litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Священная Римская Империя Германской Нации (лат. Sacrum Romanum Imperium Nationis Germanicæ, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation), также известная как «Первый рейх» – крупное государственное образование в центре Европы, просуществовавшее с 962 по 1806 гг. Это государство позиционировало себя как прямой преемник франкской империи Карла Великого (768-814), которая наряду с Византией считала себя наследницей античной Римской империи. Несмотря на номинальный имперский статус, эта империя на протяжении всей своей истории оставалась децентрализованной, имевшей сложную феодальную иерархическую структуру, объединявшую множество государственных единиц. Хотя во главе империи стоял император, его власть не являлась наследственной, так как титул присваивался коллегией курфюрстов. Кроме того, эта власть не была и абсолютной, ограничиваясь сначала аристократией, а позже, с конца XV века – рейхстагом.


Образование Священной Римской империи

Предпосылки формирования крупного имперского государства в центре Европы следует искать в сложном положении, сложившемся в регионе в поздней античности и раннем средневековье. Крушение Западной Римской империи было болезненно воспринято современниками, которым идейно казалось, что империя существовала всегда и будет жить вечно – настолько универсальной, древней и священной была сама ее идея. Это наследие античности дополнялось и новой мировой религией – христианством. На некоторое время, к VII в., идея общеримского христианского единства, присутствовавшая в Римской империи начиная с ее христианизации, была в основном забыта. Однако церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и учреждений, выполнявшая объединительную функцию для смешавшегося после Великого переселения народов населения, о ней помнила. Церковная система, требуя единообразия в вероучении и организации, поддерживала чувство единства у народов. Многие представители духовенства сами были римлянами, живя по римскому праву и пользуясь латинским языком как родным. Они хранили античное культурное наследие и идею единого всемирного светского государства. Так святой Августин в трактате «О граде Божием» (De Civitate Dei) предпринял критический анализ языческих представлений об универсальной и вечной монархии, но средневековые мыслители истолковали его учение в политическом аспекте, более позитивно, чем подразумевал сам автор.

При этом до середины VIII в. на Западе формально признавалось верховенство византийского императора, однако после того как в Византии началось ударившее по церкви иконоборческое движение, римские папы стали все больше ориентироваться на Франкское королевство, правители которого сами проводили объединительную политику. Реальная власть короля франков Карла Великого (768-814) к тому моменту, когда на Рождество 800 г. в церкви Св. Петра в Риме папа Лев III (795-816) увенчал его императорской короной, была сравнима в глазах современников лишь с властью правителя Римской империи, выполнявшего роль покровителя церкви и святого престола. Коронация явилась освящением и легализацией его власти, хотя по сути явилась результатом соглашения между папой, королём, церковными и светскими сановниками. Сам Карл придавал большое значение титулу императора, возвышавшего его в глазах окружающих. При этом ни он, ни короновавший его папа не имели в виду восстановление только Западной Римской империи: возрождалась Римская империя в целом. В силу этого Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. Константина VI, а не преемником свергнутого в 476 г. Ромула Августула. Римская империя считалась единой, неделимой. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана с Римом, центром западного христианства, который объявлялся как политическим, так и церковным центром империи. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла с тех пор была связана с теократическими идеями.

