litceysel.ru
добавить свой файл
1
Рекомендации для учителей


  • При подготовке к экзамену четко формулируются вопросы. Конспекты ответов, учитывая индивидуальные особенности усвоения информации, желательно представлять учащимся в двух видах: в виде структурированного текста, в котором выделены отдельные смысловые фрагменты, а также в виде наглядных рисунков и схем (при нехватке времени составле­ние таких схем может быть материалом для самостоятельной работы учащихся по подготовке к экзамену, что даже повы­шает ее эффективность, поскольку обеспечивается принцип «включения в деятельность»; в этом случае необходима обя­зательная проверка учителем их корректности).

  • В самом начале подготовки к экзамену учитель должен од­нозначно сформулировать свои требования к ответу «на три», «на четыре», «на пять», а также к поведению учащегося на экзамене, его внешнему виду (если учитель считает это важ­ным) и т. д. При возможности эти требования вывешивают­ся в кабинете. Важно, чтобы они оставались неизменными и соблюдались на экзамене.

  • Необходимо отмечать успехи учащихся в овладении знания­ми по предмету, выделять «пройденные и усвоенные» момен­ты для того, чтобы не поддерживать паническое ощущение типа «я ничего не знаю», «это невозможно выучить» и т. д. Для этого желательно проводить «мини-экзамены» по каж­дому разделу учебного предмета.

□ Желательно провести «репетицию» за несколько недель до экзамена, во время которой ребята сориентируются в про­странстве кабинета в условиях необычной расстановки ме­бели, и, что еще важнее, получат возможность разобраться с
тем, как ведет себя на экзамене учитель, какие вопросы он задает и т. д.


Рекомендации родителям выпускников
  • Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возни­кающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, что­бы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способ­ности, но готова поддержать его в случае неудачи.


  • Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовно­сти к экзамену (разумеется, если оно адекватно), отмечая затрачиваемые усилия и их результат.

  • Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зре­ния попадали желтый и фиолетовый цвета (фрагментарно).

  • Через каждые 40-50 минут ребенку необходимо оторваться от занятий, сменить вид деятельности для того, чтобы не на­ступало «хроническое утомление». При параллельной под­готовке разных предметов желательно чередовать естествен­нонаучные и гуманитарные дисциплины.

  • Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона ско­рее мешает, чем помогает, что доказано многочисленными экспериментами.

  • Желательно, чтобы выпускник при желании имел возмож­ность рассказать родителям выученный материал. Во-пер­вых, проговаривание закрепляет материал в памяти, а во-вто­рых, снимает панику («Я нечего не знаю!!!»).

  • Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосуди­стой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важ­но особенно внимательно следить за режимом питания ре­бенка.

Правила подготовки к экзамену ( рекомендации выпускнику)

  1. Готовиться к экзамену нужно постепенно. Для этого пример­но за месяц нужно подобрать материал для подготовки к от­вету на каждый экзаменационный вопрос и составить план: в какой день сколько вопросов нужно выучить. Этот план обязательно нужно записать и следить за его выполнением. За соблюдение плана можно себя чем-нибудь побаловать.
  2. При подготовке каждого ответа нужно составить себе пример­ный план, выделив основные смысловые фрагменты. Учить желательно днем, а повторять — перед сном и утром: инфор­мация переходит в память на длительное хранение в то время, когда человек спит. Хорошо, если есть возможность повто­рить вслух, например, рассказать выученное родителям. Или, по крайней мере, пересказать самому себе, не подглядывая в учебник. Это заметно улучшит качество запоминания.

  3. В период подготовки к экзаменам важно хорошо питаться и высыпаться, иначе можно заработать множество трудно из­лечимых заболеваний.

  4. И последнее. Говорят, что легче запомнить материал за тем рабочим столом, на котором есть желтые и фиолетовые предметы. Попробуйте!