litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №103

Советского района г. Волгограда


Рабочая программа

кружка дополнительного образования

«Юный журналист»


Разработчик:

Капустина В.А.

Учитель русского языка

и литературы


Волгоград, 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для кружка дополнительного образования «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 12-13 лет, срок реализации – 1 год. Продолжительность реализации –72 часа в год, из них – 42 теоретических, 30 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. (72 часа в год). Занятия проводятся по расписанию. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели программы: познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов; развить творческие способности детей; формировать умение ориентироваться в потоке информации; воспитать школьника как гражданина; создать постоянно действующего актива юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки: 1. Умение работать с разной литературой; 2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером; 3. Умение брать и давать интервью. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.


Используемые учебники и учебные пособия:

Для учителя:


  1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с

  2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.

  4. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  5. Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.

  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

  7. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

  9. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.

  10. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.

  11. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  12. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

  15. Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  16. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  17. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

  18. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.

Для обучающихся:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988


5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

6. Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.

7. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000 г.



Календарно-тематическое планирование для дополнительного кружка «Юный журналист»



Наименование раздела программы

Тема урока

Коли

чество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля.

Измерители

Дата

проведения

план

факт

1


Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок-знакомство

Знакомство с обучающимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.

Составление

плана работы







2


Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.


1

Урок усвоения новых знаний,

урок-беседа

Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России

Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.








3





Тема 3

Журналистское произведение.



Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала


Рассказ учителя







4

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Написание материала по заданной теме.









5



Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.


1

Урок усвоения новых знаний

Профессия журналист

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками







6

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Беседа по теме

Беседа с обучающимися об их представлении о профессии журналиста







7



Тема 5

Типы речи.



Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Типы речи, повествование, описание, рассуждение

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками







8

Практическое занятие по теме «Типы речи»

1

Практическое занятие

Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Написание материала по вариантам





9



Тема 6

Стили речи.


Тема 6

Стили речи.

(продолжение)


Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.



1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.


Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками







10

Практическое занятие по теме

«Стили речи»

1

Практическое занятие

Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора







11



Тема 7 Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний


стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.


Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками







12

Практическое занятие по теме

«Публицистический стиль»

1

Практическое занятие

Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора







13



Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками.







14

Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»


1

Практическое занятие

Накопление материала, используя известные методы.

Написание материала для школьной газеты









15



Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.







16

Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации»

1

Практическое занятие

Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.

Написание плана-интервью для материалов школьной газеты.







17



Тема 10

Литературное редактирование текста.



Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.


1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление

Работа с иллюстративным материалом







18

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Найти и исправить в тексте речевые ошибки

Работа с текстами







19

Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка


Работа с иллюстративным материалом







20

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Отредактировать текст, используя один вид правки

Работа с иллюстративным материалом








21



Тема 11 Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний


Типология печати

Работа с иллюстративным материалом







22

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Определение различия типологических параметров газеты и журнала

Работа с иллюстративным материалом







23



Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).


1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.


Работа с иллюстративным материалом







24

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Характеристика любимой газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим

Работа с иллюстративным материалом







25-26



Тема 13

Заголовок и лид в газете.


Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Заголовок, лид

Работа с иллюстративным материалом







27-28

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Различные виды лидов и суметь их проанализировать.

Работа с иллюстративным материалом







29-30

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.


2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Жанр, жанрообразующие факторы

Работа с иллюстративным материалом







31-32


Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.


2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний


информационные жанры

Работа с иллюстративным материалом







33-34



Тема 16

3аметка как жанр



Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

заметка как информационный жанр


Работа с иллюстративным материалом, книгами







35-36

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Работа с газетным материалом, написание заметки

Работа с иллюстративным материалом, книгами









37-38



Тема 17

Интервью как жанр

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний


Интервью как информационный жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами







39-40

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Разработать план вопросов и провести интервью.

Написание материала







41-42



Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Репортаж как информационный жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами







43-44

Практическое занятие

2

Практическое занятие

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Написание репортажа для газеты








45-46


Тема 19

Отчет



Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Отчет как жанр


Работа с иллюстративным материалом, книгами







47-48

Практическое занятие

2

Практическое занятие

проанализировать отчет;

- на одном материале подготовить отчет.

Написание материала для газеты







49-50


Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Аналитические жанры

Работа с иллюстративным материалом, книгами







51-52



Тема 21

Статья.


Виды статей, трансформация жанра.


Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.


2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Статья как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами







53-54

Практическое занятие

2

Практическое занятие

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью

Написание материала для газеты







55-56



Тема 22

Рецензия

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Рецензия как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами







57-58

Практическое занятие

2

Практическое занятие

подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль.


Написание материала для газеты







59



Тема 23

Обзор и обозрение.



Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Обзор и обозрение как жанры журналистки


Работа с иллюстративным материалом, книгами







60

Практическое занятие

1

Практическое занятие

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

общий обзор местных радиопередач за неделю;

общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Написание материала для газеты







61-62



Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Комментарий как жанр


Работа с иллюстративным материалом, книгами







63-64

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Подготовить комментарий на заданную тему.

Написание материала для газеты







65-66



Тема 25

Художественно-публицистические жанры.



Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами







67-68

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Написание материала для газеты






69




Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Зарисовка как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами







70

Практическое занятие

1

Практическое занятие

подготовить пейзажную зарисовку.


Написание материала для газеты







71-72


Тема 27 Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности


2

Комбинированный урок-размышление

Итоги работы кружка

Написание размышления на тему: «Чему я научился в результате посещения кружка «Юный журналист».