litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей


«Детская школа искусств с. Кленовское»




Реферат

Мотив окна


в мировой художественной культуре


Выполнил: Вараксин Василий,

уч-ся 8 класса

музыкального отделения ДШИ

Руководитель: Бажутина Л. В.

преподаватель высшей

квалификационной категории


2009 г.


Содержание


Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I. «Окно» как произведение «художественной

реальности» …………………………………………………….. 4

Глава II. Включение Человека в мир Природы с использованием

«мотива окна» в эпоху Возрождения ……………………… 9

Глава III.Путешествие по «мотивам окон» в период

«Серебряного века»…………………………………………… 13

Заключение ………………………………………………………………… 32

Приложение. ……………………………………………………………….. 43

Список используемой литературы. ………………………………….. 44


3


Введение

Темой своего реферата я выбрал «Мотив окна в мировой художественной культуре». Для меня эта тема необычна, так как я раньше не обращал внимание на такую деталь, как «окно» и эта тема не вызывала во мне каких – либо ассоциаций. Но познакомивших с большим количеством изобразительных иллюстраций, стихотворений, музыкальных произведений, я понял, что «Мотив окна» может быть для меня интересным и оригинальным.

В своей работе я обращаюсь к двум важным периодам в мировой художественной культуре: эпохе Возрождения и эпохе «Серебряного века». На мой взгляд, именно в эти периоды «Мотив окна» для мастеров искусств, станет наиболее значимым как в построении композиции в прорыве художественного пространства, так и для создания символического образа.


В своей работе я буду опираться на музыкальные, изобразительные, поэтические и архитектурные произведения. Реферат состоит из введения, трех глав и заключения. В конце исследования имеется приложение и список использованной литературы.


4


Глава 1. «Окно» - как произведение «художественной реальности»

Художники самых разных времен рассматривали «окно» с двух точек зрения: как синтезированное средство в воплощении своего замысла и как самостоятельный архитектурный или живописный прием;

Поскольку «окно», как художественная деталь связано с другими предметами символически и эстетически, то оно становится для художника необходимым элементом для создания двойного пространства, - как реального или отраженного, для удивительного ощущения естественности пространства, пропускающего свет.

Уже в древние времена художники использовали мотив окна, как элемент, соединяющий человека и природу, например римляне обожали выставлять на показ свою страсть к природе. Они умели тщательно копировать даже мельчайшие детали окружающей жизни. Художники использовали специальный иллюзорный эффект, называемый по-французски “trompel`oeil”, что значит «зрительный обман», или просто «обманки». Иногда они рисовали на стенах большие архитектурные фрагменты, например арки или окна, создавая ощущение, что вы действительно можете посмотреть сквозь стену.


5

Современные художники также стали использовать этот необычный прием и многие из них создавали отдельные картины или целые серии картин. Как, например, Иван Чуйков в своей серии живописных окон.

1 2 3



А художница Калинкина Дина создает серию «окно», где этот мотив становится живой «реальностью», необходимой для напитывания пространства воздухом и лёгкостью поэтического настроения.


«Ранние сумерки»




«Марфа Посадница» «Ностальгия»

6



В современной культуре художники – дизайнеры используют «мотив окна» в качестве декорации, как например: «ложные окна – обманки»


Художественная рукопись обманка «Окно в Бухару»


Как в живописи, так и в поэзии мы читаем и видим «окна», несущие человеку определенную мысль, например в поэзии Давида Бурлюка (1882 – 1967), который называл себя «лучшим художником среди поэтов и лучшим поэтом среди художников»:




Шестиэтажный возносился дом

Чернели окна скучными рядами

И не одно не вспыхнуло цветком

Звуча знакомыми следами.

О сколько взглядов пронзило ночь

И бросилась из верхних этажей

Безумную оплакавшие дочь

Под стук не спящих сторожей.

Дышавшая на свежей высоте

Глядя в окно под неизвестной крышей

Сколь ныне чище ты и жертвенно святой

Упавши вниз, ты вознеслася выше.

<1910>


И.Глазунов. Окно


7

Уже в XIX веке «мотив окна» в творчестве русских поэтов уже заявляет о себе довольно зримо:



«Одинок стоит домик – крошечка,

Он на них глядит в три окошечка.

На одном из них зановесочка.

А за ней висит с птичкой клеточка».

(С. Любецкий)

<1844>


«Помню я тебя, домик – крошечка,

И заветные три окошечка».

(С. Любецкий)


«В одной знакомой улице

Я помню старый дом,

С высокой темной лестницей,

С завешенным окном».

