litceysel.ru
добавить свой файл
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


Утверждаю:


Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.


Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири

Рабочая программа дисциплины


Направление подготовки 020400 «Биология»

Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных»


Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения очная


Томск 2011


Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол № ___ от « ___ » ___________ 2011 г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.С.Москвитина


Рекомендовано методической комиссией Биологического института


Председатель методической комиссии ________________________

«______» ____________2011 г.


Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от 04 февраля 2010 года.

Общий объем курса – 108 часов. Из них лекции – 12 ч., семинарские занятия – 20ч, самостоятельная работа студентов – 76 ч. Зачет во втором семестре. Общая трудоемкость курса – 3 зач. ед.


Авторы: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав.кафедрой зоологии позвоночных и экологии ТГУ;

Куранова Валентина Николаевна, к.б.н., доцент

Коробицын Игорь Геннадьевич, к.б.н., доцент

Рецензент: Адам Александр Мартынович, д.т. наук. профессор, зав.кафедрой экологического менеджмента ТГУ



1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири»

являются: формирование у студентов представлений о ресурсах наземных позвоночных Западной Сибири, их распределении в пределах территории, факторах, обуславливающих состояние, характере использования.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири» является компонентом факультативной части профессионального цикла М.3 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Программа курса разработана в рамках и по итогам научно-исследовательского проекта: «Комплексная оценка состояния ресурсов биосферы и прогнозирование их состояния на основе современных технологий»

Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать знаниями, полученными в ходе освоения курсов базовой общепрофессиональной части учебного плана – «Науки о биологическом разнообразии»: ботаника, зоология, а также генетика, экология и рациональное природопользование, основы биоэтики, геология с основами палеонтологии. Необходимы знания о происхождении, объеме, распространении различных таксономических групп животных и растений, приобретенные при изучении дисциплин профиля зоология. Освоение дисциплины необходимо для активизации изучения студентами курсов «Современные проблемы биологии», «Глобальные экологические проблемы», научно-исследовательской практики.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Биоиндикация»:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


  • способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1);

  • способен к инновационной деятельности (ОК-2);
  • понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4);


  • способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

  • понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1);

  • самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы (частично) (ПК-3 );

  • демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов (ПК-5);

  • творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации (ПК-6);

  • профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9);

в соответствии с видами деятельности:

  • глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10);

  • умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11);

  • планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией (ПК-14);
  • использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями ООП магистратуры ) (ПК-15) (частично);


  • имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству научно-исследовательскими работами (НИР) студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

- Основные виды наземных позвоночных Западной Сибири, составляющих ресурсную базу;

- Основные виды и источники негативного антропогенного воздействия на биоресурсы;

- Основные направления использования различных видов;

- Взаимоотношения видов в системе «хищник-жертва»;

- Основные подходы и способы сохранения ресурсных видов.

    Уметь:

- Использовать полученные знания в природоохранном движении и в социально-экономической сфере;

- Произвести подбор адекватных методов для оценки состояния ресурсов в конкретных условиях среды;

- Произвести оценку экономических аспектов ресурсов;

- Прогнозировать состояние ресурсов в соответствии с абиотическими и социально-экономическими факторами;

- Представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций.

    Владеть

- Представлениями о роли ресурсов наземных позвоночных в экономике региона;

- Методиками контроля состояния ресурсов;

- Представлениями о стратегиях сохранения и рационального использования ресурсов;

- Представлениями о генетическом разнообразии ресурсных видов как основой их жизнеспособности;

- Законодательной базой использования и охраны ресурсов.




4. Структура и содержание дисциплины «Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов





п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

Самостоятельная работа студента

1

Природные особенности Западной Сибири. Рельеф. Климат. Гидрографическая сеть. Зональность. Деление Западно-Сибирской низменности на подзоны и их характеристика

3




2







2

14

контрольная работа,

индивидуальные задания

2

Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

3




2







2

6

рефераты


3

Земноводные и пресмыкающиеся. Ресурсные виды. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов.

3




2







2

8

контрольная работа,

индивидуальные задания

рефераты

4

Птицы. Охотничьи ресурсы тетеревиных, водоплавающих, луго-болотных птиц. Распространение, экология, использование, контроль и охрана.

