litceysel.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества городского округа Звенигород





УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДОД ДДТ

__________ О.П. Млечко

«____»__________2011 г.


АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

муниципального автономного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»



2011-2012 учебный год


г. о. Звенигород


ДДТ, являясь муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, ориентирован на обучение, воспитание и развитие всех и каждого обучающегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных, творческих и других) особенностей, личностных склонностей.

Деятельность учреждения обусловлена сложившимися традициями, проверенным опытом, формами и методами образовательной, досуговой, методической, научно-исследовательской деятельности, а также инновационными формами и средствами дополнительного образования, что дает определенные результаты.

В 2011 – 2012 учебном году образовательный процесс реализовывался по 16 образовательным программам. В начале учебного года в Доме детского творчества была начата реализация 17 программ, к концу учебного года реализовано 16 программы, что составило 94%. В связи с увольнением педагога закрыта «Школа юного экскурсовода».

Образовательные программы дополнительного образования детей разрабатывались с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей.

Образовательные программы были рассчитаны на контингент учащихся от 4 до 16 лет. Сроки реализации от 1 года до 5 лет. Разнообразие образовательных программ дало возможность обучению различных категорий детей и положительно повлияло на весь учебно-воспитательный процесс в Доме детского творчества.

Учебный план в 2011 – 12 учебном году был составлен с учетом требований актуальности и перспективности, то есть максимальное удовлетворение социального заказа на дополнительные образовательные услуги (в следующем году необходимо открыть новые студии на платной основе и театральную студию).


Он отражал:


  • образовательные программы, реализуемые в текущем учебном году;

  • направленность деятельности;

  • количество групп по годам обучения, занимающихся по данной программе;

  • максимально возможную нагрузку на детей разного возраста;

  • количество часов учебных занятий.


Расписание занятий в объединениях соответствовало санитарно – гигиеническим нормам, составлялось с учётом интересов детей и целесообразности обучения. Ребенок имел возможность выбора не только содержания и форм занятий по своим интересам, но и удобного для себя темпа и режима деятельности. Дом детского творчества организовал работу с учетом двухсменных занятий в средних общеобразовательных школах города, а также в выходные дни. Занятия в объединениях проводились в две смены (с 10.00 до 20.30).

Воспитательно-образовательной деятельностью в МАОУ ДОД ДДТ города Звенигород на начало учебного года было охвачено 364 воспитанника от 4 до 18 лет (29 групп), на конец учебного года обучающихся стало 370 (33 группы).

Количество групп увеличилось за счет открытия лингвистической группы «Пиши грамотно!» и групп современного танца «Брейк-данс».


На платной основе были открыты группы

- хореография «Дебют»

- изостудия «Волшебная кисть»

- Школа испанского танца

- для дошкольников «Беби-класс»

- Фитнес, красота, грация

- обучение игре на гитаре

Всего на платной основе обучались 38 человек.


Востребованность образовательных услуг по направлениям

за 2011 – 2012 учебный год


Наименование направлений

Объединения

Кол-во

объединений


Кол-во групп


Кол-во

обучающихся

в %

% 2010-2011 г.

Художественно-эстетическое

Художественная керамика

Рукоделие

Изостудия

Хореография

8

20

214

58%

56%

Туристско-краеведческое

Конструирование из бумаги


1

1

11

3%

4%

Спортивно-техническое

Шахматы

Авиамодельное

Компьютерная грамота

3

6

78

21%

19%

Естественно-научное

Астрономия

1

2

24

7%

5%

Социально-педагогическое

Журналистика

Дошкольное

Русский язык

3

4

43

11%

12%

Итого:


16

33

370

100%

96%

За период с 2010 по 2012 годы в ДДТ города Звенигород доминирующим остается художественно – эстетическая направленность, на втором месте находится спортивно-техническая направленность, на третьем – социально-педагогическая.

Охват образовательными услугами дополнительного образования школьников в указанный период составил около 20% от общего числа обучающихся школ городского округа Звенигород.

Сохранность обучающихся от набранного контингента составляет почти 100 %.

