litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11


Марина А.В., Желтова А.В., Панькина О.Е.,

Шашигина Н.Я., Шашунькина Н.Н..


ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ


5 класс


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


Дорогой друг!


Эта тетрадь предназначена для твоей самостоятельной работы в классе, на уроке и дома, при выполнении домашнего задания. В нее включены разнообразные вопросы и всевозможные задания, при выполнении которых ты должен показать, насколько хорошо освоил изучаемый учебный материал.

Структура тетради соответствует учебной программе курса « Ведение в экологию». К каждому уроку даны вопросы, задания разного уровня сложности, требующие простого воспроизведения изученного материала или творческого подхода к решению поставленных вопросов и задач. Многие вопросы и задания потребуют от тебя знания экологических проблем, стоящих перед твоим родным селом. Ответы на такие задания помогут тебе разобраться в причинах возникновения этих проблем, а , самое главное – понять, что необходимо сделать для их разрешения и предупреждения.

В конце каждой темы помещены тесты, которые предназначены для самопроверки твоих знаний.

В конце тетради находится словарь терминов, с которыми ты познакомишься при изучении предмета.

Тебе предстоит выполнить задания с рисунками, провести наблюдения в природе, выполнить ряд лабораторных работ, инструкции по проведению которых ты также найдешь на страницах рабочей тетради.

Мы желаем тебе, наш юный друг, успешной работы!


Авторы


ВВЕДЕНИЕ



Урок 1.Предмет и задачи экологии.


  1. Дай определение:

Окружающая среда –

____________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Закончи предложения:

Наука экология изучает _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


Термин «экология» впервые предложил ___________________________________в ________________году.


  1. Ответь на вопросы:

а) Что, на твой взгляд, надо сделать, чтобы в городах и поселках воздух стал чистым?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


б) Можно ли, строя заводы и города, сохранить воду чистой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу:




Деятельность человека

улучшающая состояние природы

ухудшающая состояние природы









5.Объясни смысл этого стихотворения:

Кромсаем лед,

Меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот …

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька….

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого, пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Напиши сочинение на тему: «Что я могу сделать, чтобы мое село стало чистым?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема БИОСФЕРА


Урок 2. Природа как совокупность живого и неживого.


  1. Из предложенного перечня выбери тела неживой природы и живые организмы: дельфин, ромашка, капелька воды, муравей, гриб, солнце, слон, хлеб, сорока, камень, почва, здание школы, лесная тропинка.


Живые организмы -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тела неживой природы - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомни и перечисли признаки живых организмов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Дай определение:


Биология - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Перечисли известные тебе науки, изучающие живые организмы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполни схему:





  1. Выбери правильный ответ:




  1. К живой природе относится:

а) береза;

б) воздух;

в) тепло;

г) камень.

  1. К неживой природе относится:

а) гриб;

б) водоросль;

в) дождевой червь;

г) свет.

  1. К свойствам живых организмов не относится:

а) рост;

б) дыхание;

в) размножение;

г) испарение.


4.К свойствам живых организмов относится:

а) питание;

б) плавление;

в) растворение;

г) ржавление.

5.Компонентами живой природы являются:

а) растения и воздух;

б) животные, грибы, бактерии, вода;


в) растения, животные, грибы, бактерии;

г) вода, воздух, почва


7 .Выпиши номера правильных утверждений: ______________________________________________________________

1. Мир вокруг нас представлен живыми организмами и телами неживой природы.

2. Живые организмы в отличие от неживых тел растут, дышат , питаются , размножаются и передвигаются.

3. Почва – это компонент живой природы.

4. Между живой и неживой природой не существует никакой связи.

5. Компонентами живой природы являются все живые существа.

6. Рост и размножение – самые важные свойства живых организмов.


Урок 3.Неживые компоненты природы.


  1. Из предложенного перечня выбери тела неживой природы и живые организмы: паук, роса, медведь, жаба, свет, лопух, вода, воробей, камень, бабочка, человек, тепло, дорога, слон.


Живые организмы -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тела неживой природы - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Установи соответствие между понятиями. Выпиши буквенные обозначения




Гидросфера

а) воздушная оболочка Земли


Атмосфера

б) твердая оболочка Земли



Литосфера

в) водная оболочка Земли



3. Докажи, что все три оболочки Земли тесно взаимодействуют друг другом_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 .Выбери правильный ответ:

1. Наука, изучающая живые компоненты Земли, – это:

а) экология;

б) биология;

в) география;

г) история.

2. Атмосфера – это:

а) водная оболочка;

б) воздушная оболочка;

в) твердая оболочка;

г) световая оболочка.

3. К неживому компоненту природы не относится:

а) растение;

б) камень;

в) животное;

г) почва

4. К неживому компоненту природы относится:

а) вода;

в) мухомор;

б) глина;

г) рак.

5. Литосфера – это:

а) водная оболочка;

б) твердая оболочка;

в) воздушная оболочка;

г) световая оболочка.


5. Выпиши номера правильных утверждений:

___________________________________________________________


1.Гидросфера является водной оболочкой Земли.