(Л. П. Полонский)

<1846>

Таким образом, «мотив окна» становится метафоричным, своего рода «оком», «глазом», как например, мы читаем у писателя Ф.Сологуба: «…эти окна в слишком толстых стенах, то чрезмерно узкие, то непомерно высоко пробитые, как совиные очи… - всё это, по моему, слишком романтично для нашего расчетливого, практичного и элегантного века». Смотрение в окно можно сопоставить с состоянием «высунотости», как расширенной формы глядения, предполагающей активного контакта с миром.



Николас. Девушка у окна.

8




Андрей Горский «Портрет Татьяны Спиридоновы Любатович». 1880-е





Тропинин «Женщина в окне» 1841





П.В. Вильямс «Портрет. У окна» 1930-е. Масло


9

Глава 2. Включение Человека в мир Природы с использованием

«мотива окна» в эпоху Возрождения


В эпоху Возрождения мастера живописи разрабатывают новые приёмы в построении картин, с целью выявления важных для того времени идей эпохи. Человек становится значимой личностью, по сравнению с идеями эпохи Средневековья. И «мотив окна», найденный ими, помогает расширить, углубить и осветить то, что, художникам кажется необходимым.

Обратимся к такому произведению как диптих Мартина ван Ньивенхове, «Мадонна с младенцем», (1487). Применение данного элемента в этой картине играет важную роль в расширение зрительного пространства. В этом здании тишина и покой, царствует умиротворенность. Если не было окна в этой картине, то помещение, в котором находятся Мадонна с младенцем, казалось бы тесным и мрачным. Но окно есть и можно взглядом углубиться в него. В зрительном восприятии расширить интерьер и несколько осветить пространства. В эпоху Возрождения, как я определил, наиболее часто встречается данный мотив - мотив окна. Это связанно с тем, что человек вглядывается в себя, в свой внутренний мир. А окно является своего рода зеркалом. Помимо этого, через «живописное окно» мы можем иметь представление о том мире, который окружал людей в то время.

Глядя на картину Яна Ван Эйка «Мадонна с младенцем, со святыми и донатором» (1441г.), мы видим, что именно окна, расположенные симметрично в композиции картины, дают нам представление об основных законах живописи мастеров


10


данной эпохи, их философских размышлениях о месте человека в Природе. «Окно», как важная деталь связывает воедино мир человека и мир природы.

Обращаясь к творчеству Леонардо да Винчи, итальянского художника эпохи Возрождения, проанализируем некоторые его картины. Например, «Джоконду» или «Мону Лизу».

Леонардо дает пояснение зрителям в изображении модели в легком, трехчетвертном повороте, со взглядом, обращенным к зрителю на фоне природы, видимой из окна. В окно проникает пейзаж, «ирреальный, словно увиденный в мечте, и вместе с тем панорамически точный, насыщенный влажными испарениями и туманной дымкой». Именно окно явилось эстетическим принципом, в котором была достигнута гармония, сочетающая в себе величие и значимость образа. Природа, видимая в окне, непостижима и таинственна, и также таинственна и не постижима для нас женщина на картине.

А вот в его «Тайной вечере» мы видим гармонию и красоту в образе Христа, сидящего за столом. За его спиной расположено окно, находящееся

11

в точке кульминации, если сравнивать этот живописный шедевр с музыкальным произведением. Художник мастерски расположил фигуры участников этой сцены, высветив светлый облик Учителя. Проникающий Божественный Свет освещает каждую фигуру и все чувства каждого персонажа.

То же единство мира Природы и мира Человека мы встречаем в картине немецкого художника Северного Возрождения Л. Кранаха «Святой Иероним в келье».

И далее многие мастера последующих эпох будут также использовать найденный и разработанный «мотив окна» в создании своих картин. Как, например, немецкий художник – романтик К.Д.Фридрих. Пространство в его картине «Женщина у окна» (около 1822 г.) представляет собой скучную клетку пустой комнаты. Но романтический порыв выражен здесь именно в женской фигуре, напряжённо глядящей в окно.


А безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять его место.

Замечу, что «мотив окна» у Фридриха является также излюбленным художественным приёмом, в котором художник – романтик остаётся один на один с природой, общаясь с ней и растворяясь в ней.


12

На Востоке этот мотив станет также излюбленным приёмом в построении композиции, например у японских художников 18 – 19 вв.


Эйси. Сцена из жизни принца Гендзи 1781.





Кокан Сиба «Снег в Ёсивара», (серия картин «Снег, луна и цветы», 1771)


13

Глава 3. «Путешествие по «мотивам окон».

В современном европейском искусстве, как я заметил, художники используют «мотив окна» для создания так называемых «оконных натюрмортов» или для создания определённой атмосферы с целью выявления каких-либо значимых характеристик при изображении человека. Так, в творчестве французской художницы 19 века Берты Моризо мы видим целую серию картин с «мотивом окон».