Образовательная программа ДДТ на 2011 – 2012 учебный год была выполнена на 98% (по производственной необходимости были закрыты «Школа юного экскурсовода», «Мы живем в Звенигороде» туристско-краеведческого направления, «Русский дом» культурологического направления), но при этом открыты объединения русского языка и современного танца.

Реальная жизненная потребность и социальный заказ населения определили необходимость создания ранней развивающей, воспитывающей среды, направленной на социализацию личности ребенка-дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования. В связи с этим в образовательный процесс были введены программы для детей дошкольного возраста «Учимся играя».


Возрастная характеристика обучающихся


Учебный год

Дошкольное

образование

Начальное общее образование

Основное общее образование


Среднее (полное) общее образование

Всего обучающихся

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

2010-2011

62

19

85

26

145

45

33

10

325

100

2011-

2012

46

12

156

42

125

34

43

12

370

100


В последние годы наблюдается стабильный рост общего количества воспитанников в Доме детского творчества

В основном в творческих объединениях заняты воспитанники среднего школьного возраста (34%) и начального школьного возраста, что составляет 42%. Число обучающихся дошкольников и старших школьников в объединениях является недостаточно высоким (по 12%).

Мальчиков - 151 чел.

Девочек - 219 чел.

О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, выставках (такие результаты наиболее ощутимы и очевидны).


Победа коллективов ДДТ в областных конкурсах, выход на международный уровень: победа в конкурсах «Серебряная звезда», конкурсе-фестивале «Открытая Европа» «Этот сказочный мир» подтвердили высокий уровень полученных знаний.

Показателем успеха участников коллектива народного танца «Вдохновение» (педагог Л.А. Макарова) стал «Праздник танца», который коллектив устроил в честь своего 10-летия в ЦК имени Любови Орловой для жителей города.

Участники объединений Дома детского творчества принимают активное участие в городских, районных и областных конкурсах, выставках и фестивалях, награждаются дипломами лауреатов, дипломами 1,2,3 степеней.

Обучающиеся всех объединений участвовали в мероприятиях ДДТ:

«День открытых дверей»

Осенний праздник «По одежке встречают – по уму провожают»

«Широкая Масленица»

Экскурсия на фабрику елочных игрушек

«Новогодние чудеса»

«100-лет нашему Дому»

«День здоровья»

«Замыкая круг» выпускной в ДДТ



Кроме того, в рамках плана работы ДДТ были проведены массовые мероприятия с привлечением учащихся школ и жителей города:


Изостудия «Созвездие творчества»

(педагог Солодовникова С.В.)


  • «Встречи с интересными людьми» :

  • пресс-конференция - журналист А.С. Плевако-Верещагин, внук художника Верещагина

  • пресс-конференция Светлозар Недев, художник из Болгарии, выставка картин

  • Урок Памяти, посвященный 70-летию битвы под Москвой

  • Выставка к 70-летию битвы под Москвой

  • Выставка «Дети-цветы жизни»

  • Выставка картин и мастер- класс художника Виктора Лаврова «Пейзаж в искусстве»

  • Выставка картин и мастер-класс художника Марии Мельниковой «Портрет в искусстве»
  • Мастер-класс художника Олега Журавлева «Композиция пейзажа»


  • Мастер-класс Ольги Ильиной «Золотая хохлома»

  • Экскурсия на выставку «Весенние цветы», ЦДРА г. Москва


В рамках юбилейных мероприятий «100 лет нашему Дому» по инициативе педагога Солодовниковой С.В. были открыты «Левитановские сезоны». Дом детского творчества предоставил свои стены для размещения экспозиций выставок работ московских художников В.Н. Ивановой, Марии Мельниковой, Виктора Лаврова, Святослава Недева из Болгарии.

С А.С. Плевако-Верещагиным, историком-славянистом, известным журналистом, была проведена пресс-конференция силами обучающихся «Школы юного журналиста». Пресс-конференция была проведена и с болгарским художником С. Недевым. Подробная информация, подготовленная юными интервьюерами, была изложена в газете «Звенигородские ведомости».


