litceysel.ru
добавить свой файл
1


Брутова Марина Алексеевна

к.п.н., доцент кафедры педагогики

начального образования и

социальной педагогики

Поморский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

(ПГУ имени М.В. Ломоносова)


Дополнительное образование в расширении образовательных возможностей сельской школы


Роль дополнительного образования в развитии

образовательной среды сельской школы


В своем докладе хочется остановиться на проблеме возрождения в современной школе в целом и в сельской школе в частности такой части образования, как дополнительное.

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей, как одно из приоритетных направлений образовательной политики современной России.1

Л.Н. Буйлова считает, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в отечественной школе основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка, что позволит обеспечить реализацию условий для успешной адаптации воспитанников в обществе.

Как отмечают Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, необходимость такого полного цикла образования в школе, (включающего и основное, и дополнительное) обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.


Значимость дополнительного образования детей состоит в том, что оно создает условия для развития творческого потенциала каждым воспитанником, позволяет формировать у ребенка навыки адаптации к современному обществу, предоставляющая возможности для самоопределения и самореализации каждого человека. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Система до­полнительного образования - это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его соб­ственные рефлексивные возможности со­циально-культурная среда.2

В связи с этим, мы можем говорить о том, что включение дополнительного образования в общеобразовательное учреждение позволяет развивать его образовательную среду в том понимании этого термина, какое предлагают А. Веряев, В. Козырев, Ю. Кулюткин, С. Тарасов, И. Шалаев: как конкретную среду учебного заведения, совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов и межличностных отношений; как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, при взаимодействии с которыми у индивида происходит становление личности.

Особенно актуальным это становится в свете современной ситуации развития образовательных учреждений в сельской местности. Сельская школа относится к наиболее специфичным общеобразовательным учреждениям Российской Федерации, составляющая около 70% от общего числа школ страны. В качестве основного варианта развития данного типа школ предлагается интеграция сельской школы в социум. О.Е. Павозкова отмечает, что сельская школа всегда была открыта социуму. Но сегодня проблема интеграции такой школы в среду рассматривается как открытость к взаимодействию с сельским сообществом, местной властью, семьей, различными государственными и социальными институтами. Причем целью такого взаимодействия является не только попытка совместно решить социально-педагогические проблемы детей и родителей, но и стремление расширить образовательные возможности сельской школы.3


М.П. Гурьянова считает, что в настоящее время школа является практически единственным социальным институтом в сельской местности, способным создать условия для социокультурного развития ребенка, для реализации его личностного потенциала, в том числе для овладения умением разрешать различные жизненные ситуации, чаще всего нетипичные, для решения которых требуется актуализировать свои внутренние ресурсы. Стоит отметить, что в связи с этой задачей становится актуальным развитие системы (или использование технологий) педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка вы образовательном учреждении. Другими словами школа в сельской местности должна создавать не только социокультурную, но и социозащитную среду, позволяющая ребенку, подростку стать субъектом собственного развития. Подобная ситуация позволяется рассматривать сельскую школу как одну из главных сред жизнедеятельности человека.

Это подтверждают и выделенные в рекомендациях парламентских слушаний в 2008 году ведущие тенденции развития системы дополнительного образования. В частности:

- развитие творческих инициатив, направленных на организацию свободного времени школьников и способствующих организации содержательного досуга детей, подростков, семей, профилактике и предупреждению правонарушений в подростковой среде;

- создание филиалов учреждений дополнительного образования детей (муниципальных, областных), социокультурных центров на базе сельских школ, что способствует сохранению социально-культурной работы с детьми и населением в малых поселениях;

- профориентационная направленность деятельности учреждений дополнительного образования, способствующему осознанному выбору школьниками профессий;

- активное участие учреждений дополнительного образования детей в создании ресурсных центров профильного обучения сельских школьников, в реализации предметно-профильной и профессионально-профильной подготовки учащихся, что способствует закреплению молодежи на селе;


- развитие заочных форм дополнительного образования сельских школьников на основе использования возможностей областных учреждений дополнительного образования детей, что содействует развитию познавательной активности сельских школьников, их углубленной подготовке к поступлению в учреждения профессионального образования.4

Тем не менее, стоит сказать и о специфике включения и развития дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Анализ публикаций позволяет сакцентировать внимание на нескольких аспектах: принципы, функции и особенности реализации дополнительного образования в школе. Рассмотрим их кратко ниже.

А. Фомина, Л.Н. Буйлова, Н.К. Кленова и др. предлагают при организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях опираться на следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

По их мнению, перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Эти же авторы определяют и функции дополнительного образования в общеобразовательной школе:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;


3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

А.Б. Фомина отмечает несколько особенностей существования дополнительного образования в общеобразовательной школе:

- создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

- осуществление «ненавязчивого» воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;


- ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

- компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

В нормативных документах выделено несколько условных уровней организованности дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.5

Первый характеризуется случайным набором кружков секций, клубов и т. д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. К сожалению, это наиболее распространенная модель.

Второй уровень - более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Третий уровень предполагает развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность. Другим вариантом третьего уровня является организация дополнительного образования на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др.). Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.


Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Данный уровень организации дополнительного образования детей в современной школе существует чаще всего в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день этот вариант является наиболее эффективным с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в нем органично сочетаются возможности обоих видов образования: создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования (художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п.).

Таким образом, дополнительное образование детей в сельской школе является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, что позволит решить задачи развития социокультурной, образовательной среды сельской школы.

1 Брутова М.А. Теоретические основы организации работы педагога дополнительного образования: учебное пособие. – Архангельск: Изд-во Кира, 2009.


2 Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: «Сентябрь», 2004.

3 Павозкова О.Е. Тенденции развития сельской школы как открытой социально-педагогической системы // Проблемы современной сельской школы: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (5-6-ноября 2009 г.) / отв. ред. И.Г. Маракушина. – Архангельск: изд-во Кира, 2009.

4 Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О состоянии и мерах по развитию дополнительного образования детей» от 25.06.2008г. № 35-20/228 // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - № 7.

5 Брутова М.А. Теоретические основы организации работы педагога дополнительного образования: учебное пособие. – Архангельск: Изд-во Кира, 2009.