Однако империя Карла Великого оказалась недолговечной. По итогам Верденского раздела 843 г. империя опять угасла как единое государство, вновь трансформируясь в традиционную идею. Титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь территорией Италии. А после кончины последнего римского императора Беренгара Фриульского в 924 г. власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривалась представителями ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи стала Германия, где возрождение наметилось в первой половине X в., в период правления в восточной части бывшей Каролингской империи Генриха I Птицелова (919-936), основателя первой немецкой (Саксонской) династии. Он заложил основы не только Германского королевства, но и будущей Священной Римской империи. Его дело продолжил Оттон I Великий (936-973), при котором в состав государства вошла Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров, началась активная экспансия в сторону славянских земель, сопровождавшаяся энергичной миссионерской деятельностью. При Оттоне I церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии, а племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, были подчинены власти центра. В итоге к началу 960-х годов Оттон I стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого, приобретя репутацию защитника церкви и положив начало итальянской политике, так как в то время имперская идея связывалась с Италией и получением императорского достоинства от папы в Риме. Будучи религиозным человеком, он хотел быть христианским императором. В конечном итоге по завершении трудных переговоров 31 января 962 г. Оттон I принес папе Иоанну XII присягу с обещанием охранять безопасность и интересы папы и Римской церкви, что послужило юридическим основанием для становления и развития средневековой Римской империи. 2 февраля 962 г. в церкви Св. Петра в Риме состоялась церемония помазания и венчания Оттона I имперской короной, после чего он, уже в новом качестве, заставил Иоанна XII и римскую знать присягнуть ему на верность. Хотя Оттон I не намеревался основывать новую империю, рассматривая себя исключительно как преемник Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви. Так родилась новая Римская империя. Византия не признала императором грубого франка, также как и Франция, что изначально ограничило универсальность империи.

Основы и история титулатуры Священной Римской империи

Традиционный термин «Священная Римская империя» появился довольно поздно. После своей коронации Карл Великий (768-814) пользовался длинным и вскоре отброшенным титулом «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». После него вплоть до Оттона I (962-973) императоры именовали себя просто «Император Август» (лат. imperator augustus) без территориальной конкретизации (подразумевая, что в перспективе вся бывшая античная Римская империя, а в перспективе и весь мир подчинятся им). Первый монарх Священной Римской империи Оттон I использовал титул «император римлян и франков» (лат. imperator Romanorum et Francorum). В дальнейшем Оттона II (967-983) иногда именовали «Император Август римлян» (лат. Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III (996-1002) этот титул становится обязательным. При этом между вступлением на трон и своей коронацией кандидат пользовался титулом королей Римлян (лат. rex Romanorum), а начиная со своей коронации носил титул Германский Император (лат. Imperator Germanicæ). Словосочетание «Римская империя» (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины X в., окончательно закрепившись к середине XI в. Причины задержки кроются в дипломатических осложнениях из-за того, что преемниками Римской империи считали себя и византийские императоры. При Фридрихе I Барбароссе (1155-1190) с 1157 г. к словосочетанию «Римская империя» в знак ее христианско-католического характера впервые было добавлено определение «Священная» (лат. Sacrum). Новый вариант названия подчёркивал убежденность в святость мирского государства и претензии императоров к церкви в контексте завершившейся недавно борьбе за инвеституру. Эта концепция получила дальнейшее обоснование в ходе возрождения римского права и оживления контактов с Византийской империей. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя» (лат. Sacrum Romanum Imperium), по-немецки (нем. Heiliges Römisches Reich) оно стало встречаться при императоре Карле IV (1346-1378). Добавление к названию империи словосочетания «германской нации» появилось после того, как в руках австрийской династии Габсбургов в XV в. оказались все земли (кроме швейцарских), населенные в основном немцами (нем. Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae), изначально чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. Так в указе императора Фридриха III (1452-1493) от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи германской нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. императором Максимилианом I (1508-1519) впервые официально была использована окончательная форма «Священная Римская империя германской нации», сохранившаяся до 1806 г., хотя в своих последних документах это государственное образование обозначалось как просто «Германская империя» (нем. Deutsches Reich).

