litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный

педагогический университет»


Институт повышения квалификации

и персональной переподготовки работников образования


Выпускная квалификационная работа на высшую категорию


Тема:

Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов


Выполнила: Зеленкова В.Д, педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр развития творчества

детей и юношества» п.Адамовка,

Адамовский район


Руководитель: Самсоненко Л.С.,

старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии

ИПК и ППРО ОГПУ


Оренбург

2008

Содержание


Введение…………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы личностного самоопределения учащихся....………………………………………...…………………………..…5

1.1 О самоопределении личности в современном обществе………………...5
1.2 Личностное самоопределение как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………………………6

1.3 «Я-концепция» как фактор личностного самоопределения ……………9

1.4 Педагогическая поддержка подростка в его профессиональном самоопределении……………………………………………………………..…10
1.5 Проблема развития творческих способностей, их роль в самоопределении………………………………………………………………..12
1.6 Портфолио как технология результативности обучения ………………...15


Глава 2. Программа развития личностного самоопределения «Сотвори себя сам»…….………………………………………………….................................. 16


    1. Пояснительная записка……………………………………………………..16

    2. Учебно-тематические планы……………………………………………….27

2.3 Содержание изучаемого курса……………………………………………..32


2.4 Перечень имеющегося оборудования……………………………………..37

2.5 Список рекомендуемой литературы для учащихся……………………....39

2.6 Результативность работы программы «Сотвори себя сам!»……………..40

Заключение………………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………………50


Введение

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Актуальность. В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как  именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.
В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные  условия для раскрытия  и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности и ее дальнейшего самоопределения.  

Тема работы: Личностное самоопределение учащихся 5-9 классов


Цель написания работы: Раскрыть сущность личностного самоопределения и разработать программу по его развитию в условиях основной школы.


Задачи написания работы:


  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме самоопределения личности, сделать теоретическое обоснование для разработки программы, способствующей развитию личностного самоопределения

  2. Описать опыт работы по созданию в школе  педагогических условий для формирования активной жизненной позиции учащихся 5-9 классов

  3. Разработать программу по развитию личностного самоопределения учащихся основной школы

  4. Проанализировать эффективность деятельности учащихся, занимающихся по основным направлениям программы


База осуществления деятельности: Речная основная школа Адамовского района Оренбургской области, учащиеся 5 – 9 классов


Глава I. Теоретическое обоснование проблемы личностного самоопределения учащихся


Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни. (Из Азбуки социального психолога практика)

1.1 О самоопределении личности в современном обществе.

В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та - иная размерность - размерность "смыслового будущего" [М.М. Бахтин]. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального "Я", в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.

     В психологическом плане самоопределившаяся личность - это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" [17].

     К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой- Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].
     В зарубежной психологии в качестве аналога понятия "личностное самоопределение" выступает категория "психосоциальная идентичность", разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном.

Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности. Иначе происходит "размывание чувства своего "я", вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

1.2 Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

Ученые, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, В.И.Журавлев, А.В.Захаров, И.С.Кон, С.П.Крягжде, А.В.Мудрик, А.М.Прихожан, В.Ф.Сафин и др.), связывают данные поиски с личностным самоопределением, рассматривая его как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период. Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределения подростков является одной из актуальных теоретических и прикладных проблем и требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом сущностных, регулятивных и структурно-содержательных характеристик данного понятия.

Мы выделяем следующие основные положения по проблеме личностного самоопределения:

1) Личностное самоопределение как психологическое явление возникает в старшем подростковом возрасте;

2) Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

4) Существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом возрасте, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).


В современной России государственные учреждения утрачивают возможность активно влиять на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи. Мы полагаем, что в современных условиях программа воспитания нового поколения должна строиться в соответствии с духом времени и целями развития Российской Федерации. В наше время в обществе подросток естественно представлен двояко: как социальная единица и как уникальная личность. Государственные структуры, с одной стороны, воздействуют на подростка как на социальную единицу, и в то же время государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными личностями (первоначально — в конкретной подростковой среде, затем — в политике, экономике, науке и других жизненных сферах).
Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла — в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.
В этом контексте основополагающее значение имеют:
- создание условий для развития социально активной личности подростка;
- формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение;
-
развитие чувства личности.

1.3 «Я-концепция» как фактор личностного самоопределения

Я-концепция - понятие, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.


Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека, в том числе подростка, о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания подростка, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником самоопределения.



следующая страница >>