litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение


Белоярская средняя общеобразовательная школа.


Утверждено:


Директор школы


Урдаева Е.П.

«____» _________ 2006г.


Аналитическая справка.


Учитель истории, обществознания, права. МОУ Белоярская СОШ

Федотова Людмила Ивановна.

Педагогический стаж работы 23 года, общий стаж - 33 года.

Высшая категория.


Метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации познания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.


Основная особенность исследования в образовательном процессе-то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Метод проектов я начала использовать в своей работе с 2001 года, когда в школе было создано научное общество учащихся (НОУ) «Истоки» и я стала его руководителем. С группой учащихся мы занялись исследовательской работой по теме «Древнейшее прошлое ачинских земель». Поставили цель: выяснить какие животные доисторического периода водились на нашей территории. Ребята с удовольствием занялись изучением краеведческой литературы, совершили ряд походов в пойму реки Чулым, где были обнаружены кости древних животных. С исследовательской работой «Древнейшее прошлое ачинских земель» Бородина Надежда выступила на районной научно-практической конференции, где заняла второе место. (Приложение 1). Это было начало.

2003 год. Ученица 11класса Иванова Ольга пишет исследовательскую работу «Былого ветхие, но мудрые страницы», в которой на примере одной обыкновенной семьи села Зерцалы она проследила историю нашей страны: гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление хозяйства. В ней были отражены и огромное горе, и моменты радости простой русской женщины. Трудно нам было найти подход к старушке, разговорить её, так как люди того поколения не хотят вспоминать былое, ворошить в памяти горькие страницы прошлого. На районной научно-практической конференции работа заняла 2место. Оля была награждена Почётной грамотой. С этой же исследовательской работой мы приняли участие в Четвёртом Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век». Работа вошла в сотню лучших исследовательских работ России.


Тему репрессий продолжает исследовать ещё одна моя ученица Ласун Даша. В 2004 году она пишет работу «Без вины виноватые», в которой рассказывает о немцах Поволжья, переселённых к нам в село во время войны. Участвуя в Пятом Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век», Даша со своей работой вышла во второй тур. Обе ученицы награждены Почётными грамотами Международного историко- просветительского общества «МЕМОРИАЛ». ( Приложения 2,3) Я получила Благодарность от общества «МЕМОРИАЛ» и кафедры региональной истории и краеведения Российского Государственного Гуманитарного Университета за высокий профессиональный уровень, за историко-просветительскую работу с молодёжью и активную помощь в организации конкурса (Приложения 4,5).

Ученица 11 класса Рыжкова Ольга в 2003 году работает над темой «История села Белый Яр». Долгая, кропотливая работа в архиве, использование воспоминаний старожилов села, позволили ей восстановить прошлое казацкой станицы Белоярская, описать период становления советской власти в селе, первые коммуны, колхозы. Большое внимание в своей работе ученица уделила жителям села Белый Яр, чьими делами, поступками «писалась» история. На районной научно – практической конференции работа заняла второе место. Этот материал используется сегодня на уроках краеведения, на классных часах, сельской библиотекой во время заочного путешествия по страницам истории родного села. Обе мои ученицы Иванова Ольга и Рыжкова Ольга в данный момент успешно учатся в Красноярском государственном университете. Иванова на историческом факультете, Рыжкова на факультете журналистики.

Сложна и интересна работа сельского учителя. Неблагополучные семьи, интеллектуальный уровень многих детей оставляет желать лучшего, но как приятно, когда найдёшь маленький росточек, создашь ему необходимые условия, и он начнёт расти, развиваться, постепенно превращаясь в большое красивое дерево с пышной кроной и могучими корнями.



Проектная деятельность включает не только исследовательскую работу. Мы с учащимися разрабатываем и реализуем проекты, связанные с внеклассной деятельностью. Так 70-летию Красноярского края был посвящён проект «Любимому Красноярью». Участники: учащиеся 1 – 11 классов.

Цель проекта: формирование у детей чувства любви и уважения к своей малой Родине, воспитание людей, знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи.

