litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10

МОУ «Красногороденская основная общеобразовательная школа»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

для 2 класса

на 2011 – 2012 учебный год


Составитель программы: Наталья Дмитриевна Закутская, 1 квалификационная категория

Класс 2

Тип класса общеобразовательный

По учебному плану 5 ч в неделю

Количество часов на I полугодие:

Всего 80 ч., в неделю 5 ч.

Количество часов на II полугодие:

Всего 90 ч., в неделю 5 ч.


Русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Количество часов, отведенное на данный предмет составляет 170, согласно федеральному базисному учебному плану 2011 года.

Родной язык для школьников - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим предметам. На уроках русского языка дети овладевают общеучебными навыками, умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст, передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями.

Начиная со 2 класса, осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познается учащимися как минимальная единица сообщения, слово - как единица номинативная. Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.


Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целой системе. Это предполагает выполнение следующих задач:

1)освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

2)знакомство учащихся с нормами литературного произведения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

Большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков является совершенствование навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. Развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в написанном слове, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, формировать написание слов с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу-щу, чк-чн, и разделительным мягким знаком, с двойными согласными. Ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень» предусмотрено в разделе «Состав слова». Русский язык перемежается с такими учебными предметами как чтение при работе с текстами и применением упражнений по развитию и культуре речи, окружающий мир, при описании предметов, явлений природы. Формой организации учебного процесса является классно-урочная система, контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.

Планируемые результаты освоения предмета:

Знания:


  • названия букв русского алфавита;

  • признаки гласных и согласных звуков;

  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;


  • правила переноса слов.

Умения:

  • каллиграфически правильно писать слова, пред­ложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;

  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, пе­реносить слова по слогам;

  • обозначать на письме мягкость согласных гласны­ми буквами и мягким знаком (ь);

  • писать заглавную букву в именах, фамилиях лю­дей, в названиях городов, деревень, в кличках живот­ных;

  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз);

  • правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);

  • писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;

  • писать слова с разделительным мяг­ким знаком (ь);

  • писать слова с непроверяемым написанием, данные в программе 2 класса;

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;

  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;

  • устанавливать связь слов в предложении из 3—4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;

  • составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;

  • употреблять заглавную букву в начале предложе­ния, ставить точку, вопросительный или восклицатель­ный знак в конце;

  • определять тему текста и озаглавливать его с опо­рой на тему;
  • делить сплошной текст на предложения (3—4 предложения);


  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествова­тельный текст из трех частей);

  • писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;

  • составлять и записывать текст из 3—5 предложе­ний на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

  • употреблять при записи текста красную строку



Учебно-методический комплект

Т.Г.Рамзаева Русский язык 2 класс учебник в 2 частях

Т.Г.Рамзаева Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи 2 класс

Т.Г.Рамзаева, Щеголева Г.С. «Русский язык». 2 класс. Книга для учителя. Методическое пособие 


Основное содержание всех тем

1. Повторение (5 ч)

Текст и предложение. Предложение и слово. Слово и слог. Звуки и буквы.

2. Речь (6 ч)

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Выделение предложений в устной и письменной речи. Слово, предложение, текст — единицы речи (наблюдения в процессе общения).

3. Звуки и буквы речи (74 ч)

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки глас­ные и согласные (их признаки). Двойная роль букв е, ё, э, я. Слова с буквой э. Согласный звук [и] и гласный звук [и]. Шипящие согласные шуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, на, ца, чу, щу. Сочетания чк, чн, чт. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение | вердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Мягкий знак (ь) для обозначения мягко­сти согласных в конце и середине слова. Проверка согласных на конце слова. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Про­верка путем изменения формы слова. Разделительный мягкий знак (ь). Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.

4. Слог. Слоговая структура слова (11 ч)


Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.

5. Алфавит

Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

6. Предложение (5 ч)

Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в обще­нии. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Распрос­траненные и нераспространенные предложения. Связь слов в предло­жении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точ­ка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Логическое ударение в предложении.

7. Части речи (37 ч)

Имя существительное

Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (фами­лиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол

Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных фор­мах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное

Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Наблю­дения за согласованием в числе имени существительного и глагола, име­ни существительного и прилагательного.

8. Предлоги

Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов.