На кухне Девочки у окна


На веранде На кухне

14

А вот «оконные натюрморты», на мой взгляд, представляют собой очень интересный и оригинальный вид натюрморта.



А.Дейнека «Окно в мастерской»





Д.Калинкина «Моё окно»


Обратимся к

редставляют собой очень интересный лёгкостью На кухне Девочки у окна

тивом окон" Моризо мы видим целую серию картин с " каких-либо значимых характеристик при изображдении челотворчеству художника Марка Шагала, как яркого представителя эпохи «Серебряного века». На протяжении всей его творческой жизни изображение окон являлось для него излюбленной темой. Сам творческий космос Шагала связан с окнами и выходом в открытое пространство, который, казалось бы, без труда совершают герои его полотен.

С одной стороны, окно для Шагала являлось абсолютным символом выхода в мир. С другой стороны, этот образ отсылает к различным периодам жизни художника. Так, живя в Витебске, художник пишет виды города из окна своей квартиры. Живя в Париже, он также создаёт городские виды, не выходя из дома – с мансарды, чердака или комнаты.

15




Вид из окна. Витебск, 1915 г. Окно. Витебск, 1908 г.




Париж. Вид из окна, 1913 г.

По сериям Шагала можно судить о его творческой жизни, очень богатой и насыщенной. Такое вглядывание в большой мир, наверное, помогало художнику находить необычное в обычном. Ведь именно поэтому, как мне кажется, у него столь непохожий на других фантастический мир, запечатлённый на его полотнах. Этот вид из окна сродни птичьим полётам или вида с высокого холма. Кстати, его летающие персонажи также оглядывают окрестность, как и сам автор из своей квартиры.


16

Изучив и просмотрев большое количество иллюстративного материала по творчеству художников эпохи «Серебряного века», я заметил, что «мотив окна» также востребован мастерами и используется достаточно часто. Например, художник К.Коровин с его серией «оконных» натюрмортов и портретов.


К.А. Коровин «У балкона. Испанки Леонора и Ампара.» 1888-89. Масло





К.А.Коровин «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина» 1911 масло


17



К Коровин. Сумерки в комнате. Сирень




В. Борисов - Мусатов. За вышиванием, 1901 г


18


Поэзия «Серебряного века» также не обходит вниманием этот мотив. Например, Марина Цветаева в цикле «Бессонница» пишет так:

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может – пьют вино,

Может – так сидят.

Или просто – рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.


Крик разлук и встреч –

Ты, окно в ночи!

Может – сотни свеч.

Может – три свечи…

Нет и нет уму

Моему – покоя.

И в моем дому

Завелось такое.


Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем!


23 декабря 1916


19



Окно выражает собой стилевую и строительно-дизайнерскую систему каждой эпохи и содержит в себе все их основные элементы, становясь многозначным произведением изобразительного искусства. Так, стиль модерн «рассматривает окно» в качестве строительного материала создаваемой композиции. «Окно» уже не просто окно, как материальная деталь, а сфокусированный разрыв в пространстве, необходимый для создания призрачности, лёгкости и воздушности. Как отмечают искусствоведы, «окно» модерна – это «сфокусированная зеркаль - ность», которая поднимает «окно» над статусом архитектурной детали», выделяя его, она раздвигает и выводит за рамки реальности изображённый предмет.


В. Серов. Портрет молодой дамы.

20



Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга). 1905—06.

На картине Добужинского, мастера – мирискусника, художника эпохи «Серебряного века», мы видим портрет человека, за спиной которого вырисовывается урбанистический пейзаж. Глаза за стёклами очков, личность несколько таинственная и вся фигура как бы растворяется в атмосфере городского пейзажа.

Исследуя мотив окна, нельзя не сказать и о вкладе архитектуры в развитие данного мотива. В своё время выдающийся архитектор 20 века Ле Корбюзье разработал тип «ленточных» окон, опоясывающих всю поверхность здания. Этот новаторский приём станет в дальнейшем блестящей находкой в построении современных зданий. Архитекторы будут стремиться к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания, используя «ленточность» окон Корбюзье.