Объединение «Авиамодельное»

(педагоги Комаров Ю.М., Орлов Н.Н., Орлов С.Н.)

  • показательные выступления на площадке пансионата РАН

  • Соревнования юных авиамоделистов «Простейшие из пенопласта»

  • Соревнования радиоуправляемых моделей планеров, посвященных Дню защитника Отечества

  • Полеты на площадке ДДТ

  • Соревнования, посвященные 67 -годовщине Победы


Объединение «Астрономия. Звездочет»

(педагог Вибе АА.)

  • Дни открытых дверей на Звенигородской астрономической обсерватории, посвященные дню осеннего равноденствия

  • Международный конкурс рисунков «Жизнь во Вселенной»

  • «Научно-популярная конференция для младших школьников «Окружающий мир вокруг Земли»

  • Выставка рисунков «Комета 1812 года», посвященная 200-летию Бородинской битвы»

  • Дни открытых дверей на Звенигородской обсерватории, посвященные дню весеннего равноденствия

  • Открытая лекция «Космонавтика», посвященная Дню космонавтики
  • Выставка космических поделок «Наш звездный Дом», посвященная 100-летию ДДТ


  • Экскурсия на астрономическую обсерваторию


В течение года обучающимся было предоставлено широкое поле для интеллектуального развития. Результатом стали выступления на конференциях, разработка первых научных исследований.

Как мы и планировали в прошлом учебном году, к работе были привлечены работники Звенигородской обсерватории, которые вошли в состав жюри конкурсов и любезно продолжили сотрудничество с объединением в стенах обсерватории – доктор физико-математических наук Вибе Д.З., кандидат физико-математических работ Верещагин С.В., кандидат физико-математических работ Павлюченков Я. Н.

Выступления Хореографического коллектива «Вдохновение»


(педагог Макарова Л.А.)

  • вечер «Поэзия южных славян», Дом национальностей, г. Москва

  • «50 лет музыкальной школе», ЦК им. Л. Орловой

  • «День сотрудников внутренней службы», санаторий МВД «Подмосковье»

  • «Вручение паспортов», ДДТ

  • «Рождественские встречи», санаторий МВД «Подмосковье»

  • «Новогодний хоровод» ДДТ

  • Благотворительный концерт, санаторий МВД «Подмосковье»

  • «100-лет нашему Дому»

  • «Праздник танца», ЦК им.Л. Орловой



«Школа юного журналиста»


(педагог Панова Е.И.)

- Экскурсия на фотовыставку «Любимый Звенигород – 2012»

- Мастерская Деда Мороза (делаем новогоднюю стенгазету

- Экскурсия в АРТ-салон «Звенигород» на фотовыставку «Учитель и ученик»

- Открытый урок по фотожурналистике

- Экскурсия в городскую библиотеку имени А.П. Чехова

- Конкурс Уполномоченного по правам человека в Московской области «Права человека глазами ребенка»

- Съемка телепередачи «100 вопросов взрослому».


Достижения обучающихся в 2011-12 учебном году



Уровень мероприятия


название

итоги

Объединение художественной керамики «Сирин»

педагог Куприянова И.А.

районная выставка-конкурс

«Рождественская звезда-2012»

1 место

Арсеева Настя

1 место

Арсеева Анна

областная выставка-конкурс

«Глиняная игрушка»

3 специальных приза

Сенькин Сергей

Маркова Анна

Субботина Арина


ДДТ

Самая большая Свистулька

4 призовых места

Тарасова Наташа

Тудорович Глеб

Сергеева Вика

Жирков Денис

Объединение «Своими руками все делаем сами»

педагог Грачева И.А.

городской конкурс рисунка

Наш космический Дом»

участники

районный конкурс

«Пасхальный свет и радость»


Диплом 2 степени

Вибе Виктория

областной конкурс

«Юные таланты Московии»

Диплом 1 степени Вибе Виктория

Объединение по хореографии «Вдохновение


педагог Макарова Л.А.

международный конкурс


«Серебряная звезда» Фестиваль «Планета детства»

Диплом 1 степени

областной конкурс

«Юные таланты Московии»

участники

Школа юного журналиста

педагог Панова Е.И.