В рамках проекта был объявлен конкурс на лучший рисунок, на лучшее стихотворение, на лучшую частушку, загадку, лучший кроссворд. 13 активных участников проекта были награждены Почётными грамотами и Дипломами. (Творческие работы прилагаются.) Приложение 6.

Проект «Мы этой памяти верны» был посвящён 60-летию Победы. Активное участие в проекте приняло 65 человек. Учащиеся 5-11классов изучали материал о В.О. войне, о героях войны, о великих полководцах, об односельчанах – участниках В.О. войны. Они собрали много интересного и полезного материала, который используется на уроках истории, краеведения, граждановедения. На завершающем этапе проекта была проведена игра- соревнование. Победители получили Грамоты, подарки.


В 2005году я обучалась на курсах «Intel–обучение для будущего».(Приложения 7,8). Программа

«Intel» ориентирует на переход от авторитарной системы обучения, централизованной на учителе и передачу знаний, к демократическому обучению, централизованному на учащегося, и предполагающему самостоятельную и исследовательскую деятельность. Что необходимо нашим школьникам для успеха?

- способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;

- уметь работать в команде и обладать навыками общения;

- определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;

- эффективно использовать знания реальной жизни;

- компьютерная грамотность.


Все эти компетентности в полной мере формировал элективный курс «Проектная деятельность в рамках информационных технологий», который я разработала и вела в 2005 – 06 учебном году в 11 классе.(Программа курса приложение 9, список учащихся приложение 10). Проектная деятельность поднялась на новую ступеньку: учащиеся не только пишут рефераты и исследовательские работы, но и создают презентации. Так моими учениками были созданы следующие презентации: «Готовил ли Сталин войну против Гитлера?», «Курение – это рай или ад?», «Распутинщина», «Гардероб людей 19 века», «Русь деревянная», «Произведения искусства в русской истории: иконы». Собранный материал очень интересен, (смотреть диск) он используется на уроках истории, краеведения.


При проведении уроков истории, обществознания, права я использую такие методы как частично – поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. Формы работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения и другие. В рамках метода проектов пользуюсь технологией КСО - работа в парах, группах. Хороший результат дают уроки нетрадиционного типа. Я использую такие: урок – соревнование при обобщении темы; урок открытых мыслей на обществознании при освещении вопросов нравственного характера; урок – эврика при решении познавательных задач, при исследовании исторических документов. Урок творчества – различные творческие задания: дописать сказку (история Древнего мира), составить рассказ о путешествии по Новгороду, мини сочинения, где учащиеся выражают своё отношение к происходящему событию, учатся давать оценку. Уроки с применением игровых моментов: аукцион знаний, волшебный конверт, конкурс, КВН, путешествие и другие.


Динамика качества знаний.

Учебный год


история

обществознание

граждановедение

2003 – 2004

44,4%

49,2%

62,2%

2004-2005

48,7%

60,4%

69,2%

2005-2006

55,7%

77,1%

80,8%



Результаты устных экзаменов по истории и обществознанию.


Учебный год

История

Сдавало: на «4» и «5»

Обществознание

Сдавало: на «4» и «5»

    1. 11кл.

9кл.

  1. 12

5 4




2004-2005 11кл.

2 2




    1. 11кл.

9кл.

1 1

3 3

1 1



Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию.


Учебный год

История

Сдавало на «4» и «5»


Обществознание

Сдавало на «4» и»5»

2005-2006 11кл.

1 1

2 2


На протяжении нескольких лет успеваемость по истории, обществознанию, граждановедению составляет 100%


Мне трудно сейчас говорить о росте мотивации к изучению предмета, так как анкетирование не проводилось. Но позитивная динамика качества знаний говорит сама за себя. Кроме того, мои ученики выбирают профессии связанные с историей или правом. Пришмантайте Ирина окончила Красноярский педагогический университет, работает преподавателем истории в общеобразовательной школе города Красноярска. Иванова Ольга студентка 3-го курса исторического факультета КГУ. Сафронова Аня студентка 2-го курса исторического факультета Красноярского педагогического университета. Выпускница 2006 года Ласун Даша намерена поступить на исторический факультет Красноярского педагогического университета. Федотова Марина закончила юридический факультет КГУ, работает юристом в МОУ Ачинском политехническом техникуме. Клыкова Марина, Бондаренко Ира студентки 3-го курса юридического факультета Современной Гуманитарной академии.