21

Ленточные окна снаружи и внутри интерьера







22


Рассмотрим характерные типы окон стиля модерн: термально – овальное (выражает любовь модерна к триадическим композициям, появляющаяся в самых разных оконных конструкциях), круглое (в круглящихся объятиях которого ласкается мир; круглое окно, далее отсылает нас к теме иллюминаторов, аквариумов и путешествий), вспарушенное (прямоугольное, перекрытое отрезком дуги той или иной степени кривизны), шестиугольное (свойство северному модерну и напоминает прямоугольное со срезанными верхними углами – таков вид окна с оттянутыми занавесками), щелевидное (в лестничных клетках, эркерах, башнях), окно во всю стену (не является стенами благодаря сложной структуре переплета), окна – «замочные скважины», как их называют (словно приглашение к подглядыванию), как правило, балконные и состоящие из круглого окна с наложением на него прямоугольным проемом. Менее распространены окна, восходящие к барочным прототипам, как – то системы из наложенных друг на друга трех (тип десюдепорта) или четырех кругов.

В строении переплетов окна модерна отличаются чрезвычайным разнообразием, характеризуясь сочетанием прямых и кривых линий, в меру функционально – конструктивных возможностей строения переплета, принимающих свойственные для модерна орнаментальные формы. Даже при самой большой экономии, окна модерна избегают переплетов «крест – накрест», неразрывно связанно с образом прошлой эпохи, в них всегда присутствует излишек реек, при том, что технологически уже стали возможны огромные стекла. Окно модерна – это лучшая задачка для стеклореза. Переплеты модерна характеризуются контрастными сочетаниями участков мелкой и крупной расстекловки, нарушением тектоники больших и малых пространств стекла.



23

Заключение


Исследуя «мотив окна» в изобразительном искусстве, я заметил, что для музыкантов и поэтов эта тема также интересна. Создано достаточно много песен и романсов, как например, «Распахнул я окно» (романс П.И.Чайковского), «Под окном черёмуха колышется» (русская народная песня), «Московские окна» (песня композитора А.Петрова) и т.д.

Также с детства знакомы нам всем пушкинские строки:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

В готической архитектуре мы встречаем окна-розы, несущие декоративную нагрузку, как и окна – витражи. Различные орнаменты и фигуры украшали окна интерьеров, обстановка которых была выполнена в самых различных исторических стилях: «готическом». «восточном», «средиземноморском». «русском», позже, в стиле «модерн». Расцвеченные витражи устанавливали и в окнах храмов, не только католических, но и христианских, например, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга (хотя мы и знаем, что в древнерусском зодчестве витражей не было). Таким образом, виражи стали живописью в реальных оконных переплётах (рамах), где моделировался условный «пейзаж за окном».

Подводя итог исследовательской работе, я хочу заметить, что «окно», - это «сквозная граница» между реальностью и иллюзорностью, творческим вымыслом, необходимым средством для выражения художником своего внутреннего мира, творческого состояния. Окно – это также красота, «обнимающая» пространство вокруг человека (вспомним «обманки») и «фантастическая» реальность (если вспомнить картины М.Шагала). Окно может быть и местом встречи, свидания молодых людей (К.Васильев).

А домашняя, казалось бы, обыденная обстановка «оконных натюрмортов»! Сколько тепла и душевного трепета несут они нам, зрителям! Поэтому свою работу я хочу закончить поэтическими строками:

Я люблю под окнами мечтать, я люблю, как книги их читать.

Здесь живут мои друзья, и дыханье затая, в ночные окна вглядываюсь я…



24


Список литературы


  1. А.С.Пушкин «Медный всадник». Москва «Русский язык» 1980г.

  2. Андрей Горский. Москва. 1994

  3. Борис - Мусатов. Москва. 2001

  4. Бродский. Москва. 2002

  5. Ван Гог. Белый город. 2001

  6. Живопись. М. Астрель. АСТ.2001

  7. Илья Глазунов. Москва. 1994

  8. Коровин Москва. 2001

  9. Крылатые слова. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукин. Москва «Художественная литература». 1987

  10. Леонардо да Винчи. Бруно Санти. SCALA. 1990

  11. М. Герман Ханс Мемлинг. Санкт – Петербург. 1994

  12. Николай Ромадин. Москва. 2001

  13. Популярный справочник – песенник. Москва «Музыка». 1990

  14. Поэзия Серебряного века. Антология. Москва. Эксмо. 2007

  15. Русское искусство Х -начала ХХ века. М. М. Аленов, О. С.

Евангулова, Л. И. Лифшиц.

  1. Русские песни и романсы. Москва «Художественная литература».

1989

  1. Русские художники. Энциклопедический словарь. С – Петербург.

«Азбука». 1998.

  1. Татьяна Назаренко. Москва. Советский художник. 1991

  2. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова.

Москва. 2001

  1. Тропинин. Художественная галерея. Белый город. 2006

  2. Шедевры русской живописи 90 – годы XIX века «Мир книги». 2006

  3. Шедевры русской живописи середина XIX века «Мир книги». 2006