С точки зрения государственного строительства в 962 г. было положено начало соединению в одном лице двух титулов – императора Римского и короля Германского. Сперва это соединение носило личный характер, но затем – вполне официальный и реальный. Однако, основанная в Х в. империя являлась, в сущности, обычной феодальной монархией. Усвоив идею преемственности своей власти от древнего мира, императоры осуществляли ее феодальными методами, управляя племенными герцогствами (основными политическими единицами в Германии) и марками (пограничными административно-территориальными образованиями). Сперва Священная Римская империя имела характер феодально-теократической империи, претендующей на высшую власть в христианском мире. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Считалось что он был «imperator terrenus», наместником Бога на земле в светских делах, а также «patronus», защитником церкви. Поэтому власть императора во всем соответствовала власти папы, а отношения между ними считались аналогичными отношениям души и тела. Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывали на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан, «главой христианского мира», «светским главой верных», «покровителем Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. Но эти обстоятельства стали одной из предпосылок многовековой борьбы германских императоров за обладание Италией с папским престолом. Борьба с Ватиканом и усиление территориальной раздробленности Германии постоянно ослабляли императорскую власть. Теоретически находясь выше всех королевских домов Европы, титул императора не давал королям Германии дополнительных полномочий, так как реальное управление осуществлялось используя уже существующие административные механизмы. В Италии императоры мало вмешивались в дела своих вассалов: там их главной опорой являлись епископы ломбардских городов.


По сложившейся традиции императоры короновались четырьмя коронами. Коронование в Ахене делало монарха «королем франков», а со времени Генриха II (1014-1024) – «королем римлян»; коронование в Милане – королем Италии; в Риме монарх получал двойную корону «urbis et orbis», а Фридрих I (1155-1190), под конец жизни, принял и четвертую корону – бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatense). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, менее значимыми титулами в сравнении с титулом императора. Последний принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. До Людвига IV (1328-1347), гербом империи являлся одноглавый орёл, а начиная с Сигизмунда (1433-1437) таковым становится двуглавый орёл, в то время как герб короля римлян сохранился в виде одноглавого орла. При саксонских и франконских правителях императорский престол был избирательным. Каждый христианин-католик мог стать императором, хотя обыкновенно выбирался член одной из могущественных княжеских фамилий Германии. Избирали императора курфюрсты, чью независимость узаконила золотая булла 1356 г. Этот порядок этот продержался до Тридцатилетней войны.

Социально-экономическое развитие Священной Римской империи

Социально-экономическое развитие Священной Римской империи на протяжении всего времени существования этого государственного образования коррелировалось с тенденциями общеевропейского развития, но имело и свои особенности. В частности, входящие в состав империи территории значительно отличались друг от друга по населению, языку, уровню развития, поэтому политическая раздробленность империи сопутствовала экономической дезинтеграции. Начиная с раннего средневековья в Германских землях основой хозяйствования являлось пашенное земледелие, сопровождавшееся активным освоением пустошей и лесов, а также мощным колонизационным движением на восток (оно выражалось и в переселении крестьян на пустующие или отвоёванные земли, а также в силовой экспансии немецких рыцарских орденов). Процессы феодализации развивались медленно, закрепощение крестьянства также происходило замедленными темпами в сравнении с соседями, поэтому на раннем этапе основной хозяйственной единицей являлся свободный или полузависимый крестьянин. Позднее, с ростом продуктивности земледелия наблюдалось усиление эксплуатации крестьян со стороны феодалов разного уровня. С XI-XII вв. в результате активного развития сеньориальных и свободных имперских городов стало формироваться сословие бюргерства. В сословной иерархии особую роль стал играть поддерживаемый императорами слой мелких и средних рыцарей и министериалов, мало зависящей от местных князей. Последние две группы населения стали опорой центральной имперской власти.


В Итальянских владениях империи процессы экономического развития оказались более интенсивными. Сельское хозяйство развивалось значительно быстрее, чем в немецкой метрополии и характеризовалось многообразием форм крестьянского землевладения, при этом главным движителем экономики стали города, быстро превратившиеся в крупные торгово-ремесленные центры. К XII-XIII вв. они добились и фактически полной политической самостоятельности от феодалов, а их богатства приводили к продолжавшейся борьбе императоров за усиление своей власти в итальянском регионе.

