litceysel.ru
добавить свой файл
1




Обобщающее повторение по теме:

«Свойство паров, жидкостей, твердых тел»

10 класс



Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатном состоянии вещества, проверить умение применять теоретические знания к качественным и количественным задачам, способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся, умение владеть современными ИКТ.

Тип урока: урок-конференция

Подготовительный этап: учащимся заранее предлагаются вопросы по трем вариантам.

I вариант «Газы»

  1. Доказать утверждение «Без газообразного состояния вещества нет жизни на Земле».

  2. Процессы парообразования и конденсации

  3. насыщенный пар. Критическое состояние.

  4. Влажность воздуха.

  5. Сжатие газов. Использование в технике.

II вариант «Жидкости»

  1. Доказать утверждение «Без жидкого состояния вещества нет жизни на Земле».

  2. Поверхностный слой жидкость

  3. Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом

  4. Капиллярные явления. Использование в природе, быту.

III вариант «Твердое тело»

  1. Доказать утверждение «Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле».

  2. Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.

  3. Аморфные тела, их свойства.

  4. Упругие свойства твердых тел. Деформации.

  5. Использование кристаллов.

Каждая группа оформляет свои собранные материалы в виде творческого проекта (презентации, публикации, бюллетеня, сюда включены также составленные учащимися кроссворды, тесты, экспериментальные задания, качественные и количественные задачи.)



План урока


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Обсуждение теоретических вопросов.

  4. Обсуждение практических вопросов.

  5. Подведение итогов.

Ход урока

Пора чудес пришла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете

Уильям Шекспир

Учитель: Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас – повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающих нас не только в физической лаборатории, Нои в повседневной жизни, любые вещества могут находиться всего в трех состояниях:


  • твердом;

  • жидком;

  • газообразном.

Кроме того, происходят и знакомые переходы веществ из одного состояния в другое: замерзая, вода становится твердым льдом, при нагревании она испаряется, превращаясь в водяной пар. И на последних уроках мы отвечали на неизбежно возникающий вопрос: почему все это происходит? Сегодня мы проверим, какова глубина вашего понимания основных вопросов об агрегатных состояниях вещества и насколько вы умеете применять полученные знания при решении не совсем обычных теоретических и практических заданий.

Урок состоит из пяти туров.

  1. Тур – философский

  2. Тур – физический

  3. Тур физики и лирики

  4. Тур – практический

  5. Тур – экспериментальный.

Итак, начинаем с первого тура.

Каждая команда получила задание доказать утверждение «Без газообразного, жидкого, твердого состояния вещества нет жизни на Земле»

Презентация №1

Презентация №2


Презентация №3.

II тур Физический

Второй тур позволит выяснить какова глубина ваших знаний об агрегатных состояниях вещества, о сути процессов, протекающих при переходе из одного в другое состояние, значение этих процессов в природе и технике. Ответы должны быть краткими и лаконичными.

Слово предоставляется представителям I группы.

Презентация «Особенности парообразования» и Приложение 1.

Слово предоставляется представителям II группы.

Презентация «Свойства жидкостей».

Слово предоставляется представителям III группы.

Презентация «Свойства твердых тел»

Третий тур «Физики и лирики»

Каждая группа получила задание. Найти в художественной литературе отрывки, описывающие физические явления и подготовить к ним вопросы.

Презентация «Физика в литературе»

Четвертый тур «Практический»

Нужно было составить расчетную задачу, тест, кроссворд, качественную или экспериментальную задачи, для того чтобы проверить знания по данной теме.

I группа «Физика в бане» (слайд №1)

II группа «Как с помощью стакана воды, иглы, монет доказать существование поверхностного слоя жидкости».

III группа «Тест по теме: «Твердые тела»

Текстовое задание «Твердые тела»


  1. Монокристалл – это:

А) элементарная ячейка;

Б) одиночный кристалл;

В) несколько сросшихся кристаллов.

  1. Твердые тела, характеризуются дальним порядком в расположении частиц, - это:

А) аморфные тела;

Б) кристаллы.

  1. Твердые тела, характеризующиеся ближним порядком в расположении частиц, - это:

А) аморфные тела;

Б) кристаллы.

  1. Анизотропия – это:

А) зависимость физических свойств вещества от направления;

Б) независимость физических свойств от направления – свойства одинаковы по всем направлениям.


  1. Явление анизотропии хорошо наблюдается в:

А) стекле;

Б) слюде.

  1. Если в узле кристаллической решетки отсутствует один атом, то это:

А) точечный дефект;

Б) протяженный дефект (дислокация).

  1. Тот факт, что кристалл слюды легко расслаивается только в одном направлении, можно объяснить:

А) наличием дефектов;

Б) анизотропией.

  1. В поликристаллах анизотропия:

А) наблюдается;

Б) не наблюдается.

Текстовое задание «Твердые тела» (ключ)

  1. Монокристалл – это:

А) элементарная ячейка;

Б) одиночный кристалл;

В) несколько сросшихся кристаллов.

  1. Твердые тела, характеризуются дальним порядком в расположении частиц, - это:

А) амфотерные тела;

Б) кристаллы.

  1. Твердые тела, характеризующиеся ближним порядком в расположении частиц, - это:

А) амфотерные тела;

Б) кристаллы.

  1. Анизотропия – это:

А) зависимость физических свойств вещества от направления;

Б) независимость физических свойств от направления – свойства одинаковы по всем направлениям.

  1. Явление анизотропии хорошо наблюдается в:

А) стекле;

Б) слюде.

  1. Если в узле кристаллической решетки отсутствует один атом, то это:

А) точечный дефект;

Б) протяженный дефект (дислокация).
  1. Тот факт, что кристалл слюды легко расслаивается только в одном направлении, можно объяснить:


А) наличием дефектов;

Б) анизотропией.

  1. В поликристаллах анизотропия:

А) наблюдается;

Б) не наблюдается.


V Тур «Экспериментальный». Каждой группе предлагалось выполнить практическую работу.

Группа №1. Доказать «кипит – не всегда горячо»

Группа №2. «Получить раствор для мыльных пузырей».

Группа №3. «Как можно вырастить кристаллы».

Учитель физики: Наша работа подошла к завершению. Итогом работы каждого ученика является итог группы, то есть та оценка которую вы получили в соответствии с набранными балами.

Спасибо! Урок окончен.