9. Состав слова (9 ч)

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем измене­ния формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание не­проверяемых гласных в однокоренных словах.


10. Текст. Связная речь

Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложе­ний, не объединенных общей темой. Заголовок. Опорные слова в тек­сте. Виды текстов. Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста (30 -45 слов).

Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке (или серии картинок) под руководством учителя. Составление текста на оп­ределенную тему из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, игрушках и т. п. Коллективное составление текста-повество­вания (30-40 слов).

Речевая этика. Выражение благодарности, просьбы, извинения. Сло­ва приветствия, прощания.

11. Повторение изученного за учебный год (24 ч)

Звуки и буквы. Алфавит. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, на, ща, чу, щу. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, ь. Разде­лительный мягкий знак (ь). Двойные согласные. Главные члены пред­ложения. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безудар­ных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.


. «


Поурочное календарно-тематическое планирование по русскому языку


2 класс (175 ч)


Дата

уро­ка

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся




1 ЧЕТВЕРТЬ (45 ч)




Повторение (5 ч)




1

Что мы знаем о тексте и предложении?

Познакомиться с новым учебником, его со­держанием, авторами; повторить ранее из­ученный материал о тексте, предложении, речи; упражнять в выделении предложе­ния из деформированного текста




2

Предложение и слово

Расширить знания о предложении; форми­ровать умения составлять предложения на заданную тему и из отдельных слов, распространять их и оформлять на письме; развивать речевые навыки




3

Слово и слог

Повторить ранее изученный материал о слоге; формировать умения делить слова на слоги, находить ударный слог в слове; упражнять в переносе слов по слогам; раз­вивать речевые навыки, орфографическую зоркость




4

Звуки и буквы

Повторить ранее изученный материал о звуках и буквах русского языка, их клас­сификации по общим признакам; форми­ровать умение выполнять звуко-буквенный разбор слов




5

Гласные и согласные буквы и звуки

Повторить ранее изученный материал о гласных и согласных буквах и звуках; формировать умения выполнять фонетиче­ский разбор слов, давать характеристику звукам




Текст. Речь (6 ч)




6

Обучающее изложение

Формировать умение связно и последова­тельно передавать содержание текста




7

Речь в жизни человека

Формировать представление о речи как о средстве общения; совершенствовать монологическую речь; упражнять в орфо­эпически правильном произношении слов и предложений; учить делить текст на ло­гически законченные части; обогащать словарный запас




8, 10,11

Устная и письменная речь

Развивать речевые навыки, орфографиче­скую зоркость; обогащать словарный запас




9

Контрольная работа № 1 по теме «Повто­рение». Списывание

Проверить умение списывать текст с из­ученными орфограммами




Звуки и буквы (74 ч)




12

Звуки и буквы

Повторить ранее изученный материал о звуках и буквах русского языка; форми­ровать умения четко произносить звуки, сравнивать слова, похожие по звучанию




13, 14, 15

Гласные и согласные звуки


Повторить существенные признаки глас­ных и согласных звуков; упражнять в про­изношении слов; формировать навыки звуко-буквенного анализа слов




16, 17

Правописание слов с буквой э

Формировать умения различать звук [э] в словах, обозначать его на письме буквой




18

Обучающее изложение

Формировать умения передавать содер­жание текста с опорой на вопросы, точно употреблять слова из текста без искажения и подмены другими словами, правильно оформлять предложения на письме




19

Работа над ошибками. Списывание.

Проанализировать ошибки, допущенные в изложении; проверить умение списывать текст с из­ученными орфограммами




20, 21

Согласные звуки и буквы

Упражнять в звуко-буквенном анализе слов




22

Звук [й] и буква и

Формировать представление о согласном звуке [й], его роли при произношении йо­тированных гласных; учить отличать звук [й] от звука [и]




23

Контрольная работа № 2 по теме «Звуки и буквы». Диктант

Проверка умения правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять предложения в письменной речи; контроль знаний по темам: «Речь», «Гласные звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы».





24

Гласные и согласные звуки и буквы

Закрепление знаний по фонетике; развитие умения исправлять ошибки, допущенные в диктанте.




25

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

Формировать умения распознавать твер­дые и мягкие шипящие звуки, правильно произносить их и обозначать на письме



следующая страница >>