. 12 ч
Поиски подходящего мотива в натуре и его композиционной завершенности. Фрагментарное решение первого плана, присутствие второго и третьего планов, выбор гаммы цветов в пейзаже, зарисовки сельского пейзажа.
Практическая работа: выполнение сельского и городского пейзажа с натуры.
Материалы: акварель или гуашь, передача линией пространства, условное решение плановости.
7.Портрет в графике. 12 ч
Определение пропорций, поворота, ракурса головы.
Практическая работа: выполнение набросков головы человека (в разных ракурсах), рисунок головы друга (с натуры).
Материалы: художественный уголь, фактурная бумага, карандаш.
8.Портрет в живописи. 12 ч
Поиски характера, передача настроения при помощи определенной гаммы цветов (ограниченная палитра).
Практическая работа: автопортрет (быстрый этюд).Портрет литературного героя (сказка, поэзия, проза), портрет мамы.
Материалы: карандаш, акварель (ограниченная гамма цветов), влажная бумага.
9.Портрет в скульптуре. 10 ч
Передача выразительности, гротеск, утрирование пропорций, некоторая условность и декоративность решения в скульптурном портрете как одно из возможных решений образа.
Практическая работа: создание портрета героя литературного произведения.
Материалы: пластилин.
10.Экслибрис. 8 ч
Ритм черных и белых пятен, лаконичность изображения, включение в композицию экслибриса шрифта.
Практическая работа: эскиз и осуществление в материале экслибриса.
Материалы: для графического рисунка — карандаш, тушь.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ;
Устный, письменный, программированый, контроль в виде тестов, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий из текстов в пособии для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова.-В: Учитель, 2008., стр.62- 68.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 кл –М.: Просвещение, 2008 г.
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 2006.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.
Дополнительная литература:
Живопись. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков. Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.
Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.
Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 53 с.
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения).
Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.;
Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С.
Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ
Пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка фигуры человека, натюрморта, перспективы. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека. Репродукции произведений изобразительного искусства, методические рисунки.
Цифровые образовательные ресурсы: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций. Презентации: Виды искусства. Основные и составные цвета. Натюрморт в истории искусства. История возникновения портрета. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.
Модели и натурный фонд: муляжи фруктов (комплект), муляжи овощей (комплект). Драпировки, предметы быта (кринки, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)
|
|