2.Атмосфера является самой важной сферой Земли.

3.Гидросфера представлена водоемами.

4.Воздух – это смесь различных газов.

5.Слово «литос» в переводе означает « камень».


6.Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой.


6.Заполни схему:




7.Вставь в текст пропущенные слова:


Кислород – это __________, который необходим для _____________ живых организмов, а углекислый ________ не поддерживает _________, но очень нужен ____________ для образования _____________ веществ.


8.Схематично изобрази расположение всех трех оболочек Земли относительно друг друга.


Урок 4. .Живые компоненты природы.


  1. Заполни схему:





  1. Вставь в тексте пропущенные слова:


Термин «биосфера» ввел в науку во второй половине _____________ века австрийский ученый ______________. Учение о биосфере создал русский ученый _________________________, который считал, что биосфера – это _______________________________________________.


  1. Впиши слова в соответствующие столбцы таблицы:

ворона, карась, вода, туберкулезная палочка, волк, снег, мука, осина, камень, жук, капуста, воздух, свет, иней, кувшинка.


Живые компоненты

Неживые компоненты






























































  1. Дай определение:

Биосфера

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Живая природа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выбери правильный ответ:

  1. Наука о живом – это:

а) физика;

б) биология;

в) химия ;

г) география

2. Твердая оболочка Земли – это:

а) литосфера;

б) атмосфера;

в) биосфера;

г) гидросфера

3. Ель обыкновенная относится к царству:

а) животных;

б) бактерий;

в) растений;

г) грибов

4. Жизнь в воде распространена до глубины:

а) 1 тысячи метров;

б) 9 тысяч метров;

в) 5 тысяч метров;

г) 11 тысяч и ниже.

5. Учение о биосфере создал:

а) Ж.Б. Ламарк;

б) В.И. Вернадский;

в) Э.Геккель;

г) К.А.Тимирязев

  1. Ответь на вопрос: Где сосредоточена основная масса живых организмов в оболочках Земли?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполни таблицу, вписав по 5 видов живых организмов разных царств в каждую графу




Обитатели суши

Обитатели воды

Обитатели почвы

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.




  1. Выпиши номера правильных утверждений: ________________________________________________________




  1. Признаки живого характерны для всех живых организмов.
  2. Живые организмы распространены в атмосфере бесконечно высоко.


  3. Вертикальное распространение живых организмов зависит от многих климатических условий.

  4. Биология – это наука о растениях.

  5. Размножение - самое главное свойство живого.

  6. Гидросфера – водная оболочка Земли.

  7. Область распространения основной массы живых организмов в литосфере не выходит за 10 метров от поверхности.

  8. Божья коровка относится к царству животных



ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМАМ ВВЕДЕНИЕ» и « БИОСФЕРА»


Выбери верный ответ:

  1. Экология изучает:

а) взаимосвязи организмов с окружающей средой;

б) особенности строения живых организмов;

в) строение Земли;

г) вещества и их превращения.

2. Термин « экология» впервые ввел ученый:

а) Л.Пастер;

б) Ж.Б.Ламарк;

в) М.В.Ломоносов;

г) Э.Геккель.

3. Окружающая среда – это:

а) сообщество организмов;

б) все, что окружает живой организм;

в) область распространения живых организмов;

г) место размножения живого организма.

4. Живая природа представлена

а) только микроорганизмами;

б) только микроорганизмами, грибами;

в) только микроорганизмами, грибами, растениями;

б) микроорганизмами, грибами, растениями, животными.

5. К живой природе относится:

а) мох;

б) здание библиотеки;

в) свет;

г) иней.

6. К неживой природе относится:

а) сорока;

б) блоха;

в) дорога;

г) сенная палочка.

7. К свойствам живой природы относится:

а) деформация;

б) дыхание;

в) замерзание;

г) коррозия.

8. К свойствам живых организмов не относится:


а) кристаллизация;

б) рост;

в) движение;

в) выделение.

9. Гидросфера – это:

а) воздушная оболочка Земли;

б) магнитная оболочка Земли

в) водная оболочка Земли

г) каменная оболочка Земли

10. В состав воздуха не входит:

а) хлор;

б) кислород;

в) углекислый газ;

г) азот.

11. Поддерживает дыхание и горение:

а) водяной пар;

б) кислород;

в) углекислый газ;

г) азот.

12. Для образования органических веществ углекислый газ необходим:

а) бактериям;

б) животным;

в) растения;

г) всем живым организмам.

13. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

а) атмосферой;

б) гидросферой;

в) литосферой;

г) биосферой.

14. Живые организмы представлены:

а) одним царством;

б) двумя царствами;

в) тремя царствами;

г) четырьмя царствами.

15. Самостоятельного царства не образуют:

а) вирусы;

б) бактерии;

в) растения;

г) животные.

16. Мухомор является представителем царства:

а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) микроорганизмов.

17. К царству животных относится:

а) вирус гриппа;

б) комар;

в) василек;

г) плесень.

18. В.И.Вернадский – основатель учения о

а) биосфере;

б) атмосфере;

в) литосферы;

г) гидросферы.



следующая страница >>