Внеурочная деятельность.


Внеурочная деятельность по предмету связана в основном с проведением школьных олимпиад, недели истории, работой в школьном музее, участием в районных олимпиадах и интеллектуальных играх, участием в научно – практических конференциях.


Школьные олимпиады.


График показывает количество участников школьных олимпиад в %.

Недели истории в школе провожу ежегодно. Включаю игры, конкурсы, соревнования. В заключение недели – исторический вечер, на котором подводятся итоги, награждаются победители. Методических разработок много.


Работа в школьном музее организована по направлениям:

- поисково-исследовательская;

- информационная;

- воспитательная.

Деятельность любого учителя связана с воспитанием детей. Деятельность историка неразрывно связана с патриотическим воспитанием подрастающего поколения. В школьном музее собран огромный материал по истории села. Оформлены разделы: образование села Белый Яр, гажданская война на территории Ачинского района, коллективизация, односельчане – участники Великой Отечественной войны, работа в тылу, история Белоярского овощемолочного совхоза, офицер – профессия героическая. Создан совет музея, который координирует всю работу: продолжает сбор материала, организует экскурсии, проводит лекции, уроки мужества, встречи с ветеранами В.О. войны и труда. Большая работа была проведена к 60-летию Победы. Была объявлена операция «Мы этой памяти верны!» Ребята пишут о своих дедах и прадедах воевавших на фронтах В.О. войны (Приложение11). Провели встречу с ветераном войны Сороколетовой Екатериной Григорьевной. Она много лет была директором нашей школы, и мы поддерживаем с ней тесную связь. Не оставлены без внимания и остальные ветераны: поздравления, подарки, посильная помощь по хозяйству. В рамках проекта «Героические страницы войны» ребята собрали богатый материал о великих полководцах Жукове, Василевском, Рокоссовском, Коневе и др., о героях войны Покрышкине, Кожедубе, Маресьеве, Талалихине, об односельчанах – участниках войны, о великих сражениях.


Заключительная игра – соревнование проводилась в виде путешествия по станциям:


  • Героическая

  • Топографическая

  • Маршальская

  • Смекалистая

  • Орденоносная

  • Краеведческая

  • Музыкальная

На каждой станции команды – участницы за правильные ответы получали баллы, по сумме определялся победитель. (Приложение 12).

Мои ребята принимают участие в районных и краевых конкурсах рефератов, сочинений. Краевой конкурс «Сибиряки – защитники Отечества». Шторк Даша получает благодарственное письмо (приложение 13) за рассказ о земляке Алиеве А.Б. участнике В.О.войны. Её статья напечатана в газете «Уголок России» (приложение 14). Ласун Даша, участвуя в этом конкурсе, написала реферат «Юность, опалённая войной» о женщинах Белого Яра – участницах В.О. войны. Статья в газете «Уголок России» ( приложение 15).


Районный конкурс сочинений памяти жертв политических репрессий. Иванова Ольга. Сочинение «Дух бессмертен» - второе место. Данькова Рита «Память – это тоже медицина». Награждена Дипломом и денежной премией. Районный конкурс «Расскажи о герое», посвящённый 60-летию Победы. Шторк Даша и Ласун Даша награждены краевой и районной Почетными грамотами, их работы отправлены в Государственный архив Красноярского края (приложение 16).


График участия в конкурсах.





Участие в научно-практических конференциях.


Год

Участники

Тема

Результат

2002

Бородина Н.

Древнейшее прошлое ачинских земель

II место

2003

Рыжкова О.

