litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»



«Утверждаю»

Декан авиационного

факультета

______________В.Г.Стогней

«_____»___________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.Р.02 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НЕФТИ И ГАЗА


для специальности 130501 – Проектирование, сооружение и эксплуатация

газонефтепроводов и газонефтехранилищ

авиационного факультета


Форма обучения – очная


Срок обучения - нормативный


Воронеж 2009

Рабочая программа составлена на основании программы дисциплины «Математическое моделирование процессов трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.


Составитель программы: __________ д.т.н., доцент Кретинин А.В.


Программа обсуждена на заседании кафедры НГОиТ

Протокол № ___ от «___»________20___ года


Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией авиационного факультета.


Председатель методической комиссии ______________________ / Кретинин А.В. /


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина является сервисной среди цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, исследующих проблемы транспорта нефти и газа. Содержание данной дисциплины коррелирует с содержанием соответствующих общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

В настоящее время моделирование составляет неотъемлемую часть современной фундаментальной и прикладной науки, причем по важности оно приближается к традиционным экспериментальным и теоретическим методам.

Необходимо отметить, что процесс моделирования требует проведения математических вычислений, которые в подавляющем большинстве случаев являются весьма сложными. Для разработки программ, позволяющих моделировать тот или иной процесс, от обучающихся потребуется не только знание предметной области исследований, конкретных языков программирования, но и владение методами вычислительной математики. При изучении данного курса представляется целесообразным использовать пакеты прикладных программ для математических и научных расчетов, ориентированных на широкие круги пользователей.


1. Цель и задачи дисциплины

Цель курса - углубить представления студентов о моделировании как методе научного познания для использования полученных в этой области знаний, как при изучении смежных дисциплин, так и в профессиональной деятельности, в частности при проектировании, сооружении и эксплуатации газонефтепроводов и газонефтехранилищ.

Дисциплина состоит из элементов теории гидрогазодинамики, рассматривает различные реологические модели. Подробно рассмотрены дифференциальные уравнения в частных производных (ДУЧП) гидрогазодинамики, вопросы численного решения систем ДУЧП. Освещены основы математического моделирования трубопроводного транспорта нефти и газа.

При изучении дисциплины студент закрепляет знания и навыки, полученные при изучении математических и общепрофессиональных дисциплин и получает знания и навыки, необходимые при изучении специальных дисциплин. Важно, что изучению данной дисциплины предшествовало прохождение студентами таких предметов как: “Математика”, “Информатика”, “Гидравлика'', “Теплотехника”, ''Геология'', ''Механика сплошной среды'', ''Физика пласта'', “Основы технической диагностики”, «Подземная гидромеханика», т.е. студент имеет представление о тех специфических проблемах, возникающих у инженеров специальности 130501, при решении которых в настоящее время перспективно применение современных методов математического моделирования.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс имеет теоретическую и практическую направленности в равной степени.

При осмысленном изучении дисциплины студент должен:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о принципах и методах математического моделирования гидрогазодинамических процессов;

- о математических моделях на основе дифференциальных уравнений;

- о численных методах в различных научных дисциплинах и вычислительном эксперименте;

- о численных методах решения обыкновенных дифференциальных уравнений и систем дифференциальных уравнений в частных производных;


ЗНАТЬ:

- основные типы математических моделей и особенности их применения в различных областях нефтегазового дела;

- принципы численного решения систем ДУЧП;

- принципы дискретизации и алгебраизации математических моделей на основе ДУЧП;

- существующие программные и технические средства математического моделирования.

УМЕТЬ:

- формулировать технические задачи в виде, удобном для их решения математическими методами;

- выбирать наиболее эффективные пути достижения цели – построения адекватной математической модели исследуемого процесса;

- иметь четкое представление о возможностях и условиях использования математических методов и современной вычислительной техники при ведении проектных и эксплуатационных работ.

Полученные знания и умения должны позволить студенту, после изучения дисциплины, иметь навыки исследовательской работы в области трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа и выполнения курсовых и дипломных работ и УНИРС.

Кроме лекций предусматриваются лабораторные занятия


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – дневная

Срок обучения – 5 лет

Курс – 5

Вид занятий

Всего часов

9 семестр

Общая трудоемкость

100

Аудиторные занятия

51

Лекции

34

Практические занятия


Лабораторные занятия


17

Семинары




Другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

49

Подготовка к практическим работам




Реферат




Работа над темами для самостоятельного изучения

17

Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям

17

Выполнение контрольной работы

5

Подготовка к контрольным мероприятиям

10

Другие виды самостоятельной работы




Рубежи контроля знаний

Зачет


9 семестр



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

№ п/п

Раздел дисциплин


Л

ПЗ

ЛР

1

Основные уравнения гидрогазодинамики и численные методы решения


22




12

2

Методы расчета трубопроводного транспорта нефти и газа

12




5


4.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Основные уравнения гидрогазодинамики и численные методы решения (22 часа)



следующая страница >>