litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5 6

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Самостоятельная работа на уроке

Составление доклада о истории развития органического мира.

Консультации по предмету

Эволюционная роль мутаций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Начальные этапы развития жизни (4 часа)

Раздел 3. Структурная организация живых организмов


Тема 3.1. Клеточная теория строения организмов.

Строение и жизнедеятельность клетки

Должны знать:

  • клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы;

  • о химических элементах клетки, обмене веществ и энергии, об органических веществах, входящих в состав клетки;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, регуляция жизнедеятельности организма.

Должны уметь:

  • сравнивать строение клеток бактерий, грибов, растений, животных, природные и искусственные сообщества, экосистемы;

  • делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы.

Владеть компетенциями:

  • умение работать со справочными таблицами;

  • умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма и окружающей среды

Содержание учебного материала

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Прокариоты и эукариоты.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК— источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.


Прокариоты и эукариоты. Особенности строения клеток бактерий. Основные положения клеточной теории.

Лабораторно-практическое занятие

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом*.

Самостоятельная работа на уроке:

Заполнение таблицы «Строение клетки».

Консультации по предмету

Вода, особенности строения и свойства. Клеточная теория строения организмов (2 часа).


Тема 3.2. Деление клеток. Митоз

Должны знать:


  • деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов;

  • о жизненном цикле клетки, черты митоза, о строении и функциях генов и хромосом;

  • нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Должны уметь:

  • определять и объяснять все фазы деления клетки.

Владеть компетенциями:

  • умение работать со справочными таблицами;

  • умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Содержание учебного материала

Деление клеток эукариот, митоз и его фазы.

Самостоятельная работа на уроке

Составление схемы деления клетки и заполнение таблицы «Митоз».


Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 4.1. Бесполое и половое размножение организмов

Должны знать:

  • формы размножения организмов, бесполое и половое, их особенности.

Должны уметь:


  • объяснить этапы бесполого размножения;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • объяснить значение полового размножения;

Владеть компетенциями:

  • умение работать с учебником, со справочными таблицами.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма и окружающей средой.

Содержание учебного материала

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения и полового размножения.

Самостоятельная работа на уроке

Составление плана, схемы-конспекта о митозе и мейозе.


Тема 4.2. Онтогенез Общие закономерности развития

Должны знать:

  • биогенетический закон, понятия: филогенез, эмбриогенез, онтогенез;

  • стадии эмбрионального развития организма и онтогенеза;

Должны уметь:

  • объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; охарактеризовать стадии эмбрионального развития;

  • объяснить особенности этапов постэмбрионального периода.

Владеть компетенциями:

  • умение работать с учебником и со справочными таблицами;

  • умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:


  • соблюдения мер профилактики заболеваний;

Содержание учебного материала

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Биогенетический закон.

Самостоятельная работа на уроке

Выполнение словарной работы с текстом учебника в тетради.

Консультации по предмету

Онтогенез. Биогенетический закон (1 час).


Раздел 5 Наследственность и изменчивость организмов

Тема 5.1 Наука генетика. Основные понятия генетики

Должны знать:

  • сущность биологических процессов: размножение, наследственность и изменчивость.

  • генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости, методы генетики;

  • наследственная и ненаследственная изменчивость;

Должны уметь:

  • давать определения основным генетическим понятиям;

  • различать признаки живых организмов и закономерности их наследования.

Владеть компетенциями:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Содержание учебного материала

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г.Менделя. Методы исследования наследственности.

Самостоятельная работа на уроке

Выполнение словарной работы в тетради.


Тема 5.2 Законы Г.Менделя

Должны знать:
  • законы Менделя (закон доминирования, закон расщепления, полное и неполное доминирование, закон чистоты гамет);


  • понятия: доминантные и рецессивные, алльные гены, гомозиготы и гетерозиготы, генотип, фенотип;

  • гибридологический метод, моногибридное и дигибридное скрещивание.

Должны уметь:

  • объяснять значение гибридологического метода;

  • решать генетические задачи, составлять схемы решения.

Владеть компетенциями:

  • умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний и правил поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

Работы Г.Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Фенотип и генотип.

Лабораторно-практическое занятие

Решение генетических задач и составление родословных.

Самостоятельная работа на уроке

Составление опорного конспекта, решение генетических задач.

Консультации по предмету

Решение задач по теме: «Законы Менделя» (1 час).


Тема 5.3. Генетика пола. Формы изменчивости

Должны знать:

      • о генетике пола;

      • чем определяется сцепленное наследование генов и причины наследственности;

      • о взаимодействии генов, о наследственной изменчивости, о фенотипической изменчивости;

Должны уметь:
  • объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;


  • объяснить роль мутаций;

  • построить вариационную кривую;

  • объяснить механизм определения пола и решать задачи на определение пола.

Владеть компетенциями:

  • умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторно-практическое занятие

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Самостоятельная работа на уроке

Составление конспекта-схемы с применением опорных понятий.

Консультации по предмету

Решение задач по теме: «Наследственность и изменчивость» (1 час).


Тема 5.4. Селекция живых организмов

Должны знать:

  • учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений;

  • задачи и методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

  • основные направления биотехнологии в микробиологии, генной инженерии.

Должны уметь:


  • применять знания о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов;

  • приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных

Владеть компетенциями:

  • умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

Задачи и методы селекции. Сорта растений, породы животных, штаммы бактерий. Центры происхождения культурных растений. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции

Самостоятельная работа на уроке

Составление конспекта о происхождении культурных растений.

Консультации по предмету

Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова (1 час).


Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.

Основы экологии

Тема 6.1 Биосфера. Биогеоценозы и биоценозы

Должны знать:

  • структуру биосферы и ее компоненты: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский);

  • понятия: биомасса, биологическая продуктивность, живое вещество, биологический круговорот веществ в природе, экология;

  • экосистемы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты, саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов;

  • среда – источник веществ, энергии и информации;

  • экология – наука о окружающей среде.

Должны уметь:
  • выделять структуру биосферы, и её функции, показать взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами;


  • выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах;

  • выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.

Владеть компетенциями:

  • самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура и функции биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Автотрофы, гетеротрофы. Пищевые связи в экосистеме.

Лабораторно-практическое занятие

Составление схем пищевых цепей в биоценозах.

Самостоятельная работа на уроке

Заполнение таблицы «Пищевые связи».

Консультации по предмету

История формирования живых сообществ (1час).


Тема 6.2 Экологические факторы

Должны знать:

  • понятия: экологические факторы, абиотические, биотические и антропогенные факторы, о разнообразии экологических факторов и их влияние на организмы;

  • экосистемную организацию живой природы: экосистемы, производители, потребители и разрушители органических веществ, пищевые связи.

Должны уметь:

  • характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • определять влияние абиотических факторов на организмы растений и животных.


Владеть компетенциями:

  • определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • экологически грамотное поведение в окружающей среде.

Содержание учебного материала

Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические и биотические факторы среды. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Типы взаимодействия между организмами (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторно-практическое занятие

Составление схем экологических систем, круговорота веществ.

Самостоятельная работа на уроке

Составление конспекта - схемы о экологических факторах.

Консультации по предмету

Интенсивность действия факторов среды (1 час).



<< предыдущая страница   следующая страница >>