3




2







4

16

контрольная работа,

индивидуальные задания,

рефераты




5

Млекопитающие: копытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, росомаха); зайцеобразные и грызуны

3




2







4

14

контрольная работа

индивидуальные задания,

рефераты


6

Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие.

3




2







2

4

индивидуальные задания, коллоквиум

7

Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления.

3













4

14

контрольная работа,

рефераты




Всего







12







20

76






Природные особенности Западной Сибири. Рельеф. Климат. Гидрографическая сеть. Зональность. Деление Западно-Сибирской низменности на подзоны, характеристика подзон.

Подтаежные леса, южная, средняя, северная тайга, лесотундра, тундры, лесостепь, степь. Их особенности как мест обитания наземных позвоночных различных классов. Изменение характеристик среды под влиянием деятельности человека в исторической ретроспективе и в настоящее время. Климатические особенности сезонов года в пределах разных подзон. Основные горные системы, реки и озера. Растительный покров, животное население, хозяйственная деятельность.


Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов.

Земноводные и пресмыкающиеся.

Класс Земноводные. Отряд Бесхвостые амфибии: семейство Жабы (серая жаба); семейство Лягушки (остромордая и сибирская лягушки). Внешние полевые признаки. Распространение, биотопическое распределение, численность и экологические факторы, их обуславливающие; экологические особенности (термобиология и циклы активности, размножение, развитие, питание, естественные враги, паразиты, болезни). Кардиотоксические свойства яда жаб. Характер использования: отлов в медицинских, учебных, научных и гастрономических целях, а также для содержания в террариумах; популярный объект экологического мониторинга и биоиндикации. Влияние на популяции земноводных антропогенной нагрузки (урбанизация, развитие промышленности и сельского хозяйства, эксплуатация нефтегазоносных месторождений и другие). Мероприятия по восстановлению численности видов.

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые: семейство Гадюковые змеи (гадюка обыкновенная). Внешние полевые признаки. Распространение, биотопическое распределение, численность и экологические факторы, их обуславливающие; экологические особенности (термобиология и циклы активности, размножение, питание, естественные враги, паразиты, болезни). Токсинологическая характеристика и яды гадюк. Заготовки обыкновенной гадюки для получения яда в промышленных масштабах. Производство лекарственных препаратов и противоядной сыворотки на основе яда гадюки. Деятельность зоокомбинатов и серпентариев по отлову и эксплуатации ресурса. Продолжительность жизни и воспроизводство змей в условиях неволи.


Проблема охраны и рационального использования обыкновенной гадюки: сохранение естественных местообитаний, оптимизация методов содержания и эксплуатации гадюк в искусственных условиях, разработка методики массового разведения в неволе.

Птицы.

Основные виды тетеревиных, водоплавающих, луго-болотных птиц, относящихся к объектам охоты. Систематическое положение. Внешние признаки видов. Распространение с учетом зональной приуроченности, биология (места обитания, сроки миграции, размножения, линьки, плодовитость, питание, отрицательные факторы, ограничивающие численность и распространение. Правила охоты на птиц. Методы количественного учета тетеревиных, водоплавающих и луго-болотных птиц в разные периоды жизненного цикла. Биотехнические мероприятия, направленные на улучшение условий обитания и увеличение численности. Меры по контролю и охране. Мониторинг, регуляторный отстрел, по-видовая охота. Охраняемые виды водоплавающих и луго-болотных птиц.

Млекопитающие. Основные отряды и семейства, их характеристика и объем, характер использования. Парнокопытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, норка, росомаха, выдра, медведь); зайцеобразные и грызуны (бобр, белка, ондатра). Динамика численности промысловых видов, основные факторы, её обуславливающие. Влияние антропогенных факторов на состояние и распределение ресурсов млекопитающих. Мероприятия по восстановлению численности видов.

Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. Генетические аспекты состояния эксплуатируемых видов: инбридинг и эффект «бутылочного горлышка» в популяциях диких животных; гибридизация в природе и её последствия; полиморфность и мономорфность в окраске мехового покрова; влияние селективного изъятия на генетическую структуру популяций. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя Западной Сибири. Факторы, её определяющие.

Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления и др. Федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях». Красные Книги РФ и субъектов федерации. Объекты животного мира, занесенные в Красные Книги.


