litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 6 7 8 9 10



.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по технологии (трудовое обучение)

для 2 класса


на 2011 – 2012 учебный год


Составитель: Наталья Дмитриевна Закутская, 1 квалификационная категория

Класс 2

Тип класса общеобразовательный

По учебному плану 2 ч в неделю

Количество часов на I полугодие:

Всего 32 ч., в неделю 2 ч.

Количество часов на II полугодие:

Всего 36 ч., в неделю 2 ч.


Технология (трудовое обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Т. М. Геронимус «Школа мастеров», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.


Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уро­ке займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осозна­нии или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях дея­тельности ребенка на уроке труда, включающей в себя как рав­нозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на уроке должна быть специально организованная часть, направ­ленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащен­ная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть урока дол­жно отводиться втрое меньше времени, чем на практические дей­ствия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руко­водством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, осо­бенно в I—II классах, элементы игры, а самостоятельные прак­тические действия должны вестись неторопливо, в строго ин­дивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Эффективность практической работы во многом зависит от ряда требований:

  1. выполняемая деятельность детей должна предполагать осуществление самостоятельных действий.

  2. учащиеся должны быть подготовлены к выполнению самостоятельной трудовой деятельности.

  1. трудовая деятельность должна содержать некоторый элемент творчества.

  1. трудовая деятельность должна вызывать интерес к труду, положительные эмоции, объект труда должен иметь общественную значимость.

  2. помощь учитель оказывает только тогда, когда у ребёнка возникают определённые трудности.

Цели и задачи трудового обучения:


  • формирование правильного отношения к труду;

  • воспитание трудолюбия и культуры труда;

  • овладение первоначальными умениями обработки различных материалов, знание простейших видов сельскохозяйственных работ;

  • общее ознакомление с техникой и доступными для детей профессиями;

  • развитие и воспитание учащихся.

Для решения вышеуказанных задач во 2 классе предусмотрены следующие виды занятий: работа с глиной( пластилином), аппликация из бумаги, аппликация из ткани, мозаика.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;

  • о возникновении аппликации, мозаики, оригами как искусства;

знать:

  • новые термины, данные в учебнике;

  • свойства новых материалов;

  • новые свойства уже встречавшихся материалов;

  • новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

  • новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;

- новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки; - новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;

уметь:

  • вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

  • вырезать из бумаги полоски на глаз;

  • обрывать бумажные детали по намеченному контуру;

  • плести разными способами из различных материалов;

  • выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру4

  • пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;

  • экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;

  • соединять детали разными способами;


  • ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

  • ориентироваться в задании, где ученику предоставляет возможность выбора материалов и способов выполнения задания; планировать последовательность выполнения действий по образу контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; создавать образы по собственному замыслу.


Планируемые результаты освоения предмета:

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • название материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;

  • правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;

  • правила разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;

  • правила сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью пальцев и линейки;

  • приемы соединений (разъемные, не разъемные);

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • составлять план предстоящей работы;

  • обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

  • изготовлять по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

  • экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию;

Общетрудовые умения:

Под руководством учителя:

  • читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия.

Самостоятельно:

  • размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;
  • выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.



Календарно-тематическое планирование



Дата

урока

Тема

Характеристика деятельности учащихся

I четверть (18 часов)




1

Вступительная беседа по теме «Технология». Закладка из бумаги.

Познакомить с содержанием терминологического понятия «технология», повторить правила техники безопасности при работе с ножницами.




2

Урок – экскурсия «В гости к природе». Сбор природного материала.

Дать понятие урока – экскурсии, познакомить с правилами поведения на природе, дать понятие условий сбора и хранения природного материала.




3

Поделки из природного материала «Веселые медвежата».

Познакомить с новым природным материалом – цветками репейника




4

Аппликация «Волшебные круги».

Дать представление об использовании шаблонов и технике их обведения карандашом.




5

Поделка из бумаги «Плясунья из конфетной обертки».


Повторить технику работы с разными видами бумаги.




6

Поделка из бумаги «Абак».

Повторить технику работы с разными видами бумаги.




7

Аппликация «Золотая осень».

Повторить технику работы в жанре «аппликация».




8

Поделка из шишек «Детки в клетке. Сова».

Дать понятие приема стилизации и методики его использования.




9

Поделка из шишек «Детки в клетке. Пингвин».

Использование природных материалов и приема стилизации.




10

Поделка из бумаги «Вертушка».

Научить делать объемные поделки из бумаги.




11

Шитье. Повторение шва «вперед иголку».

Познакомить с простейшими операциями со швейной иглой, правилами техники безопасности при работе с иглой.




12, 13

Шитье. Поделка «Шар».

Познакомить с разными видами ткани и материалами для набивки игрушек, совершенствовать навыки шитья.


14


Поделка из бумаги «Карлсон».

Дать понятие «цилиндр», научить делать игрушки из бумажного цилиндра.




15

Объемная лепка из пластилина «Телефон».

Повторить свойства пластилина; пластилин в мультипликации.




16, 17

Лепка на картоне «Избушка на курьих ножках».

Дать понятие «пластилинография»




18

Уборка рабочего места.

Правила техники безопасности при уборке, влажная уборка рабочего места.