История села Белый Яр

II место

2004

Шелепова М

Шорикова Н

История села и русская частушка

II место


«Юниор Красноярья»

2004 Ермакова Ю. Доисторическое прошлое нашего села III место

(приложение 17)

Человек в истории. Россия ХХ век.

Год

Участники


Тема

Результат

2003

Иванова О.

Былого ветхие, но мудрые страницы

Грамота, вошла в 100 лучших работ России.

2004

Ласун Д.

Без вины виноватые

Грамота, 2 тур


Приложение 2, 3, 20.

От Международного историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал», Совета по краеведению Российской Академии образования, Кафедры региональной истории и краеведения и Центра устной истории Российского Государственного Гуманитарного Университета я получила Благодарности: 2003 год за высокий профессиональный уровень, 2004 год за историко-просветительскую работу с молодёжью и активную помощь в организации конкурса. Приложения 4,5.


Участие в районных конкурсах.


  • 2002 год. Уч-ся 6 класса, 7 человек. Интеллектуальная игра по истории «Средневековый город». I место. Приложение 23.

  • 2004 год. Конкурс по праву. II место.

  • 2005 год. Конкурс по граждановедению. III место. Приложение 21.

Во всех конкурсах учащиеся Белоярской школы занимают призовые места.

Много внимания уделяю краеведческой деятельности. Несколько лет веду предмет «История Красноярского края». Накоплен богатый материал по истории края, района, села. Разнообразные формы работы помогают мне привить у детей любовь к родному селу, к его истории, людям. Заочные путешествия в прошлое, экскурсии, встречи с интересными людьми, работа с документами и периодической печатью – вот далеко не все формы работы, которые использую. Работая в архиве, мы с ребятами нашли материал о Данииле Ачинском. Изучили его, написали реферат. Теперь каждый школьник знает, что жил на нашей земле человек, который причислен к лику святых, знают его биографию. Сегодня работаем над проблемой: Старец Феодор Козьмич. Кто он? Жил на белоярской земле в середине 19 века некий старец Феодор Козьмич. Некоторые историки считают, что это был царь Александр I. По крупицам собираем материал, изучаем биографии и старца и императора, сопоставляем факты. Возможно, в недалёком будущем мои ребята сделают вклад в большую науку, доказав, что старец и Александр I одно и тоже лицо.


Как любят дети экскурсии, походы, игры на свежем воздухе! Вожу детей на Айдашинскую пещеру – археологический памятник Ачинского района. Затаив дыхание, слушают ребята легенды о пещере, о кочевавших здесь племенах. (Смотреть презентацию «История краеведческого движения.) Диск. В рамках районного проекта «Скауты-патриоты России» я в 2003-2005 году была руководителем отряда скаутов «Бригантина». Воспитание сильных, ловких, умелых, любящих Родину – задача скаутов. Игры, соревнования, военно-спортивная игра «Зарница», посвящённая Дню защитника Отечества навсегда останутся в памяти детей. (Смотреть презентацию). К 80-летию Ачинского района наша выставка «Сыны и дочери Причулымья» заняла первое место. За краеведческую работу имею Почётные грамоты: 2002 год за творческую работу по краеведению; 2003 год за развитие краеведческой и исследовательской работы (грамота Главы района); 2004 год Благодарственное письмо Главы района за активное участие в фестивале «Уголок России или поклон Ачинской земле», посвящённом 80-летию Ачинского района. Приложение 24, 25, 26.

Во внеклассной работе использую такую форму как научная конференция. Выбираем тему, определяем проблему, готовимся и проводим конференцию. Во время дискуссии приходим либо к единому решению, либо мнения расходятся. Спорили по темам: «Одиноки ли мы во вселенной?», «Что такое НЛО», «Кто построил египетские пирамиды?» Детям приходится

заглянуть в энциклопедии, научные журналы. Результат – споры, поиск истины, уставшие, но довольные лица ребят. Так готовясь по теме «Кто построил египетские пирамиды» семиклассникам Игорю и Егору пришлось познакомиться с трудами Э. Мулдашева, поискать материал в Интернете. Результат их деятельности – создание презентации, выступление на школьной и районной научно-практической конференции. (Смотреть диск). Таким образом, круг вопросов, интересующих школьников расширяется, повышается интеллект учащихся.

