litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
Государственное бюджетное образовательное учреждение


среднего профессионального образования Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

отделение учебно-консультационных пунктов


Рабочая программа

учебного предмета биология

для 8-9 классов

(II ступень)


Ангарск, 2012


Одобрено МО естественно-научного цикла


Протокол № 7

от «10 » февраля 2012 г.


Руководитель МО


_______________Н.Н.Шаферова



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по уровню образования




Рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета АПК.


Протокол №____

от «____» ______________ 2012г.


Зам. директора по УР

___________________О.М. Прыткова



Авторы:

Петрищева Анна Егоровна учитель первой квалификационной категории,

Ишмуратова Фатыма Рахимяновна, учитель второй квалификационной категории


Рецензенты:

Юнг Т.П., учитель биологии высшей квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания закономерностей естественнонаучной картины мира, личностного развития. Обучение предмету биология направлено на социализацию обучающихся учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа предназначена для использования в образовательном процессе в учебно-консультационных пунктах (далее – УКП) при исправительных учреждениях (далее – ИК) государственного управления федеральной службы исполнения наказания (далее – ГУФСИН).

Цель рабочей программы: обеспечить усвоение учащимися знаний о биологической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших биологических понятиях, законах, теориях и реализация стандарта образования в условиях УКП.

Цель изучения курса биологии: обеспечить усвоение учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как социальном существе; о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира и методах научного познания.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях.

На изучение курса биологии на уровне основного общего образования с 8 по 9 класс отводится в целом 90 часов. Программа рассчитана на два года.

В 8-м классе формируются понятия о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды, определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками. Это позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.


В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Рабочая программа предусматривает проведение практических лабораторных работ с использованием средств видео - и dvd-материалов.

Рабочая программа «Биология» носит адаптированный характер. При ее разработке содержание авторской программы основного общего образования по биологии изменено и дополнено с учетом ФГОС.

Содержание рабочей программы может быть реализовано при использовании традиционной технологии обучения, а также других современных образовательных технологий: личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемная, разноуровневого обучения, здоровьесберегающая. А также передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Правильный подбор методов, соответствующих содержанию и возрасту обучающихся в учебно-консультационных пунктах, обеспечивает хорошее качество знаний. Такой подход к уроку, способствует развитию понятий и умений, осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние. К основным формам контроля относятся: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов или докладов. Учебно-методическое обеспечение включает тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль) на определение уровней усвоения учебного содержания и предложен в приложении 4. Шкала оценки знаний – пятибалльная представлена в приложении 5.


Рабочая программа предполагает разнообразные формы организации учебного процесса: общеклассной (фронтальной), групповой, индивидуальной на основе классно–урочной системы обучения, но преобладает комбинированный тип урока и лекции с элементами беседы и демонстрации, для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторно-практические занятия и инструкции к их проведению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс




п/п

Наименование разделов,

тем

максим

учебная

нагрузка, ч.

В том числе обязательные учебные занятия

на занятии

лабор.-практич.

1.

Раздел 1. Человек как биологический вид

2

2




1.1

Место человека в системе органического мира

1

1




1.2

Происхождение человека. Расы человека.


1

1




2.

Раздел 2. Общий обзор организма человека

4

2

2

2.1.

История развития знаний о строении и функциях организма

1

1




2.2.

Клеточное строение организма

Ткани и органы и их системы. Организм

3

1

2

3.

Раздел 3. Координация и регуляция

8

6

2

3.1.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

1

1




3.2.

Нервная регуляция. Строение и функции спинного и головного мозга

4

3

1

3.3

Органы чувств. Анализаторы.

3

2

1

4.

Раздел 4. Опора и движение

4

4




4.1

Скелет человека

2

2




4.2

Мышцы, их строение и функции

2

2




5.

Раздел 5. Внутренняя среда организма.

5

3


2

5.1

Внутренняя среда организма и ее значение. Состав крови

1

1




5.2

Иммунитет. Группы крови. Резус-фактор

1

1




5.3

Органы кровообращения и их функции

3

1

2

6

Раздел 6. Дыхание

3

3




6.1

Строение органов дыхания и их функции

1

1




6.2

Газообмен в легких и тканях. Первая помощь при нарушении дыхания


2

2




7

Раздел 7. Пищеварение. Выделение. Обмен веществ и энергии

7

5

2

7.1

Строение и функции пищеварительной системы

3

2

1

7.2

Обмен веществ и энергии. Роль витаминов

2

1

1

7.3

Выделение. Строение и работа почек. Кожа. Теплообмен

2

2




8

Раздел 8. Размножение и развитие

1

1


8.1


Развитие человека и возрастные процессы

1

1




9

Раздел 9. Высшая нервная деятельность

3

2

1

9.1

Особенности высшей нервной деятельности человека

2

1

1

9.2

Типы нервной деятельности человека. Биологические ритмы. Сон, его значение

1

1







Итого:

36

27

9


Содержание учебной дисциплины


Раздел 1 Человек как биологический вид

Тема 1.1. Место человека в системе органического мира

Должны знать:

- место человека в системе органического мира;


- черты сходства человека с животными; факторы антропогенеза;

- отличительные черты человека от животных; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»;

- биосоциальную природу человека.

Должны уметь:

- приводить примеры из жизни животных, доказывающие единство в строении и образе жизни животных и человека;

- давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры.

Владеть компетенциями:

- умение самостоятельно формулировать определения основных понятий курса.

- умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекооб­разных обезьян. Человек разумный

Самостоятельная работа на уроке

Составление таблицы «Сходства и различия человека и приматов».

Консультации по предмету

Особенности строения человека (1 час).


Тема 1.2. Происхождение человека. Расы человека

Должны знать:

- этапы и эволюцию человека;

- виды рас и их характеристики и единство человеческих рас;

- основные черты древнего, древнейшего и ископаемого человека, человека современного типа.

Должны уметь:

- объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции;

- объяснять этапы и факторы становления человека

Владеть компетенциями:

- умение самостоятельно формулировать определения основных понятий курса.

- умение работать с учебником, со справочными таблицами;


Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма

Содержание учебного материала

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние и первые современные люди. Расы человека, их происхождение и единство. Современный этап эволюции человека.

Самостоятельная работа на уроке

Заполнение таблицы «Происхождение человека».

Консультации по предмету



следующая страница >>