litceysel.ru
добавить свой файл
1

Разработка урока с использованием проблемно-поисковой технологии



Тема: "Способы распространения плодов и семян"



Цели и задачи урока.

Цель:
ознакомление с различными способами распространения плодов семян и растений, их значением

Развивающие задачи:


  • развивать навыки самостоятельной работы

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

  • учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

  • создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

  • познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

  • научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

  • научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда

Оборудование:

  • таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

  • натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

  • коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

  • инструктивные карточки для работы в группах

  • ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая.

План урока (45 мин.):


1.
Актуализация знаний. (2 мин.)

Проверка домашнего знания (8 мин.)

Решение проблемы

Восстановить текст, частично повреждённый вирусом.


Самоконтроль.

2. Формирование новых понятий и способов действий.(20 мин.)

Вступительное слово учителя. Мотивация и целеполагание.

Мультимедийная презентация + просмотр видеосюжетов

3. Применение знаний (7 мин.).

Лабораторная работа. Работа в парах.

Заполнение и формулирование вывода.

4. Итог урока. Рефлексия и задание на дом (3 мин.)


Ход урока:

1.Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день! Хочу сегодня начать наш урок со старинной пословицы: яблоко от яблони недалеко катится (падает). Так ли это на самом деле? Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация.

Учитель: На прошлом уроке я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников купить в магазине плоды овощей и фруктов. Выполненное задание находится перед вами (на столе учителя лежат: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата). Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба (учитель спрашивает по очереди каждого учащегося класса (верный ответ: задание выполнено на 50 %). Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%? (ответ учащихся: в продаже нет плодов капусты (стручок), картофеля (ягода), моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, т.к. не содержат семена) Молодцы.

Учитель: При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его (Слайд №2). Верные ответы напишите на стикерах (бумажные стикеры в форме яблока)

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .


Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

Учитель:

- О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?

- Для чего же появились плоды?

Обобщение и корректировка ответов учащихся.

Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

Учитель: Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения (Слайд № 3)?

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян.

Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться (ветер, вода, животные, самостоятельно (Слайд №5)? Очень хорошо.

Давайте, рассмотрим возможные способы распространения плодов и семян с научной точки зрения.

Анемохория – это распространение с помощью ветра

Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: мелкие размеры, хохолки или волоски, легкие крылатки. Слайд № 6)

Гидрохория – это распространение с помощью воды

Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: не должны смачиваться водой, могут содержать воздух. Слайд № 7)


Зоохория - это распространение с помощью животных

Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: крючки, липучки, прицепки к одежде, к шерсти животных, перьям птиц. Слайд № 8)

Первый вариант зоохории - орнитохория. Распространение с помощью птиц (Слайд № 9). Второй способ зоохории – мирмекохория. Здесь помогают растениям насекомые – муравьи (Слайд № 10). Существуют и другие варианты зоохории с ними вы можете познакомиться дома. В этом вам поможет дополнительный материал.

Что делать, как распространяться, если не помощников? Приходится справляться самому. Автохория – так называется этот способ Слайд № 11). Как вариант саморазбрасывания семян барохория под влиянием собственного веса. Слайд №12). Еще более удивительное приспособление к разбрасыванию семян приобрел бешенный огурец Слайд №13).

Не последнее место в распространении семян и плодов занимает человек. Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении семян и плодов растений культурных растений и сорняков (Слайд № 14).

Вот мы и познакомились с основными способами распространения плодов и семян растений.

3.Применение знаний в ситуациях по образцу и в измененных условиях.

Лабораторная работа. Работа в группах.

Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняя задания лабораторной работы по инструктивной карточке (учащиеся читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп).


Инструктивная карточка (Слайд №18)


  1. Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

  2. Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

  3. Укажите название плода растений.

  4. Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

  5. Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

  6. Сведения занесите в таблицу (Слайд № 19).

    Название растения

    Название

    плода

    Плод

    Способ распространения

    Приспособления к распространению

    Простой или сложный

    Сочный или сухой

    Количество семян

  7. Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Итог урока. Рефлексия. Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомним сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб


  • «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

  • «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)

  • «Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

Домашнее задание (Слайд №20). Параграф 25. Творческое задание: написать сказку «Приключение (путешествие) ….» с плодами в «главных ролях». Представить и оформить ее в виде книжки-малышки для младших братьев и сестер.

Спасибо за внимание. Урок окончен. Желаю удачи!