litceysel.ru
добавить свой файл
1
Раисова Айгерим Мерекекызы,


История моей семьи в истории моего Отечества


Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство,

свои кровные связи с отечеством.


Белинский В. Г.


Наша жизнь тесно связана с историей родного края. Родина начинается с детства, с того места, где мы родились и выросли, с того момента, как только начали себя помнить. Недаром понятия родина, отечество и отчество взаимосвязаны. Отечество значит не только «страна отцов», но также «род» и «наследственные, родовые права». Значит история моего Отечества – это история моего рода, моей семьи.

Любовь к отечеству начинается с познания его истории. Думаю, что это любовь будет проявляться намного ярче, если мы будем знать об отечестве, как о своей семье, ведь познание истории отечества начинается с познания истории своей семьи, своего рода и, ниточка, соединяющая поколения, не оборвется…. История человечества складывается из судеб отдельных людей, семей, стран и событий, происходящих с этими людьми, семьями и странами.

История моей семьи вовсе не исключительна. На фоне исторических событий, таких как, годы Первой Мировой войны, октябрьской революции, сталинских репрессий и Второй Мировой войны, в этой истории много особых свидетельств мученичества, был в ней и высокий героизм, который обладал народ Казахстана и наш род достойно прошел через все испытания вместе с народом.

История нашей семьи тесно переплетается с событиями, которые происходили в нашей стране: коллективизация, война 1941-1945 годов, репрессии. Мои предки пережили голод, а затем подверглись репрессиям в конце тридцатых годов. Если бы они рассказали, что им пришлось пережить, то можно бы написать целую книгу. Затем восстановление народного хозяйства, когда те, кто жил в деревнях были обложены налогами, когда последнее, что у них было, они обязаны были сдать государству. Наша семья также участвовала в этих процессах. Как и многие соотечественники, мои прадеды и деды были на фронте во время Великой отечественной войны, работали на благо Отчизны в послевоенные годы. В мирное время каждый член нашей семьи вносил свой вклад в историю семьи, а история нашей семьи, как и любой другой, складывалась из этапов развития нашей страны.


Мы помним о каком-то событии или человеке только потому, что о нем остался след — скупые семейные рассказы или несколько фотографий. В нашей семье тоже сохранились такие вещи и воспоминания. Я постаралась собрать их в своей памяти и составить из них краткую историю моей семьи, благодаря моим родителям и родственникам. Именно от них я узнала обо всех этих событиях. Но особо меня поразила история, которую мне рассказывал мой дедушка – Раисов Мугин Раисович.

Это история про казахский голодомор, получивший в народе своё название – ашаршылық.

Моего дедушку голод застиг, когда ему было всего 15 лет.

Ситуация сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. Всё это привело к тому, что в 1931 году начался продовольственный кризис, народ голодал. Считается, что в Казахстане в годы голода погибло от 1-1.75 млн.человек, что составляло около 30-42% всего этноса.

Мой дедушка тогда жил в ауле Нуркен. Его отец Раис – был репрессирован по ложному обвинению. А его мать Сакен заболела от голода. И им нечего было есть. Тогда его дедушка Таттибай отправил его за едой в другой аул. Ему надо было пройти пешком 400км., что бы принести пищу для своей семьи. Когда он пришел в другой аул, взяв еду, он так же взял с собой свою сестренку Бекен. И мой дед рассказывал мне, что он шел только ночью, потому что днем их могли съесть люди, днем они прятались и ели 1 кусочек хлеба в сутки, включая каждую крошку хлеба. В тот момент он не думал об опасности, которая ждала его, в тот момент он думал только о том, что бы спасти свою мать и семью от голода… Помогая им, он помогал своей семье, родственникам, соотечественникам, Отечеству. Через 6 долгих, мучительных дней они вернулись домой, и успели спасти мать, которая была уже при смерти и её тело «распухло», но придав ей силы от принесенной еды, жизнь ее была спасена.


Заканчивая свою историю, он всегда добавлял, что это была – очень страшная «война», война духовностей между людьми и помогло выжить лишь то, что люди были спаяны одной бедой, поэтому и выжили, помогая друг другу.

Когда я спросила у дедушки Мугина, не жалеет ли он, о тех годах голода, что ему и его семье, и всему народу пришлось нелегко, то он тогда мне ответил, что несмотря на беды и трудности, которые выпали на судьбу нашей Родины, Казахстан – одна из самых многонациональных стран мира. Наша страна очень дружная, столько много народностей проживает в одной республике, ладят друг с другом, живут в мире. Нас объединяет то, что у нас одна Родина, одна история, живём мы в единой великой Отчизне, и все вместе ей гордимся.

В 1932 году с аула отправился большой обоз в Караганду, где нужны были «рабочие руки». Вместе с обозом отправился и мой дедушка. На месте устроился разнорабочим, добавив себе 3 года к возрасту. Затем записался на курсы кочегаров паровоза и успешно завершил их. Так мальчик с аула начал осваивать сложнейшую на то время технику. Дальше сдал курсы на помощника машиниста паровоза, а затем, проработав, стал машинистом паровоза. В 1940 году перевелся на Балхашский медеплавительный завод, где по «брони» в годы Великой отечественной войны выполнял пан перевозки грузов до 200%. А любовь к паровозу он сохранил на всю жизнь. Когда начинал рассказы о паровозе – говорил как о живом.

С детства и до конца своих дней, мой дедушка был сильным, волевым человеком, не боящийся никаких трудностей. Таким же он воспитал и своих детей и моего папу. Таким он учил быть и всех внуков, правнуков и меня в том числе. Так же мой дедушка учил нас знать своё шежире (генеалогическая таблица у казахов, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии) – Жети Ата (перевод с казахского – семь дедов). Считается, что знание шежире (или своих предков до седьмого колена) является обязательным для каждого казаха. Он говорил, что смысл шежире, в первую очередь, в памяти, в истории рода и человека.



С детства в моей семье воспитывается чувство любви к ближнему, любви и заботы к членам семьи, любви и преданности к Отечеству. Этому я учу и свою дочь, потому как не меч и оружие творят историю, а преданность и любовь к своей семье, к своему Отечеству….


… Возмездие вздымалось. Это да. Но жажды крови не было ни разу,

И в схватке с самой лютою войною она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой – города-герои в огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна, что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война, как бескорыстье действеннее жала,

Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо.

Отчизна начиналась не с меча, и потому она непобедима!