II четверть (14 часов)




19

Аппликация «Зима».

Аппликация; вырезание деталей из бумаги и их приклеивание.




20

Лепка из пластилина «Зимняя скульптура».

Повторить разные способы работы с пластилином и освоить прием плоскостной лепки




21

Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь».

Познакомить с новым материалом для аппликаций – яичной скорлупой и техникой работы с ней.




22

Поделка из шишек «Детки в клетке. Лисица».


Повторить технику работы с шилом и использования в самостоятельных поделках знакомого природного материала.




23

Шитье. Виды швов. Швы «через край» и «петельный».

Познакомить с разными видами обметочных швов




24

Шитье. Обметывание салфетки.

Применение разных обметочных швов на практике.




25

Конструирование из бумаги «Волшебный квадрат».

Развить навыки работы с бумагой и использования глазомера.




26

Конструирование из бумаги «Весы».

Научить изготавливать усложненные варианты поделок.




27

Аппликация «Ботаническое лото».

Научить изготавливать усложненные варианты поделок и игровые элементы в виде аппликации – гербария.




28

Конструирование из бумаги «Телевизор».

Научить изготавливать усложненные варианты поделок.




29

Поделки из бумаги: «Гирлянды», «Флажки», «Цепочка».

Вырезание многократно сложенной полоски, двойных геометрических фигур.




30

Поделка из бумаги «Китайский фонарик».

Научить изготавливать усложненные по конструкции варианты поделок.




31

Поделка из фольги «Комета».

Научить работе с фольгой




32

Генеральная уборка класса - «Операция «Дарите радость людям».

Правила техники безопасности при уборке, влажная уборка рабочего места.

IIIчетверть (20 часов)




33

Аппликация из конфетти и серпантина.

Познакомить с конфетти и серпантином, научить использовать их в работе.




34

Чеканка по фольге «Узор».

Познакомить с техникой чеканки




35

Шитье. Виды швов. Шов «Стебельчатый».

Познакомить с новым видом шва – «стебельчатым»




36

Шитье. Вышивка салфетки с кисточками.

Закрепить навыки выполнения швов.




37

Конструирование из бумаги «Рабочая коробка».

Дать представление о технике разметки и выкройки рабочей коробки.





38

Шитье. Пришивание пуговиц.

Сформировать навык работы с разными пуговицами.




39

Шитье. Обметывание прорезных петель.

Обсудить назначение петель в одежде, рассмотреть различные виды петель.




40

Поделка из бумаги «Гвардейская открытка».

Познакомить с технологией выполнения объемной звезды




41

Поделка из бумаги. Аппликация «Весенние облака».

Закрепить навыки работы с ножницами и клеем.




42, 43

Поделка из ваты «Желтые пушочки в нарядной вазочке».

Сформировать навыки работы с ватой.




44

Поделка из бумаги «Вазочка».

Сформировать навык художественного оформления «под бересту»




45

Поделка из бумаги «Бабочка».

Закрепить навык работы с квадратом из бумаги




46

Поделка из луковицы «Чиполлино».

Формировать навыки работы с ранее не использовавшимся природным материалом





47, 48

Пластилиновая скульптура «Дед Мазай и зайцы».

Воплотить литературных персонажей в реальной поделке




49

Поделка из картона «Открытка – загадка».

Закрепить навыки работы с картоном и лентами.




50

Поделка из поролона «Волшебный кубик».

Познакомить с новым материалом – поролоном, использование его в поделках




51

Поделка из бумаги и спичечных коробков «Кораблики»

Закрепить навык работы в технике «оригами»




52

Шитье. Поделка «Кухонная прихватка».

Закрепить навыки шитья




53

Уборка рабочего места – «Операция « Весенняя уборка».

Правила техники безопасности при уборке, влажная уборка рабочего места.

IV четверть (16 часов)




54, 55

Поделка из бумаги «Шапочка птицы».

Повторить особенности работы с газетной бумагой.




56, 57

Шитье. «Игольница».

Научить объединять технологии работы с тканью, картоном и набивочным материалом




58

Поделка из поролона «Лисичка».

Закрепить навыки использования поролона для поделки




59

Аппликация из ваты (или тополиного пуха) на бархатной бумаге «Кот и заяц».

Сформировать навыки работы с тополиным пухом




60

Объемная аппликация «Стайка бабочек».

Научить технике изготовления объемной аппликации из бумажных листков разного размера




61

Поделка из шишек «Лесовичок и ежик».

Повторить правила стилизации




62

Поделка из бумаги «Сирень».

Сформировать навыки технического моделирования.




63

Чеканка по фольге «Кораблик».

Закрепить навыки работы с фольгой




64

Поделка из бумаги «Плетеный коврик».

Закрепить умение использовать гибкость бумаги.




65

Поделка из бумаги «Фигурный плетеный коврик».

Усовершенствовать технику плетения из бумаги




66

Поделка с движущейся деталью «Котенок».

Сформировать навыки изготовления движущихся деталей в поделке




67

Урок – экскурсия «Весна пришла, тепло привела».

Дать представление об условиях сбора и хранения природного материала, заготовленного летом




68

Генеральная уборка класса.

Правила техники безопасности при уборке, влажная уборка рабочего места.



<< предыдущая страница   следующая страница >>