городской

Осенний Звенигородский фотокросс

дипломы

областной

Конкурс детских инновационных проектов «Мой город – окно в будущее».

1 место

городской

Конкурс Уполномоченного по правам человека в Московской области «Права человека глазами ребенка»

1 место

Изостудия «Созвездие творчества»


педагог Солодовникова С.В.

городской конкурс рисунка

«Наш космический Дом»

1 и 2 места: Медин Михаил, Медина Лиза, Волкова Настя, Аксенов Дима.

районный

«Рождественская звезда»

Диплом

Ланцова Настя

районный

«Пасхальный свет и радость»

Диплом Лаврухина Анна

областной

«Юные таланты Московии»

участники

областной


Ш очный конкурс детского художественного творчества «Мой край родной» в рамках проекта «Родное Подмосковье», посвященном 200-летию Бородинской битвы

участники

областной

Проект «Мой город: окно в будущее»

1 место

международный

Конкурс-фестиваль «Открытая Европа» «Этот сказочный мир»

Диплом 2 степени

Карапетян Анаит

областная

Выставка-конкурс «Недаром помнит вся Россия»

сертификат

Объединение «Астрономия»


педагог Вибе А.А.

городской конкурс рисунка

«Наш космический Дом»

участники

международный

«Жизнь во Вселенной»

участники

Объединение по шахматам «Гамбит»


педагог Балашов Д.В.

ДДТ

Шахматный турнир

дипломы

районный

Шахматный турнир, посвященный Дню защитника Отечества

Диплом 3 степени медаль

Рулько Родион

городской

Шахматный турнир, посвященный Дню космонавтики

1 место

Волошин Юра

2 место

Пустынин Миша


городской

Шахматный турнир, посвященный Дню Победы

участники

городской

Открытая спартакиада среди учащихся города. Командный турнир

Дипломы, медали

ДДТ

Шахматный турнир «Защитники Отечества»

Дипломы


Всего в конкурсах, выставках, турнирах приняли участие более 150 человек, что составило чуть более 40% обучающихся в ДДТ.


С 1911 года в здании ДДТ поэтапно размещались прогимназия для девочек, гимназия, школа, Дом пионеров. 100-летию образовательного учреждения в стенах ДДТ посвящен был 2011-2012 учебный год. В рамках этого юбилея проводились мероприятия ДДТ и открытие музея. Одним из важнейших событий этого юбилейного для ДДТ учебного года мы считаем создание музея «Милые вещи старого Дома». Большую работу по созданию музея провели педагог-организатор, к.и.н Яшина О.Н. и педагог дополнительного образования, учитель истории Галкин В.Б.

По своему профилю музей является музеем истории Дома детского творчества г. Звенигорода. Экспозиция музея призвана рассказать об истории Звенигорода, системе основного гимназического и дополнительного образования в Российской империи, советской России и Российской Федерации через истории и судьбы учителей, учеников и их родителей.

Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Главным направлением музейной работы является сбор, хранение и экспозиция предметов (подлинников и копий), через которые раскрываются основные темы экспозиции:


  • Бытовая и культурная жизнь провинциального уездного города XIX – XX вв. на примере Звенигорода, развивающаяся на фоне событий в России и мире;

  • Развитие светского и духовного образования в дореволюционной России на примере образовательных учреждений Звенигорода;

  • Благотворительные учреждения XIX – XX вв., действующие в Звенигороде, в том числе в области образования; звенигородские меценаты;

  • Строительство здания прогимназии в 1911 г., место прогимназии в культурной и образовательной жизни Звенигорода в начале XX в.;

  • Образовательная политика советской России, создание пионерской организации, развитие системы дополнительного образования;

  • Открытие и деятельность Дома пионеров в Звенигороде. История кружков, судьбы педагогов и учащихся, история поколений, проходящих через Дом пионеров (ныне – ДДТ);

  • Изменение системы образования в России в конце XX – начале XXI вв.; дополнительное образование современной России; альтернативы пионерской организации;

  • Открытие Детского дома творчества и его деятельность 1991 – 2012 гг.

