litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Русская аналитическая школа


Юрий Курносов







СПИСОК КНИГ

ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Москва - 2011

ВВЕДЕНИЕ


Духовный мир литературы настолько разнообразен и широк, что в нем легко затеряться. Художественная литература в целом является самым мощным пластом мировой культуры и без ориентации в нем, без овладения выдающимися достижениями в области словесного творчества невозможно формирование полноценной высококультурной личности. Для прочтения любой книги требуется время и зачастую немалое. Количество книг, можно сказать, бесконечное, а жизнь - увы, наоборот. Значит, надо читать не все подряд, а сознательно и серьезно подходить к выбору книг для чтения.


Болгарские ученые установили, что в среднем, если человек читает около 50 страниц в день, то за свою жизнь он может прочитать около 3 тысяч книг. Хотя в предлагаемых нами списках содержится всего 120 источников зарубежной литературы и 135 отечественной, указанные авторы и их лучшие художественные произведения составляют значительную часть того пласта мировой художественной культуры, который осваивает каждый образованный человек в течении всей жизни.

Предлагаемый список является результатом многолетних опросов мнений авторитетных и образованных людей из личного круга знакомых, а также обобщения около 20 рейтингов, списков лауреатов различных премий (в т. ч. и Нобелевской). Наша точка зрения, естественно, может быть спорной, уязвимой для критики, но, тем не менее, она является попыткой ориентации в таком сложном явлении как мировая художественная литература. Предлагаемый вариант списка наиболее «весомых» и необходимых современному молодому человеку источников – лишь один способ подхода, его главной идеей является первоначальная ориентация в огромном мире литературы.



В основу уровней, обозначенных на схеме, положено следующие соображение. Главное – чем выше уровень, тем на более широком историческом пространстве действуют ценности данного автора и его произведений. «Вечные ценности» действуют всегда, на всем протяжениии человеческой истории (хотя сама история поднимается к ним не часто). Это своеобразный выход в абсолют.


В кратком описании и изображении нет возможности вдаваться в обоснование мнений о писателях и их месте в мировой культуре. Мнения и оценка всегда разные, но нужно иметь какую-то общую площадку для их сопоставления, сравнения, а порой и столкновения. Изображенный на схеме вариант – попытка к этому приблизится. То есть не к оценкам, а к ценностям, к их примерной связи. Попытки такого сравнительного подхода уже имели место в публикациях литературных критиков и автор частично опирался на них.

Человеку, хорошо знающему литературу, представленная картина не сообщит новых данных. Она не заменяет ни концепций, ни толкований. Но если молодой человек, да и его наставники будут иметь ее под рукой, она может подсказать общую ориентацию в круге чтения, помочь в самообразовании, общекультурном росте личности в течении длительного периода.

Цель такого аналитического панорамного отображения - не сколько в том, чтобы решить, что выше, а что ниже, а скорее в попытке разглядеть общие пути к общечеловеческим ценностям. Невозможно в этом изображении и списке учесть пока и то, что само представление о ценностях меняется. Для 19 века оно одно, для 20 – другое, в 21 –опять что-то новое.

Однако в целом данная таблица и список могут напоминать о писателях и произведениях, которые лично для нас еще неизвестны; дают возможность понять, с чем нужно познакомиться для расширения культурного кругозора.

В качестве рекомендаций воспитателям и наставникам (а в этой роли рано или поздно выступает каждый человек, так как все мы становимся родителями) можно высказать два следующих соображения. Во-первых, всегда стоит делать выписки их прочитанного – мыслей, идей, фактов, всего что понравилось или что пригодится в жизни в дальнейшем.


Во-вторых, обязательно необходимы диспуты по прочитанным книгам, или по какой-то проблеме, связанной с литературой (например, о нравственных ценностях с точки зрения различных авторов). Это позволяет с одной стороны учить читать и думать над прочитанным, а с другой, - учиться слушать других и вести диспут на уровне достаточно высоком и уважительном. Проблемные читательские конференции должны войти в практику воспитательной работы.

Естественно, представленный вариант не обязателен ни по содержанию, ни по последовательности, как условен и любой план чтения, зависящий от возможности получить необходимую литературу, наличия времени и т.д. Он дает общее направление работы на первом этапе общекультурного роста личности молодого человека примерно в возрасте от юношеского периода до 30 лет.


Желаю успехов и постоянства духовного и интеллектуального роста!