В эпоху позднего средневековья в связи с трансформацией империи в сугубо немецкое образование, социально-экономическое развитие зависело от процессов, происходивших в Германии. В этот период повышение спроса на хлеб привело к повышению товарности аграрного сектора в Северной Германии, с укрупнением крестьянских владений на западе и ростом вотчинного хозяйства на востоке. Южногерманские земли, отличавшиеся мелкими крестьянскими хозяйствами, испытали активное наступление феодалов, выражавшееся в увеличении барщины, росте повинностей и других форм ущемлений крестьян, что приводило (вместе с нерешёнными церковными проблемами) к серии крестьянских выступлений (гуситские войны, движение «Башмака» и др.). Разразившаяся в середине XIV в. эпидемия чумы, серьёзно сократив численность населения страны, положила конец немецкой аграрной колонизации и привела к оттоку производительных сил в города. В неаграрном секторе экономике на первый план вышли ганзейские города Севера Германии, сосредоточившие в своих руках торговлю в Северном и Балтийском морях, а также текстильные центры Южной Германии (Швабия) и Исторических Нидерландов (пока они примыкали к империи). Новый импульс получили и традиционные центры горного дела и металлургии (Тироль, Чехия, Саксония, Нюрнберг), при этом огромную роль в развитии индустрии стали играть и крупные купеческие капиталы (империя Фуггеров, Вельзеров и др.), финансовый центр которых располагался в Аугсбурге. Несмотря на значительный рост экономических показателей субъектов империи (прежде всего торговых), необходимо отметить, что он наблюдался в условиях отсутствия единого немецкого рынка. В частности, наиболее крупные и успешные города предпочитали развивать связи с заграничными партнёрами, а не с немецкими, притом, что значительная часть городских центров вообще оказалась изолированной от контактов даже с ближними соседями. Такое положение способствовало сохранению как экономической, так и политической раздробленности в империи, от чего в первую очередь выигрывали князья.


Усиление эксплуатации крестьянства Южной Германии, обострение межсословных противоречий на раннем этапе Реформации привели к масштабному народному восстанию, получившему названию Великой крестьянской войны (1524-1525). Поражение немецкого крестьянства в этой войне на ближайшие века определило его социально-экономическое положение, приведя к усилению феодальной зависимости на Юге Германии и распространению крепостничества на другие регионы, хотя свободное крестьянство и общинные институты сохранились в ряде районов страны. При этом в целом социальное противостояние между крестьянством и дворянством в XVI-XVII вв. утратило остроту, во многом за счёт развития разных форм патронажа, религиозной солидарности и наличия судебных возможностей защиты крестьянами своих интересов. Поместное и крестьянское хозяйства в XVII в. имели тенденцию консервации существующих порядков. Развитие имперских городов в раннее новое время характеризовалось стагнацией бывших экономических лидеров и переходом первенства в руки центральнонемецких городов во главе с Франкфуртом и Нюрнбергом. Наблюдалось и перераспределение финансовых капиталов. Процесс усиления бюргерского сословия в эпоху реформации постепенно сменился обратным явлением, когда на первое место вышло дворянство. Даже в рамках городского самоуправления происходил процесс роста олигархических институтов и укрепления власти городского патрициата. Тридцатилетняя война окончательно добила Ганзу и разорила многие немецкие города, подтвердив экономическое лидерство Франкфурта и Кёльна.

В XVIII в. в ряде регионов страны наблюдалось существенное оживление суконной и металлургической промышленности, появились крупные централизованные мануфактуры, однако по темпам своего индустриального развития империя оставалась отсталым государством в сравнении с соседями. В большинстве городов продолжал господствовать цеховой строй, а производство в значительной степени зависело от государства и дворян. В большинстве регионов страны в сельском хозяйстве сохранялись старые формы феодальной эксплуатации, а появившиеся крупные помещичьи предпринимательские хозяйства основывались на барщинном труде крепостных крестьян. Наличие мощных военных машин у ряда княжеств и королевств империи позволяло не опасаться возможностей крупных крестьянских выступлений. Процессы экономического обособления территорий продолжались.



следующая страница >>