Мы благодарным жителям города, пополнившим коллекцию музея исторически важными вещами.

Кроме основной экспозиционной работы и проведению экскурсий по музею, развитие музея могут определять и другие направления его деятельности. Предполагается, что в музее будут проходить лектории и встречи с интересными людьми, специальные мероприятия и события. При музее может действовать экскурсионное бюро, где учащиеся получат основные навыки в туристическом деле, ныне столь востребованным, что, возможно, для некоторых станет профессией в будущем

В мероприятиях Дома детского творчества, а также городского, районного, областного и международного уровней приняли участие около 2500 детей образовательных учреждений города. Охват аудитории составил более 11 тысяч человек.

Дом детского творчества тесно взаимодействует со СМИ, информирует население о проведенных мероприятиях, ведут просветительскую и воспитательную работу. В прошедшем учебном году в газете «Звенигородские ведомости» вышло около 20 публикаций о деятельности ДДТ. Регулярно выходило приложение к газете «Звенигородские ведомости» «Наш дом», все выпуски которого готовили участники «Школы юного журналиста» (педагог Панова Е.И.). Опубликованы статьи педагога А.А. Вибе «Непроверенная астрономия», «Дорогами войны» педагога С.В. Солодовниковой. Своим опытом работы поделилась педагог «Школы журналиста» Панова Е.И. в журналах «Журналист» и «Подмосковье. Открытый урок». В журнале «Культура здоровой жизни. Подмосковье» опубликована статья «Дом под созвездием творчества», посвященная Дому детского творчества и его педагогам.


Статьи в газете «Звенигородские ведомости» в рамках 100-летнего юбилея здания ДДТ были посвящены и истории образовательных учреждений, которые в разное время располагались в здании ДДТ (Яшина О.Н., к.и.н.)


Кадровый состав

На 2011-2012 учебный год число педагогических работников составляет 25 человек. Из них 9 совместителей, 2 внештатных педагога.


Квалификация педагогов дополнительного образования

Квалификационная категория педагогов

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Кол-во

%

Кол-во

%

высшая

-

-

1

4

первая

7

50

8

32

вторая

1

7

-

-

всего

8 из 14

57

9 из 25

36


32% педагогического состава имеют первую квалификационную категорию.

Образование педагогов дополнительного образования



образование

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Кол-во

%

Кол-во

%

высшее

8

57

17

68

среднее спец.

5

36

7

28

среднее

1

7

1

4

всего

14

100

25

100

68% педагогов из общего количества имеют высшее, 28% имеют среднее специальное образование.


Стаж педагогической работы педагогов


Стаж педагогической работы

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Кол-во

%


Кол-во

%

До года

4

29

-

-

1-5

3

21

5

20

5-10

-

-

5

20

10-20

4

29

6

24

свыше 20

3

21

9

36

всего

14

100

25

100


Преобладают работники со стажем работы свыше 20 лет и от 10 до 20 лет.

Один педагог имеет звание кандидата исторических наук – педагог-организатор по музейной работе Яшина О.Н.

В 2012 году повысили свою квалификацию директор ДДТ («Создание и организация деятельности автономного образовательного учреждения», «Основы управления учреждением дополнительного образования») и заместитель директора («Основы управления учреждением дополнительного образования»).


В текущем учебном году педагог ДДТ Солодовникова С.В. прияла участие в областном конкурсе «Сердце отдаю детям».

В 2012 – 2013 учебном году перед педагогами ДДТ стоит цель - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в области дополнительного образования и развития творческого потенциала.


Для ее реализации сформулированы следующие задачи:


  • Систематическое повышение уровня профессиональной подготовки педагогов;

  • Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта;

  • Работа педагогов по разработке новых образовательных программ;

  • Постоянное ознакомление с достижениями психолого-педагогических дисциплин и методик образования;

  • Обогащение новыми прогрессивными и более совершенными методиками обучения и воспитания;

  • Педагогическое взаимодействие с ОУ по проблемам совершенствования педагогики дополнительного образования;

  • Повышение общекультурной и психолого-педагогической подготовки педагогов;

  • Организация самообразования педагогов.


