litceysel.ru
добавить свой файл
1
Реферат



Номинация


Инновации в образовательном процессе


Тема реферата


Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций


Автор: Порякова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Шатковская ООШ


Аннотация

Данная работа освещает основные инновационные технологии, способствующие развитию базовых компетенций учащихся.

В первом разделе освещен вопрос использования и эффективности использования информационных технологий как необходимого средства повышения интереса учащихся к изучаемому предмету.

Второй раздел посвящен дистанционному обучению как альтернативе классно-урочной системе.

В третьем разделе рассказывается об эффективности, особенностях метода проектов на уроках как о методе, позволяющем раскрыть потенциал учащихся, развить их творческие способности, научить добывать знания самостоятельно.


Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций


  1. Понятие компетенции

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться жить вместе;

  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.


А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности.


    1. Главная задача современной системы образования

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  • Технологий;

  • Содержания образования;

  • Стиля жизни ОУ;

  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.



1.2 Ключевые компетенции

К ключевым компетентностям относятся:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.


  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей


1.3 Цели школьного образования

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:


  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.


2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в обучении

2.1 Значение информационных технологий

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него


компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности,

обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное

информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является

компьютеризация образования. В настоящее время становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в

содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в

информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным

«довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,

значительно повышающей его эффективность.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в представителей педагогической

науки. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли

российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Отметим, что в последние годы термин «информационные технологии» часто

выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные

технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако,

термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные

технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин__«Современные информационные технологии».


2.2 Понятие информационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной и нформации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

2.3 История возникновения и развития информационных технологий

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.

Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, оснащенная более

совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая

машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в

нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 -- 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий

которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение,

электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель

информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации

на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным

инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе

автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы,


оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны

информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на

организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных

технологий) только устанавливается. Начинают широко использовать ся в различных

областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем

будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной

компьютерной сети Internet.

2.4 Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательной деятельности

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств


информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда

учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

С развитием информационных технологий профессиональная деятельность учителя

выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она

представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика

средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для

самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого учителя.__

Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование

информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для

решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической

деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать, обрабатывать,

хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью

электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально

удалѐнных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети

необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности.


3. Дистанционное обучение

3.1 Понятие дистанционного образования.

Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.[6]

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).[5]


3.2 Виды дистанционного обучения.

В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:


  1. интерактивном телевидении (two-way TV);

  2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);

  3. сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет. [6]

Самый распространенный  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
Анализ  отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них:

  1. «Гибкость». Обучающиеся,   занимаются  в  удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

  2. «Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  3. «Параллельность». Обучение может проводиться при  совмещении основной профессиональной деятельности с учебой,  т.е. "без отрыва от производства".


  4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при  условии  качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

  5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый   работают по удобному для каждого расписанию.

  6. «Охват».  Эту особенность иногда называют также  «массовостью». Количество  обучающихся не является критичным параметром. 

  7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается  экономическая эффективность дистанционного образования. 

  8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях   преподавателя. 

  9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных. 

  10. «НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды  информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются  компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

  11. «Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая  равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

  12. «Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную  возможность экспорта и  импорта образовательных услуг.
     Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но,  одновременно предъявляя определенные  специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.[2]

3.3 Принципы  и средства дистанционного обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.


Принцип интерактивности.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний.
Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания  и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип индивидуализации.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Принцип является  ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща  «детская болезнь» увлечения  средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими  свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной   преимущественной ориентации на  какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать  российский опыт сетевого обучения. 


  1. Метод проектов

4.1 Понятие метода проектов

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».


4.2 Задачи проектной деятельности

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

4.3 Требования, предъявляемые к педагогу, осуществляющему проектную методику

Для этого учитель должен владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся, уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

4.4 Преимущества проектной технологии

При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.


Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к. учитель помогает ученикам в поиске источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.


Список литературы:


1. Аверьянов Л.Я., Рунов А.В, Интернет как форма дистанционного обучения,

Информационные технологии, №4, 2003


2.  Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-Москва: Просвещение, 1985.-213с.


3. Владимирова Л.П., Современные информационно- коммуникационные и

педагогические технологии в образовании, www.relarn.ru/conf/conf2007/section4/4_07.html


3. Гасанова С. Дистанционное образование в Азербайджане,

http://www.search.aznet.org, 2005


4. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной

технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. -

Москва,1991, www.vse-stydenty.ru/.../62-1-0-780/


5. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.


6. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

7.  Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. - Иркутск, 2003.-432с.