litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


Муниципальное общеобразовательное учреждение Даурская средняя общеобразовательная школа




Реферат






Внедрение современных образовательных технологий в учебно - воспитательный процесс.



Выполнила учитель физики: Перминова Алена Владимировна




п.ст Даурия, 2010 г.



I. Технология образовательного целеполагания.


1. Урок – основная единица образовательного процесса (основная форма организации учебной работы)

Обеспечение качества осуществляется с помощью разных методов и средств, по разным каналам и на разных уровнях.

Самым первым таким уровнем в рамках образовательного процесса является уровень урока.

Особенность качества урока состоит в том, что оно является сложным результатом совместной деятельности учителя и ученика (участников образовательного процесса)


2. Критерии технологичности:


1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию),

2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).

3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).

4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).


5. Воспроизводимость (возможность применения другими).


3. Обзор СОТ:


  1. Технология педагогических мастерских.

  2. Проектное обучение (Метод проектов).

  3. Проблемное обучение.

  4. Проблемно-модульное обучение.

  5. Модульное обучение.

  6. Проведение учебных дискуссий.

  7. Разноуровневое обучение.

  8. Учебная деловая игра.

  9. Развитие критического мышления.

  10. Информационно-коммуникативные технологии.



4. Образовательные технологии концентрируются сегодня

вокруг следующих идей:


1. Укрупнение дидактической единицы (УДЕ) (лекционно-семинарские крупноблочные технологии, метод проектов).

2. Планирование результатов обучения (многопрофильное, многоуровневое, дифференцированное обучение).

3. Психологизация образовательного процесса.

4. Компьютеризация образовательного процесса.


II. Классификация педагогических технологий.

Из наиболее распространенных в российской педагоги­ческой практике можно выделить следующие технологии (курсивом выделены краткие сведения об авторах техно­логий и методик, получивших широкое распространение).

1) Современное традиционное обучение.

2) Педагогические технологии на основе личност­ной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества;

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александровичакадемик РАО, известный советский и грузинский педагог);

3) Педагогические технологии на основе активи­зации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии;

  • Проблемное обучение;
  • Технология обучения на основе опорных сигналов В.ф. Шаталова (Шаталов Виктор Федорович — про­фессор Донецкого открытого университета).


4) Педагогические технологии на основе эффек­тивности управления и организации учебного про­цесса:

  • Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н Лысенковой (Аысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, Москва);

  • Дифференцированное обучение;

  • Уровневая дифференциация обучения на основе обя­зательных результатов В В Фирсова (Фирсов Виктор Ва­сильевич — руководитель центра "Образование для всех", Москва);

  • Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И Н Закатовой (Закатова Ирина Николаевна — директор культуро­логического комплекса, г Ярославль),

  • Технология индивидуализации обучения ( Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Анто­нина Сергеевнапрофессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмит­риевич — доктор психологии, руководитель экспери­мента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса).

  • Технология программированного обучения (Б Скиннер — американский психолог, В.П Беспалько);

  • Групповое и коллективное обучение (Дьяченко Ви­талий Кузьмич — профессор, г Красноярск),

  • Компьютерные (новые информационные) техноло­гии обучения.

5) Педагогические технологии на основе дидакти­ческого усовершенствования и реконструирования материала:

  • Реализация теории поэтапного формирования ум­ственных действий (МБ. Болович), "Экология и диалектика" (Тарасов Лев Васильевич — профессор),



  • Укрупненные дидактические единицы (Эрдниев Пюрвя Мучкаевич — академик РАО).

6) Технологии развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Л В Занкова (Занков Леонид Владимирович (1901—1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР);


  • Развивающее обучение Д.Б Эльконина—В. В. Давы­дова (Эльконин Даниил Борисович (1918—1959) — виднейший советский психолог, Давыдов Василий Ва­сильевич — академик),

  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Гер­ман Константинович — научный руководитель автор­ской школы, г Рыбинск)


7) Частнопредметные педагогические технологии:

  • Педагогическая технология на основе системы эф­фективных уроков (Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики, Санкт-Петербург);

  • Система поэтапного обучения физике (Палтышев Ни­колай Николаевич — преподаватель физики, г Одесса),


III. Виды и особенности современных образовательных технологий:


Организация мыследеятельности является критерием, а также одним из ведущих условий личностно ориентиро­ванного педагогического процесса и заключается в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность - основа познавательной деятельности человека, основа развития мышления.

Организация мыследеятельности заключается:

- в выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, класси­фикация, абстрагирование и т.д.);

- обмене мыслительными деятельностями между участни­ками педагогического процесса; :

- смене и разнообразии видов, форм, мыслительной, познавательной деятельности;

- сочетании индивидуальных и групповых форм ра­боты;

- проблемном обучении;

- использовании в педагогиче­ском процессе развивающих или продуктивных технологий;

- смыслотворчестве учащихся и учителя;

- рефлексии.

1. Технология педагогических Мастерских:

У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.


Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы.

Основная целевая ориентация заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Исходные научные идеи:


  1. Необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном "открытии" этого знания через исследование его генезиса и структуры (Д.Г.Левитес).

  2. Для методов, используемых в Мастерских, характерны: а) отношение учителя к ученику как к себе равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др.

  3. Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения.

  4. Основу работы в Мастерских составляют алгоритмы для типичных надпредметных задач.

  5. Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

  6. Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Д.Г. Левитес указывает следующие принципы построения Мастерских: мастер создает атмосферу сотворчества в общении; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы; работает вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске истины); необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников; исключает официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.


Системы действий учителя и учащихся:


Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.

- Выполняют дополнительные задания.


5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

7. "Рефлексия"

- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

- Осуществляют рефлексию.

Критериями оценки результативности технологии являются: овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников.

Результаты: развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника; овладение учащимися интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Ограничения

1.Увлечение учителями либо индивидуальной работой школьника, либо групповой работой учащихся.

2.Недостаточный уровень сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений.


3. Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся.


2. Технология проектного обучения:

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чем же суть проектного обучения?

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика "Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе" (1925 г.).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге "Проектный метод" (изд-во "Бельц", германия, 1997) ряд этим понятием подразумевает путь. По которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как: участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; участники проекта организуют себя на дело; участники проекта информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д.


Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта. Нам представляется это несколько расширенным толкованием метода, так как многое выходит на технологию проектного обучения. Думается, что в современных условиях можно говорить уже о создании основ проектного обучения. Мы разделяем позицию Н.Г. Черниловой, которая рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся "на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний (Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. Саратов, 1997). Это определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.


Исходные теоретические позиции проектного обучения:


  1. в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

  2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  5. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Системы действий учителя и учащихся.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

 

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 


Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность


Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

  • краткосрочные (2-6 часов);

  • среднесрочные (12-15 часов);

  • долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

На наш взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2-3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть достаточно много. Например, в школе может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.


Ограничения в использовании технологии:


  • низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;

  • низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

  • недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

  • нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Методика организации и проведения проекта

«Компьютер – это благо или зло?»


Цели:

Образовательные - проследить влияние современных достижений информационных технологий на человека, углубление знаний по предметам: информатике, физике, биологии, выявить умение и способности учащихся самостоятельно работать по теме.

Воспитательные: умение работать в группе, развитие коммуникабельности, психологии общения с людьми, настойчивости, воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Развивающие: развитие критического и творческого мышления; развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему, развитие умения работать самостоятельно с различными источниками информации, развитие умение предъявлять свою работу другим.

Актуальность: тема учебного проекта глобальна. Информационные технологии занимают все более значимое место в жизни и профессиональной деятельности человека.



следующая страница >>