Деятельность в качестве классного руководителя.



Деятельность классного руководителя многообразна и интересна. В 2004 году я выпустила свой самый большой и самый любимый класс. Двадцать шесть парней и девочек, которых вела с пятого класса. С этими детьми мы были самыми активными участниками школьной жизни. Разработали и внедрили проект «Самоуправление в школе», жизнь в Детской республике закипела. По всем правилам провели выборы президента и парламента, создали комиссии. Большинство ключевых постов заняли мои ребята. Горохов Олег после упорной предвыборной кампании занял пост президента. Такая форма работы, которая не ограничивается делами класса, а выходит на общешкольный уровень, даёт хороший результат. Дети приобретают ряд компетентностей, необходимых для дальнейшей взрослой жизни: коммуникативная, самообучение и саморазвитие, гражданско-общественная. Руководя другими, они учатся толерантности, взаимопомощи, внимательному отношению друг к другу. Вырабатывают гражданскую позицию. Можно много говорить о проведённых классных часах, индивидуальных беседах с учащимися, формах и метолах работы, анкетах и опросах, но результаты говорят сами за себя. Одиннадцать выпускников закончили школу на «хорошо» и «отлично». Данькова Рита с серебряной медалью. Шестнадцать ребят поступили в ВУЗы, двое выбрали профессию офицера, двое служат в армии, остальные студенты техникумов. Надо любить детей. И тогда удостоишься Похвального листа. Приложение 28.

Сейчас я являюсь классным руководителем шестого класса. Проведено много классных часов, бесед, внеклассных мероприятий по формированию у ребят гражданственности, коллективизма, чувства ответственного отношения к делу. Через анкетирование «Познай самого себя и других» изучаю индивидуальные особенности каждого ребёнка, выстраиваю воспитательную программу, учитывая желания и возможности школьников.

Результат мониторинга за 5-ый и 6-й классы:

5-й класс 4,16 балла;

6-й класс 4,18 балла. Приложения 29, 30.

Динамика, хотя и небольшая, есть. Учитывая, что пять детей из неблагополучных семей, результат не плохой. Шесть учащихся закончили шестой класс на «4» «5», Пузанова Юля отличница. Ребята активно участвуют в жизни школы: в олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, декоративно-прикладном творчестве.


Зеленкова Марина олимпиада по русскому языку III место;

Пузанова Юля районная научно-практическая конференция III место;

Юсковец Ира, Лавринович Женя имеют Почётные грамоты за участие в спортивных соревнованиях;

Кинслер Женя - Благодарность за участие в выставке «Родники народные» в выставочном зале Государственного центра народного творчества Красноярского края. Приложения 31 – 36.


Использование современных образовательных технологий.


В 2005 году прошла курсы «Intel –обучение для будущего» и с успехом внедряю информационно-комуникационную технологию. Приложения 7, 8. Веду элективный курс «Проектная деятельность в рамках информационных технологий» (приложение 9,10), провожу уроки истории, граждонаведения с использованием компьютера. В 2006 оду посещала мастер-класс при Ачинском педагогическом колледже по информационным технологиям. Разработала программу и учебное пособие элективного курса по праву для 10 класса «Права и обязанности учащихся общеобразовательных учреждений, их нормативное закрепление». Приложение 37,38, 39.

Постоянно обмениваюсь опытом работы с коллегами на школьных и районных методобъединениях в форме выступлений, мастер-классов. В Белоярской школе давала мастер-класс «Использование информационных технологий на уроках истории», открытый урок «Создание презентаций». На районном МО делилась опытом работы по проектной деятельности, краеведческой работе. В апреле 2005 года участвовала в зональном семинаре «Формирование ключевых компетенций школьников через краеведение», где делилась опытом «Роль уроков краеведения в формировании коммуникативной и учебной компетенции». Приложение 40.


Имею правительственную награду орден Трудовой Славы III степени.

Приложение 41.