профессор Ю.В. Курносов

член Союза писателей России


 Курносов Ю.В., 2011.

Отечественная литература:


19 век

1. «Изборник»

2. Слово о полку Игореве

3. Шота Руставелли. Витязь в тигровой шкуре.

4. Протопоп Аввакум. Житие.

5. Фонвизин Д. Недоросль. Бригадир.

6. Радищев А. Путешествие из Петербурга в Москву.

7. Крылов И. Басни.

8. Карамзин Н. Бедная Лиза. Марфа Посадница или покорение Новгорода.

9. Батюшков К.Н. Стихотворения.

10. Герцен А.И. Былое и думы.

11. Гончаров И.А. Обломов.

12. Гоголь Н.В. Ревизор. Шинель. Мертвые души.

13. Грибоедов А.С. Горе от ума.

14. Данилевский Г.П. “Княжна Тараканова”, “Мирович”.

15. “Братья Карамазовы”, “Бедные Люди”, “Восток, Россия и славянство”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”, “Записки из подполья” “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”.


16. Загоскин М. “Рославлев, или русские в 1612 году”.

17. Короленко В. “История моего современника”.

18. Лесков Н.С. “Рассказы и повести”.

19. Лермонтов М.Ю. “Стихотворения ипоэмы”, “Герой нашего времени”.

20. Островский А.Н. “Бесприданница”, “Левша”, “Без вины виноватые”, “Таланты и поклонники”.

21. Пушкин А.С. “Стихотворения”, “Поэмы”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”.

22. Салтыков-Щедрин “Сказки”, “Господа Головлевы”, “Губернские очерки”.

23. Сухово-Кобылин А. “Пьесы”.

24. Толстой Л.Н. “Война и мир”, “Воскресенье”, “Анна Каренина”, “Исповедь”, “Детство”.

25. Тургенев И.С. “Записки охотника”, “Накануне”.

26. Тютчев Ф.И. “Стихотворения”.

27. Фет А.А. “Стихотворения”.

28. Шевченко Т.Г. «Стихотворения и поэмы».


20 век

29. Андреев Л.Н. “Избранное”.

30. Бабель И.Э. “Рассказы”.

31. Блок А.А. Стихотворения.

32. Белый А. «Петербург. Между двух революций».

33. Бердяев Н.А. “Смысл творчества: опыт оправдания человека”, “Смысл истории”.

34. Булгаков М.А. “Белая Гвардия”, “Мастер и Маргарита”.

35. Бунин И. Стихотворения, “Жизнь Муравьева”, Рассказы.

36. Вересаев В.”Рассказы”.

37. Горький А.М. “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”, “Жизнь Клима Самгина”.

38. Грин А. “Алые паруса”, “Бегущая по волнам”.

39. Гумилев Н.С. Стихотворения.

40. Замятин “Мы”,”Повести ирассказы”.

41. Зощенко М.Н. “Рассказы”.

42. Ильф И., Петров Е., “Двеннадцать стульев”, “Золотой теленок”.

43. Каверин В. “Открытая книга”, “Два капитана”.

44. Катаев В. “Амазный мой венец”.

45. Лавренев В. “Сорок первый”, “Рассказ о простой вещи”.

46. Леонов Л.М. “Русский лес”.

47. Маяковский В. Стихотворения и поэмы.


48. Мандельштам О.Э. Стихотворения.

49. Мережковский Д. “Христос и Антихрист”, Исторические романы.

50. Пастернак. Стихотворения. Переводы. “Доктор Живаго”.

51. Пильняк Б. “Голый год”.

52. Платонов А.П. “Котлован”, “Чевенгур”.

53. Пришвин М.М. Рассказы.

54. Романов Пантелеймон Рассказы.

55. Сейфуллина Л.Н. Повести.

56. Серафимович А. Железный поток.

57. Соколов-Микитов И. Повести и рассказы.

58. Твардовский А. Стихотворения и поэмы. “Василий Теркин”.

59. Толстой А.Н. “Хождение по мукам”, “Петр первый”.

60. Фадеев А.А. “Разгром”.

61. Федин К.А. “Города и годы”.

62. Форш О.Д.Исторические повести.

63. Цветаева М.И. Стихотворения.

64. Шишков В.Я. Странники. Угрюм-река.

65. Шолохов М.А. Тихий Дон. Судьба человека.

66. Эренбург И. “Хулио Хуренито”, “Годы, люди, жизнь”.



следующая страница >>