5. Образовательные технологии

Наряду с классическими технологиями обучения (лекции, семинары и самостоятельная подготовка студентов) при осуществлении курса применяются другие методы, включающие:


  • лекции с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы или вопроса, в частности, при чтении лекционного курса используются презентации;

  • часть лекционного материала и материалов семинарских занятий доступны через сеть Интернет, режим доступа к которым указан в списке раздела 7 данной программы.

  • режим собеседования с преподавателем, реализуемый через коллоквиумы, позволяет, кроме функции контроля, развить у обучаемых навыки профессиональной речи;


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины.


6.1. Примерная тематика рефератов и эссе

- Исторические аспекты использование ресурсов наземных позвоночных Сибири

- Взаимодействие науки, контролирующих органов и общественных организаций в деле изучения, использования и охраны ресурсов (на примере Томской области);

- Генетическое разнообразие лося в пределах ареала;

- Формирование общественного сознания в отношении сохранения ресурсов

- Этические проблемы использования ресурсов животных

- Кадастр ресурсных видов: подходы, проблемы, реализация


- Правовые средства сохранения живой природы

- Сохранение ресурсов и проблемы взаимоотношений «хищник-жертва»;

- Разработка проекта современного охотхозяйства .

- Возбудители гельминтозов охотничье-промысловых животных и разработка научных основ профилактики в целях сохранения биологических ресурсов

- Млекопитающие-фитофаги как доноры целлюлозоразрушающих микроорганизмов для использования в ресурсных целях

6.2. Примеры билетов для проведения письменных контрольных работ:

- Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: ретроспективная оценка

- Современное состояние ресурсов боровой дичи

- Современное состояние ресурсов птиц водно-болотного комплекса

- Связь состояния ресурсов мигрирующих птиц с условиями на местах зимовок и путей пролета

- Современное состояние ресурсов копытных Западной Сибири

- Современное состояние ресурсов хищных млекопитающих

- Виды использования ресурсов наземных позвоночных Западной Сибири

- Эксплуатация земноводных Палеарктики. Проблема сокращения популяций. Меры охраны.

- Эксплуатация запаса обыкновенной гадюки в Западно-Сибирском регионе. Серпентарии.

- Влияние социально-экономических условий на характер и интенсивность использования ресурсов наземных позвоночных

- Распределение ресурсов пресмыкающихся по ландшафтным зонам Западной Сибири

- Распределение ресурсов земноводных по ландшафтным зонам Западной Сибири

- Распределение ресурсов птиц по ландшафтным зонам Западной Сибири

- Распределение ресурсов млекопитающих по ландшафтным зонам Западной Сибири

- Микробные симбионты диких животных как источник получения биологически активных препаратов

- Методы учетов ресурсных видов млекопитающих

- Методы учетов ресурсных видов птиц

- Методы учетов ресурсных видов пресмыкающихся


- Методы учетов ресурсных видов земноводных

- Роль ресурсов наземных позвоночных Западной Сибири в экономике региона

- Особенности природных условий Западной Сибири, влияющих на распределение и численность ресурсов наземных позвоночных

- Эффект инбридинга в популяциях промышляемых видов

- Негативные последствия селективного изъятия

- Гибридизация в природе и её последствия


6.3. Образцы экзаменационных билетов

Билет № 1


  1. Методы учетов ресурсных видов млекопитающих

2. Эффект инбридинга в популяциях промышляемых видов

Билет № 2

1. Распределение ресурсов птиц по ландшафтным зонам Западной Сибири

2. Негативные последствия селективного изъятия

Билет № 3

1. Современное состояние ресурсов копытных Западной Сибири

2. Гибридизация в природе и её последствия для охотничьих видов

Билет №4

  1. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: ретроспективная оценка

  2. Современные популяции бобра на территории Западной Сибири, история их формирования

Билет №5

1. Генетическая структура населения лося Западной Сибири

2. Современное состояние ресурсов птиц водно-болотного комплекса


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири»

а) основная литература:

Адам А.М., Мамин Р.Г. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. М.: Полтекс, 2000. 142 с.

Вопросы современного охотоведения. Материалы международной научно-практической конференции 5-6 декабря 2002 г. // М.: Изд-во ГУ «Центрохотконтроль», 2002. 443 с.

Кривенко В.Г. Современное состояние ресурсов и использования водоплавающих птиц России. Аналитический обзор: Проблемы охраны водоплавающих птиц России / В.Г. Кривенко, В.Г. Виноградов. – М., 2001 (электронный ресурс).