Нововведения в учреждении дополнительного образования детей.

- Изменение статуса учреждения и переход на новый тип хозяйствования (МАОУ ДОД «ДДТ»).

- Создание бухгалтерии.

- Создание музея «Милые вещи старого Дома».

- Открытие объединения раннего развития «Учимся играя».

- Разработка и проведение новых форм познавательно-досуговой деятельности – «Левитановские сезоны», «Мастерские Деда Мороза»…

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений в работе ПДО является привлечение родителей к созданию и поддержке материально-технической базы учебных объединений, в которых занимаются их дети.

С помощью родительского комитета объединения по керамике установлен бойлер для нагрева воды и установлена печь для обжига.

В основном, во всех объединениях в начале учебного года прошли родительские собрания с целью ознакомления их с образовательными программами, направлениями деятельности объединений.

Также в повестку дня собраний были включены такие вопросы, как формирование родительского комитета и создание родительского фонда. Для родителей в рамках юбилейных мероприятий проведено 2 концерта.



Анализ работы МАОУ ДОД ДДТ» в летний период

Летние каникулы – самое благоприятное время для развития и совершенствования творческого потенциала детей, их личностных возможностей, приобщения к культурным ценностям, вхождения в систему социальных связей, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Ребёнок обладает неотъемлемым правом полноценно прожить период летних каникул.

На протяжении июня т.г. на базе Дома детского творчества работали Творческие мастерские, в которых занимались 27 детей и Детская площадка для 5 дошкольников.

Для того, чтобы отдых детей был активным и интересным, педагогами были разработаны программы творческих мастерских по организации летнего отдыха и оздоровления, позволяющие каждому ребёнку наиболее полно раскрыть свои способности

В летний период работали следующие детские объединения:

«Сирин» керамика

«Своими руками все делаем сами» рукоделие

«История города в игрушке» краеведение

Астрономия и др.


Анализ образовательной деятельности МАОУ ДОД «ДДТ» показал, что:

Учебно-образовательная деятельность соответствовала уставу, образовательным программам, учебному плану.

Образовательный процесс в МАОУ ДОД «ДДТ» строился с учетом социального запроса, потребностей детей и родителей.

Образовательный процесс позволил достаточно рано выявить природные наклонности и способности каждого конкретного ребенка.

Разнонаправленность образовательных программ дала возможность детям выбрать то, что близко их природе, отвечает их потребностям и удовлетворяет их интересы.

В ходе образовательного процесса реализовались принципы педагогики сотрудничества и сотворчества.

Положительным моментом в учебно-воспитательном процессе явилось повышение сохранности контингента учащихся. Увеличилось число обучающихся третий и четвертый год в объединениях, число старшеклассников и учащихся дошкольного возраста. Особенно надо отметить большую работу по созданию стабильных коллективов педагогов И.А. Куприяновой, Л.А. Макаровой.


Возросла заинтересованность родителей в получении дополнительных образовательных услуг, закрепилась связь с учителями.

На основе мониторинга учебно-воспитательной деятельности можно говорить, что существует положительная динамика результатов обучения, развития и воспитания. Идет повышение профессионального мастерства педагогов.

На совершенствование и организацию учебно-воспитательного процесса большое влияние оказала учебно-методической работа: проводились оперативные совещания, педагогические советы, совещания при директоре. Их тематика предполагала рассмотрение разноплановых вопросов обучения и воспитания, профессиональных качеств педагога, взаимодействия с семьей, посещаемость и сохранность контингента обучающихся.

В следующем году следует обратить внимание на такие вопросы как успешность результатов обучения, диагностика работы педагога, вопросы экономики и рекламы в дополнительном образовании, работа с родителями, платные услуги.

В следующем году необходимо:

- продолжить работу по созданию индивидуализированных программ для работы с одаренными детьми;

- проводить поэтапное отслеживание эффективности образовательных программ в детских объединениях.

- в большей мере удовлетворить заказ детей и родителей на дополнительные платные образовательные услуги и программы.