Молочаев А.В. Проблемы рационального использования водоплавающих птиц России // Там же. С. 263-275.

Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобья и способы их изучения. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. 185 с.

Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Биоразнообразие Томского Приобья. Млекопитающие. Томск: Томский государственный университет, 2009. 312 с.

Отчеты по проекту: «Комплексная оценка состояния ресурсов биосферы, прогнозирование их состояния на основе современных технологий»:

Этап № 1 Изучение пространственного распределения и количественная

оценка почвенных и биологических ресурсов;

Этап № 2 Оценка состояния ресурсов по качественным и структурным показателям и выявление влияния на них факторов окружающей среды;

Этап № 3 Изучение динамики ресурсов. Мониторинг их состояния;

Этап № 4 Выявление индикаторов состояния и тенденций изменения ресурсов.

Пищулина С.Л., Мещерский И.Г, Симакин Л.В. и др. Сравнительная оценка генетического своеобразия соболя на западе и востоке ареала // Териофауна России и сопредельных территрий. Международное совещание (IX съезд Териологического общества при РАН). М. Т-во научных изданий КМК. 2011. с. 370.

Рожков Ю.И., Проняев А.В., Давыдов А.В., Холодова М.В., Сипко Т.П. Лось: популяционная биология и микроэволюция. М.: Т-во научных изданий КМК, 2009. 520 с.

Тетеревиные птицы. – М.: Наука, 1975. – 372 с.

Савельев А.П. Современное охотоведение и генетика: необходимость «симбиоза» //Вопросы современного охотоведения. Материалы международной научно-практической конференции 5-6 декабря 2002 г. // М. Изд-во ГУ «Центрохотконтроль», 2002. с.53-64

Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. Сборник научных статей. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2005. 516 c.

Экологический мониторинг. Состояние окружающей природной среды Томской области (1996-2010)/ Государственный комитет по охране окружающей среды Томской области. – Томск, 1997-2011.



б) дополнительная литература:

Ананьева Н.Б., Орлов Н.Л. Ресурсы ядовитых змей фауны России// Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. С. 147 – 157.

Ананьева Н.Б., Орлов Н.Л., Халиков Р.Г. и другие. Атлас пресмыкающихся Северной Евразии (таксономическое разнообразие, географическое распространение и природоохранный статус). СПб., 2004. 232 с.

Даревский И. С. Методы изучения рептилий в заповедниках // Амфибии и рептилии заповедных территорий. Сб. Науч. Трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М, 1987. С. 25 – 32.

Измерение и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ. М.: Изд-во КМК, 2003. 380 с.

Кузьмин С. Л. Эксплуатация ресурсов земноводных в России // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. С. 138 – 146.

Лялин В.Г., Куранова В.Н. Животный мир, его использование и охрана // Природные ресурсы Томской области. Новосибирск: Наука, 1991. С. 136-145.

Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б. Зоотоксинология (ядовитые животные и их яды). М.: Высшая школа, 1985. 280 с.

Равкин Ю.С. Пространственно-типологическая организация животного населения Западно-Сибирской равнины (на примере птиц, мелких млекопитающих и земноводных) // Зоологический журнал, 2002. Т. 81. Вып. 9. С. 1166-1184.

Равкин Ю.С., Юдкин В.А., Цыбулин С.М., Куранова В.Н., Борисович О.Б., Булахова Н.А., Патраков С.В., Шамгунова Р.Р. Пространственно-типологическая структура и картографирование населения пресмыкающихся Западной Сибири // Сибирский экологический журнал, 2007. Вып. 4. С. 557-565.

Ресурсы животного мира Сибири: Охотничье-промысловые звери и птицы. Новосибирск: Наука, 1990. 253 с.

Строение ДНК и положение организмов в системе. М., 1972. 327 с.

Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. М.: Лесная пром-сть, 1983. 269 с.



в) Интернет-ресурсы:

http://veterinars.chat.ru/news/archive/990928.htm.

http://www.wdcb.rssi.ru/mining/obzor/Doc_1998/Part1-6.htm

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири»

Обучение по дисциплине осуществляется на базе:

- лекционная аудитория, оснащенная комплексом мультимедиа

- дисплейный класс с 13 индивидуальными рабочими местами

- выставочные и научные коллекции зоомузея ТГУ

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата

№ протокола кафедрального заседания

Подпись зав. кафедрой